Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.06.2015 N 10АП-3843/2015 ПО ДЕЛУ N А41-78568/14

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июня 2015 г. по делу N А41-78568/14


Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Коновалова С.А., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Ибрагимовым Э.А.,
при участии в заседании:
от ИП Фролова С.Г.: Лошинский К.А. по доверенности от 10.12.2014, Фролов С.Г.,
от администрации Пушкинского муниципального района: Туйнова О.Ю. по доверенности от 26.12.2014,
от третьих лиц: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Фролова Сергея Геннадьевича (ИНН 503800116405 ОГРНИП 312503818800011) на решение Арбитражного суда Московской области от 31 марта 2015 года по делу N А41-78568/14, принятое судьей Севостьяновой Н.В., по заявлению индивидуального предпринимателя Фролова Сергея Геннадьевича (ИНН 503800116405 ОГРНИП 312503818800011) к администрации Пушкинского муниципального района Московской области (ИНН 5038002503 ОГРН 1035007558585) третьи лица: Правительство Московской области (ИНН 7710342058, ОГРН 1027739809460), Министерство имущественных отношений Московской области (ОГРН 1025005245055, ИНН 7725131814), общество с ограниченной ответственностью "Инвар" (ОГРН 1065038032355, ИНН 5038051726), общество с ограниченной ответственностью "Бриг Кэпитал" (ОГРН 1127747010599, ИНН 7708771613), о признании незаконным решения от 18.09.2014 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка и обязании заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:13:0020314:703,

установил:

индивидуальный предприниматель Фролов Сергей Геннадьевич (далее - заявитель, предприниматель, ИП Фролов С.Г.) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации Пушкинского муниципального района Московской области (далее - администрация, заинтересованное лицо) со следующими требованиями:
- - признать незаконными действия администрации Пушкинского муниципального района Московской области, выраженные в решении Земельной комиссии при администрации Пушкинского муниципального района Московской области от 18.09.2014 об отказе в предоставлении земельного участка площадью 2000 кв. м по адресу: Московская область, Пушкинский район, 52 км Старого Ярославского шоссе в аренду сроком на 5 лет под размещение производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического снабжения и о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды;
- - обязать администрацию Пушкинского муниципального района Московской области в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня вступления решения суда по данному делу в законную силу в лице уполномоченного органа принять решение о предоставлении в аренду под размещение производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического обеспечения сроком на 5 (пять) лет земельного участка кадастровый номер 50:13:0020314:703, расположенного по адресу: Московская область, Пушкинский район, 52 км Старого Ярославского шоссе.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Правительство Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, общество с ограниченной ответственностью "Инвар", общество с ограниченной ответственностью "Бриг Кэпитал".
Решением Арбитражного суда Московской области от 31 марта 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, ИП Фролов С.Г. обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, ИП Фролов С.Г. обратился к главе городского поселения Ашукино Пушкинского муниципального района Московской области с заявлением от 16.04.2012 вх. N 357 о предоставлении в аренду сроком на 7 (семь) лет земельного участка площадью около 2000 кв. м по адресу: Московская область, Пушкинский район, с. Рахманово, Рахмановская промзона, северо-западнее участка с кадастровым номером 50:13:020314:255 (т. 1, л.д. 22).
Администрацией городского поселения Ашукино руководителю Пушкинского муниципального района направлено ходатайство от 16.05.2012 исх. N 46 о предоставлении ИП Фролову С.Г. в аренду сроком на 7 лет земельного участка ориентировочной площадью 2000 кв. м по адресу: Московская область, Пушкинский район, с. Рахманово, Рахмановская промзона, северо-западнее участка с кадастровым номером 50:13:020314:255 (т. 1, л.д. 23).
Заявитель обратился в администрацию Пушкинского муниципального района Московской области с заявлением от 14.06.2012 вх. рег. N Ф-1790/1-4 о предоставлении в аренду сроком на 7 (семь) лет земельного участка площадью около 2000 кв. м по адресу: Московская область, Пушкинский район, с. Рахманово, Рахмановская промзона, северо-западнее участка с кадастровым номером 50:13:020314:255 (т. 1, л.д. 24).
Решением земельной комиссии при администрации Пушкинского муниципального района Московской области заявление предпринимателя о предоставлении в аренду сроком на 5 лет земельного участка ориентировочной площадью 2000 кв. м для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического снабжения по адресу: Московская область, Пушкинский район, с. Рахманово, Рахмановская промзона, северо-западнее участка с кадастровым номером 50:13:020314:255, удовлетворено при условии подготовки проекта планировки, градостроительной проработки и акта выбора земельного участка, что подтверждается выпиской из протокола от 13.07.2012 N 35 (т. 1, л.д. 25).
Согласно утвержденному акту выбора земельного участка комиссия решила, что земельный участок площадью 2000 кв. м возможно использовать для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического снабжения по адресу: Московская область, Пушкинский район, 52 км Старого Ярославского шоссе (т. 1, л.д. 26).
Как следует из выписки из протокола от 23.11.2012 N 42 Земельной комиссией при администрации Пушкинского муниципального района Московской области принято решение внести в решение земельной комиссии от 13.07.2012 (протокол N 35) вопрос 9 изменения в части адреса спорного земельного участка: "вместо слов: "МО, Пушкинский р-н, с. Рахманово, Рахмановская промзона, северо-западнее участка" читать "Московская область, Пушкинский район, 52 км. Старо-Ярославского шоссе", что подтверждается выпиской из протокола (т. 1, л.д. 29).
Постановлением администрации Пушкинского муниципального района Московской области от 27.12.2012 N 4054 ИП Фролову С.Г. рекомендовано в установленном порядке:
- 1.1. Разработать и представить на согласование в администрацию Пушкинского муниципального района и администрацию городского поселения Софрино здание на подготовку проекта планировки территории, в границы которой входит земельный участок ориентировочной площадью 2000 кв. м по адресу: Московская область, Пушкинский район, 52-й км Старого Ярославского шоссе (далее - проект планировки);
- 1.2. Разработать проект планировки территории;
- 1.3. Представить в администрацию Пушкинского муниципального района для проведения публичных слушаний документацию по проекту планировки территории;
- 1.4. Передать в Управление строительства, архитектуры и градостроительного регулирования проектную документацию по планировки территории для подготовки правового акта об утверждении проекта планировки после его обсуждения на публичных слушаниях (т. 1, л.д. 30).
Градостроительным Советом при администрации Пушкинского муниципального района согласован проект планировки и межевания территории спорного земельного участка, что подтверждается выпиской из протокола N 4 от 16.05.2013 (т. 1, л.д. 35).
05 июля 2013 года проведены публичные слушания, что подтверждается заключением Главы городского поселения Софрино (т. 1, л.д. 36).
Заключение по результатам публичных слушаний опубликовано в газете "Маяк" от 07 августа 2013 года (т. 1, л.д. 37).
Постановлением администрации Пушкинского муниципального района Московской области от 23.08.2013 N 2408 утвержден проект планировки территории спорного земельного участка (т. 1, л.д. 38).
Предприниматель обратился в администрацию Пушкинского муниципального района Московской области с заявлением от 04.09.2013 вх. рег. N Ф-3752/23-7 об утверждении акта выбора и схемы расположения спорного земельного участка (т. 1, л.д. 39).
Постановлением администрации Пушкинского муниципального района Московской области от 18.02.2014 N 407 утверждены акт выбора и схема расположения спорного земельного участка и предварительно согласовано место размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического снабжения на данном земельном участке ИП Фролову С.Г. (т. 1, л.д. 40-42).
ИП Фролов С.Г. обратился в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области, Пушкинский отдел с заявлением от 18.04.2014 о постановке сформированного земельного участка на государственный кадастровый учет (т. 1, л.д. 44).
Земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет, ему был присвоен кадастровый номер 50:13:0020314:703, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 06 мая 2014 года N МО-14/ЗВ-678610 (т. 1, л.д. 45).
В газете "Маяк" от 20 августа 2014 года была размещена информация о сформированном земельном участке (т. 1, л.д. 83-84).
В администрацию Пушкинского муниципального района Московской области обратились ООО "Бриг Кэпитал" с заявлением от 10.09.2014 вх. N 4963/23-1 и ООО "ИНВАР" с заявлением от 08.09.2014 вх. 4884/23-7 о предоставлении в собственность либо в аренду спорного земельного участка.
Согласно выписке из протокола от 18.09.2014 N 16 Земельной комиссией при администрации Пушкинского муниципального района Московской области принято решение отказать ИП Фролову С.Г., ООО "Бриг Кэпитал", ООО "ИНВАР" в предоставлении в собственность либо в аренду спорного земельного участка, отменено решение земельной комиссии от 13.07.2012 (протокол N 35). Комитету по управлению имуществом администрации Пушкинского муниципального района поручено провести аукцион по продаже права на заключение договора аренды в установленном порядке земельного участка площадью 2000 кв. м для размещения производственных и административных зданий, строений и сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического снабжения по адресу; Московская область, Пушкинский р-н, 52 км Старого Ярославского шоссе. (т. 1, л.д. 47).
Полагая, что указанное решение Земельной комиссии при администрации Пушкинского муниципального района Московской области является незаконным и нарушает права и законные интересы предпринимателя, ИП Фролов С.Г. обратился в Арбитражный суд Московской области.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, учитывая необходимость обеспечения публичности, открытости и прозрачности процедуры предоставления земельного участка, исходил из того, что оснований для предоставления заявителю земельного участка при наличии других претендентов, без проведения торгов не имеется.
Обжалуя решение суда первой инстанции, предприниматель ссылается на то, что ООО "Бриг Кэпитал" и ООО "ИНВАР" обратились в администрацию Пушкинского муниципального района с заявлениями после принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта заявителю.
В судебном заседании апелляционного суда представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель администрации возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение оставить без изменения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из основных принципов земельного законодательства является участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю. Согласно ему граждане РФ, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, установленных законодательством. Данный принцип должен учитываться при осуществлении любого использования земель, затрагивающего интересы населения, поскольку служит гарантией обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности.
В соответствии со статьей 29 ЗК РФ в редакции, действующей на момент обращения в арбитражный суд, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
Согласно части 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу части 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- - выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- - выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
Статьей 31 ЗК РФ установлен порядок предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд.
Исходя из системного анализа положений статьи 31 ЗК РФ об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство с предварительным согласованием места его размещения следует, что заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
При этом закон не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 АПК РФ, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Следовательно, при наличии двух и более претендентов право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Кодекса независимо от того, является ли этот земельный участок сформированным или лишь проходит процедуру формирования.
В обоснование доводов апелляционной жалобы предприниматель указывает, что лица, заинтересованные в предоставлении спорного земельного участка не могут обращаться в орган местного самоуправления после того, как земельный участок будет сформирован и поставлен на кадастровый учет.
Как указывалось ранее, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка.
По смыслу положений статьи 31 ЗК РФ лишь по итогам утверждения акта выбора земельного участка он может считаться сформированным, что является одним из необходимых условий для проведения торгов. При этом само наличие акта выбора не наделяет заинтересованное лицо каким-либо правом в отношении испрашиваемого им участка.
Проведение торгов позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость, прозрачность процедуры передачи прав в отношении государственного или муниципального имущества, предотвращения коррупции и других злоупотреблений, а также развития добросовестной конкуренции.
Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается лишь при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка (подпункт 3 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, судом первой инстанции правомерно установлено, что на земельный участок претендовало несколько лиц, в связи с чем, он не мог быть предоставлен кому-либо из них для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, а подлежал выставлению на торги по правилам части 4 статьи 30 Земельного кодекса.
Вывод суда первой инстанции о невозможности, при установленных фактических обстоятельствах, предоставить спорный участок какому-либо лицу с предварительным согласованием места размещения объекта, соответствует положениям статей 1, 30, 31 Земельного кодекса в истолковании порядка их применения, сформулированном Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований. Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 31 марта 2015 года по делу N А41-78568/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
В.Ю.БАРХАТОВ

Судьи
С.А.КОНОВАЛОВ
Е.Н.КОРОТКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)