Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.05.2014 ПО ДЕЛУ N А41-33393/12

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 мая 2014 г. по делу N А41-33393/12


Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коротковой Е.Н.,
судей Бархатова В.Ю., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Савановой В.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Московское производственное объединение по выпуску алмазного инструмента" на решение Арбитражного суда Московской области от 28 февраля 2014 года по делу N А41-33393/12, принятое судьей Гриневой А.В., по заявлению ОАО "Московское производственное объединение по выпуску алмазного инструмента" к Администрации Люберецкого муниципального района Московской области о признании незаконными действий, обязании совершить определенные действия,
при участии в заседании:
- от ОАО "Московское производственное объединение по выпуску алмазного инструмента" - Стратонов Н.А., доверенность от 12.02.2014 г.;
- от Администрации Люберецкого муниципального района Московской области - Жабинский И.Г., доверенность от 07.02.2014 г.;

- установил:

Открытое акционерное общество "Московское производственное объединение по выпуску алмазного инструмента" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Администрации Люберецкого муниципального района Московской области (далее - администрация, заинтересованное лицо) с требованиями:
- - признать незаконным отказ заинтересованного лица в льготной продаже (за 2,5 процентов от кадастровой стоимости) земельного участка с не присвоенным кадастровым номером и адресными ориентирами: Московская область, Люберецкий район, пос. Томилино, пос. Егорово, ул. Лесная, дом 5а, площадью 1 877 кв. м в собственность заявителя;
- - обязать Администрацию Люберецкого муниципального района Московской области принять решение о продаже ОАО "Московское производственное объединение по выпуску алмазного инструмента" земельного участка с не присвоенным кадастровым номером и адресными ориентирами: Московская область, Люберецкий район, пос. Томилино, пос. Егорово, ул. Лесная, дом 5а, площадью 1 877 кв. м в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 2 Федерального закона N 137 от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" по льготной ставке - за 2,5 процентов от кадастровой стоимости, утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровой карте, подготовить и направить заявителю проект договора купли-продажи земельного участка в месячный срок с даты вступления решения в законную силу.
Решением Арбитражного суда Московской области от 12.12.2012 заявленные ОАО "Московское производственное объединение по выпуску алмазного инструмента" требования были удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2013 указанное решение Арбитражного суда Московской области от 12.12.2012 отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 12.08.2013 постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2013 по делу N А41-33393/12 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28 февраля 2014 года по делу N А41-33393/12 в удовлетворении требований ОАО "Московское производственное объединение по выпуску алмазного инструмента" отказано.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе ОАО "Московское производственное объединение по выпуску алмазного инструмента", в которой заявитель просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
Представитель ОАО "Московское производственное объединение по выпуску алмазного инструмента" в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования - удовлетворить.
Представитель Администрации Люберецкого муниципального района Московской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отмене решения суда и частичном удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ОАО "Московское производственное объединение по выпуску алмазного инструмента" в 1992 приобрело в порядке приватизации в собственность здание - жилой дом N 5а по ул. Лесная в п. Егорово, пос. Томилино Люберецкого района Московской области, общей площадью 265,1 кв. м, что подтверждается планом приватизации N 778 от 23.10.1992 и актом оценки к нему.
Право собственности заявителя на указанный дом зарегистрировано в ЕГРП 25.01.2013 г. как ранее возникшее право, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 25.01.2013 г.
Общество 29.05.2012 обратилось в Администрацию Люберецкого района с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка, расположенного по указанному адресу, площадью 1 877 кв. м.
Письмом от 21.06.2012 администрация отказала заявителю в предоставлении участка, указав, что обществом не представлен полный пакет документов.
Не согласившись с указанным отказом, ОАО "Московское производственное объединение по выпуску алмазного инструмента" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 7 статьи 36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В соответствии с пунктом 8 статьи 36 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Из представленных суду документов следует, что ОАО "Московское производственное объединение по выпуску алмазного инструмента" обратилось в Администрацию Люберецкого района с заявлением о предоставлении земельного участка как собственник объекта недвижимости, расположенном на данном объекте.
Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475 утвержден Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок. Согласно данному Перечню, для приобретения прав на земельный участок требуются указанные в нем документы, в том числе: учредительные документы заявителя, ходатайствующего о приобретении прав на земельный участок; при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке; выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок; кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него; копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка; сообщение заявителя, содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Указанный Перечень, является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит. Данные документы предоставляются для решения вопроса о выкупе заявителем земельного участка.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, судом апелляционной инстанции установлено, что заявителем представлены в администрацию все необходимые документы, указанные в Перечне.
Факт принадлежности обществу жилого дома N 5а по ул. Лесная подтверждается материалами дела, в том числе документами по приватизации, актом оценки общей стоимости основных средств на 01.07.1992, и не опровергается заинтересованным лицом.
То обстоятельство, что право собственности заявителя на дом зарегистрировано после обращения с заявлением к заинтересованному лице, в данном случае не является основанием для отказа в удовлетворении требований в связи со следующим.
Судом апелляционной инстанции установлено, что право собственности у заявителя возникло в 1992 году в результате приватизации. В 2013 г. право собственности заявителя на жилой дом зарегистрировано в установленном порядке как возникшее до введения в действия законодательства о государственной регистрации прав на недвижимость.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Таким образом, выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований в связи с тем, что заявителем получено свидетельство о праве собственности позднее обращения к ответчику, не имеют правового значения, поскольку на момент обращения к заинтересованному лицу у заявителя имелись и иные документы, подтверждающие право собственности заявителя на объект недвижимости.
При этом суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что на момент рассмотрения дела право собственности заявителя на объект недвижимости было зарегистрировано в установленном законом порядке.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
При рассмотрении данного дела суд не обладает полномочиями по проверки правомерности регистрации права собственности заявителя на объект недвижимости.
Выполняя указания суда кассационной инстанции, апелляционным судом из технического паспорта на жилой дом и земельный участок установлено, что на спорном земельном участке иных объектов недвижимого имущества не имеется, поскольку согласно техническому паспорту сараи и уборные к таковым не относятся.
Довод заинтересованного лица о том, что земельный участок не стоит на кадастровом учете, границы земельного участка не определены, не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка, поскольку в таком случае пункт 7 статьи 36 ЗК РФ предусматривает необходимые действия администрации по выдаче заявителю соответствующих документов.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд находит подлежащими удовлетворению требования заявителя в части признания незаконным отказа администрации в предоставлении в собственность заявителя спорного земельного участка.
Между тем требования общества в части обязания администрации принять решение о продаже земельного участка, утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровой карте, подготовить и направить заявителю проект договора купли-продажи земельного участка апелляционный суд находит неподлежащими удовлетворению.
Из материалов дела следует, что администрация не приступала к рассмотрению заявления общества по существу.
Признание незаконным отказа администрации не наделяет суд полномочиями администрации по фактическому рассмотрению заявления.
Предоставление испрашиваемого земельного участка в данном случае должно производиться по результатам рассмотрения заявления администрацией в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения об оспаривании действий (бездействия) государственных органов должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
В связи с изложенным апелляционный суд считает необходимым обязать администрацию устранить допущенное нарушение прав общества, рассмотрев его заявление в установленном законом порядке.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления и апелляционной жалобы подлежат отнесению на сторон с учетом удовлетворения требований частично.
Руководствуясь статьями 266, 268, частью 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 28.02.2014 г. по делу N А41-33393/12 отменить.
Признать незаконным оформленный письмом от 21.06.2012 г. отказ Администрации муниципального образования Люберецкого муниципального района Московской области в предоставлении в собственность ОАО "Московское производственное объединение по выпуску алмазного инструмента" земельного участка по адресу Московская область, Люберецкий район, р. пос. Томилино, пос. Егорово, ул. Лесная, д. 5а, площадью 1 877 кв. м.
Обязать Администрацию муниципального образования Люберецкого муниципального района Московской области устранить допущенное нарушение прав Открытого акционерного общества "Московское производственное объединение по выпуску алмазного инструмента", рассмотрев его заявление в установленном законом порядке.
Взыскать с Администрации муниципального образования Люберецкого муниципального района Московской области в пользу Открытого акционерного общества "Московское производственное объединение по выпуску алмазного инструмента" расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 (две тысячи) руб.
В удовлетворении остальной части требований отказать.

Председательствующий
Е.Н.КОРОТКОВА

Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
Н.А.ОГУРЦОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)