Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 02 ноября 2009 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Журавлевой В.А.
судей: Бородулиной И.И., Шатохиной Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания судьей Шатохиной Е.Г.
- при участии в заседании:Моховикова С.В., протокол N 4 от 31.03.2008 г.; Арзумакова А.В., доверенность от 08.04.2009 г.; Евсеевой О.В., доверенность от 30.12.2008 г.;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области,
межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Кемеровской области
на решение арбитражного суда Кемеровской области от 18.08.2009 г.
по делу N А27-7781/2009 (судья Смычкова Ж.Г.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Квант"
Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области
Третьи лица: Администрация Кемеровской области,
Коллегия Администрации Кемеровской области,
Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля"
о признании незаконными действий по включению в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка в г. Белово Кемеровской области, ул. 1 Телеут, 5 общей площадью 25 771 кв. м, с кадастровым номером 42:21:0305001:0022 в размере 28 014 729,48 руб.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Квант" (ООО "Квант") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (Управление Роснедвижимости по Кемеровской области, Управление) о признании незаконными действий по включению в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка в г. Белово Кемеровской области, ул. 1 Телеут, 5 общей площадью 25 771 кв. м, с кадастровым номером 42:21:0305001:0022 в размере 28 014 729,48 руб.
Решением арбитражного суда Кемеровской области от 18.08.2009 г. требования ООО "Квант" удовлетворены частично, признаны не соответствующими требованиям ч. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации действия Управления Роснедвижимости по Кемеровской области в части организации работы по определению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:21:0305001:0022, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Белово, ул. 1 Телеут, 5, общей площадью 27 771 кв. м. Суд обязал Управление Роснедвижимости по Кемеровской области организовать работу по определению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:21:0305001:0022, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Белово, ул. 1 Телеут, 5, общей площадью 27 771 кв. м в соответствии с ч. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
В остальной части в удовлетворении заявленных ООО "Квант" требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Роснедвижимости по Кемеровской области, Межрайонная ИФНС России N 3 по Кемеровской области обратились в суд с апелляционными жалобами.
Управление Роснедвижимости по Кемеровской области в апелляционной жалобе просит его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ООО "Квант" требований по следующим основаниям.
- несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права: для группы земельных участков по г. Белово была построена статистическая модель расчета кадастровой стоимости путем определения значений коэффициентов (параметров) модели, которая удовлетворяет допустимым уровням критериев, определяющих статистическую значимость моделей данного вида, в результате чего была выбрана экспоненциальная модель; статистически значимая модель была определена исполнителем работ и подвергать ее сомнению оснований не имеется; отчет N 1/гкр/140-015д об оценке рыночной стоимости земельных участков не может рассматриваться отдельно от отчета по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области; Управление Роснедвижимости производит проверку предоставленного исполнителем работ отчета на соответствие его состава условиям технического задания и не производит анализ информации о рыночной стоимости земельных участков; представление заявителем отчета независимого оценщика о рыночной стоимости земельного участка не имеет доказательственного значения, так как для расчета кадастровой стоимости применяется специальная методика, отличная от методики определения рыночной стоимости; установление кадастровой стоимости в размере, превышающим размер рыночной стоимости, не противоречит п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации и допускает неравенство указанных величин.
Более подробно доводы Управления Роснедвижимости по Кемеровской области изложены в апелляционной жалобе.
Межрайонная ИФНС России N 3 по Кемеровской области в апелляционной жалобе просит привлечь ее к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение по следующим основаниям:
- неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение судом норм материального права: данным судебным актом непосредственно затрагиваются права и обязанности налогового органа в сфере налогообложения, так как следствием принятия оспариваемого решения является создание препятствий для реализации права налогового органа по контролю за соблюдением налогового законодательства и надлежащего исполнения своей обязанности по взысканию земельного налога, подлежащего уплате ООО "Квант", в связи с нарушением указанным налогоплательщиком законодательства - неисполнением обязанности по уплате налога на землю; кадастровая стоимость и рыночная стоимость - разные категории, предназначенные для различных целей; порядок проведения оценки, требования к содержанию отчетов по результатам проведенной оценки для установления кадастровой и рыночной стоимости земельного участка регламентируются различными нормативными актами; данные отчетов независимых оценщиков могут быть использованы при совершении сделок в отношении объекта оценки только в течение 6-месячного срока с момента его составления; положительное заключение от Роснедвижимости по экспертизе результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов в Кемеровской области было получено Администрацией Кемеровской области и на основании этого данные результаты были утверждены Постановлениями Коллегии Администрации Кемеровской области N 519, N 520 от 27.11.2008 г.
Более подробно доводы межрайонной ИФНС России N 3 по Кемеровской области изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании апелляционной инстанции, явившиеся лица поддержали как доводы апелляционных жалоб, так и возражения на них, по основаниям, соответственно, изложенным в жалобах и отзывах.
При этом, налоговый орган, уточнил в ходе рассмотрения дела просительную часть апелляционной жалобы, просит отменить решение суда первой инстанции, привлечь Инспекцию в качестве третьего лица, рассмотреть дело по правилам суда первой инстанции.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного заседания.
В порядке ч. 1 ст. 266, ч. 3 ст. 156 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Кемеровской области от 18.08.2009 г. не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с требованиями статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Материалами дела установлено, что ООО "Квант" имеет в собственности земельный участок, расположенный по адресу: Кемеровская область, г. Белово, по ул. 1-й Телеут, д. 5, общей площадью 25771 кв. м, с кадастровым номером 42:21:0305001:0022. Свидетельство о государственной регистрации права от 30.05.2003 г. N 42 АА 603309.
ООО "Региональный бизнес центр "Прайс-Эксперт" в отчете от 10.12.2006 определена рыночная стоимость данного земельного участка в размере 5 852 671 руб. с учетом НДС.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
При этом, судом первой инстанции установлено, что решением арбитражного суда от 28 апреля 2008 г. по делу N А27-10705/2007-5, оставленным в силе постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2008 г. и постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.09.2008 г. действия Управления, выразившиеся в формировании в государственном земельном кадастре сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:21:03:05:001:0022, расположенного в г. Белово Кемеровской области, ул. 1 Телеут, 5 общей площадью 25.771 кв. м, признаны не соответствующими статье 15 Конституции Российской Федерации, статьям 6, 66 Земельного кодекса Российской Федерации. Суд обязал Управление устранить нарушение прав и законных интересов ООО "Квант"; привести сведения о кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего ООО "Квант", в соответствие с требованиями Конституции Российской Федерации; Земельного кодекса Российской Федерации.
По результатам государственной кадастровой оценки земель постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области N 520 от 27.11.2008 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" утверждена кадастровая стоимость земельных участков.
Сведения об утверждении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:21:03:05:001:0022 в размере 48 014 729,48 руб. доведены до ООО "Квант" письмом муниципального учреждения "Комитет по земельным ресурсам и муниципальному имуществу г. Белово" от 19.02.2009 N 042.
Определенная в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельного участка согласно содержанию статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации является налоговой базой определяемой, как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
Частью 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно части 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5).
В соответствии с пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель результаты государственной кадастровой оценки земель утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
Во исполнение пункта 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 г. N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель (далее - Методические указания), необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель.
Методические указания позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе перечисленных в данном пункте (пункт 1.2.) видов разрешенного использования.
Пункт 1.4 Методических указаний устанавливает следующий порядок определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, указанных в пункте 1.2 настоящих Методических указаний: формирование перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов; расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
В пункте 2.2.1. Методических указаний указано, что расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10 настоящих Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей в следующем порядке: определение состава факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов; сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов; группировка земельных участков в составе земель населенных пунктов; сбор рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости; построение статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков (функциональной зависимости стоимости земельных участков от факторов стоимости) в составе земель населенных пунктов; расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
В соответствии с пунктом 2.2.3 Методических указаний сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется из источников информации, содержащих достоверную информацию. При этом, перечень источников получения информации не ограничен. В тех случаях, когда факторами стоимости являются характеристики земельных участков, не содержащиеся в источниках, перечисленных выше, может быть использована достоверная информация, содержащаяся в иных источниках. Сбор сведений о значениях факторов стоимости может осуществляться для каждого земельного участка и (или) для совокупности земельных участков в составе земель населенных пунктов, если значения данного фактора стоимости для совокупности земельных участков в составе земель населенных пунктов схожи.
В силу положений пункта 2.2.5 Методических указаний для каждой сформированной группы земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется сбор достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости. В числе других, качестве рыночной информации используется информация о рыночной стоимости объектов недвижимости в составе земель населенных пунктов, установленной в отчетах об оценке. В качестве источников информации могут быть определены: официальные реестры, содержащие сведения о сделках с объектами недвижимости, находящиеся в ведении органов государственной власти и местного самоуправления; средства массовой информации, в том числе официальные сайты предприятий, организаций, размещающих объявления о рынке недвижимости; отчеты об оценке рыночной стоимости.
В пункте 2.2.6 Методических указаний указано, что для каждой группы земельных участков в составе земель населенных пунктов в рамках видов разрешенного использования осуществляется построение статистических моделей расчета кадастровой стоимости путем определения значений коэффициентов (параметров) модели. Построение статистических моделей расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется на основе сведений о рыночной стоимости и (или) рыночной информации о цене указанных земельных участков.
Как следует из пункта 2.2.7 Методических указаний, если построенная статистическая модель выражает зависимость кадастровой стоимости земельного участка от значений факторов стоимости, то расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется подстановкой значений факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в статистическую модель расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов. Если построенная статистическая модель выражает зависимость удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка (кадастровой стоимости земельного участка в расчете на единицу его площади) от значений факторов стоимости, кадастровая стоимость земельного участка определяется следующим образом: определяется удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка путем подстановки значений факторов стоимости земельного участка в статистическую модель расчета удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов; определяется кадастровая стоимость земельного участка путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка на площадь земельного участка.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правильно указал, что расчет кадастровой стоимости земельных участков невозможен без построения статистической модели расчета кадастровой стоимости, которая, в свою очередь, невозможна без сбора информации о рыночной стоимости. При этом указанная информация должна отвечать критериям достаточности и достоверности.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что рыночная стоимость конкретного земельного участка должна учитываться при расчете кадастровой стоимости. Отчет независимого оценщика является одним из источников информации.
В соответствии с отчетом N 10/12-01 независимого оценщика - ООО "Региональный бизнес центр "Прайс - Эксперт" рыночная стоимость принадлежащего заявителю земельного участка на 01.12.2006 г. составляет 5 852 671 руб. с учетом НДС, что в 8,2 раза меньше размера его кадастровой стоимости.
Величина рыночной стоимости Управлением не оспорена.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал несостоятельным довод Управления, что стоимость земельного участка, принадлежащего ООО "Квант", определенная независимым оценщиком, не обязательна для Управления.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов" органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность указано, что доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как правильно установлено судом первой инстанции, представленный Управлением Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.2007 г. в виде отдельных таблиц, приложений, расчетов, пояснений, актов, справочных и информационных материалов не содержит описание последовательности определения стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:21:03:05:001:0022 и других земельных участков, позволяющего пользователю отчета об оценке, не имеющему специальных познаний в области оценочной деятельности, понять логику процесса оценки, определить достаточность информации о рыночной стоимости земельных участков и проверить правильность расчета, что не соответствует пункту 9.2 Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 215.
Судом первой инстанции также правомерно указано, что отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области, отзыв ФГУП "ФКЦ "Земля" не содержат данных, позволяющих проверить, каким образом при определении кадастровой стоимости учитывалась информация о рыночной оценке земельных участков и объектов недвижимости, предоставленная Регистрационной палатой по Кемеровской области, баз данных агентств недвижимости, из еженедельных газет "Из рук в руки", "Доска объявлений", из интернет-сайтов.
Кроме того, из указанных документов следует, что при проведении кадастровой оценки отчет N 10/12-01 независимого оценщика ООО "Региональный бизнес центр "Прайс - Эксперт" не использовался.
Утверждая об отсутствии в законе запрета, касающегося превышения кадастровой стоимости относительно рыночной, Управление не указало причины, по которым кадастровая стоимость земельного участка была определена в размере, намного превышающем его рыночную стоимость.
При этом апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что отчет N 1/ГКР/140-015д "Об оценке рыночной стоимости гипотетических земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, расположенных по адресу: Российская Федерация, Кемеровская область, г. Белово (в том числе, пгт. Бачатский, пгт. Грамотеино, пгт. Инской, пгт. Новый городок), г. Мыски, г. Таштагол, г. Киселевск, г. Междуреченск, г. Прокопьевск, г. Ленинск-Кузнецк, г. Мариинск, г. Анжеро-Судженск", представленный Управлением не соответствует положениям статьи 11 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". В отчете отсутствует точное описание объекта оценки, в качестве объектов оценки указаны "гипотетические земельные участки".
Так, отчет об оценке объекта оценки не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке приводятся иные сведения, которые необходимы для полного недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта отраженных в отчете. Не указана последовательность определения стоимости объекта оценки.
Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации при наличии определенной рыночной цены земельного участка, кадастровая оценка земель для целей определения кадастровой стоимости не должна проводиться.
С учетом изложенного, действия Управления, в части организации работы по определению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:21:0305001:0022 обоснованно признаны судом первой инстанции противоречащими части 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, суд правомерно обязал Управление организовать работу по определению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:21:0305001:0022, расположенного в г. Белово Кемеровской области, ул. 1 Телеут, 5, общей площадью 25 771 кв. м, в соответствии с частью 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы межрайонной ИФНС России N 3 по Кемеровской области, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как следует из правил ст. 257 АПК РФ, Постановления Пленума высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 36 от 28.05.2009 г. "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" право на обжалование в порядке апелляционного производства имеют также лица, не участвующие в деле.
При этом суд определяет, затрагивает ли принятый судебный акт непосредственно права и обязанности указанных лиц, и, установив это, решает вопрос об отмене судебного акта и привлечении заявителя к участию в деле.
Если после принятия апелляционной жалобы будет установлено, что заявитель не имеет права на обжалование, то применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Кодекса производство по жалобе подлежит прекращению.
Из материалов дела усматривается, что при рассмотрении дела в суде первой инстанции межрайонная ИФНС России N 3 по Кемеровской области к участию в деле в качестве стороны по делу не привлекалась.
Учитывая характер спорных правоотношений между ООО "Квант" и Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, выразившихся в оспаривании действий по включению в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка, доводы апеллянта о его заинтересованности по причине невозможности осуществления налогового контроля в связи с отсутствием налоговой базы, которая налогоплательщиком не определяется из-за спора по оценке земельного участка, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для вывода о том, что принятый судебный акт затрагивает непосредственно права и обязанности налогового органа.
При таких обстоятельствах ходатайство межрайонной ИФНС России N 3 по Кемеровской области о привлечении ее к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, и отмене судебного акта, не может быть удовлетворено.
Производство по апелляционной жалобе Инспекции в силу пункта 1 части 1 статьи 150 Кодекса подлежит прекращению.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционных жалоб, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 156, п. 1 ст. 269, ст. 150, ст. 257, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение арбитражного суда Кемеровской области от 18.08.2009 года по делу N А27-7781/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области без удовлетворения.
Производство по апелляционной жалобе межрайонной ИФНС России N 3 по Кемеровской области прекратить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
В.А.ЖУРАВЛЕВА
Судьи
И.И.БОРОДУЛИНА
Е.Г.ШАТОХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.11.2009 N 07АП-8295/09 ПО ДЕЛУ N А27-7781/2009
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 ноября 2009 г. N 07АП-8295/09
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 02 ноября 2009 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Журавлевой В.А.
судей: Бородулиной И.И., Шатохиной Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания судьей Шатохиной Е.Г.
- при участии в заседании:Моховикова С.В., протокол N 4 от 31.03.2008 г.; Арзумакова А.В., доверенность от 08.04.2009 г.; Евсеевой О.В., доверенность от 30.12.2008 г.;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области,
межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Кемеровской области
на решение арбитражного суда Кемеровской области от 18.08.2009 г.
по делу N А27-7781/2009 (судья Смычкова Ж.Г.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Квант"
Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области
Третьи лица: Администрация Кемеровской области,
Коллегия Администрации Кемеровской области,
Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля"
о признании незаконными действий по включению в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка в г. Белово Кемеровской области, ул. 1 Телеут, 5 общей площадью 25 771 кв. м, с кадастровым номером 42:21:0305001:0022 в размере 28 014 729,48 руб.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Квант" (ООО "Квант") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (Управление Роснедвижимости по Кемеровской области, Управление) о признании незаконными действий по включению в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка в г. Белово Кемеровской области, ул. 1 Телеут, 5 общей площадью 25 771 кв. м, с кадастровым номером 42:21:0305001:0022 в размере 28 014 729,48 руб.
Решением арбитражного суда Кемеровской области от 18.08.2009 г. требования ООО "Квант" удовлетворены частично, признаны не соответствующими требованиям ч. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации действия Управления Роснедвижимости по Кемеровской области в части организации работы по определению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:21:0305001:0022, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Белово, ул. 1 Телеут, 5, общей площадью 27 771 кв. м. Суд обязал Управление Роснедвижимости по Кемеровской области организовать работу по определению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:21:0305001:0022, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Белово, ул. 1 Телеут, 5, общей площадью 27 771 кв. м в соответствии с ч. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
В остальной части в удовлетворении заявленных ООО "Квант" требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Роснедвижимости по Кемеровской области, Межрайонная ИФНС России N 3 по Кемеровской области обратились в суд с апелляционными жалобами.
Управление Роснедвижимости по Кемеровской области в апелляционной жалобе просит его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ООО "Квант" требований по следующим основаниям.
- несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права: для группы земельных участков по г. Белово была построена статистическая модель расчета кадастровой стоимости путем определения значений коэффициентов (параметров) модели, которая удовлетворяет допустимым уровням критериев, определяющих статистическую значимость моделей данного вида, в результате чего была выбрана экспоненциальная модель; статистически значимая модель была определена исполнителем работ и подвергать ее сомнению оснований не имеется; отчет N 1/гкр/140-015д об оценке рыночной стоимости земельных участков не может рассматриваться отдельно от отчета по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области; Управление Роснедвижимости производит проверку предоставленного исполнителем работ отчета на соответствие его состава условиям технического задания и не производит анализ информации о рыночной стоимости земельных участков; представление заявителем отчета независимого оценщика о рыночной стоимости земельного участка не имеет доказательственного значения, так как для расчета кадастровой стоимости применяется специальная методика, отличная от методики определения рыночной стоимости; установление кадастровой стоимости в размере, превышающим размер рыночной стоимости, не противоречит п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации и допускает неравенство указанных величин.
Более подробно доводы Управления Роснедвижимости по Кемеровской области изложены в апелляционной жалобе.
Межрайонная ИФНС России N 3 по Кемеровской области в апелляционной жалобе просит привлечь ее к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение по следующим основаниям:
- неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение судом норм материального права: данным судебным актом непосредственно затрагиваются права и обязанности налогового органа в сфере налогообложения, так как следствием принятия оспариваемого решения является создание препятствий для реализации права налогового органа по контролю за соблюдением налогового законодательства и надлежащего исполнения своей обязанности по взысканию земельного налога, подлежащего уплате ООО "Квант", в связи с нарушением указанным налогоплательщиком законодательства - неисполнением обязанности по уплате налога на землю; кадастровая стоимость и рыночная стоимость - разные категории, предназначенные для различных целей; порядок проведения оценки, требования к содержанию отчетов по результатам проведенной оценки для установления кадастровой и рыночной стоимости земельного участка регламентируются различными нормативными актами; данные отчетов независимых оценщиков могут быть использованы при совершении сделок в отношении объекта оценки только в течение 6-месячного срока с момента его составления; положительное заключение от Роснедвижимости по экспертизе результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов в Кемеровской области было получено Администрацией Кемеровской области и на основании этого данные результаты были утверждены Постановлениями Коллегии Администрации Кемеровской области N 519, N 520 от 27.11.2008 г.
Более подробно доводы межрайонной ИФНС России N 3 по Кемеровской области изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании апелляционной инстанции, явившиеся лица поддержали как доводы апелляционных жалоб, так и возражения на них, по основаниям, соответственно, изложенным в жалобах и отзывах.
При этом, налоговый орган, уточнил в ходе рассмотрения дела просительную часть апелляционной жалобы, просит отменить решение суда первой инстанции, привлечь Инспекцию в качестве третьего лица, рассмотреть дело по правилам суда первой инстанции.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного заседания.
В порядке ч. 1 ст. 266, ч. 3 ст. 156 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Кемеровской области от 18.08.2009 г. не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с требованиями статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Материалами дела установлено, что ООО "Квант" имеет в собственности земельный участок, расположенный по адресу: Кемеровская область, г. Белово, по ул. 1-й Телеут, д. 5, общей площадью 25771 кв. м, с кадастровым номером 42:21:0305001:0022. Свидетельство о государственной регистрации права от 30.05.2003 г. N 42 АА 603309.
ООО "Региональный бизнес центр "Прайс-Эксперт" в отчете от 10.12.2006 определена рыночная стоимость данного земельного участка в размере 5 852 671 руб. с учетом НДС.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
При этом, судом первой инстанции установлено, что решением арбитражного суда от 28 апреля 2008 г. по делу N А27-10705/2007-5, оставленным в силе постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2008 г. и постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.09.2008 г. действия Управления, выразившиеся в формировании в государственном земельном кадастре сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:21:03:05:001:0022, расположенного в г. Белово Кемеровской области, ул. 1 Телеут, 5 общей площадью 25.771 кв. м, признаны не соответствующими статье 15 Конституции Российской Федерации, статьям 6, 66 Земельного кодекса Российской Федерации. Суд обязал Управление устранить нарушение прав и законных интересов ООО "Квант"; привести сведения о кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего ООО "Квант", в соответствие с требованиями Конституции Российской Федерации; Земельного кодекса Российской Федерации.
По результатам государственной кадастровой оценки земель постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области N 520 от 27.11.2008 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" утверждена кадастровая стоимость земельных участков.
Сведения об утверждении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:21:03:05:001:0022 в размере 48 014 729,48 руб. доведены до ООО "Квант" письмом муниципального учреждения "Комитет по земельным ресурсам и муниципальному имуществу г. Белово" от 19.02.2009 N 042.
Определенная в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельного участка согласно содержанию статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации является налоговой базой определяемой, как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
Частью 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно части 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5).
В соответствии с пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель результаты государственной кадастровой оценки земель утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
Во исполнение пункта 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 г. N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель (далее - Методические указания), необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель.
Методические указания позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе перечисленных в данном пункте (пункт 1.2.) видов разрешенного использования.
Пункт 1.4 Методических указаний устанавливает следующий порядок определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, указанных в пункте 1.2 настоящих Методических указаний: формирование перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов; расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
В пункте 2.2.1. Методических указаний указано, что расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10 настоящих Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей в следующем порядке: определение состава факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов; сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов; группировка земельных участков в составе земель населенных пунктов; сбор рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости; построение статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков (функциональной зависимости стоимости земельных участков от факторов стоимости) в составе земель населенных пунктов; расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
В соответствии с пунктом 2.2.3 Методических указаний сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется из источников информации, содержащих достоверную информацию. При этом, перечень источников получения информации не ограничен. В тех случаях, когда факторами стоимости являются характеристики земельных участков, не содержащиеся в источниках, перечисленных выше, может быть использована достоверная информация, содержащаяся в иных источниках. Сбор сведений о значениях факторов стоимости может осуществляться для каждого земельного участка и (или) для совокупности земельных участков в составе земель населенных пунктов, если значения данного фактора стоимости для совокупности земельных участков в составе земель населенных пунктов схожи.
В силу положений пункта 2.2.5 Методических указаний для каждой сформированной группы земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется сбор достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости. В числе других, качестве рыночной информации используется информация о рыночной стоимости объектов недвижимости в составе земель населенных пунктов, установленной в отчетах об оценке. В качестве источников информации могут быть определены: официальные реестры, содержащие сведения о сделках с объектами недвижимости, находящиеся в ведении органов государственной власти и местного самоуправления; средства массовой информации, в том числе официальные сайты предприятий, организаций, размещающих объявления о рынке недвижимости; отчеты об оценке рыночной стоимости.
В пункте 2.2.6 Методических указаний указано, что для каждой группы земельных участков в составе земель населенных пунктов в рамках видов разрешенного использования осуществляется построение статистических моделей расчета кадастровой стоимости путем определения значений коэффициентов (параметров) модели. Построение статистических моделей расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется на основе сведений о рыночной стоимости и (или) рыночной информации о цене указанных земельных участков.
Как следует из пункта 2.2.7 Методических указаний, если построенная статистическая модель выражает зависимость кадастровой стоимости земельного участка от значений факторов стоимости, то расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется подстановкой значений факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в статистическую модель расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов. Если построенная статистическая модель выражает зависимость удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка (кадастровой стоимости земельного участка в расчете на единицу его площади) от значений факторов стоимости, кадастровая стоимость земельного участка определяется следующим образом: определяется удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка путем подстановки значений факторов стоимости земельного участка в статистическую модель расчета удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов; определяется кадастровая стоимость земельного участка путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка на площадь земельного участка.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правильно указал, что расчет кадастровой стоимости земельных участков невозможен без построения статистической модели расчета кадастровой стоимости, которая, в свою очередь, невозможна без сбора информации о рыночной стоимости. При этом указанная информация должна отвечать критериям достаточности и достоверности.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что рыночная стоимость конкретного земельного участка должна учитываться при расчете кадастровой стоимости. Отчет независимого оценщика является одним из источников информации.
В соответствии с отчетом N 10/12-01 независимого оценщика - ООО "Региональный бизнес центр "Прайс - Эксперт" рыночная стоимость принадлежащего заявителю земельного участка на 01.12.2006 г. составляет 5 852 671 руб. с учетом НДС, что в 8,2 раза меньше размера его кадастровой стоимости.
Величина рыночной стоимости Управлением не оспорена.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал несостоятельным довод Управления, что стоимость земельного участка, принадлежащего ООО "Квант", определенная независимым оценщиком, не обязательна для Управления.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов" органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность указано, что доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как правильно установлено судом первой инстанции, представленный Управлением Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.2007 г. в виде отдельных таблиц, приложений, расчетов, пояснений, актов, справочных и информационных материалов не содержит описание последовательности определения стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:21:03:05:001:0022 и других земельных участков, позволяющего пользователю отчета об оценке, не имеющему специальных познаний в области оценочной деятельности, понять логику процесса оценки, определить достаточность информации о рыночной стоимости земельных участков и проверить правильность расчета, что не соответствует пункту 9.2 Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 215.
Судом первой инстанции также правомерно указано, что отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области, отзыв ФГУП "ФКЦ "Земля" не содержат данных, позволяющих проверить, каким образом при определении кадастровой стоимости учитывалась информация о рыночной оценке земельных участков и объектов недвижимости, предоставленная Регистрационной палатой по Кемеровской области, баз данных агентств недвижимости, из еженедельных газет "Из рук в руки", "Доска объявлений", из интернет-сайтов.
Кроме того, из указанных документов следует, что при проведении кадастровой оценки отчет N 10/12-01 независимого оценщика ООО "Региональный бизнес центр "Прайс - Эксперт" не использовался.
Утверждая об отсутствии в законе запрета, касающегося превышения кадастровой стоимости относительно рыночной, Управление не указало причины, по которым кадастровая стоимость земельного участка была определена в размере, намного превышающем его рыночную стоимость.
При этом апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что отчет N 1/ГКР/140-015д "Об оценке рыночной стоимости гипотетических земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, расположенных по адресу: Российская Федерация, Кемеровская область, г. Белово (в том числе, пгт. Бачатский, пгт. Грамотеино, пгт. Инской, пгт. Новый городок), г. Мыски, г. Таштагол, г. Киселевск, г. Междуреченск, г. Прокопьевск, г. Ленинск-Кузнецк, г. Мариинск, г. Анжеро-Судженск", представленный Управлением не соответствует положениям статьи 11 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". В отчете отсутствует точное описание объекта оценки, в качестве объектов оценки указаны "гипотетические земельные участки".
Так, отчет об оценке объекта оценки не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке приводятся иные сведения, которые необходимы для полного недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта отраженных в отчете. Не указана последовательность определения стоимости объекта оценки.
Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации при наличии определенной рыночной цены земельного участка, кадастровая оценка земель для целей определения кадастровой стоимости не должна проводиться.
С учетом изложенного, действия Управления, в части организации работы по определению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:21:0305001:0022 обоснованно признаны судом первой инстанции противоречащими части 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, суд правомерно обязал Управление организовать работу по определению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:21:0305001:0022, расположенного в г. Белово Кемеровской области, ул. 1 Телеут, 5, общей площадью 25 771 кв. м, в соответствии с частью 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы межрайонной ИФНС России N 3 по Кемеровской области, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как следует из правил ст. 257 АПК РФ, Постановления Пленума высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 36 от 28.05.2009 г. "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" право на обжалование в порядке апелляционного производства имеют также лица, не участвующие в деле.
При этом суд определяет, затрагивает ли принятый судебный акт непосредственно права и обязанности указанных лиц, и, установив это, решает вопрос об отмене судебного акта и привлечении заявителя к участию в деле.
Если после принятия апелляционной жалобы будет установлено, что заявитель не имеет права на обжалование, то применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Кодекса производство по жалобе подлежит прекращению.
Из материалов дела усматривается, что при рассмотрении дела в суде первой инстанции межрайонная ИФНС России N 3 по Кемеровской области к участию в деле в качестве стороны по делу не привлекалась.
Учитывая характер спорных правоотношений между ООО "Квант" и Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, выразившихся в оспаривании действий по включению в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка, доводы апеллянта о его заинтересованности по причине невозможности осуществления налогового контроля в связи с отсутствием налоговой базы, которая налогоплательщиком не определяется из-за спора по оценке земельного участка, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для вывода о том, что принятый судебный акт затрагивает непосредственно права и обязанности налогового органа.
При таких обстоятельствах ходатайство межрайонной ИФНС России N 3 по Кемеровской области о привлечении ее к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, и отмене судебного акта, не может быть удовлетворено.
Производство по апелляционной жалобе Инспекции в силу пункта 1 части 1 статьи 150 Кодекса подлежит прекращению.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционных жалоб, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 156, п. 1 ст. 269, ст. 150, ст. 257, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение арбитражного суда Кемеровской области от 18.08.2009 года по делу N А27-7781/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области без удовлетворения.
Производство по апелляционной жалобе межрайонной ИФНС России N 3 по Кемеровской области прекратить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
В.А.ЖУРАВЛЕВА
Судьи
И.И.БОРОДУЛИНА
Е.Г.ШАТОХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)