Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 10 января 2014 года
Полный текст решения изготовлен 15 января 2014 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи В.С. Трухина, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи И.В. Адушкиной, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Индивидуального предпринимателя Мамедова Чингиза Гаси оглы (ИНН 666300521730, ОГРН 304667303400114)
к Администрации города Екатеринбурга (ИНН 6661004661), Министерству по управлению государственным имуществом по Свердловской области (далее - МУГИСО)
третьи лица: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области
о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Соснин В.Ю., представитель по доверенности от 08.06.2013,
от Администрации г. Екатеринбурга: Ландин А.Н., представитель по доверенности от 30.12.2012; Хуснутдинова Э.Г., представитель по доверенности от 01.11.2013
от МУГИСО: Лебедева В.С., представитель по доверенности от 22.05.2013
Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Администрации города Екатеринбурга, изложенного в письме от 21.10.2013 N 294-10/42204/249 в утверждении схемы расположения земельного участка в кадастровом квартале 66:41:0106156, площадью 60 кв. м, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, пер. Суворовский, 26, с разрешенным использованием - под остановочный комплекс.
Заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления по основаниям, изложенным в отзывах.
От заявителя приобщены возражения на отзыв, а также доказательства направления заявления МУГИСО, привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица определением суда от 28.11.2013.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
ИП Мамедов Чингиз Гаси оглы является арендатором земельного участка в кадастровом квартале 66:41:0106151, площадью 60 кв. м, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, пер. Суворовский, 26, с разрешенным использованием - под остановочный комплекс на основании договора аренды N 172-2010/О от 08.02.2010.
Земельный участок в установленном законом порядке не сформирован и не поставлен на кадастровый учет.
В целях формирования земельного участка и постановки на кадастровый учет, заявитель обратился в Администрацию города Екатеринбурга с заявлением об утверждении схемы расположения на кадастровой карте соответствующей территории земельного участка в кадастровом квартале 66:41:01061516, площадью 60 кв. м, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, пер. Суворовский, 26, с разрешенным использованием - под остановочный комплекс.
В письме от 21.10.2013 N 294-10/42204/249 Администрацией города Екатеринбурга в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории отказано.
Основанием для отказа явилось отсутствие места размещения павильона в составе остановочного комплекса по пер. Суворовский, 26 в схеме размещения нестационарных объектов на 2013 год, утвержденной Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 15.02.2013 N 515.
Полагая, что отказ является незаконным и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности ИП Мамедов Чингиз Гаси оглы обратился в суд с настоящими требованиями.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса
Предоставление земельного участка для целей размещения нестационарных торговых объектов должно производиться на основании ст. 34 Земельного кодекса РФ, Порядка предоставления земельных участков в соответствии с утвержденной схемой размещения нестационарных торговых объектов.
Согласно ст. 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока.
Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
В соответствии со ст. 10 Закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 10 Закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации").
Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 15.02.2013 N 515 (ред. от 19.08.2013) утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках в МО г. Екатеринбург.
Судом установлено, что в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Екатеринбурга, утвержденной постановлением Администрации от 15.02.2013 N 515, отсутствует план размещения нестационарного торгового павильона на спорном земельном участке.
Настоящее заявление предъявлено к двум заинтересованным лицам:
- Администрации г. Екатеринбурга
- Министерству по управлению государственным имуществом по Свердловской области
Поскольку МУГИСО не является уполномоченным органом исполнительной власти и не наделен полномочиями по утверждению схемы расположения земельного участка, оснований для удовлетворения требований к МУГИСО не имеется.
Администрация города Екатеринбурга является, по мнению суда, надлежащим заинтересованным лицом и на основании Устава МО г. Екатеринбург осуществляет все организационно-распорядительные полномочия по вопросам местного значения муниципального образования в соответствии с федеральным и областным законодательством, решениями городской Думы, правовыми актами Администрации города Екатеринбурга, в том числе разрабатывает и утверждает схему размещения нестационарных торговых объектов в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти Свердловской области.
Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации, в том числе на территориях муниципальных образований, определяет Федеральный "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 381-ФЗ).
Данная норма Федерального закона N 381-ФЗ является императивной и обязательной для исполнения, в том числе, органами местного самоуправления на территориях соответствующих муниципальных образований. Размещение нестационарных торговых объектов вне указанной схемы или в обход ее не допускается.
Учитывая, что Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 15.02.2013 N 515 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках в МО г. Екатеринбург, в которую не включен объект заявителя, расположенный на спорном земельном участке, оснований для удовлетворения заявления не имеется, а оспариваемый отказ не нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
На основании изложенного, в удовлетворении требований судом отказано.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении заявления отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
В.С.ТРУХИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 15.01.2014 ПО ДЕЛУ N А60-41417/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 15 января 2014 г. по делу N А60-41417/2013
Резолютивная часть решения объявлена 10 января 2014 года
Полный текст решения изготовлен 15 января 2014 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи В.С. Трухина, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи И.В. Адушкиной, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Индивидуального предпринимателя Мамедова Чингиза Гаси оглы (ИНН 666300521730, ОГРН 304667303400114)
к Администрации города Екатеринбурга (ИНН 6661004661), Министерству по управлению государственным имуществом по Свердловской области (далее - МУГИСО)
третьи лица: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области
о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Соснин В.Ю., представитель по доверенности от 08.06.2013,
от Администрации г. Екатеринбурга: Ландин А.Н., представитель по доверенности от 30.12.2012; Хуснутдинова Э.Г., представитель по доверенности от 01.11.2013
от МУГИСО: Лебедева В.С., представитель по доверенности от 22.05.2013
Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Администрации города Екатеринбурга, изложенного в письме от 21.10.2013 N 294-10/42204/249 в утверждении схемы расположения земельного участка в кадастровом квартале 66:41:0106156, площадью 60 кв. м, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, пер. Суворовский, 26, с разрешенным использованием - под остановочный комплекс.
Заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления по основаниям, изложенным в отзывах.
От заявителя приобщены возражения на отзыв, а также доказательства направления заявления МУГИСО, привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица определением суда от 28.11.2013.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
ИП Мамедов Чингиз Гаси оглы является арендатором земельного участка в кадастровом квартале 66:41:0106151, площадью 60 кв. м, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, пер. Суворовский, 26, с разрешенным использованием - под остановочный комплекс на основании договора аренды N 172-2010/О от 08.02.2010.
Земельный участок в установленном законом порядке не сформирован и не поставлен на кадастровый учет.
В целях формирования земельного участка и постановки на кадастровый учет, заявитель обратился в Администрацию города Екатеринбурга с заявлением об утверждении схемы расположения на кадастровой карте соответствующей территории земельного участка в кадастровом квартале 66:41:01061516, площадью 60 кв. м, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, пер. Суворовский, 26, с разрешенным использованием - под остановочный комплекс.
В письме от 21.10.2013 N 294-10/42204/249 Администрацией города Екатеринбурга в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории отказано.
Основанием для отказа явилось отсутствие места размещения павильона в составе остановочного комплекса по пер. Суворовский, 26 в схеме размещения нестационарных объектов на 2013 год, утвержденной Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 15.02.2013 N 515.
Полагая, что отказ является незаконным и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности ИП Мамедов Чингиз Гаси оглы обратился в суд с настоящими требованиями.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса
Предоставление земельного участка для целей размещения нестационарных торговых объектов должно производиться на основании ст. 34 Земельного кодекса РФ, Порядка предоставления земельных участков в соответствии с утвержденной схемой размещения нестационарных торговых объектов.
Согласно ст. 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока.
Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
В соответствии со ст. 10 Закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 10 Закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации").
Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 15.02.2013 N 515 (ред. от 19.08.2013) утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках в МО г. Екатеринбург.
Судом установлено, что в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Екатеринбурга, утвержденной постановлением Администрации от 15.02.2013 N 515, отсутствует план размещения нестационарного торгового павильона на спорном земельном участке.
Настоящее заявление предъявлено к двум заинтересованным лицам:
- Администрации г. Екатеринбурга
- Министерству по управлению государственным имуществом по Свердловской области
Поскольку МУГИСО не является уполномоченным органом исполнительной власти и не наделен полномочиями по утверждению схемы расположения земельного участка, оснований для удовлетворения требований к МУГИСО не имеется.
Администрация города Екатеринбурга является, по мнению суда, надлежащим заинтересованным лицом и на основании Устава МО г. Екатеринбург осуществляет все организационно-распорядительные полномочия по вопросам местного значения муниципального образования в соответствии с федеральным и областным законодательством, решениями городской Думы, правовыми актами Администрации города Екатеринбурга, в том числе разрабатывает и утверждает схему размещения нестационарных торговых объектов в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти Свердловской области.
Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации, в том числе на территориях муниципальных образований, определяет Федеральный "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 381-ФЗ).
Данная норма Федерального закона N 381-ФЗ является императивной и обязательной для исполнения, в том числе, органами местного самоуправления на территориях соответствующих муниципальных образований. Размещение нестационарных торговых объектов вне указанной схемы или в обход ее не допускается.
Учитывая, что Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 15.02.2013 N 515 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках в МО г. Екатеринбург, в которую не включен объект заявителя, расположенный на спорном земельном участке, оснований для удовлетворения заявления не имеется, а оспариваемый отказ не нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
На основании изложенного, в удовлетворении требований судом отказано.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении заявления отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
В.С.ТРУХИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)