Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.09.2015 N 17АП-10548/2015-АК ПО ДЕЛУ N А50-9035/2015

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 сентября 2015 г. N 17АП-10548/2015-АК

Дело N А50-9035/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 3 сентября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 4 сентября 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Борзенковой И.В., Гуляковой Г.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шабалиной А.В.
при участии:
- от истца заместителя прокурора Пермского края - Демотко С.А., удостоверение;
- от ответчика Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (ОГРН 1065902004354, ИНН 5902293298) - не явились;
- от ответчика общества с ограниченной ответственностью "Капитал-3" (ОГРН 1066316094130, ИНН 6316113996) - не явились;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 09 июня 2015 года по делу N А50-9035/2015,
принятое судьей Трубиным Р.В.
по иску заместителя прокурора Пермского края
к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края и обществу с ограниченной ответственностью "Капитал-3"
о признании недействительным пункта договора аренды лесного участка,

установил:

Заместитель Прокурора Пермского края обратился в Арбитражный суд Пермского края с иском к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее также - Министерство) и ООО "Капитал-3" (далее также - общество) о признании недействительным (ничтожным) пункта 13.7 договора аренды лесного участка от 25.12.2009 N 439, заключенного между Агентством по природопользованию Пермского края и ООО "Капитал-3", в части слов "в случае возникновения лесного пожара на лесном участке обеспечивать его тушение".
Решением Арбитражного суда Пермского края от 09.06.2015 иск удовлетворен. Признан недействительным (ничтожным) пункт 13.7 договора аренды лесного участка от 25.12.2009 N 439, заключенного между Агентством по природопользованию Пермского края и ООО "Капитал-3", в части слов "в случае возникновения лесного пожара на лесном участке обеспечивать его тушение".
Не согласившись с указанным судебным актом, Министерство обжаловало его в порядке апелляционного производства. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы полагает, что оспариваемый пункт договора не подразумевает под собой обязанность по непосредственному тушению пожара, при этом типовая форма договора аренды лесного участка, содержащая спорный пункт, изложена в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности", действовавшим на момент заключения договора. Кроме того, суд первой инстанции не принял во внимание ссылку ответчика на п. 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах".
Истец в отзыве возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение законным и обоснованным, а доводы жалобы несостоятельными. В судебном заседании представитель истца поддержал доводы письменного отзыва на апелляционную жалобу.
ООО "Капитал-3" письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Ответчики, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела. От Министерства поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 25.12.2009 между Агентством по природопользованию Пермского края ИНН 5902293562 (арендодатель) и ООО "Капитал-3" (арендатор) заключен договор аренды N 439, по условиям которого арендодатель обязался предоставить, а арендатор - принять во временное пользование лесной участок (категории - земли лесного фонда) площадью 60102,4 га с местоположением - Пермский край, Горнозаводский муниципальный район, ГКУ "Горнозаводское лесничество", Вижайское участковое лесничество, Кусье-Александровское участковое лесничество, Чусовское, Вильвенское участковое лесничество, Гремячинский муниципальный район, Вильвенское участковое лесничество. Схема расположения и границы лесного участка (приложение N 1 к договору), характеристики лесного участка (приложение N 2) подписаны сторонами. Пунктом 4 договора предусмотрено, что лесной участок передается арендатору для заготовки древесины.
Срок действия договора - с 25.12.2009 по 24.12.2058 (п. 21 договора).
Лесной участок принят арендатором по акту приема-передачи от 25.12.2009.
Пунктом 13.7 договора установлена обязанность арендатора в случае возникновения лесного пожара на лесном участке обеспечивать его тушение. Осуществлять противопожарное обустройство леса на лесном участке, в том числе, строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов и вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладку просек и противопожарных разрывов, обеспечивать создание систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарная техника, оборудование, снаряжение и другие), содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности в объемах, определенных Проектом освоения лесов.
На основании Указа Губернатора Пермского края от 05.07.2011 N 53 Агентство по природопользованию Пермского края ИНН 5902293562 переименовано в Министерство лесного хозяйства Пермского края, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц 07.09.2011 внесена соответствующая запись. 18.01.2013 Министерство лесного хозяйства Пермского края прекратило деятельность в качестве юридического лица путем реорганизации в форме присоединения к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края.
Ссылаясь на несоответствие действующему законодательству пункта 13.7 договора в части возложения на арендатора обязанности тушить пожар, заместитель прокурора в порядке статьи 52 АПК РФ обратился в арбитражный суд с соответствующим иском.
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции признал соответствующее условие договора (пункт 13.7) в части возложения на арендатора обязанности тушить пожар ничтожным в силу ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Изучив доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва на нее, заслушав мнение представителя истца, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит выводы арбитражного суда правильными, соответствующими требованиям закона и материалам дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" организация тушения пожаров - совокупность оперативно-технических и инженерно-технических мероприятий (за исключением мероприятий по обеспечению первых мер пожарной безопасности), направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожаров и проведение аварийно-спасательных работ.
Частью 2 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату заключения договора) установлено, что привлечение граждан, юридических лиц для тушения лесных пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
В силу статьи 7 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечения охраны, защиты, воспроизводства лесов переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктами 3, 4, 5 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 (в редакции, действовавшей на дату заключения договора, далее - Правила), установлено, что в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются:
а) противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов;
б) создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности;
в) мониторинг пожарной опасности в лесах;
г) разработка планов тушения лесных пожаров;
д) тушение лесных пожаров;
е) иные меры пожарной безопасности в лесах.
Согласно пункту 4 Правил меры пожарной безопасности в лесах, указанные в пункте 3 Правил, осуществляются:
а) органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления - в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся соответственно в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований;
б) органами государственной власти субъектов Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации;
в) Федеральным агентством лесного хозяйства - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых не передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации;
г) Федеральной службой по надзору в сфере природопользования - в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;
д) федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны и безопасности, - в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности.
Пунктом 5 Правил установлено, что указанные в подпунктах "а" и "б" пункта 3 данных Правил меры пожарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.
В силу пункта 7 Правил привлечение юридических лиц и граждан для тушения пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Подпунктом "г" пункта 13 Правил установлена обязанность юридических лиц и граждан, осуществляющих использование лесов, тушить лесные пожары, возникшие по их вине.
Таким образом, из системного толкования указанных норм права следует, что тушение лесных пожаров отнесено к компетенции специализированных органов государственной власти, их территориальных подразделений и органов местного самоуправления и финансируется из средств федерального бюджета, а арендаторы участвуют только в мероприятиях, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 3 данных Правил, либо в тушении пожаров, возникших по их вине.
Установив, что ООО "Капитал-3" не является специализированной противопожарной организацией, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действующим законодательством не предусмотрено возложение на арендатора лесного участка обязанности по организации тушения пожара в случае его возникновения на лесном участке, в связи с чем признал соответствующее положение договора недействительным.
Доводы заявителя жалобы о неправильном толковании прокурором и судом оспариваемого пункта договора подлежат отклонению, как не свидетельствующие о нарушении судом норм материального или процессуального права. Толкование указанного пункта договора дано судом первой инстанции в соответствии со статьей 431 ГК РФ исходя из буквального значения содержащихся в нем слов и выражений.
Довод Министерства о соответствии спорного пункта договора типовой форме договора аренды лесного участка, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324, отклоняется, как не имеющий правового значения для оценки его соответствия действующему законодательству. При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что вышеуказанный нормативный акт утратил силу на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 23.04.2010 N 283.
Таким образом, решение арбитражного суда первой инстанции принято без нарушения норм материального и процессуального права. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 09 июня 2015 года по делу N А50-9035/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий
Е.В.ВАСИЛЬЕВА

Судьи
И.В.БОРЗЕНКОВА
Г.Н.ГУЛЯКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)