Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Оспариваемым решением обществу отказано в предоставлении в аренду земельного участка для строительства спортклуба.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 5 февраля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Чупрова А.И., Шелеминой М.М..
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11 августа 2014 года по делу N А58-3077/2014, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 октября 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции: Шевелев В.В.; суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Желтоухов Е.В., Рылов Д.Н.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью Инвестиционно-строительная компания "Сибирь" (г. Якутск, ОГРН: 111143000588, далее - ООО ИСК "Сибирь", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (далее - Департамент) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании решения от 05.03.2014 N 2152-ДИЗО/14 об отказе в принятии решения о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Якутск, Сергеляхское шоссе, с кадастровым номером 14:36:107039:496 под строительство спортклуба, недействительным; обязании Департамента заключить договор аренды земельного участка.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11 августа 2014 года признано недействительным решение Департамента от 05.03.2014 N 2152-ДИЗО/14 об отказе в принятии решения о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Якутск, Сергеляхское шоссе, с кадастровым номером 14:36:107039:496, под строительство спортклуба. Суд обязал заключить с ООО ИСК "Сибирь" договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Якутск, Сергеляхское шоссе, с кадастровым номером 14:36:107039:496, под строительство спортклуба.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 октября 2014 года решение суда от 11 августа 2014 года в части обязания Департамента заключить договор аренды земельного участка изменено.
Суд апелляционной инстанции изложил решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11 августа 2014 года в данной части в следующей редакции: "Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (ИНН 1435134280, ОГРН 1031402045905, 677000, г. Якутск, пр. Ленина, 15) предоставить ООО ИСК "Сибирь" (ИНН 1435237173, ОГРН 111143000588) в аренду земельный участок по адресу: г. Якутск, Сергеляхское шоссе, с кадастровым номером 14:36:107039:496 под строительство спортклуба".
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11 августа 2014 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Департамент ставит вопрос об отмене судебных актов; просит, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суды неправильно применили статью 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, нарушили требования части 3 статьи 15, части 1 статьи 162, части 1 статьи 168, пункта 12 части 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как указывает заявитель кассационной жалобы, общество обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка в нарушение порядка, установленного статьями 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации, Положения о порядке предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности и земель, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе г. Якутск (утвержденного решением Якутского городской Думы от 05.03.2010 N РЯГД-24-8 (далее - Положение от 05.03.2010), в связи с чем не было оснований для принятия решения о предоставлении земельного участка в силу части 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация, размещенная на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа 24.12.2014), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального рассматривается без участия их представителей.
В судебном заседании объявлен перерыв в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с 29 января 2015 года до 5 февраля 2015 года до 10 часов 50 минут, о чем сделано публичное извещение на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа.
После перерыва представители сторон не принимали участие в судебном заседании.
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции.
Как установлено материалами дела и судами двух инстанций, 07.12.2011 принято решение о согласовании проведения работ по выбору земельного участка ориентировочной площадью 16000 кв. м, расположенного по адресу: г. Якутск Сергеляхское шоссе, для строительства спортивного объекта - спортклуба.
В соответствии с протоколом рабочего совещания у первого заместителя Главы ГО "Город Якутск" со структурными подразделениями Окружной администрации г. Якутска от 07.12.2011 (пункт 17) обществу выдан акт выбора земельного участка от 13.12.2011 N 1117/11 по предварительному согласованию места размещения для строительства спортивного объекта - спортклуба.
19.12.2011 обществу выдана схема расположения земельного участка (кадастровый квартал 14:36:107039), утвержденная председателем комитета земельных отношений Окружной администрации города Якутска.
На основании указанных документов обществом в отношении земельного участка выполнены кадастровые работы, дважды осуществлен государственный кадастровый учет и получен кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 14:36:107039:182, а впоследствии - с кадастровым номером 14:36: 107039:496.
01.06.2012 принято предварительное решение об аннулировании пункта 17 протокола рабочего совещания от 07.12.2011.
27.02.2014 ООО ИСК "Сибирь" обратилось в Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска с заявлением о принятии решения о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 14:36: 107039:496 для строительства.
Письмом от 05.03.2014 N 2152-ДИЗО/14 Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска отказал обществу в предоставлении земельного участка для строительства спортклуба. Отказ мотивирован тем, что предварительное решение от 07.12.2011 утратило силу.
Удовлетворяя заявление общества о признании данного отказа недействительным, суды двух инстанций исходили из следующего.
Пунктом 1 постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.09.2006 N 435 "О Порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена" установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с Положением о Департаменте имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска Департамент осуществляет функции в сфере управления и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в ГО "Город Якутск", в рамках осуществления органами местного самоуправления ГО "Город Якутск" полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений (пункт 3 статьи 30).
В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 названного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.
Пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31).
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения. В случае обращения заявителя через многофункциональный центр копия указанного решения выдается через многофункциональный центр (пункт 7 статьи 31).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31).
Суды, оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, пришли к выводу о том, что уполномоченным органом местного самоуправления с учетом вышеизложенных обстоятельств по существу было принято решение о предварительном согласовании обществу места размещения объекта.
Поскольку решение о предварительном согласовании места размещения объекта признано судами состоявшимся ввиду обеспечения органом местного самоуправления выбора земельного участка, выполнения обществом в отношении него кадастровых работ, то суды правомерно посчитали, что имеются основания, вытекающие из пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, для предоставления обществу земельного участка для строительства.
Предварительное согласование обществу места размещения объекта подтверждается протоколом от 07.12.2011, актом выбора земельного участка, необходимыми согласованиями, выданной обществу схемой расположения земельного участка, утвержденной председателем комитета земельных отношений окружной администрации г. Якутска. Названный вывод судов не противоречит положениям статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации; не получение копии решения о предварительном согласовании места размещения объекта (пункт 7 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации) в данном конкретном случае не исключает состоявшееся решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
В кассационной жалобе содержатся доводы о несогласии с данными выводами судов, свидетельствующие об иной оценке Департаментом имеющихся в деле доказательств, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Довод о том, что предварительным решением от 01.06.2012 на рабочем совещании у заместителя Главы администрации ГО г. Якутск был аннулирован пункт 17 ранее принятого на рабочем совещании от 07.12.2011 решения о предварительном согласовании места размещения объекта, учтен быть не может.
Департаментом, как установил суд, не было доказано, что предварительное решение от 01.06.2012 об аннулировании ранее принятого решения от 07.12.2011 порождает правовые последствия для общества, которое осуществляло в установленном порядке процедуры, предусмотренные пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что общество обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка в так называемом заявительном порядке, с нарушением требований статей 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации, не нашли подтверждения в материалах дела.
Ссылки Департамента на то, что Положение от 05.03.2010 утратило силу с 01.03.2012; общество обращалось за получением земельного участка в 2011 году, в связи с чем подлежит применению законодательство, действовавшее на указанную дату, проверены и признаны не влияющими на правильность выводов суда по делу, поскольку общество получило предварительное согласование места размещения объекта и повторно обратилось с заявлением от 27.02.2014 в пределах трехлетнего срока его действия.
У суда кассационной инстанции отсутствуют основания для переоценки вывода о том, что представленные обществом с заявлением от 27.02.2014 документы подтверждают обеспечение органом местного самоуправления выбора земельного участка в соответствии с вариантом выбора, предусмотренным схемой расположения земельного участка, утвержденного органом местного самоуправления. Поскольку решение о предварительном согласовании места размещения объекта подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств (начиная с принятого 07.12.2011 решения о согласовании проведения работ по выбору земельного участка для строительства социально значимого объекта - спортклуба и предварительного согласования места его размещения, то суд апелляционной инстанции также правомерно на основании положений пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации принял решение об обязании Департамента предоставить обществу в аренду испрашиваемый им земельный участок с кадастровым номером 14:36:107039:496 для строительства спортклуба.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усматривает предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебного акта, в связи с чем постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 октября 2014 года по делу N А58-3077/2014 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.А.КАДНИКОВА
Судьи
А.И.ЧУПРОВ
М.М.ШЕЛЕМИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 10.02.2015 N Ф02-6550/2014 ПО ДЕЛУ N А58-3077/2014
Требование: 1) О признании недействительным решения уполномоченного органа; 2) Об обязании заключить договор аренды земельного участка.Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Оспариваемым решением обществу отказано в предоставлении в аренду земельного участка для строительства спортклуба.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 февраля 2015 г. по делу N А58-3077/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 5 февраля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Чупрова А.И., Шелеминой М.М..
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11 августа 2014 года по делу N А58-3077/2014, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 октября 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции: Шевелев В.В.; суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Желтоухов Е.В., Рылов Д.Н.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью Инвестиционно-строительная компания "Сибирь" (г. Якутск, ОГРН: 111143000588, далее - ООО ИСК "Сибирь", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (далее - Департамент) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании решения от 05.03.2014 N 2152-ДИЗО/14 об отказе в принятии решения о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Якутск, Сергеляхское шоссе, с кадастровым номером 14:36:107039:496 под строительство спортклуба, недействительным; обязании Департамента заключить договор аренды земельного участка.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11 августа 2014 года признано недействительным решение Департамента от 05.03.2014 N 2152-ДИЗО/14 об отказе в принятии решения о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Якутск, Сергеляхское шоссе, с кадастровым номером 14:36:107039:496, под строительство спортклуба. Суд обязал заключить с ООО ИСК "Сибирь" договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Якутск, Сергеляхское шоссе, с кадастровым номером 14:36:107039:496, под строительство спортклуба.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 октября 2014 года решение суда от 11 августа 2014 года в части обязания Департамента заключить договор аренды земельного участка изменено.
Суд апелляционной инстанции изложил решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11 августа 2014 года в данной части в следующей редакции: "Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (ИНН 1435134280, ОГРН 1031402045905, 677000, г. Якутск, пр. Ленина, 15) предоставить ООО ИСК "Сибирь" (ИНН 1435237173, ОГРН 111143000588) в аренду земельный участок по адресу: г. Якутск, Сергеляхское шоссе, с кадастровым номером 14:36:107039:496 под строительство спортклуба".
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11 августа 2014 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Департамент ставит вопрос об отмене судебных актов; просит, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суды неправильно применили статью 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, нарушили требования части 3 статьи 15, части 1 статьи 162, части 1 статьи 168, пункта 12 части 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как указывает заявитель кассационной жалобы, общество обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка в нарушение порядка, установленного статьями 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации, Положения о порядке предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности и земель, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе г. Якутск (утвержденного решением Якутского городской Думы от 05.03.2010 N РЯГД-24-8 (далее - Положение от 05.03.2010), в связи с чем не было оснований для принятия решения о предоставлении земельного участка в силу части 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация, размещенная на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа 24.12.2014), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального рассматривается без участия их представителей.
В судебном заседании объявлен перерыв в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с 29 января 2015 года до 5 февраля 2015 года до 10 часов 50 минут, о чем сделано публичное извещение на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа.
После перерыва представители сторон не принимали участие в судебном заседании.
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции.
Как установлено материалами дела и судами двух инстанций, 07.12.2011 принято решение о согласовании проведения работ по выбору земельного участка ориентировочной площадью 16000 кв. м, расположенного по адресу: г. Якутск Сергеляхское шоссе, для строительства спортивного объекта - спортклуба.
В соответствии с протоколом рабочего совещания у первого заместителя Главы ГО "Город Якутск" со структурными подразделениями Окружной администрации г. Якутска от 07.12.2011 (пункт 17) обществу выдан акт выбора земельного участка от 13.12.2011 N 1117/11 по предварительному согласованию места размещения для строительства спортивного объекта - спортклуба.
19.12.2011 обществу выдана схема расположения земельного участка (кадастровый квартал 14:36:107039), утвержденная председателем комитета земельных отношений Окружной администрации города Якутска.
На основании указанных документов обществом в отношении земельного участка выполнены кадастровые работы, дважды осуществлен государственный кадастровый учет и получен кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 14:36:107039:182, а впоследствии - с кадастровым номером 14:36: 107039:496.
01.06.2012 принято предварительное решение об аннулировании пункта 17 протокола рабочего совещания от 07.12.2011.
27.02.2014 ООО ИСК "Сибирь" обратилось в Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска с заявлением о принятии решения о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 14:36: 107039:496 для строительства.
Письмом от 05.03.2014 N 2152-ДИЗО/14 Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска отказал обществу в предоставлении земельного участка для строительства спортклуба. Отказ мотивирован тем, что предварительное решение от 07.12.2011 утратило силу.
Удовлетворяя заявление общества о признании данного отказа недействительным, суды двух инстанций исходили из следующего.
Пунктом 1 постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.09.2006 N 435 "О Порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена" установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с Положением о Департаменте имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска Департамент осуществляет функции в сфере управления и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в ГО "Город Якутск", в рамках осуществления органами местного самоуправления ГО "Город Якутск" полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений (пункт 3 статьи 30).
В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 названного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.
Пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31).
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения. В случае обращения заявителя через многофункциональный центр копия указанного решения выдается через многофункциональный центр (пункт 7 статьи 31).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31).
Суды, оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, пришли к выводу о том, что уполномоченным органом местного самоуправления с учетом вышеизложенных обстоятельств по существу было принято решение о предварительном согласовании обществу места размещения объекта.
Поскольку решение о предварительном согласовании места размещения объекта признано судами состоявшимся ввиду обеспечения органом местного самоуправления выбора земельного участка, выполнения обществом в отношении него кадастровых работ, то суды правомерно посчитали, что имеются основания, вытекающие из пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, для предоставления обществу земельного участка для строительства.
Предварительное согласование обществу места размещения объекта подтверждается протоколом от 07.12.2011, актом выбора земельного участка, необходимыми согласованиями, выданной обществу схемой расположения земельного участка, утвержденной председателем комитета земельных отношений окружной администрации г. Якутска. Названный вывод судов не противоречит положениям статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации; не получение копии решения о предварительном согласовании места размещения объекта (пункт 7 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации) в данном конкретном случае не исключает состоявшееся решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
В кассационной жалобе содержатся доводы о несогласии с данными выводами судов, свидетельствующие об иной оценке Департаментом имеющихся в деле доказательств, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Довод о том, что предварительным решением от 01.06.2012 на рабочем совещании у заместителя Главы администрации ГО г. Якутск был аннулирован пункт 17 ранее принятого на рабочем совещании от 07.12.2011 решения о предварительном согласовании места размещения объекта, учтен быть не может.
Департаментом, как установил суд, не было доказано, что предварительное решение от 01.06.2012 об аннулировании ранее принятого решения от 07.12.2011 порождает правовые последствия для общества, которое осуществляло в установленном порядке процедуры, предусмотренные пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что общество обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка в так называемом заявительном порядке, с нарушением требований статей 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации, не нашли подтверждения в материалах дела.
Ссылки Департамента на то, что Положение от 05.03.2010 утратило силу с 01.03.2012; общество обращалось за получением земельного участка в 2011 году, в связи с чем подлежит применению законодательство, действовавшее на указанную дату, проверены и признаны не влияющими на правильность выводов суда по делу, поскольку общество получило предварительное согласование места размещения объекта и повторно обратилось с заявлением от 27.02.2014 в пределах трехлетнего срока его действия.
У суда кассационной инстанции отсутствуют основания для переоценки вывода о том, что представленные обществом с заявлением от 27.02.2014 документы подтверждают обеспечение органом местного самоуправления выбора земельного участка в соответствии с вариантом выбора, предусмотренным схемой расположения земельного участка, утвержденного органом местного самоуправления. Поскольку решение о предварительном согласовании места размещения объекта подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств (начиная с принятого 07.12.2011 решения о согласовании проведения работ по выбору земельного участка для строительства социально значимого объекта - спортклуба и предварительного согласования места его размещения, то суд апелляционной инстанции также правомерно на основании положений пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации принял решение об обязании Департамента предоставить обществу в аренду испрашиваемый им земельный участок с кадастровым номером 14:36:107039:496 для строительства спортклуба.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усматривает предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебного акта, в связи с чем постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 октября 2014 года по делу N А58-3077/2014 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.А.КАДНИКОВА
Судьи
А.И.ЧУПРОВ
М.М.ШЕЛЕМИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)