Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 февраля 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Епифанцевой С.Ю.,
судей Коновалова С.А., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Кузьминой О.А.,
при участии в заседании:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области: Макарьев А.А., доверенность от 31.12.2014 г.,
от ОАО "Павлово-Посадский камвольщик": не явились, извещены,
от Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: не явились, извещены,
от третьих лиц: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 16 сентября 2014 года по делу N А41-43225/14, принятое судьей Кузьминой О.А., по заявлению открытого акционерного общества "Павлово-Посадский камвольщик" к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, при участии в деле в качестве третьих лиц Министерства экологии и природопользования Московской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области, о признании незаконным решения об отказе в принятии к рассмотрению заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
открытое акционерное общество "Павлово-Посадский камвольщик" (далее - ОАО "Павлово-Посадский камвольщик", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области, Комиссия), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области), в котором просило:
- - признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области об отказе в принятии к рассмотрению заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, оформленное уведомлением от 30.04.2014 N PC-1/01-01-5675/14, принятое по заявлению ОАО "Павлово-Посадский камвольщик" в отношении земельного участка площадью 32,58 га с кадастровым номером 50:17:0021526:19, расположенного по адресу: г. Павловский Посад, ул. 1-я Мишутинская, д. 73;
- - обязать Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области устранить допущенные нарушения прав путем принятия к рассмотрению заявления ОАО "Павлово-Посадский камвольщик" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:17:0021526:19, расположенного по адресу: г. Павловский Посад, ул. 1-я Мишутинская, д. 73.
В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, участвуют Министерство экологии и природопользования Московской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16 сентября 2014 года заявленные требования удовлетворены (л.д. 71 - 74).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление Росреестра по Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права (л.д. 77 - 82).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Московской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, не явившихся в судебное заседание, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав объяснения представителя Управления Росреестра по Московской области, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд полагает, что обжалуемое решение подлежит изменению.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ОАО "Павлово-Посадский камвольщик" принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 32,58 га, с кадастровым номером 50:17:0021526:19, категория земель: "земли населенных пунктов", разрешенное использование: "для ведения подсобного хозяйства", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 50-АА N 406700 от 13.09.2010 года (л.д. 1832).
Как указал заявитель по делу, в результате государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области (Распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области N 566-РМ от 27.11.2013 г.) земельный участок с кадастровым номером 50:17:0021526:19 ошибочно отнесен к группе видов разрешенного использования N 2 (земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки), что, по мнению общества, не соответствует нормам права и фактическому использованию земельного участка.
Согласно выписке из ГКН от 19.04.2010 года земельный участок с кадастровым номером 50:17:0021526:19 относится к категории земель: "земли населенных пунктов".
Письмом от 19.06.2012 года N 1468-исх Глава городского поселения город Павловский Посад обратился к и.о. руководителя Управления Росреестра по Московской области, в котором сообщил, что земельный участок с кадастровым номером 50:17:0021526:19, площадью 32,58 га, расположенный по адресу: г. Павловский Посад, ул. 1-я Мишутинская, д. 73, используется для сельскохозяйственного производства, и попросил отнести данный участок к 15 группе Типового перечня видов разрешенного использования земельных участков предназначенные для целей государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов.
В связи с тем, что вид разрешенного использования земельного участка в рамках работ по оценке определен неправильно, его кадастровая стоимость значительно завышена и составляет в соответствии с Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области N 566-РМ от 27.11.2013 г. - 505501506 руб.
ОАО "Павлово-Посадский камвольщик" в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области с заявлением от 17.04.2014 исх. N 04-10/157 о пересмотре кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Уведомлением от 30.04.2014 года N PC-1/01-01-5675/14 Комиссия сообщила обществу об отказе в принятии заявления к рассмотрению, со ссылкой на то, что к заявлению не приложены документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости (20-22).
Отказ Комиссии в принятии заявления, оформленный уведомлением от 30.04.2014 N PC-1/01-01-5675/14 послужил основанием для обращения заявителя в суд с настоящими требованиями.
Оценив содержащиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом доводов заявителя апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный полагает, что решение суда первой инстанции подлежит изменению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 Кодекса.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что признание ненормативного правового акта недействительным, а также незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно статье 24.11 Федерального закона N 135-ФЗ от 19.07.98 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" для целей настоящего Федерального закона под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; опубликование утвержденных результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Комиссии создаются органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В состав комиссии входят по одному представителю органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, органа кадастрового учета, Национального совета по оценочной деятельности.
Порядок создания и работы комиссии, в том числе формы принимаемых ею документов, устанавливается уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере оценочной деятельности.
Согласно Приказу Министерства экономического развития Российской Федерации N 263 от 04.05.12 "Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России N 69 от 22.02.11 "Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости", комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости создается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, при его территориальном органе в соответствующем субъекте Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 457 от 01.06.09, таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
На основании приказа Росреестра N П/452 от 24.10.12 была создана Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области.
Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Поскольку ОАО "Павлово-Посадский камвольщик" не согласилось с кадастровой стоимостью принадлежащего ему земельного участка, оно правомерно обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области.
Порядок создания и работы комиссии определен Приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 N 263 "Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу Приказа Минэкономразвития России от 22.02.2011 N 69 "Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости".
Согласно пункту 13 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 мая 2012 года N 263, Комиссия рассматривает споры о результатах определения кадастровой стоимости различных категорий земель и иных объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации, в котором она создана, и (или) территории муниципального образования, находящегося на территории этого субъекта Российской Федерации, на основании поступившего в комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости, содержащего сведения о правообладателе объекта недвижимости, в отношении которого подается заявление о пересмотре кадастровой стоимости (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является физическое лицо), наименование юридического лица, почтовый адрес и место нахождения (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является юридическое лицо), с приложением следующих документов: кадастровый паспорт объекта недвижимости; нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости; документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию ошибочности указанных сведений; отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно- правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков (далее - положительное экспертное заключение) в случаях, установленных настоящим Порядком. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости по инициативе заявителя также могут прилагаться иные документы.
Пунктом 14 Порядка предусмотрено, что при поступлении заявления о пересмотре кадастровой стоимости секретарь комиссии проверяет наличие прилагаемых документов и срок подачи заявления, при этом датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считается дата представления его в территориальный орган уполномоченного федерального органа либо день сдачи его в организацию почтовой связи для направления в комиссию по месту нахождения территориального органа уполномоченного федерального органа.
Пункт 15 Порядка предусматривает, что если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано без приложения документов, указанных в пункте 13 настоящего Порядка, или с нарушением сроков, или величина кадастровой стоимости объекта недвижимости, указанная в кадастровом паспорте, приложенном к такому заявлению, ранее установлена в размере его рыночной стоимости, оно не принимается к рассмотрению, о чем секретарь комиссии в течение семи рабочих дней с даты поступления такого заявления уведомляет заявителя. Уведомление содержит перечень оснований, по которым заявление не принято к рассмотрению, с приложением самого заявления и приложенных к нему документов (в случае их наличия).
В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не принято к рассмотрению на том основании, что заявитель не приложил к заявлению документы, указанные в пункте 13 Порядка, заявитель вправе вновь обратиться в комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости после устранения обстоятельств, послуживших основанием для отказа в принятии заявления.
Судом установлено, что к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:17:0021526:19, ОАО "Павлово-Посадский камвольщик" были приложены следующие документы:
1. Сведения о реализации сельскохозяйственной продукции за февраль 2014 г.
2. Сведения о состоянии животноводства за 2013 г.
3. Копия Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области N 207-РМ от 29.05.2013 г.
4. Копия письма филиала ГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области от 20.08.2012 N исх. 01-44/237.
5. Копия Решения о необходимости устранения кадастровой ошибки филиала ГБУ "Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области от 09.08.2012 N 4062.
6. Копия письма Глава городского поселения город Павловский Посад в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области от 19.06.12 г. исх. N 1468-исх.
7. Копия письма заместителя администрации Павлово-Посадского муниципального района Московской области от 09.04.2012 исх. N 793-исх.
Перечень оснований для отказа в принятии заявления, указанный в Порядке создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденном Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 мая 2012 года N 263, является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
Полномочия секретаря Комиссии по приему либо возврату заявления, так же являются четко регламентированными и на данной стадии секретарь обязан проверить наличие необходимых документов, обращение с заявлением в установленный законом срок и отсутствие ранее установленной кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Порядок не наделяет правом секретаря Комиссии на стадии принятия заявления к рассмотрению давать оценку приложенным к заявлению документам кроме той, которая указана в пункте 15 Порядка, указанные полномочия являются полномочиями Комиссии при рассмотрении заявления (пункты 19, 20 Порядка). А несоответствие представленных документов по их содержанию может является основанием принятия Комиссией отказа (отклонения) заявления, а не основанием для отказа в принятии заявления на рассмотрение в Комиссию.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что при обращении в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, ОАО "Павлово-Посадский камвольщик" были соблюдены все требования действующего законодательства.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что оспариваемое обществом решение Комиссии об отказе в принятии к рассмотрению заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, оформленное уведомлением от 30.04.2014 N РС-1/01-01-5675/14, не является ненормативным правовым актом, подлежащим обжалованию в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отклоняется судом апелляционной инстанции в силу следующего.
Из буквального толкования статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что ненормативный правовой акт характеризуется следующими признаками: он принят органом, осуществляющим публичные полномочия, адресован конкретному лицу и содержит правовые нормы и выводы, затрагивающие права и законные интересы лица, которому он адресован.
Принимая во внимание изложенное, а также учитывая, что иной документ, по результатам рассмотрения заявления ОАО "Павлово-Посадский камвольщик", Комиссия не принимала, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемый отказ имеет признаки ненормативного правового акта, который может быть оспорен в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно посчитал, что решение Комиссии об отказе в принятии к рассмотрению заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, оформленное уведомлением от 30.04.2014 N PC-1/01-01-5675/14, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части (пункт 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку, как указывалось выше, решение о достоверности сведений о кадастровой стоимости земельных участков, внесенных в государственный кадастр недвижимости принимает Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области, именно на нее подлежит возложению обязанность устранить допущенные нарушения прав заявителя путем принятия к рассмотрению заявления ОАО "Павлово-Посадский камвольщик" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:17:0021526:19, расположенного по адресу: г. Павловский Посад, ул. 1-я Мишутинская, д. 73.
При этом, возложение данной обязанности на Управление Росреестра по Московской области будет являться незаконным, поскольку указанные полномочия отнесены к компетенции специально созданного органа.
Поскольку лицом, вынесшим оспариваемое уведомление, является Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а заявителем требований к Управлению Росреестра по Московской области фактически не предъявлено, судебная коллегия полагает, что в удовлетворении заявления к Управлению Росреестра по Московской области надлежит отказать, в связи с чем решение Арбитражного суда Московской области от 16 сентября 2014 года по делу N А41-43225/14 подлежит изменению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 16 сентября 2014 года по делу N А41-43225/14 изменить.
В удовлетворении требований к Управлению Росреестра по Московской области отказать.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
Судьи
С.А.КОНОВАЛОВ
Н.А.ОГУРЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.02.2015 N 10АП-13606/2014 ПО ДЕЛУ N А41-43225/14
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 февраля 2015 г. по делу N А41-43225/14
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 февраля 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Епифанцевой С.Ю.,
судей Коновалова С.А., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Кузьминой О.А.,
при участии в заседании:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области: Макарьев А.А., доверенность от 31.12.2014 г.,
от ОАО "Павлово-Посадский камвольщик": не явились, извещены,
от Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: не явились, извещены,
от третьих лиц: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 16 сентября 2014 года по делу N А41-43225/14, принятое судьей Кузьминой О.А., по заявлению открытого акционерного общества "Павлово-Посадский камвольщик" к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, при участии в деле в качестве третьих лиц Министерства экологии и природопользования Московской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области, о признании незаконным решения об отказе в принятии к рассмотрению заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
открытое акционерное общество "Павлово-Посадский камвольщик" (далее - ОАО "Павлово-Посадский камвольщик", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области, Комиссия), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области), в котором просило:
- - признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области об отказе в принятии к рассмотрению заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, оформленное уведомлением от 30.04.2014 N PC-1/01-01-5675/14, принятое по заявлению ОАО "Павлово-Посадский камвольщик" в отношении земельного участка площадью 32,58 га с кадастровым номером 50:17:0021526:19, расположенного по адресу: г. Павловский Посад, ул. 1-я Мишутинская, д. 73;
- - обязать Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области устранить допущенные нарушения прав путем принятия к рассмотрению заявления ОАО "Павлово-Посадский камвольщик" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:17:0021526:19, расположенного по адресу: г. Павловский Посад, ул. 1-я Мишутинская, д. 73.
В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, участвуют Министерство экологии и природопользования Московской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16 сентября 2014 года заявленные требования удовлетворены (л.д. 71 - 74).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление Росреестра по Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права (л.д. 77 - 82).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Московской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, не явившихся в судебное заседание, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав объяснения представителя Управления Росреестра по Московской области, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд полагает, что обжалуемое решение подлежит изменению.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ОАО "Павлово-Посадский камвольщик" принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 32,58 га, с кадастровым номером 50:17:0021526:19, категория земель: "земли населенных пунктов", разрешенное использование: "для ведения подсобного хозяйства", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 50-АА N 406700 от 13.09.2010 года (л.д. 1832).
Как указал заявитель по делу, в результате государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области (Распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области N 566-РМ от 27.11.2013 г.) земельный участок с кадастровым номером 50:17:0021526:19 ошибочно отнесен к группе видов разрешенного использования N 2 (земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки), что, по мнению общества, не соответствует нормам права и фактическому использованию земельного участка.
Согласно выписке из ГКН от 19.04.2010 года земельный участок с кадастровым номером 50:17:0021526:19 относится к категории земель: "земли населенных пунктов".
Письмом от 19.06.2012 года N 1468-исх Глава городского поселения город Павловский Посад обратился к и.о. руководителя Управления Росреестра по Московской области, в котором сообщил, что земельный участок с кадастровым номером 50:17:0021526:19, площадью 32,58 га, расположенный по адресу: г. Павловский Посад, ул. 1-я Мишутинская, д. 73, используется для сельскохозяйственного производства, и попросил отнести данный участок к 15 группе Типового перечня видов разрешенного использования земельных участков предназначенные для целей государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов.
В связи с тем, что вид разрешенного использования земельного участка в рамках работ по оценке определен неправильно, его кадастровая стоимость значительно завышена и составляет в соответствии с Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области N 566-РМ от 27.11.2013 г. - 505501506 руб.
ОАО "Павлово-Посадский камвольщик" в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области с заявлением от 17.04.2014 исх. N 04-10/157 о пересмотре кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Уведомлением от 30.04.2014 года N PC-1/01-01-5675/14 Комиссия сообщила обществу об отказе в принятии заявления к рассмотрению, со ссылкой на то, что к заявлению не приложены документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости (20-22).
Отказ Комиссии в принятии заявления, оформленный уведомлением от 30.04.2014 N PC-1/01-01-5675/14 послужил основанием для обращения заявителя в суд с настоящими требованиями.
Оценив содержащиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом доводов заявителя апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный полагает, что решение суда первой инстанции подлежит изменению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 Кодекса.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что признание ненормативного правового акта недействительным, а также незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно статье 24.11 Федерального закона N 135-ФЗ от 19.07.98 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" для целей настоящего Федерального закона под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; опубликование утвержденных результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Комиссии создаются органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В состав комиссии входят по одному представителю органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, органа кадастрового учета, Национального совета по оценочной деятельности.
Порядок создания и работы комиссии, в том числе формы принимаемых ею документов, устанавливается уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере оценочной деятельности.
Согласно Приказу Министерства экономического развития Российской Федерации N 263 от 04.05.12 "Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России N 69 от 22.02.11 "Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости", комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости создается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, при его территориальном органе в соответствующем субъекте Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 457 от 01.06.09, таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
На основании приказа Росреестра N П/452 от 24.10.12 была создана Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области.
Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Поскольку ОАО "Павлово-Посадский камвольщик" не согласилось с кадастровой стоимостью принадлежащего ему земельного участка, оно правомерно обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области.
Порядок создания и работы комиссии определен Приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 N 263 "Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу Приказа Минэкономразвития России от 22.02.2011 N 69 "Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости".
Согласно пункту 13 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 мая 2012 года N 263, Комиссия рассматривает споры о результатах определения кадастровой стоимости различных категорий земель и иных объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации, в котором она создана, и (или) территории муниципального образования, находящегося на территории этого субъекта Российской Федерации, на основании поступившего в комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости, содержащего сведения о правообладателе объекта недвижимости, в отношении которого подается заявление о пересмотре кадастровой стоимости (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является физическое лицо), наименование юридического лица, почтовый адрес и место нахождения (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является юридическое лицо), с приложением следующих документов: кадастровый паспорт объекта недвижимости; нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости; документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию ошибочности указанных сведений; отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно- правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков (далее - положительное экспертное заключение) в случаях, установленных настоящим Порядком. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости по инициативе заявителя также могут прилагаться иные документы.
Пунктом 14 Порядка предусмотрено, что при поступлении заявления о пересмотре кадастровой стоимости секретарь комиссии проверяет наличие прилагаемых документов и срок подачи заявления, при этом датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считается дата представления его в территориальный орган уполномоченного федерального органа либо день сдачи его в организацию почтовой связи для направления в комиссию по месту нахождения территориального органа уполномоченного федерального органа.
Пункт 15 Порядка предусматривает, что если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано без приложения документов, указанных в пункте 13 настоящего Порядка, или с нарушением сроков, или величина кадастровой стоимости объекта недвижимости, указанная в кадастровом паспорте, приложенном к такому заявлению, ранее установлена в размере его рыночной стоимости, оно не принимается к рассмотрению, о чем секретарь комиссии в течение семи рабочих дней с даты поступления такого заявления уведомляет заявителя. Уведомление содержит перечень оснований, по которым заявление не принято к рассмотрению, с приложением самого заявления и приложенных к нему документов (в случае их наличия).
В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не принято к рассмотрению на том основании, что заявитель не приложил к заявлению документы, указанные в пункте 13 Порядка, заявитель вправе вновь обратиться в комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости после устранения обстоятельств, послуживших основанием для отказа в принятии заявления.
Судом установлено, что к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:17:0021526:19, ОАО "Павлово-Посадский камвольщик" были приложены следующие документы:
1. Сведения о реализации сельскохозяйственной продукции за февраль 2014 г.
2. Сведения о состоянии животноводства за 2013 г.
3. Копия Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области N 207-РМ от 29.05.2013 г.
4. Копия письма филиала ГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области от 20.08.2012 N исх. 01-44/237.
5. Копия Решения о необходимости устранения кадастровой ошибки филиала ГБУ "Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области от 09.08.2012 N 4062.
6. Копия письма Глава городского поселения город Павловский Посад в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области от 19.06.12 г. исх. N 1468-исх.
7. Копия письма заместителя администрации Павлово-Посадского муниципального района Московской области от 09.04.2012 исх. N 793-исх.
Перечень оснований для отказа в принятии заявления, указанный в Порядке создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденном Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 мая 2012 года N 263, является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
Полномочия секретаря Комиссии по приему либо возврату заявления, так же являются четко регламентированными и на данной стадии секретарь обязан проверить наличие необходимых документов, обращение с заявлением в установленный законом срок и отсутствие ранее установленной кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Порядок не наделяет правом секретаря Комиссии на стадии принятия заявления к рассмотрению давать оценку приложенным к заявлению документам кроме той, которая указана в пункте 15 Порядка, указанные полномочия являются полномочиями Комиссии при рассмотрении заявления (пункты 19, 20 Порядка). А несоответствие представленных документов по их содержанию может является основанием принятия Комиссией отказа (отклонения) заявления, а не основанием для отказа в принятии заявления на рассмотрение в Комиссию.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что при обращении в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, ОАО "Павлово-Посадский камвольщик" были соблюдены все требования действующего законодательства.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что оспариваемое обществом решение Комиссии об отказе в принятии к рассмотрению заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, оформленное уведомлением от 30.04.2014 N РС-1/01-01-5675/14, не является ненормативным правовым актом, подлежащим обжалованию в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отклоняется судом апелляционной инстанции в силу следующего.
Из буквального толкования статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что ненормативный правовой акт характеризуется следующими признаками: он принят органом, осуществляющим публичные полномочия, адресован конкретному лицу и содержит правовые нормы и выводы, затрагивающие права и законные интересы лица, которому он адресован.
Принимая во внимание изложенное, а также учитывая, что иной документ, по результатам рассмотрения заявления ОАО "Павлово-Посадский камвольщик", Комиссия не принимала, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемый отказ имеет признаки ненормативного правового акта, который может быть оспорен в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно посчитал, что решение Комиссии об отказе в принятии к рассмотрению заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, оформленное уведомлением от 30.04.2014 N PC-1/01-01-5675/14, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части (пункт 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку, как указывалось выше, решение о достоверности сведений о кадастровой стоимости земельных участков, внесенных в государственный кадастр недвижимости принимает Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области, именно на нее подлежит возложению обязанность устранить допущенные нарушения прав заявителя путем принятия к рассмотрению заявления ОАО "Павлово-Посадский камвольщик" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:17:0021526:19, расположенного по адресу: г. Павловский Посад, ул. 1-я Мишутинская, д. 73.
При этом, возложение данной обязанности на Управление Росреестра по Московской области будет являться незаконным, поскольку указанные полномочия отнесены к компетенции специально созданного органа.
Поскольку лицом, вынесшим оспариваемое уведомление, является Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а заявителем требований к Управлению Росреестра по Московской области фактически не предъявлено, судебная коллегия полагает, что в удовлетворении заявления к Управлению Росреестра по Московской области надлежит отказать, в связи с чем решение Арбитражного суда Московской области от 16 сентября 2014 года по делу N А41-43225/14 подлежит изменению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 16 сентября 2014 года по делу N А41-43225/14 изменить.
В удовлетворении требований к Управлению Росреестра по Московской области отказать.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
Судьи
С.А.КОНОВАЛОВ
Н.А.ОГУРЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)