Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Ившиной Г.Г., Караваевой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЯРПЕТРОЛ"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 28.11.2013 по делу N А82-10831/2013, принятое судом в составе судьи Украинцевой Е.П.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЯРПЕТРОЛ" (ИНН: 7615002774, ОГРН: 1027601494359)
к Департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области (ИНН: 7604016214, ОГРН: 1027600691469)
о признании недействительным приказа,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЯРПЕТРОЛ" (далее - заявитель, ООО "ЯРПЕТРОЛ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области (далее - ответчик, Департамент) о признании недействительным приказа от 05.07.2013 N 184 "Об отказе Обществу с ограниченной ответственностью "ЯРПЕТРОЛ" в предоставлении земельного участка".
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 28.11.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО "ЯРПЕТРОЛ" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению Общества, выводы суда первой инстанции противоречат обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства. В частности заявитель приводит доводы о том, что Общество обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка в пределах трехлетнего срока действия предварительного согласования места размещения объекта; постановление о предварительном согласовании места размещения объекта никем не оспорено и не отменено; такое основание для отказа в предоставлении земельного участка, как несогласие граждан с предполагаемым строительством земельным законодательством не предусмотрено.
Департамент в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик указывает, что испрашиваемый Обществом земельный участок находится в ландшафтно-рекреационной зоне (Р.3), градостроительный регламент которой определяется п. 54 Правил землепользования и застройки г. Ярославля, утвержденных решением муниципалитета г. Ярославля от 17.09.2009 N 201 (далее - Правила землепользования и застройки) и не предусматривает размещение автозаправочной станции. Кроме того, считает, что в связи с истечением срока действия постановления Правительства от 07.10.2010 N 745-п Ярославской области о предварительном согласовании места размещения объекта, а также в связи с тем, что испрашиваемый Обществом земельный участок уже предоставлялся Обществу в аренду на основании распоряжения Департамента от 17.02.2011 N 106-р, законные основания для повторного принятия решения в отношении спорного земельного участка отсутствуют.
Подробно доводы сторон изложены в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, ООО "ЯРПЕТРОЛ" обратилось в Правительство Ярославской области с заявлением от 25.08.2009 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта для строительства автозаправочной станции по адресу Ленинский район, ул. Автозаводская, в районе д. 97, примерный размер земельного участка - 394 кв. м, испрашиваемое право - аренда. К заявлению приложены: схема размещения объекта, потребность в инженерном обеспечении, обоснование примерной площади земельного участка (л.д. 34).
Постановлением мэрии г. Ярославля от 28.05.2010 N 2112 утверждена схема расположения и оформлен Акт о выборе земельного участка площадью 394 кв. м для строительства автозаправочной станции с инженерными коммуникациями по адресу: г. Ярославль, ул. Автозаводская, напротив дома 97 (л.д. 10).
Постановлением Правительства Ярославской области от 07.10.2010 N 745-п утвержден Акт о выборе земельного участка, заявителю предварительно согласовано место размещения объекта и предписано обеспечить установление границ земельного участка на местности и его кадастровый учет (л.д. 11).
Земельный участок с кадастровым номером 76:23:050601:32, площадью 392 кв. м, разрешенное использование - для строительства автозаправочной станции с инженерными коммуникациями поставлен на кадастровый учет 20.01.2011.
01.02.2011 Общество обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в аренду для строительства (л.д. 38).
17.02.2011 Департаментом принято распоряжение N 106-р "О предоставлении в аренду ООО "ЯРПЕТРОЛ" земельного участка, расположенного в Ленинском районе г. Ярославля" (л.д. 12). Договор аренды на основании указанного распоряжения Общество не заключало.
Распоряжением ответчика от 18.10.2011 N 782-р распоряжение от 17.02.2011 N 106-о отменено.
Решением от 22.01.2013 ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Ярославской области земельный участок с кадастровым номером 76:23:050601:32 снят с кадастрового учета в связи с истечением двухлетнего срока действия временного характера внесенных в ГКН сведений о земельном участке.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ярославской области от 29.07.2013 по делу N А82-5397/2013, ООО "ЯРПЕТРОЛ" отказано в удовлетворении требований о признании недействительным распоряжения Департамента от 18.10.2011 N 782-п "Об отмене распоряжения департамента от 17.02.2011 N 106-р".
В целях заключения договора аренды земельного участка Общество повторно обратилось к ответчику с заявлением от 20.06.2013 с приложением кадастрового паспорта на земельный участок с кадастровым номером 76:23:050601:93, поставленным на кадастровый учет 16.04.2013.
Приказом Департамента от 05.07.2013 N 184 ООО "ЯРПЕТРОЛ" отказано в предоставлении земельного участка в связи с завершением процедуры предоставления земельного участка на основании распоряжения Департамента от 17.02.2011 N 106-р (л.д. 6).
Полагая, что названный приказ ответчика от 05.07.2013 N 184 не соответствует требованиям закона и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд Ярославской области, руководствуясь положениями ст. 65, 198 АПК РФ, статей 1, 28, 30, 31, 32 40 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статей 1, 30, 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), Порядком взаимодействия органов исполнительной власти Ярославской области и органов местного самоуправления городского округа города Ярославля при распоряжении земельными участками в городе Ярославле, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением губернатора Ярославской области от 30.05.2007 N 487 (действовал до 19.04.2012), пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
На основании статьи 65 АПК РФ обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО "ЯРПЕТРОЛ" инициировало процедуру предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Согласно пункту 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены юридическим лицам в собственность или в аренду.
В силу ст. 29 ЗК РФ предоставление земельных участков осуществляется по определенной процедуре на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулирован статьями 30 - 32 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина, юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 ЗК РФ).
В пунктах 5 и 6 статьи 31 ЗК РФ предусмотрено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 ЗК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона Ярославской области от 27.04.2007 N 21-з "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в административном центре Ярославской области" (действовал до 04.01.2014) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области - городе Ярославле в целях строительства объектов капитального строительства (за исключением жилищного строительства) осуществляется органами исполнительной власти Ярославской области.
В период рассмотрения заявления ООО "ЯРПЕТРОЛ" от 25.08.2009 вопросы распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области - городе Ярославле регулировались Порядком взаимодействия органов исполнительной власти Ярославской области и органов местного самоуправления городского округа города Ярославля при распоряжении земельными участками в городе Ярославле, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденным постановлением губернатора Ярославской области от 30.05.2007 N 487 (далее - Порядок взаимодействия).
Согласно пункту 1.9 названного Порядка постановление Правительства области о предварительном согласовании места размещения объекта действует в течение трех лет и является основанием для: установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами; последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.
В пункте 1.11 Порядка взаимодействия предусмотрено, что распоряжение о предоставлении земельного участка для строительства является основанием для заключения департаментом договора о предоставлении земельного участка в аренду либо безвозмездное срочное пользование на срок строительства.
В силу пункта 1.12 Порядка взаимодействия в случае если в течение девяноста дней с момента направления уведомления о вручении либо выдачи распоряжения в соответствии с подпунктом 1.11 данного пункта Порядка гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, не подписали договор, департамент отменяет распоряжение о предоставлении земельного участка для строительства. Предоставление такого земельного участка осуществляется на торгах (конкурсе, аукционе) в соответствии с земельным законодательством.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ярославской области от 29.07.2013 по делу N А82-5397/2013, ООО "ЯРПЕТРОЛ" отказано в удовлетворении требований о признании недействительным распоряжения Департамента от 18.10.2011 N 782-п, которым было отменено распоряжение Департамента от 17.02.2011 N 106-р "О предоставлении в аренду ООО "ЯРПЕТРОЛ" земельного участка, расположенного в Ленинском районе г. Ярославля". Из решения суда по названному делу следует, что 21.02.2011 Общество получило копию распоряжения Департамента от 17.02.2011 N 106-р, и по истечении более чем 90 дней названное распоряжение Департамента было правомерно им отменено в соответствии с п. 1.12 Порядка взаимодействия.
В связи с изложенным суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Постановление Правительства Ярославской области от 07.10.2010 N 745-п "О предварительном согласовании ООО "ЯРПЕТРОЛ" места размещения объекта и утверждении Акта о выборе земельного участка для строительства" было ответчиком исполнено, в связи с чем Департамент не может быть принужден к повторному исполнению названного постановления. С момента истечения 90-дневного срока на заключение договора аренды, предусмотренного пунктом 1.12 Порядка взаимодействия, Постановление Правительства Ярославской области от 07.10.2010 N 745-п исчерпало себя как ненормативный правовой акт, порождающий правовые последствия.
В данном случае процедуру предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, начатую по заявлению ООО "ЯРПЕТРОЛ" от 25.08.2009, следует считать юридически завершенной, в связи с чем у Департамента не было оснований для принятия нового повторного решения о предоставлении земельного участка в аренду для строительства по заявлению Общества от 20.06.2013.
Кроме того суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для пересмотра выводов Арбитражного суда Ярославской области о невозможности предоставления спорного земельного участка для строительства автозаправочной станции в связи с тем, что данный земельный участок расположен в зоне городских зеленых насаждений (ранее - ландшафтно-рекреационная зона (Р.3), а также в связи с наличием возражений местных жителей.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось оснований, предусмотренных ст. ст. 198, 200 и 201 АПК, для признания недействительным приказа Департамента от 05.07.2013 N 184 "Об отказе Обществу с ограниченной ответственностью "ЯРПЕТРОЛ" в предоставлении земельного участка".
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не могут быть положены в основу отмены судебного акта. Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного решения. Арбитражным судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. Согласно подп. 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда уплачивается госпошлина в размере 1000 руб. Заявителем при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина была оплачена в размере 2000 руб. по платежному поручению от 26.12.2013 N 091, в связи с чем излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1000 руб. подлежит возврату плательщику.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 28.11.2013 по делу N А82-10831/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЯРПЕТРОЛ" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ЯРПЕТРОЛ" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 26.12.2013 N 091.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий
П.И.КОНОНОВ
Судьи
Г.Г.ИВШИНА
А.В.КАРАВАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.03.2014 ПО ДЕЛУ N А82-10831/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 марта 2014 г. по делу N А82-10831/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Ившиной Г.Г., Караваевой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЯРПЕТРОЛ"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 28.11.2013 по делу N А82-10831/2013, принятое судом в составе судьи Украинцевой Е.П.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЯРПЕТРОЛ" (ИНН: 7615002774, ОГРН: 1027601494359)
к Департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области (ИНН: 7604016214, ОГРН: 1027600691469)
о признании недействительным приказа,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЯРПЕТРОЛ" (далее - заявитель, ООО "ЯРПЕТРОЛ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области (далее - ответчик, Департамент) о признании недействительным приказа от 05.07.2013 N 184 "Об отказе Обществу с ограниченной ответственностью "ЯРПЕТРОЛ" в предоставлении земельного участка".
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 28.11.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО "ЯРПЕТРОЛ" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению Общества, выводы суда первой инстанции противоречат обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства. В частности заявитель приводит доводы о том, что Общество обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка в пределах трехлетнего срока действия предварительного согласования места размещения объекта; постановление о предварительном согласовании места размещения объекта никем не оспорено и не отменено; такое основание для отказа в предоставлении земельного участка, как несогласие граждан с предполагаемым строительством земельным законодательством не предусмотрено.
Департамент в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик указывает, что испрашиваемый Обществом земельный участок находится в ландшафтно-рекреационной зоне (Р.3), градостроительный регламент которой определяется п. 54 Правил землепользования и застройки г. Ярославля, утвержденных решением муниципалитета г. Ярославля от 17.09.2009 N 201 (далее - Правила землепользования и застройки) и не предусматривает размещение автозаправочной станции. Кроме того, считает, что в связи с истечением срока действия постановления Правительства от 07.10.2010 N 745-п Ярославской области о предварительном согласовании места размещения объекта, а также в связи с тем, что испрашиваемый Обществом земельный участок уже предоставлялся Обществу в аренду на основании распоряжения Департамента от 17.02.2011 N 106-р, законные основания для повторного принятия решения в отношении спорного земельного участка отсутствуют.
Подробно доводы сторон изложены в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, ООО "ЯРПЕТРОЛ" обратилось в Правительство Ярославской области с заявлением от 25.08.2009 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта для строительства автозаправочной станции по адресу Ленинский район, ул. Автозаводская, в районе д. 97, примерный размер земельного участка - 394 кв. м, испрашиваемое право - аренда. К заявлению приложены: схема размещения объекта, потребность в инженерном обеспечении, обоснование примерной площади земельного участка (л.д. 34).
Постановлением мэрии г. Ярославля от 28.05.2010 N 2112 утверждена схема расположения и оформлен Акт о выборе земельного участка площадью 394 кв. м для строительства автозаправочной станции с инженерными коммуникациями по адресу: г. Ярославль, ул. Автозаводская, напротив дома 97 (л.д. 10).
Постановлением Правительства Ярославской области от 07.10.2010 N 745-п утвержден Акт о выборе земельного участка, заявителю предварительно согласовано место размещения объекта и предписано обеспечить установление границ земельного участка на местности и его кадастровый учет (л.д. 11).
Земельный участок с кадастровым номером 76:23:050601:32, площадью 392 кв. м, разрешенное использование - для строительства автозаправочной станции с инженерными коммуникациями поставлен на кадастровый учет 20.01.2011.
01.02.2011 Общество обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в аренду для строительства (л.д. 38).
17.02.2011 Департаментом принято распоряжение N 106-р "О предоставлении в аренду ООО "ЯРПЕТРОЛ" земельного участка, расположенного в Ленинском районе г. Ярославля" (л.д. 12). Договор аренды на основании указанного распоряжения Общество не заключало.
Распоряжением ответчика от 18.10.2011 N 782-р распоряжение от 17.02.2011 N 106-о отменено.
Решением от 22.01.2013 ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Ярославской области земельный участок с кадастровым номером 76:23:050601:32 снят с кадастрового учета в связи с истечением двухлетнего срока действия временного характера внесенных в ГКН сведений о земельном участке.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ярославской области от 29.07.2013 по делу N А82-5397/2013, ООО "ЯРПЕТРОЛ" отказано в удовлетворении требований о признании недействительным распоряжения Департамента от 18.10.2011 N 782-п "Об отмене распоряжения департамента от 17.02.2011 N 106-р".
В целях заключения договора аренды земельного участка Общество повторно обратилось к ответчику с заявлением от 20.06.2013 с приложением кадастрового паспорта на земельный участок с кадастровым номером 76:23:050601:93, поставленным на кадастровый учет 16.04.2013.
Приказом Департамента от 05.07.2013 N 184 ООО "ЯРПЕТРОЛ" отказано в предоставлении земельного участка в связи с завершением процедуры предоставления земельного участка на основании распоряжения Департамента от 17.02.2011 N 106-р (л.д. 6).
Полагая, что названный приказ ответчика от 05.07.2013 N 184 не соответствует требованиям закона и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд Ярославской области, руководствуясь положениями ст. 65, 198 АПК РФ, статей 1, 28, 30, 31, 32 40 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статей 1, 30, 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), Порядком взаимодействия органов исполнительной власти Ярославской области и органов местного самоуправления городского округа города Ярославля при распоряжении земельными участками в городе Ярославле, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением губернатора Ярославской области от 30.05.2007 N 487 (действовал до 19.04.2012), пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
На основании статьи 65 АПК РФ обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО "ЯРПЕТРОЛ" инициировало процедуру предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Согласно пункту 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены юридическим лицам в собственность или в аренду.
В силу ст. 29 ЗК РФ предоставление земельных участков осуществляется по определенной процедуре на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулирован статьями 30 - 32 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина, юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 ЗК РФ).
В пунктах 5 и 6 статьи 31 ЗК РФ предусмотрено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 ЗК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона Ярославской области от 27.04.2007 N 21-з "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в административном центре Ярославской области" (действовал до 04.01.2014) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области - городе Ярославле в целях строительства объектов капитального строительства (за исключением жилищного строительства) осуществляется органами исполнительной власти Ярославской области.
В период рассмотрения заявления ООО "ЯРПЕТРОЛ" от 25.08.2009 вопросы распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области - городе Ярославле регулировались Порядком взаимодействия органов исполнительной власти Ярославской области и органов местного самоуправления городского округа города Ярославля при распоряжении земельными участками в городе Ярославле, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденным постановлением губернатора Ярославской области от 30.05.2007 N 487 (далее - Порядок взаимодействия).
Согласно пункту 1.9 названного Порядка постановление Правительства области о предварительном согласовании места размещения объекта действует в течение трех лет и является основанием для: установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами; последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.
В пункте 1.11 Порядка взаимодействия предусмотрено, что распоряжение о предоставлении земельного участка для строительства является основанием для заключения департаментом договора о предоставлении земельного участка в аренду либо безвозмездное срочное пользование на срок строительства.
В силу пункта 1.12 Порядка взаимодействия в случае если в течение девяноста дней с момента направления уведомления о вручении либо выдачи распоряжения в соответствии с подпунктом 1.11 данного пункта Порядка гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, не подписали договор, департамент отменяет распоряжение о предоставлении земельного участка для строительства. Предоставление такого земельного участка осуществляется на торгах (конкурсе, аукционе) в соответствии с земельным законодательством.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ярославской области от 29.07.2013 по делу N А82-5397/2013, ООО "ЯРПЕТРОЛ" отказано в удовлетворении требований о признании недействительным распоряжения Департамента от 18.10.2011 N 782-п, которым было отменено распоряжение Департамента от 17.02.2011 N 106-р "О предоставлении в аренду ООО "ЯРПЕТРОЛ" земельного участка, расположенного в Ленинском районе г. Ярославля". Из решения суда по названному делу следует, что 21.02.2011 Общество получило копию распоряжения Департамента от 17.02.2011 N 106-р, и по истечении более чем 90 дней названное распоряжение Департамента было правомерно им отменено в соответствии с п. 1.12 Порядка взаимодействия.
В связи с изложенным суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Постановление Правительства Ярославской области от 07.10.2010 N 745-п "О предварительном согласовании ООО "ЯРПЕТРОЛ" места размещения объекта и утверждении Акта о выборе земельного участка для строительства" было ответчиком исполнено, в связи с чем Департамент не может быть принужден к повторному исполнению названного постановления. С момента истечения 90-дневного срока на заключение договора аренды, предусмотренного пунктом 1.12 Порядка взаимодействия, Постановление Правительства Ярославской области от 07.10.2010 N 745-п исчерпало себя как ненормативный правовой акт, порождающий правовые последствия.
В данном случае процедуру предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, начатую по заявлению ООО "ЯРПЕТРОЛ" от 25.08.2009, следует считать юридически завершенной, в связи с чем у Департамента не было оснований для принятия нового повторного решения о предоставлении земельного участка в аренду для строительства по заявлению Общества от 20.06.2013.
Кроме того суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для пересмотра выводов Арбитражного суда Ярославской области о невозможности предоставления спорного земельного участка для строительства автозаправочной станции в связи с тем, что данный земельный участок расположен в зоне городских зеленых насаждений (ранее - ландшафтно-рекреационная зона (Р.3), а также в связи с наличием возражений местных жителей.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось оснований, предусмотренных ст. ст. 198, 200 и 201 АПК, для признания недействительным приказа Департамента от 05.07.2013 N 184 "Об отказе Обществу с ограниченной ответственностью "ЯРПЕТРОЛ" в предоставлении земельного участка".
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не могут быть положены в основу отмены судебного акта. Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного решения. Арбитражным судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. Согласно подп. 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда уплачивается госпошлина в размере 1000 руб. Заявителем при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина была оплачена в размере 2000 руб. по платежному поручению от 26.12.2013 N 091, в связи с чем излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1000 руб. подлежит возврату плательщику.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 28.11.2013 по делу N А82-10831/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЯРПЕТРОЛ" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ЯРПЕТРОЛ" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 26.12.2013 N 091.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий
П.И.КОНОНОВ
Судьи
Г.Г.ИВШИНА
А.В.КАРАВАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)