Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.06.2014 ПО ДЕЛУ N А11-10402/2013

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июня 2014 г. по делу N А11-10402/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 02.07.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 07.07.2014.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Рубис Е.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рышковской Я.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоза) "Ковровский" (601965, Владимирская обл., Ковровский р-н, п. Новый, ул. Лесная, д. 15; ИНН 3317000206, ОГРН 1033302201041)
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 01.04.2014
по делу N А11-10402/2013,
принятое судьей Новиковой Л.П.
по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоза) "Ковровский" о признании незаконным решения администрации Ковровского района Владимирской области,
при участии в судебном заседании представителей:
сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоза) "Ковровский" - председателя Орлова А.В. на основании протокола от 24.05.2013 N 4, Поплавской И.Г. по доверенности от 11.03.2014 сроком действия три года,
и
установил:

сельскохозяйственный производственный кооператив (колхоз) "Ковровский" (далее - СПК "Ковровский", колхоз) обратился в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным решения администрации Ковровского района Владимирской области (далее - орган местного самоуправления) об отказе в предоставлении в собственность земельного участка площадью 7169750 +/- 23429 кв. м, кадастровый номер 33:07:000317:592, расположенного по адресу: Владимирская область, Ковровский район, МО Новосельское (сельское поселение), д. Бельково. Одновременно заявитель просил суд обязать орган местного самоуправления принять решение о предоставлении колхозу в собственность испрашиваемого земельного участка и в течение 14 дней с момента принятия судебного решения направить в его адрес проект договора купли-продажи обозначенного земельного участка с предложением о его заключении по цене, равной 10% от кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 01.04.2014 колхозу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, СПК (колхоз) "Ковровский" обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
По мнению СПК "Ковровский", использование земельного участка в полном объеме и частично не влияет на предоставленное колхозу действующим законодательством право на его выкуп.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация Ковровского района указывает на неправомерность позиции колхоза, настаивает на законности обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения.
В судебном заседании представители СПК (колхоз) "Ковровский" поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.
Орган местного самоуправления ходатайствует о рассмотрении дела по существу без участия своего представителя.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По делу установлено, что согласно свидетельству от 08.02.1993 N ВЛ-07-1231 СПК (колхоз) "Ковровский" принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок общей площадью 7169750 +/- 23429 кв. м, кадастровый номер 33:07:000317:592, расположенный по адресу: Владимирская область, Ковровский район, МО Новосельское (сельское поселение), д. Бельково, категория - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - I - сельскохозяйственные угодья.
19.09.2013 СПК "Ковровский" обратился в администрацию Ковровского района с заявлением о предоставлении в собственность за плату обозначенного земельного участка.
Письмом от 06.11.2013 N 334/01-24 администрация Ковровского района уведомила колхоз об отказе в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, обосновав свое решение отсутствием документов и сведений, подтверждающих использование данного земельного участка по целевому назначению и осуществление деятельности по производству сельскохозяйственной продукции.
Полагая, что такое решение органа местного самоуправления не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, колхоз обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 1, 7, 11, 29 Земельного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Закона Владимирской области от 12.03.2007 N 19-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Владимирской области" и исходил из того, что орган местного самоуправления доказал законность своего решения.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
- несоответствие решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение решением государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу части 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
Статьей 9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в числе которых земли сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, принадлежность земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения предопределяет необходимость учета требований специального законодательства при решении вопроса о предоставлении участка в собственность и нецелевое использование земельных участков противоречит требованиям земельного законодательства.
Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ) регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона N 101-ФЗ одним из основных принципов, на которых основывается оборот земель сельскохозяйственного назначения, является сохранение целевого использования земельных участков.
Обязательным требованием, предъявляемым к покупателям земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения (юридические лица и предприниматели, включая крестьянские (фермерские) хозяйства), является осуществление ими деятельности по производству сельскохозяйственной продукции. Установление законом специального субъектного состава покупателей земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения также непосредственным образом связано с целевым назначением земель указанной категории.
В соответствии с пунктом 7 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ приобретение сельскохозяйственными организациями, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ).
Сельскохозяйственные угодья приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 20 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.
Из приведенной правовой нормы следует, что право на выкуп земельных участков сельскохозяйственного назначения принадлежит лицам, имеющим статус сельскохозяйственных организаций, которые используют принадлежащие им на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки по целевому назначению.
Согласно части 1 статьи 5 Закона Владимирской области от 12.03.2007 N 19-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Владимирской области" сельскохозяйственные организации и граждане, осуществляющие деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, приобретают право собственности на сельскохозяйственные угодья из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной и муниципальной собственности и предоставленные им на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, по цене, равной 15 процентам от кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.
Примечанием к пункту 13 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ предусмотрен порядок переоформления прав на земельные участки, находящиеся в государственной, муниципальной собственности, согласно которому лицо, заинтересованное в предоставлении ему земельного участка, должно обратиться с заявлением о предоставлении такого участка на соответствующем праве, после чего исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предоставлении земельного участка.
Из представленного к материалы дела кадастрового паспорта от 09.09.2013 N 33/202/13-206536 усматривается, что земельный участок с кадастровым номером 33:07:000317:592 относится к землям сельскохозяйственного назначения.
Основным видом деятельности СПК (колхоз) "Ковровский" является совместная деятельность по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции.
Следовательно, колхоз обладает правом на переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на приобретение в собственность испрашиваемого земельного участка при условии подтверждения им использования по целевому назначению земельного участка площадью 7169750 +/- 23429 кв. м, кадастровый номер 33:07:000317:592, расположенного по адресу: Владимирская область, Ковровский район, МО Новосельское (сельское поселение), д. Бельково.
Статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Заявитель представил в материалы дела в обоснование своей позиции договор поставки кормов от 28.11.2013, счета-фактуры N 76 от 23.12.2013, N 75 от 19.12.2013, N 73 от 12.12.2013, N 71 от 09.12.2013, от 02.12.2013 N 70, N 68 от 29.11.2013; справки МКУ "Центр развития сельского хозяйства, потребительского рынка и услуг" Ковровского района от 26.12.2013 N 216 и от 21.01.2014 N 05, план производственно-хозяйственной деятельности колхоза на 2014 год.
Согласно справке МКУ "Центр развития сельского хозяйства, потребительского рынка и услуг" Ковровского района от 26.12.2013 N 216 в 2012 году колхоз земли сельскохозяйственного назначения не использовал; часть пашни была сдана в аренду ООО АФ "Экосфера". В 2013 году посевная площадь СПК (колхоз) "Ковровский" составляла 55 га, на которой разместились однолетние травы, с которых было заготовлено 275 тон зеленной массы. ООО АФ "Экосфера" пашню не использовал.
Также установлено и не оспаривается заявителем, что в предыдущие два года СПК (колхоз) "Ковровский" находился в процедуре банкротства (дело N А11-9706/2010) и вышел из нее, возобновив свою деятельность только в декабре 2012 года. Следовательно, земли не использовались, статистическая отчетность не сдавалась.
Кроме того, суд принял во внимание, что в постоянном бессрочном пользовании у СПК "Ковровский" находится не только испрашиваемый земельный участок (всего три участка), в связи с чем невозможно однозначно установить отношение представленных колхозом документов и сведений к спорному земельному участку.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив все представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что СПК (колхоз) "Ковровский" документально не подтвердил использование испрашиваемого земельного участка по целевому назначению в течение продолжительного периода времени (систематически) и в полном объеме.
При установленных обстоятельствах и приведенных выше норм действующего законодательства администрация Ковровского района располагала правовыми основаниями для принятия решения об отказе колхозу в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, поскольку его обращение являлось преждевременным.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение органа местного самоуправления соответствует Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и не нарушает права и законные интересы колхоза в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
Арбитражный суд Владимирской области законно и обоснованно отказал колхозу в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с положениями статей 65 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации администрация Ковровского района доказала законность и обоснованность своего решения. Которое оспаривает колхоз.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба колхоза признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Доводам заявителя судом инстанции дана надлежащая оценка, и они признаны несостоятельными.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что обжалуемое решение Арбитражного суда Владимирской области от 01.04.2014 по делу N А11-10402/2013 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Владимирской области от 01.04.2014 по делу N А11-10402/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоза) "Ковровский" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
Т.А.ЗАХАРОВА
Судьи
Е.А.РУБИС
Ю.В.ПРОТАСОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)