Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.07.2015 N 06АП-3331/2015 ПО ДЕЛУ N А73-2799/2015

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июля 2015 г. N 06АП-3331/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июля 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Транснефть - Дальний Восток": Михайлин А.С. представитель по доверенности от 21.01.2015, Лебедев С.А. представитель по доверенности от 21.01.2015;
- от территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае: Колчанов А.В. представитель по доверенности от 12.11.2014, Тихонов В.М. представитель по доверенности от 28.04.2015;
- от министерства природных ресурсов Хабаровского края: Щербакова Н.А. представитель по доверенности от 04.03.2015;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае
на решение от 13.05.2015
по делу N А73-2799/2015
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Чаковой Т.И.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Транснефть - Дальний Восток"
к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае
третье лицо: министерство природных ресурсов Хабаровского края
о признании незаконным отказа в разделе земельного участка, признании незаконным бездействия, обязании устранить допущенные нарушения

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Транснефть - Дальний Восток" (ИНН 2724132118, ОГРН 1092724004944, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, в котором просило: признать незаконным отказ территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае (далее - ТУ Росимущества в Хабаровском крае) в разделе земельного участка с кадастровым номером 27:03:0000000:108 площадью 203637 кв. м с образованием земельного участка с кадастровым номером 27:03:0011103:135 площадью 5850 кв. м; признать незаконным бездействие ТУ Росимущества в Хабаровском крае, выразившееся в необращении в управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 27:03:0011103:135; обязать ТУ Росимущества в Хабаровском крае устранить допущенные нарушения в следующем порядке: повторно рассмотреть обращение общества от 09.12.2014 N ДМН/38-40/1966 о разделе земельного участка с кадастровым номером 27:03:0000000:108 площадью 203637 кв. м с образованием земельного участка с кадастровым номером 27:03:0011103:135 площадью 5850 кв. м; принять решение об образовании земельного участка с кадастровым номером 27:03:0011103:135 площадью 5850 кв. м путем принятия решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 13.05.2015 по делу N А73-2799/2015 заявленные обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТУ Росимущества в Хабаровском крае обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 13.05.2015 по делу N А73-2799/2015 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы ТУ Росимущества в Хабаровском крае ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ТУ Росимущества в Хабаровском крае доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель общества против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Просил решение Арбитражного суда Хабаровского края от 13.05.2015 по делу N А73-2799/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель министерства природных ресурсов Хабаровского края доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме по изложенным в отзыве основаниям, просил решение суда первой инстанции от 13.05.2015 по делу N А73-2799/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзывах, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции и отклоняет доводы жалобы исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации (ЛК РФ) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу пункта 1 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Статьей 83 ЛК РФ предусмотрена передача полномочий субъектам Российской Федерации по ведению государственного лесного реестра; осуществлению на землях лесного фонда государственного лесного надзора; организации использования лесов и их охраны; разработку и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, выдаче разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда, по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе по организации и проведению соответствующих аукционов.
Перечень передаваемых субъектам Российской Федерации полномочий устанавливается федеральными законами и расширительному толкованию не подлежит.
Уполномоченным органом по принятию решений в отношении лесных участков в составе земель лесного фонда в соответствии с частью 1 статьи 8 ЛК РФ является Российская Федерация.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - Положение), в соответствии с пунктом 1 которого агентство является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации.
Согласно пункту 5.35 (3) Положения Росимущество принимает в установленном порядке решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
В силу пункта 4 Положения, Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374 утверждено Типовое положение о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, в силу которого с учетом изменений, внесенных приказом от 17.01.2014 N 08, соответствующие территориальные органы Росимущества наделены полномочиями распоряжаться земельными участками, принадлежащими на праве собственности Российской Федерации.
Пункт 4.1.18 Положения о территориальных органах Росимущества с изменениями от 17.01.2014 устанавливает, что территориальный орган принимает решение в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью равной, либо меньшей 10 гектар. В ином случае такое решение принимается им по поручению агентства Росимущества согласно пункту 4.2.25.
Согласно статье 11.3 ЗК РФ (в редакции до 01.03.2015) образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 ЗК РФ.
09.12.2014 общество обратилось в ТУ Росимущества в Хабаровском крае с просьбой о разделе земельных (лесных) участков и регистрации права собственности Российской Федерации за лесными (земельными) участками с кадастровыми номерами 27:03:0011103:135, 27:17:0329301:836, 27:17:0329301:839, 27:08:0010542:36, 27:08:0010542:37, 27:03:0000000:245.
16.12.2014 ТУ Росимущества в Хабаровском крае возвратило обществу комплект документов для направления документов в соответствующий исполнительный орган государственной власти Хабаровского края.
Общество, не согласившись с данным ответом, обратилось в арбитражный суд, который правомерно удовлетворил заявленные требования.
Отклоняется довод апелляционной жалобы о том, что судом не учтены изменения Земельного кодекса Российской Федерации, вступившие в силу с 01.03.2015, поскольку обжалуемый отказ обществу ТУ Росимущества в Хабаровском крае изложило в письме от 16.12.2014, то должно было учитывать законодательство, действующее на дату отказа. Дальнейшее изменение законодательства не влечет автоматического прекращения спора.
На основании изложенных выше нормативно-правовых актов апелляционный суд считает правильным вывод суда первой инстанции об обращении общества в ТУ Росимущества в Хабаровском крае, как к собственнику обозначенного земельного участка, наделенного полномочиями по его распоряжению. Для принятия решения по данному вопросу в Росимущество документы территориальным управлением не направлялись. В то же время законодательством не предусмотрена обязанность хозяйствующего субъекта непосредственно обращаться в Росимущество. Письмо Росимущества, письма Минэкономразвития России, на которые ссылается в апелляционной жалобе управление не имеют правового значения и не могут служить основанием для разрешения спора в связи с их неопубликованием в порядке, установленном Указом Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763. Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Министерство экономического развития Российской Федерации не наделено компетенцией по разъяснению положений нормативных правовых актов Российской Федерации.
Субъектам Российской Федерации переданы лишь те полномочия по управлению и распоряжению земельными участками из состава земель лесного фонда, которые прямо поименованы в норме статьи 83 ЛК РФ. Поскольку полномочия по принятию решения об образовании земельных (лесных) участков в составе земель лесного фонда не включены в число законодательно переданных субъектам Российской Федерации, образование земельного участка из состава земель лесного фонда осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти Российской Федерации. Следовательно, правильный вывод суда об отсутствии в рассматриваемом случае у ТУ Росимущества в Хабаровском крае основания для возврата документов обществу. Согласно статье 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Согласно статье 11.10 ЗК РФ утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории подготавливается и утверждается государственным органом, который уполномочен распоряжаться земельными участками. Соответственно полномочия по распоряжению участками федеральной собственности и составлению схемы расположения такого участка обладают федеральные органы власти. При этом в указанной статье отсутствует ограничение утверждения схем в отношении участков какой-либо категории земель.
Процесс образования земельных участков предполагает совершение действий по государственной регистрации прав на указанные участки (статья 11.2 ЗК РФ, статья 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 22.2 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении или перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти, органа местного самоуправления или действующего по их поручению лица либо на основании заявления лиц, которым такие земельные участки предоставлены в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 17 Закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в частности, являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Как верно указал суд первой инстанции полномочия на обращение с заявлением о государственной регистрации прав (их возникновение, прекращение) принадлежат правообладателю имущества, которым в отношении лесных участков в составе земель лесного фонда в соответствии с частью 1 статьи 8 ЛК РФ является Российская Федерация. Полномочия правообладателя федерального имущества вправе осуществлять соответствующий уполномоченный орган исполнительной власти Российской Федерации. Поскольку земельные лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в собственности Российской Федерации в силу статьи 3 ЛК РФ, распоряжение такими участками возможно только после регистрации права государственной собственности на них.
Отклоняется апелляционным судом ссылка управления на порядок установленный в статье 39.15 ЗК РФ, т.к. в силу пункта 3 статьи 39.1 ЗК РФ положения статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации не применяются к отношениям, связанным с арендой земельных участков в составе земель лесного фонда.
Отклоняется довод апелляционной жалобы об обязании управление повторно образовать участок и повторно внести имеющиеся в кадастре сведения о нем, исходя из того, что по данным кадастрового паспорта земельного участка лесного фонда 27:03:0011103:135 (л.д. 32), образованного в результате раздела земельного участка 27:03:0000000:108, сведения о земельном участке носят временный характер в соответствии со статьями 4, 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Это не препятствует ТУ Росимущества в Хабаровском крае исполнить возложенные на него функции в установленном законодательством порядке.
В силу пункта 9 статьи 4 указанного Закона N 221-ФЗ в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения, которые носят временный характер. Такие сведения до утраты ими в установленном настоящим Федеральным законом порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ.
Согласно пунктам 4, 5 статьи 24 Закона N 221-ФЗ внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости носят временный характер. В течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 13.05.2015 по делу N А73-2799/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Председательствующий
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ

Судьи
Е.В.ВЕРТОПРАХОВА
Е.А.ШВЕЦ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)