Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.09.2014 N 18АП-10173/2014 ПО ДЕЛУ N А47-3336/2014

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 сентября 2014 г. N 18АП-10173/2014

Дело N А47-3336/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 сентября 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпачевой М.И.,
судей Ермолаевой Л.П., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максименковой К.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Оренбурга на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 21.07.2014 по делу N А47-3336/2014 (судья Бочарова О.В.).
Общество с ограниченной ответственностью "Дорстройсервис" (далее - ООО "Дорстройсервис", истец) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Оренбургской области (далее - Кадастровая палата, ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 56:44:0274001:2, площадью 74017 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: производство строительных материалов, местоположение: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Донгузская, N 74/1, в размере 32 079 000 руб., равном его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2012 (т. 1, л.д. 13-16).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, арбитражным судом первой инстанции привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (далее - Управление Росреестра); Администрация города Оренбурга (далее также - Администрация; т); Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (далее также - Министерство).
Решением суда первой инстанции от 21.07.2014 (резолютивная часть объявлена 24.06.2014) исковое требование удовлетворено. Суд

установил:

кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 56:44:0274001:2, площадью 74 017 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: производство строительных материалов, местоположение: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Донгузская, N 74/1, равной его рыночной стоимости в размере 32 079 000 руб. по состоянию на 01.01.2012 (т. 2, л.д. 44-47).
В апелляционной жалобе Администрация г. Оренбурга просила решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований (т. 2, л.д. 59-60).
По мнению подателя жалобы, непосредственно в суд могут оспариваться действия или акты органов исполнительной власти, изданные в рамках процедуры кадастровой оценки, в том числе, решения комиссии, созданной для пересмотра кадастровой стоимости по определенным в законе основаниям. Однако в данном случае истец на основании отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка требует в суде установления рыночной стоимости земельного участка и внесения ее в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) в качестве кадастровой стоимости. Апеллянт полагает, что такой способ защиты не соответствует действующим нормам об оценке.
Кроме того, апеллянт полагает, что установление арендатором кадастровой стоимости является попыткой изменить в одностороннем порядке условия договора. Таким образом, удовлетворение заявленного истцом требования фактически приведет к изменению условий о размере арендной платы, согласованных сторонами договора аренды.
Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своих представителей не обеспечили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером 56:44:0274001:2, площадью 74 017 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: производство строительных материалов, местоположение: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Донгузская, N 74/1, на основании договора аренды земельного участка N 4/л-4юр от 26.01.2004.
На данном земельном участке расположен объект недвижимого имущества: одноэтажное здание весовой с КПП с подвалом, литер В20, общей площадью 108,7 кв. м, адрес (местоположение): Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Донгузская, N 74/1., принадлежащий истцу на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 56-00 585247 от 19.06.2003.
Согласно кадастровому паспорту N 56/14-80044 от 26.02.2014 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 56:44:0274001:2 составляет 129 221 839 руб. 28 коп. (т. 1 л.д. 75-77)
По заказу ООО "Дорстройсервис" оценщиками общества с ограниченной ответственностью "Предприятие "ЭНАПРАКТ" подготовлен отчет N 313 от 26.06.2013 об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 56:44:0274001:2. Согласно данному отчету рыночная стоимость объекта оценки по состоянию на 01.01.2012 составила 32 079 000 руб. (т. 1, л.д. 79-151).
Также истцом в материалы дела представлено экспертное заключение N 846/06/13 от 29.06.2013, в котором сделан вывод о том, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 56:44:0274001:2, площадью 74 017 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: производство строительных материалов, местоположение: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Донгузская, N 74/1, равная 32 079 000 руб. по состоянию на 01.01.2012, установленная в отчете N 313 от 26.06.2013, составленным ООО "Предприятие "ЭНАПРАКТ", является обоснованной. Отчет об оценке N 313 от 26.06.2013 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Экспертное заключение N 846/06/13 от 29.06.2013 составлено Некоммерческим партнерством Саморегулируемая организация оценщиков "Деловой центр оценщиков", членами которого являются оценщики Лобанова Л.В. и Парван А.В., составившие отчет об оценке земельного участка " 313 от 26.06.2013.
Полагая, что имеются правовые основания для установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, ООО "Дорстройсервис" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции установил обстоятельство несоответствия кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, ввиду чего на основании части 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) определил кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2012 и признал заявленные истцом требования обоснованными.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 АПК РФ, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим федеральным законом (часть 5 ст. 4 Закона N 221-ФЗ).
В государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка (пункты 11, 14 ч. 2 ст. 7 Закона N 221-ФЗ).
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 56:44:0274001:2 в размере 129 221 839 руб. 28 коп. установлена (внесена в ГКН) на основании Постановления Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 N 1122-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области". Согласно пункту 1 названного Постановления данным нормативным правовым актом утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области, определенные по состоянию на 1 января 2012 года.
Нормой статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в редакции, действовавшей до 22.07.2014, предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Конституционным Судом Российской Федерации разъяснено, что физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, в том числе арендаторы земельных участков в случаях, когда кадастровая стоимость используется для расчета годовой арендной платы, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (определения от 01.03.2011 NN 275-О-О, 278-О-О, 279-О-О, 281-О-О).
Внесенное в ГКН значение кадастровой стоимости земельного участка непосредственно затрагивает сферу имущественных интересов истца, поскольку согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ кадастровая стоимость устанавливается для целей налогообложения, а также определения арендной платы за землю.
Под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости (статья 3 Закона N 135-ФЗ).
Согласно пункту 3 федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)" (утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 N 254; далее - ФСО N 3) отчет об оценке представляет собой документ, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, настоящим федеральным стандартом оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет, предназначенный для заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователей отчета об оценке), содержащий подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки.
Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное (статья 12 Закона N 135-ФЗ).
Истцом в материалы дела представлен отчет N 313 от 26.06.2013 об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 56:44:0274001:2, согласно которому рыночная стоимость объекта оценки по состоянию на 01.01.2012 составила 32 079 000 руб. (т. 1, л.д. 79-151).
Согласно заключению эксперта Некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация оценщиков "Деловой центр оценщиков" N 846/06/13 от 29.06.2013 отчет об оценке N 313 от 26.06.2013 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в свою очередь, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 56:44:0274001:2 в размере 32 079 000 руб. является обоснованной (т. 2, л.д. 4-16).
Оснований для критической оценки отчета N 313 от 26.06.2013 и заключения N 846/06/13 от 29.06.2013 у суда апелляционной инстанции не имеется.
Кадастровая палата, Управление Росреестра, Министерство и Администрация возражений относительно представленного истцом отчета об оценке, а также результатов судебной экспертизы, не заявили, оценку на предмет соответствия документов законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки не привели. Ходатайства о назначении повторной либо дополнительной судебной экспертизы в арбитражный суд первой инстанции не поступили.
В связи с этим, судебная коллегия полагает исковое требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости правомерным и обоснованным.
Руководствуясь абзацем 1 статьи 24.19, действовавшей в спорный период редакцией Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", частью 1 статьи 4 АПК РФ, суд апелляционной инстанции полагает, что истец был вправе самостоятельно избрать способ защиты права: в виде оспаривания решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости либо в исковом производстве об установлении кадастровой стоимости участка в размере его рыночной стоимости.
Избранный истцом способ защиты нарушенного права - установление в исковом производстве кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости - полностью соответствует рекомендациям, содержащимся в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11. В связи с чем, соответствующие доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
Доводы апеллянта о том, что установление арендатором кадастровой стоимости является попыткой изменить в одностороннем порядке условия договора, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку наличие обязательственных отношений не лишает истца возможности реализовать предусмотренное действующим законодательством право.
При таких обстоятельствах решение по настоящему делу отмене (изменению) не подлежит. В свою очередь, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя по правилам статьи 110 АПК РФ. Их взыскание в доход федерального бюджета не производится, поскольку податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 21.07.2014 по делу N А47-3336/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Оренбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья
М.И.КАРПАЧЕВА

Судьи
Л.П.ЕРМОЛАЕВА
Л.А.СУСПИЦИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)