Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КУРГАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 16.04.2015 ПО ДЕЛУ N 33-846/2015

Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Истец ссылался на то, что ему было незаконно отказано в предоставлении в аренду земельного участка в связи с тем, что на нем имелись строения и ограждения, собственник которых не был установлен.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КУРГАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 апреля 2015 г. по делу N 33-846/2015


Судья: Валюшина А.Р.

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Литвиновой И.В.,
судей Коуровой В.Е., Ушаковой И.Г.,
при секретаре Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 16.04.2015 гражданское дело по заявлению У. о признании незаконным отказа, возложении обязанности,
по апелляционной жалобе У.
на решение Курганского городского суда Курганской области от 24.12.2014, которым постановлено:
"В заявленных требованиях У. о признании незаконным отказа Департамента развития городского хозяйства от 31.10.2014 года N у-72.6-740/р в предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 603 кв. м, местоположением <адрес> в аренду для индивидуального жилищного строительства без проведения аукциона, обязании принять решение об опубликовании сообщения о предоставлении земельного участка отказать.".
Заслушав доклад судьи областного суда Ушаковой И.Г., пояснения заявителя У. - С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя заинтересованного лица Департамента архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана П., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

У. обратилась в Курганский городской суд Курганской области с заявлением о признании незаконным отказа, возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований указывала, что 23.10.2014 обратилась в Департамент развития городского хозяйства Администрации города Кургана с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства без проведения аукциона, ориентировочной площадью 603 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>. Департамент развития городского хозяйства Администрации города Кургана 31.10.2014 уведомил ее об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка ввиду того, что при обследовании участка было установлено наличие на нем строений и ограждений, собственник которых не установлен, поэтому сформировать участок не представляется возможным. Отказ основан на разделе II, подуслуга 5, п. 16, п. п. 10 Административного регламента "Предоставление земельных участков для строительства", а именно нахождение испрашиваемого земельного участка и собственности или владении пользовании третьих лиц. Выражая несогласие с отказом в предоставлении муниципальной услуги, полагала, что при поступлении заявления гражданина о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, Департамент развития городского хозяйства Администрации города Кургана был вправе принять одно из двух положительных решений: о предоставлении данного земельного участка на торгах (аукционе) либо о публикации сообщения в средствах массовой информации о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка. Отказ в предоставлении в аренду земельного участка мотивирован тем, что на данном земельном участке имеются строения и ограждения, собственник которых не установлен, поэтому сформировать (то есть провести межевание и осуществить государственный кадастровый учет) участка не представляется возможным. При этом основанием отказа послужил вывод о нахождении испрашиваемого земельного участка в собственности или владении, пользовании третьих лиц. Поскольку она обратилась за предоставлением земельного участка в аренду в порядке ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), полагала, что нахождение на испрашиваемом земельном участке строений и ограждений не является предусмотренным основанием для отказа и не имеет правового значения для рассмотрения спора. Просила признать отказ в предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 603 кв. м, местоположением: <адрес>, в аренду для индивидуального жилищного строительства без проведения аукциона незаконным, обязать соответствующий орган Администрации города Кургана рассмотреть заявление и принять решение об опубликовании сообщения о предоставлении указанного земельного участка и опубликовать такое сообщение, взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме <...> руб.
В судебном заседании представитель заявителя У. - С., действующий на основании доверенности, на заявленных требованиях настаивал по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица П. с заявленными требованиями не согласился, просил в удовлетворении заявления отказать.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе У. просит решение суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы выражает несогласие с выводами суда первой инстанции, считая их незаконными и необоснованными, вновь приводит доводы, изложенные в суде первой инстанции. Указывает, что при поступлении заявления гражданина о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в порядке ст. 30.1 ЗК РФ, Департамент развития городского хозяйства Администрации города Кургана был вправе принять одно из двух положительных решений: о предоставлении данного земельного участка на торгах (аукционе) либо о публикации сообщения в средствах массовой информации о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка. Отказ в предоставлении ей в аренду земельного участка мотивирован тем, что на данном земельном участке имеются строения и ограждения, собственник которых не установлен, поэтому сформировать участок не представляется возможным. Считает, что поскольку обратилась за предоставлением земельного участка в аренду в порядке ст. 30.1 ЗК РФ, то нахождение на испрашиваемом земельном участке строений и ограждений не является предусмотренным основанием для отказа и не имеет правового значения для рассмотрения спора. Просит решение суда отменить.
В суде апелляционной инстанции представитель заявителя У. - С., доводы апелляционной жалобы поддержал, пояснил, что на земельном участке расположены строения и ограждения, принадлежащие заявителю. В силу Регламента, действующего на момент обращения заявителя, на той стадии, на которой принят отказ в предоставлении муниципальной услуги, такие основания, как нахождение на земельном участке строений и ограждений, не являются основанием для отказа.
Представитель заинтересованного лица Департамента архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана П. против доводов апелляционной жалобы возражал.
Представитель Администрации города Кургана в судебное заседание не явился.
С учетом мнения сторон, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проверив решение суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Следовательно, для удовлетворения требования о признании отказа незаконным необходимо не только установление его противоправности, но обязательно одновременно с этим установление факта нарушения прав заявителя в результате вынесения данного решения.
Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Из материалов дела следует, что 23.10.2014 заявитель У. обратилась в Департамент развития городского хозяйства Администрации города Кургана с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства без проведения аукциона, ориентировочной площадью 603 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>.
Письмом Департамента развития городского хозяйства Администрации города Кургана от 31.10.2014 за подписью директора указанного Департамента в предоставлении испрашиваемого земельного участка У. было отказано в связи с нахождением на земельном участке строений и ограждений, собственник которых не установлен. Указано, что сформировать испрашиваемый земельный участок не представляется возможным.
В соответствии с решением Курганской городской думы от 22.10.2014 N 190 с 01.11.2014 в структуре Администрации города Кургана создан Департамент архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана, которому переданы функции Департамента развития городского хозяйства Администрации города Кургана в части имущественных, земельных и лесных правоотношений.
В силу положения о Департаменте архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана, указанный департамент является правопреемником Департамента развития городского хозяйства Администрации города Кургана в части имущественных, земельных и лесных правоотношений, является самостоятельным юридическим лицом, в его функции входит организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже права на заключение договоров аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления и иных договоров, предусматривающих переход прав владения (пользования) в отношении муниципального имущества, составление актов обследования земельных участков, рассмотрение заявок физических и юридических лиц и подготовка правовых актов Администрации города Кургана по предоставлению земельных участков в пределах предоставленных полномочий в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование, в аренду или в собственность, осуществление подготовки проектов договоров купли-продажи земельных участков, безвозмездного срочного пользования земельных участков, аренды земельных и лесных участков (п. 1.24, 1.32, 1.33 Положения).
Из материалов дела усматривается, что У. является собственником земельного участка категории: земель населенных пунктов - для приусадебного участка, площадью 479 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 05.09.2014.
Порядок предоставления органом местного самоуправления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности в зависимости от их целевого назначения и разрешенного использования установлен статьями 30 - 34 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия решения об отказе).
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.














































































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)