Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 12 марта 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 марта 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей А.В. Гончаровой, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю,
апелляционное производство N 05АП-803/2015
на решение от 26.11.2014
судьи А.К. Калягина
по делу N А51-18609/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению администрации города Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.12.2002)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (ИНН 2540108490, ОГРН 1042504382931, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 23.12.2004)
третьи лица: федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации,
о признании незаконным решения,
при участии в заседании:
- от администрации г. Владивостока: представитель А.Н. Морошкин (удостоверение N 2084, доверенность от 22.12.2014 N 1-3/4336);
- от Росреестра: представитель Е.Ю. Мешкова (удостоверение ТО N 047424, доверенность от 12.01.2015);
- от учреждения: не явились, уведомлены надлежаще;
- от Минобороны: не явились, уведомлены надлежаще;
- установил:
Администрация г. Владивостока (далее по тексту - "заявитель", "Администрация") обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (далее по тексту - "Росреестр"), оформленного письмом от 06.06.2014 N 01/028/2014-279, и об обязании Росреестра произвести государственную регистрацию права собственности муниципального образования город Владивосток на земельный участок с кадастровым номером 25:28:050024:1497, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации зданий и строений военного городка N 64, площадь: 107 766 кв. м, местоположение: Приморский край, г. Владивосток, ул. Главная.
Определением Арбитражного суда Приморского края от 08.08.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - Минобороны").
Решением Арбитражного суда Приморского края от 26.11.2014 оспариваемое решение признано незаконным. В целях восстановления нарушенных прав заявителя суд обязал Росреестр произвести государственную регистрацию права собственности муниципального образования город Владивосток на земельный участок с кадастровым номером 25:28:050024:1497.
Обжалуя указанное решение в апелляционном порядке, Росреестр считает, что правовые основания для государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок отсутствовали. Пояснил, что решение о безвозмездной передаче военного имущества из федеральной собственности в муниципальную не содержало сведений, позволяющих однозначно идентифицировать и описать в Едином государственном реестре прав передаваемые объекты недвижимости, в связи с чем государственный регистратор был лишен возможности соотнести земельный участок, указанный в перечне передаваемого имущества, и земельный участок, заявленный к регистрации. Указал, что для разрешения сложившейся ситуации в адрес департамента имущественных отношений Минобороны был направлен запрос относительно наличия на территории военного городка N 64 объектов, остающихся в федеральной собственности, однако ответ на него так и не был получен. Ссылаясь на то, что решение о регистрации должно приниматься на основании документов, бесспорно удостоверяющих то или иное обстоятельство, Росреестр настаивает на обоснованности оспариваемого отказа.
Администрация в письменном отзыве, поддержанном представителем в судебном заседании, по доводам апелляционной жалобы возразила. Оснований для изменения или отмены судебного акта не усматривает, просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о дате и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены надлежащим образом. В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ коллегия рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, коллегия установила следующее.
Приказом Минобороны от 08.05.2013 N 406 из федеральной собственности в собственность муниципального образования г. Владивосток переданы земельные участки, в том числе земельный участок, расположенный по адресу: Приморский край, г. Владивосток, военный городок N 64.
В целях государственной регистрации прав Администрацией был сформирован земельный участок для эксплуатации зданий и строений военного городка N 64 площадью 107 766 кв. м, который поставлен на кадастровый учет 08.05.2013 с кадастровым номером 25:28:050024:1497.
26.03.2014 Администрация обратилась в Росреестр с заявлением о государственной регистрации права собственности муниципального образования г. Владивосток в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:050024:1497 общей площадью 107 766 кв. м, местоположение: Приморский край, г. Владивосток, в районе ул. Главная, разрешенное использование: для эксплуатации зданий и строений военного городка N 64.
К указанному заявлению были приложены кадастровый паспорт земельного участка, приказ Минобороны от 08.05.2013 N 406, а также доверенность представителя.
Письмом от 06.06.2014 N 01/028/2014-279 Росреестр отказал в государственной регистрации права муниципальной собственности, указав на непредставление документа, позволяющего точно идентифицировать земельный участок, передаваемый в собственность муниципального образования г. Владивосток.
Не согласившись с решением Росреестра, посчитав его нарушающим права и законные интересы, Администрация обратилась в суд с рассматриваемым заявлением.
Оценив доводы сторон и представленные в материалы дела документы, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным ввиду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконным решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок государственной регистрации прав на объекты недвижимости установлен Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее по тексту - "Закон N 122-ФЗ").
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 122-ФЗ под государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним понимается юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 16 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
Частью 2 статьи 16 Закона N 122-ФЗ предусмотрено приложение к заявлению о государственной регистрации прав документов, необходимых для ее проведения.
Перечень оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним предусмотрен частью 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ и включает акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Коллегией установлено, что, обращаясь в Росреестр с заявлением о государственной регистрации права собственности муниципального образования г. Владивосток в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:050024:1497 общей площадью 107 766 кв. м, местоположение: Приморский край, г. Владивосток, в районе ул. Главная, разрешенное использование: для эксплуатации зданий и строений военного городка N 64, Администрация в качестве основания возникновения у нее права собственности на указанное имущество представила приказ Минобороны от 08.05.2013 N 406.
Рассмотрев представленные документы, Росреестр пришел к выводу о наличии оснований для отказа в государственной регистрации прав, предусмотренных абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ.
Согласно абзацу 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Как следует из материалов дела, спорный земельный участок передан в собственность муниципального образования г. Владивосток приказом Минобороны от 08.05.2013 N 406 на основании Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - "Закон N 423-ФЗ").
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 423-ФЗ безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся, в том числе в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков).
В силу части 3 статьи 2 Закона N 423-ФЗ в целях настоящего Федерального закона границами военных городков являются границы земельных участков, используемых для размещения соответствующих воинских частей (подразделений), соединений, военных образовательных учреждений высшего профессионального образования, иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны.
Частями 4 - 5 данной статьи предусмотрено, что в случае, если границы земельного участка, указанного в пункте 2 части 1 и части 3 настоящей статьи, не определены в установленном законом порядке, границы такого земельного участка определяются по фактическому использованию.
Отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанное в части 1 настоящей статьи военное недвижимое имущество и (или) отсутствие его государственного учета, отсутствие установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации границ земельных участков, указанных в пункте 2 части 1 и части 3 настоящей статьи, не является препятствием для принятия решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность.
Статьей 3 Закона N 423-ФЗ установлен порядок принятия решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность.
Такое решение принимается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны и подведомственных им организаций и должно содержать:
1) наименование субъекта Российской Федерации или муниципального образования, в собственность которых безвозмездно передается военное недвижимое имущество;
2) указание воинской части (подразделения), соединения, военной образовательной организации высшего образования, иной организации Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны, военное недвижимое имущество в границах военных городков или земельных участков которых передается из федеральной собственности;
3) кадастровые номера земельных участков в случае, если проведен государственный кадастровый учет указанных земельных участков, либо в случае, если кадастровые номера не присвоены указанным земельным участкам или не проведен их государственный кадастровый учет, описание их местоположения и (или) расположенного на них военного недвижимого имущества на территории субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо территории поселения, территории городского округа;
4) перечень объектов, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства и которые сохраняются в федеральной собственности, в случае, если в границах военного городка или указанных в пункте 2 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона земельных участков имеются данные объекты;
5) условные номера объектов недвижимости, которые расположены на указанном в пункте 3 настоящей части земельном участке и право собственности Российской Федерации на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при наличии данных объектов.
Решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность является основанием для возникновения на переданное недвижимое имущество права собственности муниципального образования, которым передано такое имущество.
Оценив приказ Минобороны от 08.05.2013 N 406, коллегия находит его соответствующим требованиям статьи 3 Закона N 423-ФЗ.
Доводы Росреестра об отсутствии возможности соотнести земельный участок, указанный в перечне передаваемого имущества, и земельный участок с кадастровым номером 25:28:050024:1497, заявленный к регистрации, не могут быть приняты во внимание.
Закон N 423-ФЗ предусматривает возможность передачи в муниципальную собственность земельных участков, не сформированных и не поставленных на кадастровый учет, возлагая обязанность по их формированию на органы местного самоуправления. В этой связи постановка земельного участка на кадастровый учет с определенной площадью, границами и местоположением не свидетельствует о том, что из федеральной собственности в муниципальную собственность передается земельный участок, отличный от указанного в решении о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества.
Материалами дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 25:28:050024:1497 сформирован для эксплуатации зданий и строений военного городка N 64. Доказательства того, что границы земельного участка не совпадают с границами военного городка N 64, в материалы дела не представлены.
Не могут быть приняты во внимание и предположения Росреестра о наличии на территории военного городка N 64 объектов, остающихся в федеральной собственности. При наличии таких объектов они подлежали указанию в решении о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества в силу прямого указания пункта 5 части 2 статьи 3 Закона N 423-ФЗ.
Учитывая изложенное, коллегия приходит к выводу о том, что Администрацией в Росреестр представлен весь пакет документов, необходимых для государственной регистрации права муниципальной собственности.
Делая указанный вывод, коллегия также учитывает положения части 1 статьи 16 Закона N 122-ФЗ, согласно которой государственная регистрация перехода прав на военное недвижимое имущество осуществляется без заявления правообладателя в десятидневный срок со дня поступления решения о передаче военного недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Иных оснований для отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности, помимо указанных в сообщении Росреестра от 06.06.2014 N 01/028/2014-279, в ходе рассмотрения дела установлено не было.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отказ Росреестра является необоснованным, и признал данный отказ незаконным.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. При выборе способа устранения нарушенного права арбитражный суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
Поскольку отказ Росреестра является незаконным, иные основания для отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности Росреестром не заявлялись, и в ходе рассмотрения спора не установлены, коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно обязал Росреестр произвести государственную регистрацию права собственности муниципального образования г. Владивосток на спорный земельный участок.
Указанный способ соразмерен допущенному нарушению, отвечает целям восстановления нарушенного права заявителя и не выходит за пределы, необходимые для его применения.
Выводы суда первой инстанции сделаны на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу в соответствии со статьей 71 АПК РФ, с правильным применением норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Представленный Росреестром в суд апелляционной инстанции приказ заместителя Министра обороны Российской Федерации N 4 от 13.01.2015 о внесении изменений в приказ Минобороны от 08.05.2013 N 406 не принимается коллегией во внимание, поскольку он, исходя из его буквального содержания, не отменяет ранее принятый перечень имущества, переданного из федеральной собственности в собственность муниципального образования г. Владивосток, и не изменяет ранее возникшие правоотношения.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 26.11.2014 по делу N А51-18609/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Судьи
А.В.ГОНЧАРОВА
Е.Н.НОМОКОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.03.2015 N 05АП-803/2015 ПО ДЕЛУ N А51-18609/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 марта 2015 г. N 05АП-803/2015
Дело N А51-18609/2014
Резолютивная часть постановления оглашена 12 марта 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 марта 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей А.В. Гончаровой, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю,
апелляционное производство N 05АП-803/2015
на решение от 26.11.2014
судьи А.К. Калягина
по делу N А51-18609/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению администрации города Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.12.2002)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (ИНН 2540108490, ОГРН 1042504382931, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 23.12.2004)
третьи лица: федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации,
о признании незаконным решения,
при участии в заседании:
- от администрации г. Владивостока: представитель А.Н. Морошкин (удостоверение N 2084, доверенность от 22.12.2014 N 1-3/4336);
- от Росреестра: представитель Е.Ю. Мешкова (удостоверение ТО N 047424, доверенность от 12.01.2015);
- от учреждения: не явились, уведомлены надлежаще;
- от Минобороны: не явились, уведомлены надлежаще;
- установил:
Администрация г. Владивостока (далее по тексту - "заявитель", "Администрация") обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (далее по тексту - "Росреестр"), оформленного письмом от 06.06.2014 N 01/028/2014-279, и об обязании Росреестра произвести государственную регистрацию права собственности муниципального образования город Владивосток на земельный участок с кадастровым номером 25:28:050024:1497, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации зданий и строений военного городка N 64, площадь: 107 766 кв. м, местоположение: Приморский край, г. Владивосток, ул. Главная.
Определением Арбитражного суда Приморского края от 08.08.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - Минобороны").
Решением Арбитражного суда Приморского края от 26.11.2014 оспариваемое решение признано незаконным. В целях восстановления нарушенных прав заявителя суд обязал Росреестр произвести государственную регистрацию права собственности муниципального образования город Владивосток на земельный участок с кадастровым номером 25:28:050024:1497.
Обжалуя указанное решение в апелляционном порядке, Росреестр считает, что правовые основания для государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок отсутствовали. Пояснил, что решение о безвозмездной передаче военного имущества из федеральной собственности в муниципальную не содержало сведений, позволяющих однозначно идентифицировать и описать в Едином государственном реестре прав передаваемые объекты недвижимости, в связи с чем государственный регистратор был лишен возможности соотнести земельный участок, указанный в перечне передаваемого имущества, и земельный участок, заявленный к регистрации. Указал, что для разрешения сложившейся ситуации в адрес департамента имущественных отношений Минобороны был направлен запрос относительно наличия на территории военного городка N 64 объектов, остающихся в федеральной собственности, однако ответ на него так и не был получен. Ссылаясь на то, что решение о регистрации должно приниматься на основании документов, бесспорно удостоверяющих то или иное обстоятельство, Росреестр настаивает на обоснованности оспариваемого отказа.
Администрация в письменном отзыве, поддержанном представителем в судебном заседании, по доводам апелляционной жалобы возразила. Оснований для изменения или отмены судебного акта не усматривает, просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о дате и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены надлежащим образом. В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ коллегия рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, коллегия установила следующее.
Приказом Минобороны от 08.05.2013 N 406 из федеральной собственности в собственность муниципального образования г. Владивосток переданы земельные участки, в том числе земельный участок, расположенный по адресу: Приморский край, г. Владивосток, военный городок N 64.
В целях государственной регистрации прав Администрацией был сформирован земельный участок для эксплуатации зданий и строений военного городка N 64 площадью 107 766 кв. м, который поставлен на кадастровый учет 08.05.2013 с кадастровым номером 25:28:050024:1497.
26.03.2014 Администрация обратилась в Росреестр с заявлением о государственной регистрации права собственности муниципального образования г. Владивосток в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:050024:1497 общей площадью 107 766 кв. м, местоположение: Приморский край, г. Владивосток, в районе ул. Главная, разрешенное использование: для эксплуатации зданий и строений военного городка N 64.
К указанному заявлению были приложены кадастровый паспорт земельного участка, приказ Минобороны от 08.05.2013 N 406, а также доверенность представителя.
Письмом от 06.06.2014 N 01/028/2014-279 Росреестр отказал в государственной регистрации права муниципальной собственности, указав на непредставление документа, позволяющего точно идентифицировать земельный участок, передаваемый в собственность муниципального образования г. Владивосток.
Не согласившись с решением Росреестра, посчитав его нарушающим права и законные интересы, Администрация обратилась в суд с рассматриваемым заявлением.
Оценив доводы сторон и представленные в материалы дела документы, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным ввиду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконным решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок государственной регистрации прав на объекты недвижимости установлен Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее по тексту - "Закон N 122-ФЗ").
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 122-ФЗ под государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним понимается юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 16 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
Частью 2 статьи 16 Закона N 122-ФЗ предусмотрено приложение к заявлению о государственной регистрации прав документов, необходимых для ее проведения.
Перечень оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним предусмотрен частью 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ и включает акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Коллегией установлено, что, обращаясь в Росреестр с заявлением о государственной регистрации права собственности муниципального образования г. Владивосток в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:050024:1497 общей площадью 107 766 кв. м, местоположение: Приморский край, г. Владивосток, в районе ул. Главная, разрешенное использование: для эксплуатации зданий и строений военного городка N 64, Администрация в качестве основания возникновения у нее права собственности на указанное имущество представила приказ Минобороны от 08.05.2013 N 406.
Рассмотрев представленные документы, Росреестр пришел к выводу о наличии оснований для отказа в государственной регистрации прав, предусмотренных абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ.
Согласно абзацу 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Как следует из материалов дела, спорный земельный участок передан в собственность муниципального образования г. Владивосток приказом Минобороны от 08.05.2013 N 406 на основании Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - "Закон N 423-ФЗ").
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 423-ФЗ безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся, в том числе в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков).
В силу части 3 статьи 2 Закона N 423-ФЗ в целях настоящего Федерального закона границами военных городков являются границы земельных участков, используемых для размещения соответствующих воинских частей (подразделений), соединений, военных образовательных учреждений высшего профессионального образования, иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны.
Частями 4 - 5 данной статьи предусмотрено, что в случае, если границы земельного участка, указанного в пункте 2 части 1 и части 3 настоящей статьи, не определены в установленном законом порядке, границы такого земельного участка определяются по фактическому использованию.
Отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанное в части 1 настоящей статьи военное недвижимое имущество и (или) отсутствие его государственного учета, отсутствие установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации границ земельных участков, указанных в пункте 2 части 1 и части 3 настоящей статьи, не является препятствием для принятия решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность.
Статьей 3 Закона N 423-ФЗ установлен порядок принятия решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность.
Такое решение принимается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны и подведомственных им организаций и должно содержать:
1) наименование субъекта Российской Федерации или муниципального образования, в собственность которых безвозмездно передается военное недвижимое имущество;
2) указание воинской части (подразделения), соединения, военной образовательной организации высшего образования, иной организации Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны, военное недвижимое имущество в границах военных городков или земельных участков которых передается из федеральной собственности;
3) кадастровые номера земельных участков в случае, если проведен государственный кадастровый учет указанных земельных участков, либо в случае, если кадастровые номера не присвоены указанным земельным участкам или не проведен их государственный кадастровый учет, описание их местоположения и (или) расположенного на них военного недвижимого имущества на территории субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо территории поселения, территории городского округа;
4) перечень объектов, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства и которые сохраняются в федеральной собственности, в случае, если в границах военного городка или указанных в пункте 2 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона земельных участков имеются данные объекты;
5) условные номера объектов недвижимости, которые расположены на указанном в пункте 3 настоящей части земельном участке и право собственности Российской Федерации на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при наличии данных объектов.
Решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность является основанием для возникновения на переданное недвижимое имущество права собственности муниципального образования, которым передано такое имущество.
Оценив приказ Минобороны от 08.05.2013 N 406, коллегия находит его соответствующим требованиям статьи 3 Закона N 423-ФЗ.
Доводы Росреестра об отсутствии возможности соотнести земельный участок, указанный в перечне передаваемого имущества, и земельный участок с кадастровым номером 25:28:050024:1497, заявленный к регистрации, не могут быть приняты во внимание.
Закон N 423-ФЗ предусматривает возможность передачи в муниципальную собственность земельных участков, не сформированных и не поставленных на кадастровый учет, возлагая обязанность по их формированию на органы местного самоуправления. В этой связи постановка земельного участка на кадастровый учет с определенной площадью, границами и местоположением не свидетельствует о том, что из федеральной собственности в муниципальную собственность передается земельный участок, отличный от указанного в решении о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества.
Материалами дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 25:28:050024:1497 сформирован для эксплуатации зданий и строений военного городка N 64. Доказательства того, что границы земельного участка не совпадают с границами военного городка N 64, в материалы дела не представлены.
Не могут быть приняты во внимание и предположения Росреестра о наличии на территории военного городка N 64 объектов, остающихся в федеральной собственности. При наличии таких объектов они подлежали указанию в решении о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества в силу прямого указания пункта 5 части 2 статьи 3 Закона N 423-ФЗ.
Учитывая изложенное, коллегия приходит к выводу о том, что Администрацией в Росреестр представлен весь пакет документов, необходимых для государственной регистрации права муниципальной собственности.
Делая указанный вывод, коллегия также учитывает положения части 1 статьи 16 Закона N 122-ФЗ, согласно которой государственная регистрация перехода прав на военное недвижимое имущество осуществляется без заявления правообладателя в десятидневный срок со дня поступления решения о передаче военного недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Иных оснований для отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности, помимо указанных в сообщении Росреестра от 06.06.2014 N 01/028/2014-279, в ходе рассмотрения дела установлено не было.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отказ Росреестра является необоснованным, и признал данный отказ незаконным.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. При выборе способа устранения нарушенного права арбитражный суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
Поскольку отказ Росреестра является незаконным, иные основания для отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности Росреестром не заявлялись, и в ходе рассмотрения спора не установлены, коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно обязал Росреестр произвести государственную регистрацию права собственности муниципального образования г. Владивосток на спорный земельный участок.
Указанный способ соразмерен допущенному нарушению, отвечает целям восстановления нарушенного права заявителя и не выходит за пределы, необходимые для его применения.
Выводы суда первой инстанции сделаны на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу в соответствии со статьей 71 АПК РФ, с правильным применением норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Представленный Росреестром в суд апелляционной инстанции приказ заместителя Министра обороны Российской Федерации N 4 от 13.01.2015 о внесении изменений в приказ Минобороны от 08.05.2013 N 406 не принимается коллегией во внимание, поскольку он, исходя из его буквального содержания, не отменяет ранее принятый перечень имущества, переданного из федеральной собственности в собственность муниципального образования г. Владивосток, и не изменяет ранее возникшие правоотношения.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 26.11.2014 по делу N А51-18609/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Судьи
А.В.ГОНЧАРОВА
Е.Н.НОМОКОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)