Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 26.09.2014 ПО ДЕЛУ N 33-5897/2014

Требование: О признании незаконным отказа в самостоятельном формировании земельного участка и утверждении схемы границ земельного участка, схемы расположения земельного участка.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Истец указал, что поставлен на учет для предоставления земельного участка в собственность бесплатно в качестве гражданина, имеющего трех и более детей, обратился к ответчику с заявлением, в котором просил утвердить схему расположения земельного участка, письмом ответчика ему было отказано.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 сентября 2014 г. по делу N 33-5897/2014


Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Верхотуровой И.В.
судей Масловой Т.В., Порохового С.П.
при секретаре З.
рассмотрела в открытом судебном заседании 26 сентября 2014 года гражданское дело по исковому заявлению С. к администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края о признании незаконным отказа в самостоятельном формировании земельного участка и утверждении схемы границ земельного участка, признании права на самостоятельное формирование земельного участка, утверждении схемы расположения земельного участка,
по апелляционной жалобе представителя С. - К. на решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 17 июня 2014 года.
Заслушав доклад судьи Порохового С.П., объяснения истца С., представителя истца К., судебная коллегия

установила:

С. обратился в суд с иском к администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края о признании незаконным отказа в самостоятельном формировании земельного участка и утверждении схемы границ земельного участка, признании права на самостоятельное формирование земельного участка, утверждении схемы расположения земельного участка.
В обоснование заявленных требований указал, что с ДД.ММ.ГГГГ поставлен на учет для предоставления земельного участка в собственность бесплатно в качестве гражданина, имеющего трех и более детей. В ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию <адрес> с заявлением, в котором просил для самостоятельного формирования земельного участка площадью 788 кв. м, расположенного в <адрес>, с целью его дальнейшего предоставления в собственность бесплатно вне общей очереди для строительства индивидуального жилого дома, утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. При этом ссылался на п. 2.14 постановления Правительства Хабаровского края от 31.08.2011 года N 292-пр, в соответствии с которым вне общей очереди земельные участки предоставляются гражданам, имеющим трех и более детей, в случае осуществления самостоятельного формирования земельного участка за счет собственных средств. Письмом ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в удовлетворении заявления на том основании, что в связи с изменением законодательства <адрес> формирование земельных участков в настоящий момент осуществляется уполномоченными органами; формирование земельных участков за счет собственных средств граждан допускается только в случаях, если такой участок был предоставлен до изменения законодательства или используется под существующим жилым домом. Поскольку испрашиваемый земельный участок для строительства индивидуального жилого дома истцу не был согласован местной администрацией, то истцу было отказано в утверждении схемы расположения такого участка. Считая отказ органа местного самоуправления незаконным, нарушающим права и законные интересы многодетной семьи, просил суд признать данный отказ незаконным и признать за истцом право на самостоятельное формирование земельного участка площадью 788 кв. м, расположенного в <адрес>, утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории с целью его дальнейшего предоставления в собственность бесплатно вне общей очереди для строительства индивидуального жилого дома.
Решением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 17 июня 2014 года в удовлетворении заявленных С. требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца К. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Считает, что суд при рассмотрении дела не применил закон, подлежащий применению, а руководствовался законом, положения которого на истца не распространяются.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В заседание судебной коллегии представитель администрации <адрес> не явились, заблаговременно извещены о дате и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении дела не направили, в связи с чем, судебная коллегия в соответствии со ст. 327 и ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
В заседание судебной коллегии истец С., его представитель К. просят отменить решения суда как незаконное и необоснованное, вынесенное в нарушение материального права, без учета всех обстоятельств имеющих существенное значение по делу и вынести по делу новое решение удовлетворив заявленные требования в полном объеме.
Проверив законность вынесенного судом решения по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, изучив материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
Согласно ч. 2 ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация как социальное государство обеспечивает государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливая государственные гарантии социальной защиты.
Реализуя конституционные положения, п. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ устанавливает, что граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Право на предоставление бесплатно земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, по своему содержанию представляет собой меру социальной поддержки государством многодетных семей.
Во исполнение предписаний федерального законодателя на территории Хабаровского края был принят Закон от 29.06.2011 года N 100 "О бесплатном предоставлении в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Хабаровского края", которым определен порядок предоставления земельных участков таким гражданам (семьям), основанный на принципах добровольности, гласности, социальной справедливости, бесплатности, очередности.
В целях обеспечения справедливых условий реализации названного права, Правительством Хабаровского края был утвержден Порядок организации работы по формированию и предоставлению земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, обратившимся с заявлениями о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков и поставленным на учет для предоставления земельного участка в собственность бесплатно (постановление от 31.08.2011 года N 292-пр, которое утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Хабаровского края от 13.08.2013 года N 226-пр), предусматривающий распределение земельных участков в порядке очередности, обусловленной датой постановки граждан на учет; распределение земельных участков жеребьевочной комиссией по выбору земельных участков с участием представителей правоохранительных органов и общественности; распределение участков, попавших в Перечень участков, сформированных Министерством строительства Хабаровского края и поставленных на государственный кадастровый учет Министерством имущественных отношений Хабаровского края (пункты 2.1, 2.2, 2.5 - 2.7 Порядка).
Исключением из перечисленных правил являлась норма, предусмотренная п. 2.14 ранее действовавшего Порядка, допускающая предоставление земельного участка вне общей очереди гражданину, самостоятельно сформировавшему земельный участок и поставившему его на государственный кадастровый учет.
Из содержания указанной правовой нормы следовало, что самостоятельное проведение гражданином, имеющим трех и более детей, работ по формированию и постановке земельного участка на кадастровый учет являлось достаточным основанием для предоставления гражданину такого земельного участка в собственность вне общей очереди.
Вместе с тем, Законом Хабаровского края от 19.04.2013 года N 278 "О внесении изменений в Закон Хабаровского края "О бесплатном предоставлении в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Хабаровского края" было введено новое правовое регулирование случаев и порядка бесплатного предоставления в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Хабаровского края.
В частности, вновь введенная ч. 3 ст. 7 названного Закона устанавливает, что в случае формирования земельного участка за счет собственных средств граждан такой земельный участок предоставляется гражданам вне очереди, если:
1) земельный участок предоставлен гражданам (гражданину) в аренду или на ином законном основании для индивидуального жилищного, дачного строительства, для ведения садоводства, огородничества или личного подсобного хозяйства, для осуществления животноводства или ведения крестьянского (фермерского) хозяйства до вступления в силу настоящего закона;
2) земельный участок используется под существующим индивидуальным жилым домом, находящимся в собственности граждан (гражданина).
Из названной правовой нормы следует, что вновь принятый закон напрямую устанавливает, что вне общей очереди земельные участки предоставляются многодетным семьям при условии самостоятельного формирования испрашиваемого земельного участка только в случаях, если такой участок был предоставлен до изменения законодательства или используется под существующим жилым домом.
Граждане, указанные в ч. 3 ст. 7 Закона, изъявившие желание сформировать земельный участок за счет собственных средств, обращаются в соответствующий уполномоченный орган с заявлением о формировании земельного участка (п. 3.15 Порядка организации работы по формированию земельных участков и их предоставлению гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 13.08.2013 года N 226-пр).
Таким образом, новое правовое регулирование предусматривает возможность предоставления земельного участка многодетной семье вне общей очереди в случае формирования земельного участка за счет собственных средств, но только с теми ограничениями, которые установлены ч. 3 ст. 7 Закона Хабаровского края от 29.06.2011 года N 100 в действующей редакции Закона Хабаровского края от 19.04.2013 года N 278.
В остальных случаях, формирование земельных участков осуществляет министерство имущественных отношений края либо органы местного самоуправления, а сформированные земельные с даты их постановки на государственный кадастровый учет подлежат включению в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам, состоящим на учете, в порядке очередности (пункты 2.1, 2.5 вышеназванного Порядка).
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что распоряжением КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре" от ДД.ММ.ГГГГ N С. поставлен на учет для предоставления земельного участка в собственность бесплатно на территории <адрес> в качестве гражданина, имеющего трех и более детей.
ДД.ММ.ГГГГ в администрацию г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от С. поступило заявление об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 788 кв. м, расположенного в <адрес>, с целью самостоятельного формирования для дальнейшего предоставления такого участка ему в собственность бесплатно вне общей очереди для строительства жилого дома.
ДД.ММ.ГГГГ письмом администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в удовлетворении просьбы было отказано на том основании, что в связи с изменением законодательства Хабаровского края формирование земельных участков в настоящий момент осуществляется уполномоченными органами; формирование земельных участков за счет собственных средств граждан допускается только в случаях, если такой участок был предоставлен до изменения законодательства или используется под существующим жилым домом. Поскольку испрашиваемый земельный участок для строительства индивидуального жилого дома истцу не был согласован местной администрацией, то истцу было отказано в утверждении схемы расположения такого участка.
Одновременно заявителю сообщалось, что администрацией г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края проводится работа по формированию земельных участков, которые будут предоставляться в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей. Выбор и передача земельных участков гражданам осуществляется по процедуре распределения участков в порядке очередности подачи заявлений с учетом количества сформированных земельных участков.
Разрешая спор, суд дал надлежащую правовую оценку представленным сторонами доказательствам в их совокупности, руководствуясь вышеназванными правовыми актами, и пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку новое правовое регулирование ограничило случаи самостоятельного формирования земельных участков за счет собственных средств граждан с целью их предоставления в собственность многодетным семьям вне очереди.
Судебная коллегия отмечает, что С. относится к категории граждан, которые имеют право на бесплатное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Вместе с тем, наличие у заявителя такого права не влечет безусловную обязанность органа местного самоуправления предоставить по его требованию любой выбранный земельный участок.
При таких обстоятельствах суд пришел к верному выводу о том, что обязанность по утверждению схемы расположения испрашиваемого С. земельного участка у администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края отсутствует, так как на момент обращения заявителя на территории Хабаровского края введено новое правовое регулирование порядка формирования земельных участков и их предоставление гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно.
Письмо на имя заявителя за подписью заместителя главы администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края не может расцениваться как отказ в предоставлении истцу бесплатно земельного участка, а носит лишь информационный характер.
Кроме этого, заинтересованное лицо не возражает против бесплатного предоставления истцу, как многодетному отцу, земельного участка, но только в порядке очередности.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно применены нормы материального права и нормы процессуального права, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем апелляционная жалоба является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 17 июня 2014 года по гражданскому делу по иску С. к администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края о признании незаконным отказа в самостоятельном формировании земельного участка и утверждении схемы границ земельного участка, признании права на самостоятельное формирование земельного участка, утверждении схемы расположения земельного участка оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя С. - К. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
И.В.ВЕРХОТУРОВА

Судьи
Т.В.МАСЛОВА
С.П.ПОРОХОВОЙ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)