Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.01.2014 ПО ДЕЛУ N А41-29998/13

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 января 2014 г. по делу N А41-29998/13


Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Коновалова С.А., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "АГРУПП": Стрельцова Л.Г. по доверенности от 02.08.13,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АГРУПП" на решение Арбитражного суда Московской области от 18 ноября 2013 года по делу N А41-29998/13, принятое судьей Лещенко А.И., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АГРУПП" о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство экологии и природопользования Московской области, Управление Федеральной налоговой службы России по Московской области, администрация Истринского муниципального района Московской области, администрация сельского поселения Ермолинское Истринского муниципального района Московской области, Правительство Московской области,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "АГРУПП" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о:
- - признании незаконными с момента их совершения действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Управления Росреестра) по Московской области по внесению в Государственный кадастр недвижимости сведений относительно размера кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:08:0040233:105: кадастровая стоимость 27 505 476 рублей 90 копеек, удельный показатель стоимости 1 229 руб./кв. м;
- - обязании федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра") по Московской области внести в Государственный кадастр недвижимости сведения относительно кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:08:0040233:105, существовавшие до внесения оспариваемых значений, а именно внести следующие сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:08:0040233:105: кадастровая стоимость 70 650 рублей 37 копеек, удельный показатель стоимости 3,1577 руб./кв. м;
- - обязании Управления Росреестра по Московской области и ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области возвратить ООО "АГРУПП" госпошлину в размере 6 000 рублей (т. 1, л.д. 4 - 11).
Заявление подано в соответствии со статьями 197 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Московской области тот 09 июля 2013 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Управление Федеральной налоговой службы по Московской области и Министерство экологии и природопользования Московской области (т. 1, л.д. 1 - 3).
Определением Арбитражного суда Московской области от 09 июля 2013 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены администрация Истринского муниципального района Московской области и Правительство Московской области (т. 2, л.д. 39).
Определением Арбитражного суда Московской области от 03 октября 2013 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, была привлечена администрация сельского поселения Ермолинское Истринского муниципального района Московской области (т. 2, л.д. 70).
Решением Арбитражного суда Московской области от 18 ноября 2013 года в удовлетворении требований ООО "АГРУПП" было отказано (т. 2, л.д. 94 - 98).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "АГРУПП" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела (т. 2, л.д. 100 - 105).
В судебном заседании апелляционного суда представитель ООО "АГРУПП" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей заинтересованных и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ООО "АГРУПП", участвующего в судебном заседании, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ООО "АГРУПП" является собственником земельного участка общей площадью 22 374 кв. м, с кадастровым номером 50:08:0040233:105, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, с местоположением, установленным относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилого дома. Участок находится примерно в 1360 м от ориентира по направлению на север. Почтовый адрес ориентира: Московская область, Истринский район, с/пос. Ермолинское, д. Никольское, уч. 20 (т. 1, л.д. 17).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка N МО-12/ЗВ-37454 от 26.01.12 земельный участок с кадастровым номером 50:08:0040233:105 был поставлен на государственный кадастровый учет 17.07.09, его кадастровая стоимость составляла 70 650 рублей 37 копеек, применяемый при ее расчете удельный показатель кадастровой стоимости - 3,1577 руб./кв. м (т. 1, л.д. 15 - 16).
Из письма Росреестра N 15-исх/04570-НФ/13 от 23.05.13 следует, что 17.07.09 земельный участок с кадастровым номером 50:08:0040233:105 был учтен в Государственном кадастре недвижимости (ГКН) со следующими характеристиками: категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.
На основании заявления N 50-0-1-49/3001/2011-4088 от 01.12.11 ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области 27.12.11 были внесены изменения в сведения ГКН в части указания категории земельного участка с кадастровым номером 50:08:0040233:105: она была изменена на "земли населенных пунктов".
В соответствии с постановлением Правительства Московской области N 1432/48 от 21.11.11 "О включении земельного участка в границы д. Никольское сельского поселения Ермолинское Истринского муниципального района" 10.01.12 ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области внесло изменения в сведения ГКН в части указания вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:08:0040233:105: он был изменен с "для сельскохозяйственного производства" на "для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания" (т. 2, л.д. 31 - 33).
Указанные изменения привели к пересчету кадастровой стоимости спорного земельного участка с применением значения удельного показателя кадастровой стоимости земель для 5 группы видов функционального использования (земельные участки предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания) для д. Никольское Истринского района в размере 1 229 рублей 35 копеек, утвержденного распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области N 236-РМ от 25.11.11 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области", которая по состоянию на 17.01.12 была установлена в размере 27 505 476 рублей 90 копеек (т. 2, л.д. 34).
Сведения о новой кадастровой стоимости земельного участка были внесены в ГКН 18.01.12.
08.04.13 при ознакомлении с Публичной картой в сети Интернет ООО "АГРУПП" узнало, что кадастровая стоимость принадлежащего ему земельного участка была увеличена.
Полагая, что при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:08:0040233:105 ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области неправомерно был применен удельный показатель кадастровой стоимости, в связи с чем сама стоимость была рассчитана неверно, ООО "АГРУПП" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что заявителем был избран ненадлежащий способ защиты права, также им не представлены доказательства, опровергающие правомерность действий государственных органов.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что признание ненормативного правового акта недействительным, а также незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим заявлением, ООО "АГРУПП" указало, что в результате незаконных действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области кадастровая стоимость земельного участка общества была определена с нарушением порядка и методики расчета (т. 2, л.д. 41 - 42).
Согласно части 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земли утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.00 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель".
Согласно пунктам 1, 2, 4 названных Правил, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в три года. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки земель.
Как установлено пунктом 11 Правил, для проведения государственной кадастровой оценки земель Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются и утверждаются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель.
Во исполнение пунктов 11 и 13 названных Правил Приказом Минэкономразвития России N 222 от 12.08.06 были утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.
В соответствии с пунктом 1.2 Методических указаний они применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях:
- - образования нового земельного участка;
- - изменения площади земельного участка;
- - изменения вида разрешенного использования земельного участка;
- - перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель;
- - включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке.
В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" сведения об экономических характеристиках земельных участков подлежали внесению в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов.
Таким образом, по итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области N 236-РМ от 25.11.11 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области" были утверждены:
- - результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Московской области по состоянию на 01.01.10;
- - средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по кадастровым кварталам Московской области по состоянию на 01.01.10;
- - средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам, городским округам и населенным пунктам Московской области по состоянию на 01.01.10.
На основании данных значений в связи с переводом спорного земельного участка в иную категорию и изменением вида его разрешенного использования ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:08:0040233:105 была установлена в размере 27 505 476 рублей 90 копеек, исходя из удельного показателя 1 229 руб./кв. м.
Значение примененного ФГУП "ФКП Росреестра" по Московской области удельного показателя соответствует удельному показателю кадастровой стоимости земель для 5 группы видов функционального использования (земельные участки предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания) для д. Никольское Истринского района, указанному в графе 9 строки 127 пункта 40 приложения N 3 к распоряжению Министерства экологии и природопользования Московской области N 236-РМ от 25.11.11.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на незаконность применения указанного удельного показателя подлежит отклонению.
В соответствии с пунктом 2.3.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации N 222 от 12.08.06, в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель населенных пунктов его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Доказательств определения в установленном законом порядке удельного показателя кадастровой стоимости земель для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен спорный земельный участок, в материалы дела и апелляционному суду не представлено.
Пунктом 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.00 установлено, что при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
Таким образом, если новая оценка проведена, то кадастровая стоимость рассчитывается на основании новых результатов государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 2.6 названных Методических указаний в случае изменения площади земельного участка или его вида разрешенного использования, или перевода земельного участка из одной категории в другую, или отнесения земельного участка к определенной категории земель кадастровая стоимость такого земельного участка определяется на дату внесения сведений об изменении указанных характеристик земельного участка в государственный кадастр недвижимости.
Из материалов дела следует, что сведения об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка были внесены в ГКН 18.01.12, то есть после принятия распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области N 236-РМ от 25.11.11, в связи с чем установленный им удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков в д. Никольское сельского поселения Ермолинское Истринского муниципального района Московской области для земельных участков с видом разрешенного использования "для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, правомерно был применен ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области.
Доказательств обоснованности необходимости применения при определении кадастровой стоимости спорного земельного участка удельного показателя в размере 3,1577 руб./кв. м в материалы дела и апелляционному суду не представлено.
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
При этом в пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 июня 2011 года N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой споры, связанные с установлением кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота.
Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Рассмотрение по общим правилам искового производства, предполагает применение правил о бремени доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка и в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.11 N 913/11 по делу N А27-4849/2010 также разъяснено, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении, предметом оспаривания в этом случае не являются.
В рассматриваемом случае заявленные требования истца имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости спорного земельного участка, таким образом, спор между сторонами подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.
Из материалов дела следует, что суд первой инстанции неоднократно предлагал ООО "АГРУПП" уточнить заявленные требования и провести судебную экспертизу рыночной стоимости земельного участка, от чего общество отказалось, настаивая на рассмотрении требований в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об избрании заявителем ненадлежащего способа защиты своего права, что явилось самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм материального права и не опровергающие выводов суда первой инстанции по существу.
Следует отметить, что заявитель не лишен права обратиться за защитой своих нарушенных прав в порядке искового производства.
Учитывая изложенное, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 18 ноября 2013 года по делу N А41-29998/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
Н.Н.КАТЬКИНА

Судьи
С.А.КОНОВАЛОВ
Е.Н.КОРОТКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)