Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 02.07.2015 ПО ДЕЛУ N 3-19/15, М-277/2014, 3-151/2014

Требование: Об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков.

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец ссылался на то, что результаты государственной кадастровой оценки земельного участка повлекли неправомерное увеличение земельного налога.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 июля 2015 г. по делу N 3-19/15


Московский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Найденовой Л.А.,
при секретаре К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-19/15 по заявлению Г. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

установил:

Г. обратился в Московский областной суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 1 255 кв. м, расположенного по адресу: <данные изъяты>.
В обоснование требований заявитель ссылался на то, что результаты государственной кадастровой оценки указанного земельного участка повлекли неправомерное увеличение земельного налога.
Заявитель просил суд принять решение об определении кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной в представленном заявителем Отчете об оценке.
В процессе рассмотрения дела представитель Г. - М. заявила ходатайство о назначении экспертизы для определения достоверной величины рыночной стоимости земельного участка, которое было удовлетворено судом.
После получения заключения эксперта заявитель изменил заявленные требования, просит суд установить кадастровую стоимость принадлежащего ему земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 02 апреля 2014 года (дату кадастровой оценки) в экспертном заключении, - в размере <данные изъяты>. Заявитель, уточнив заявленные требования, просит также взыскать в его пользу с ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области расходы по уплаченной государственной пошлине в сумме 200 рублей и расходы на оплату услуг представителя в сумме <данные изъяты>.
Представитель заявителя в судебном заседании полностью поддержала измененные требования.
Представитель заинтересованного лица - Министерства имущественных отношений не возражала против удовлетворения требований, не оспаривала достоверность определенной в заключении эксперта величины рыночной стоимости принадлежащего заявителю земельного участка.
Представитель филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области полагала принятие решения об определении кадастровой стоимости земельного участка на усмотрение суда, возражала против требования о возложении судебных расходов на ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области.
Министерство экологии и природопользования Московской области в письменном ходатайстве просило слушать дело в отсутствие представителя Министерства.
Иные участвующие в деле лица, будучи надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания, не обеспечили явку в суд своих представителей.
Суд, выслушав пояснения представителя заявителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, полагает заявление Г. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> подлежащим удовлетворению.
При этом суд исходит из следующего.
Одним из основных принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п. 7 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с ч. 1 и ч. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 390, п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость устанавливается прежде всего для целей налогообложения, так как налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.
Учитывая порядок определения налоговой базы земельного налога несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости нарушает права собственника данного земельного участка.
Понятие кадастровой стоимости определено в п. 3 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)" (утв. Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года N 508). Под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков - в силу п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ - проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи, когда в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, действующими нормами федерального законодательства предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления его рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого земельного участка.
Отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности, регулируются Федеральным законом N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135).
В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, - в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (абз. 2).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абз. 4).
Кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки (п. 8 ФСО N 4).
Судом установлено, что Г. на праве собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 1 255 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, адрес (местонахождение) объекта: <данные изъяты>.
Указанное обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (т. 1 л.д. 11).
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27 ноября 2013 года N 566-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков указанной категории, а также средние значения удельных показателей кадастровой стоимости данных земель по муниципальным районам, городским округам Московской области - по состоянию на 01 января 2013 года.
Распоряжением N 566-РМ кадастровая стоимость принадлежащего заявителю земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 1 255 кв. м установлена по состоянию на 01 января 2013 года в размере 2599632,10 рублей (т. 1 л.д. 205).
Постановлением Администрации Дмитровского муниципального района Московской области от 13 марта 2014 года N 1438-П изменен вид разрешенного использования земельного участка с "для индивидуального жилищного строительства" на "под среднеэтажную жилую застройку", что повлекло изменение кадастровой стоимости земельного участка, которая стала равна 8165042,55 рублей.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> с видом разрешенного использования "под среднеэтажную жилую застройку" внесены в государственный кадастр недвижимости 02 апреля 2014 года (т. 1 л.д. 229).
Согласно заключению эксперта <данные изъяты> которому судом было поручено проведение судебной экспертизы по определению действительной рыночной стоимости земельного участка заявителя, рыночная стоимость данного земельного участка по состоянию на 02 апреля 2014 года, т.е. на момент определения его кадастровой стоимости, установлена размере <данные изъяты>.
Суд, оценивая представленное экспертное заключение, приходит к выводу о том, что оснований не доверять указанному заключению эксперта у суда не имеется.
Эксперт, проводивший экспертизу, предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ, обладает достаточным профессиональным стажем и необходимой квалификацией для данной деятельности, что подтверждается соответствующими документами.
Выводы эксперта о величине рыночной стоимости земельного участка заинтересованными лицами не оспорены.
С учетом изложенного заявление Г. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной - подлежит удовлетворению.
В части требований о взыскании с ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области суд полагает отказать в связи со следующим.
В соответствии с положениями главы 7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
Вместе с тем, как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права заявителя на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе по размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, не имеющего противоположных с заявителем юридических интересов (пункт 31 Постановления).
В данном случае заинтересованными лицами право Г. на установление кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере его рыночной стоимости не оспаривается.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявление Г. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, поданное в Московский областной суд 17 октября 2014 года, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 1255 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: <данные изъяты> категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под среднеэтажную жилую застройку - равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 02 апреля 2014 года, в размере <данные изъяты>.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 1255 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: <данные изъяты> категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под среднеэтажную жилую застройку - в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Требования Г. о взыскании с ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области расходов по уплаченной государственной пошлине в сумме 200 рублей и расходов на оплату услуг представителя в сумме <данные изъяты> - оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Московский областной суд.
Судья
Л.А.НАЙДЕНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)