Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Истец ссылался на то, что ему было незаконно отказано в предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального строительства жилого дома.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Легковой В.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Васильевой Г.Ф.
судей Кривцовой О.Ю.
Смирновой О.В.
при секретаре П.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе В. на решение Уфимского районного суда РБ от 16 января 2015 г., которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований В. к Администрации Муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия администрации MP Уфимский район РБ и об обязании заключить договор аренды земельного участка за необоснованностью отказать.
Заслушав доклад судьи Васильевой Г.Ф., судебная коллегия
установила:
В. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации МР Уфимский район РБ о признании незаконным бездействия администрации MP Уфимский район РБ и об обязании заключить договор аренды земельного участка сроком на <...> лет для строительства индивидуального жилого дома. Требования мотивировал тем, что <...> им было подано заявление в Администрацию Муниципального района Уфимский район РБ о предоставлении земельного участка расположенного по адресу: <...>, с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв. м в аренду для индивидуального строительства жилого дома. На момент предъявления искового заявления Администрация MP Уфимский район РБ не дала ответ о рассмотрении заявления и принятии соответствующего решения. Данное обстоятельство расценивает, как отказ в заключении договора аренды земельного участка.
Суд вынес приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе В. просил отменить решение суда по тем основаниям, что суд не принял во внимание решение Совета муниципального района Уфимский район РБ от 10 марта 2011 N 221 "О Правилах землепользования и застройки сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района Уфимский район РБ" (Опубликованного в справочных правовых системах и на официальном сайте органа местного самоуправления) спорный земельный участок отнесен к зоне Ж-1, предназначенной для усадебной застройки индивидуальными жилыми домами с приусадебными земельными участками от <...> до <...> кв. м и ведения крестьянского и личного подсобного хозяйства с участками от <...> до <...> кв. м не требующих организации санитарно - защитных зон, которым подтверждается, что спорный земельный участок был сформирован ответчиком. Суд неправомерно сослался на положения ст. 34 Земельного кодекса, регулирующей порядок предоставления земельный участков для целей не связанных со строительством, в том время, как истец заявил требование о предоставлении участка для жилищного строительства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Администрации МР Уфимский район РБ - ФИО1 полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса.
Статьей 29 Земельного кодекса РФ установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно п. 2 ст. 22 Земельного кодекса РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 3 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ (утратила силу с 1 марта 2015 года. - Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ) предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В соответствии со ст. 30 Земельного кодекса РФ (утратила силу с 1 марта 2015 года. - Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу п. 11 ст. 30 ЗК РФ в случае предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства предварительное согласование места размещения объекта не проводится.
Пунктом 4 статьи 30 ЗК РФ установлено, что предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется с проведением работ по формированию земельного участка:
выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение (технологическое присоединение)); принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов) (подпункт 1).
Из материалов дела следует, что согласно кадастровому паспорту от <...> спорный земельный участок с кадастровым номером <...> общей площадью <...> кв. м, не отнесен к какой-либо категории земель, не определен и вид его разрешенного использования (л.д. 10-11).
Согласно уведомлению Управления Росреестра по РБ от <...>г. <...> РБ, права на земельный участок, расположенный по адресу: <...>, с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м, не зарегистрированы (л.д. 15).
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для возложения на Администрацию MP Уфимский район РБ обязанности заключить договор аренды спорного земельного участка. Отказывая в иске суд первой инстанции, обоснованно исходил из того, что спорный земельный участок не может быть предоставлен истцу, поскольку в отношении данного участка не определена его кадастровая стоимость, категория земель и вид разрешенного использования.
Кроме того, суд верно указала, что, до принятия уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка должны быть совершены определенные организационные и юридические действия, в результате которых будет обеспечен оптимальный выбор участка и места расположения объекта строительства. При том, что, в силу закона, предоставление земельного участка осуществляется в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта и исключительно на торгах.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд не принял во внимание решение Совета муниципального района Уфимский район РБ от <...> "О Правилах землепользования и застройки сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района Уфимский район РБ" (Опубликованного в справочных правовых системах и на официальном сайте органа местного самоуправления) спорный земельный участок отнесен к зоне Ж-1, предназначенной для усадебной застройки индивидуальными жилыми домами с приусадебными земельными участками от <...> до <...> кв. м и ведения крестьянского и личного подсобного хозяйства с участками от <...> до <...> кв. м не требующих организации санитарно - защитных зон, является необоснованным и не может быть принят во внимание поскольку, как верно указал суд первой инстанции, земельный участок не может являться объектом земельных правоотношений, поскольку в настоящий момент не определены его характеристики, несмотря на то, что земельный участок был поставлен на кадастровый учет, категория участка не определена, как и не определен вид его разрешенного использования.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически направлены на переоценку выводов, сделанных судом первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит, что суд вынес законное и обоснованное решение, и оснований для отмены или изменения судебного постановления по доводам апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Уфимского районного суда РБ от 16 января 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу В.- без удовлетворения.
Председательствующий
Г.Ф.ВАСИЛЬЕВА
Судьи
О.Ю.КРИВЦОВА
О.В.СМИРНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 04.06.2015 ПО ДЕЛУ N 33-9095/2015
Требование: Об обязании заключить договор аренды земельного участка.Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Истец ссылался на то, что ему было незаконно отказано в предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального строительства жилого дома.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 июня 2015 г. по делу N 33-9095/2015
Судья: Легковой В.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Васильевой Г.Ф.
судей Кривцовой О.Ю.
Смирновой О.В.
при секретаре П.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе В. на решение Уфимского районного суда РБ от 16 января 2015 г., которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований В. к Администрации Муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия администрации MP Уфимский район РБ и об обязании заключить договор аренды земельного участка за необоснованностью отказать.
Заслушав доклад судьи Васильевой Г.Ф., судебная коллегия
установила:
В. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации МР Уфимский район РБ о признании незаконным бездействия администрации MP Уфимский район РБ и об обязании заключить договор аренды земельного участка сроком на <...> лет для строительства индивидуального жилого дома. Требования мотивировал тем, что <...> им было подано заявление в Администрацию Муниципального района Уфимский район РБ о предоставлении земельного участка расположенного по адресу: <...>, с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв. м в аренду для индивидуального строительства жилого дома. На момент предъявления искового заявления Администрация MP Уфимский район РБ не дала ответ о рассмотрении заявления и принятии соответствующего решения. Данное обстоятельство расценивает, как отказ в заключении договора аренды земельного участка.
Суд вынес приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе В. просил отменить решение суда по тем основаниям, что суд не принял во внимание решение Совета муниципального района Уфимский район РБ от 10 марта 2011 N 221 "О Правилах землепользования и застройки сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района Уфимский район РБ" (Опубликованного в справочных правовых системах и на официальном сайте органа местного самоуправления) спорный земельный участок отнесен к зоне Ж-1, предназначенной для усадебной застройки индивидуальными жилыми домами с приусадебными земельными участками от <...> до <...> кв. м и ведения крестьянского и личного подсобного хозяйства с участками от <...> до <...> кв. м не требующих организации санитарно - защитных зон, которым подтверждается, что спорный земельный участок был сформирован ответчиком. Суд неправомерно сослался на положения ст. 34 Земельного кодекса, регулирующей порядок предоставления земельный участков для целей не связанных со строительством, в том время, как истец заявил требование о предоставлении участка для жилищного строительства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Администрации МР Уфимский район РБ - ФИО1 полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса.
Статьей 29 Земельного кодекса РФ установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно п. 2 ст. 22 Земельного кодекса РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 3 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ (утратила силу с 1 марта 2015 года. - Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ) предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В соответствии со ст. 30 Земельного кодекса РФ (утратила силу с 1 марта 2015 года. - Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу п. 11 ст. 30 ЗК РФ в случае предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства предварительное согласование места размещения объекта не проводится.
Пунктом 4 статьи 30 ЗК РФ установлено, что предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется с проведением работ по формированию земельного участка:
выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение (технологическое присоединение)); принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов) (подпункт 1).
Из материалов дела следует, что согласно кадастровому паспорту от <...> спорный земельный участок с кадастровым номером <...> общей площадью <...> кв. м, не отнесен к какой-либо категории земель, не определен и вид его разрешенного использования (л.д. 10-11).
Согласно уведомлению Управления Росреестра по РБ от <...>г. <...> РБ, права на земельный участок, расположенный по адресу: <...>, с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м, не зарегистрированы (л.д. 15).
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для возложения на Администрацию MP Уфимский район РБ обязанности заключить договор аренды спорного земельного участка. Отказывая в иске суд первой инстанции, обоснованно исходил из того, что спорный земельный участок не может быть предоставлен истцу, поскольку в отношении данного участка не определена его кадастровая стоимость, категория земель и вид разрешенного использования.
Кроме того, суд верно указала, что, до принятия уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка должны быть совершены определенные организационные и юридические действия, в результате которых будет обеспечен оптимальный выбор участка и места расположения объекта строительства. При том, что, в силу закона, предоставление земельного участка осуществляется в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта и исключительно на торгах.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд не принял во внимание решение Совета муниципального района Уфимский район РБ от <...> "О Правилах землепользования и застройки сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района Уфимский район РБ" (Опубликованного в справочных правовых системах и на официальном сайте органа местного самоуправления) спорный земельный участок отнесен к зоне Ж-1, предназначенной для усадебной застройки индивидуальными жилыми домами с приусадебными земельными участками от <...> до <...> кв. м и ведения крестьянского и личного подсобного хозяйства с участками от <...> до <...> кв. м не требующих организации санитарно - защитных зон, является необоснованным и не может быть принят во внимание поскольку, как верно указал суд первой инстанции, земельный участок не может являться объектом земельных правоотношений, поскольку в настоящий момент не определены его характеристики, несмотря на то, что земельный участок был поставлен на кадастровый учет, категория участка не определена, как и не определен вид его разрешенного использования.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически направлены на переоценку выводов, сделанных судом первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит, что суд вынес законное и обоснованное решение, и оснований для отмены или изменения судебного постановления по доводам апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Уфимского районного суда РБ от 16 января 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу В.- без удовлетворения.
Председательствующий
Г.Ф.ВАСИЛЬЕВА
Судьи
О.Ю.КРИВЦОВА
О.В.СМИРНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)