Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 11 июля 2014 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мокроусовой Л.М.,
судей Ушаковой И.В.,
Афониной Н.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лямзиной К.А.,
при участии:
от Серебрякова Евгения Викторовича: Королева Ю.А., представителя по доверенности N 68 АА 0541034 от 29.03.2014, Дубенского Г.М., представителя по доверенности N 68 АА 0449221 от 14.08.2013,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от Филиала ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Тамбовской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Администрации Тамбовской области: представитель не явился, извещена надлежащим образом,
от Администрация г. Тамбова: представитель не явился, извещена надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Серебрякова Евгения Викторовича на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 28.04.2014 по делу N А64-4338/2013 (судья Сучков С.А.) по иску Серебрякова Евгения Викторовича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области (ОГРН 1046882321320), Филиалу ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Тамбовской области, Администрации Тамбовской области (ОГРН 1026801158009) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 68:29:0302002:131, площадью 6 151 кв. м, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Авиационная, д. 141 "а", третье лицо: Администрация г. Тамбова,
установил:
Серебряков Евгений Петрович (Серебряков Е.П., истец) обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с иском (с учетом уточнения) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области (Управление Росреестра по Тамбовской области, ответчик) и Администрации г. Тамбова (ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 68:29:0302002:131, площадью 6 151 кв. м, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Авиационная, д. 141 "а", равной его рыночной стоимости, в размере 5 923 400 руб. с момента установления прежней кадастровой стоимости, а именно с 01.01.2009, согласно результатов кадастровой оценки утвержденной постановлением администрации Тамбовской области N 1311 от 30.11.2007.
Определением суда первой инстанции от 11.03.2014 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ФГБУ "ФКП "Росреестра" в лице филиала по Тамбовской области и Администрация Тамбовской области (ответчики).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечена Администрация г. Тамбова.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 28.04.2014 в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с состоявшимся решением, Серебряков Е.П. обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение Арбитражного суда Тамбовской области от 28.04.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Тамбовской области, Администрация города Тамбова, Администрация Тамбовской области, Управление Росреестра по Тамбовской области не явились.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".
В судебном заседании представители Серебрякова Е.П. поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В электронном виде с помощью сервиса "Мой арбитр" от Администрации г. Тамбова поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором третье лицо возражало против доводов апелляционной жалобы, просило обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции, в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, Серебрякову Е.П. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 68:29:0302002:131, общей площадью 6 151 кв. м, расположенный по адресу: г. Тамбов, ул. Авиационная, д. 141 "а", категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под здание лит.З для использования под склад, а именно, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 68-68-01/008/2009-964 от 20.02.2009.
Согласно Кадастровому паспорту земельного участка от 03.06.2013, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0302002:131 составила 26 743 317, 80 руб.
В целях определения достоверности утвержденной кадастровой стоимости земельного участка истцом был получен отчет об определении рыночной стоимости имущества оценщика ИП Гончарук Е.А. N 11/13 от 29.04.2013, согласно которому, рыночная стоимость земельного участка составила 5 923 400 руб.
Ссылаясь на несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости названного земельного участка его рыночной стоимости, чем, по мнению истца, нарушаются его права как собственника земельного участка, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно Федеральному стандарту оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утвержденному приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Кадастровая стоимость земельного участка представляет собой публичный эквивалент стоимости земельного участка, который учитывается при исчислении земельного налога, арендной платы за пользование земельными участками, выкупной стоимости земельного участка при его приобретении из государственной и муниципальной собственности, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.
Размер кадастровой стоимости является одной из основных составляющих, определяющих экономическую эффективность использования земельного участка и затраты, связанные с приобретением и использованием земельных участков. Неправильное определение кадастровой стоимости земельного участка может привести к финансовым потерям для его правообладателей, а также сделать невозможными отдельные способы его использования. В то же время необходимо принять во внимание, что связанные с кадастровой стоимостью обязательные платежи, составляющие доходную часть бюджетов различных уровней должны отвечать требованиям экономической обоснованности.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила).
В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Пунктами 1 и 10 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.
Пунктом 1.3 Методических указаний установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 01 января года путем проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области по состоянию на 01.01.2007 были утверждены постановлением Администрации Тамбовской области от 30.11.2007 N 1311 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области".
Постановлением Администрации Тамбовской области от 29.02.2008 N 260 внесены изменения в вышеуказанное постановление, в связи с чем, срок его действия установлен с 01.01.2009.
Утвержденные Администрацией Тамбовской области результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области были внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О).
Физические и юридические лица, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их, в том числе в суде, на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке (Федеральный закон от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в новой редакции ФЗ-167 от 22.07.2010 - глава III.1).
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Поскольку кадастровая стоимость земли влияет на размер земельного налога, подлежащего уплате, ее установление в завышенном размере нарушает права и законные интересы собственников земельного участка и препятствует нормальному осуществлению предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости в суде.
Согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11 по делу N А11-5098/2010 Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости"). В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
Согласно, имеющемуся в материалах дела, отчету N 11/13 от 29.04.2013 рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2009 составила 5 923 400 руб.
Между тем, с 01.01.2014 вступило в законную силу Постановление администрации Тамбовской области от 11.11.2013 N 1276 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области", утвердившее новые результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов.
Согласно вводной части Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тамбовской области датой государственной кадастровой оценки является - 01.01.2013.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которое оно ссылается в обоснование своих требований и возражений.
Определениями Арбитражного суда Тамбовской области от 11.03.2014, от 01.04.2014 истцу предлагалось представить дополнительные доказательства рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2013.
Однако, истцом в материалы дела доказательства рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 68:29:0302002:131 на указанную дату представлены не были.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (пункт 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика является одним из письменных доказательств по делу (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Таким образом, с учетом изложенного, отчет N 11/13 от 29.04.2013 не может быть признан надлежащими доказательством действительной рыночной стоимости спорного земельного участка.
Учитывая, что истцом представлен отчет на иную дату, чем предусмотрено действующим законодательством, а также отсутствие иных доказательств содержащих сведения о рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 68:29:0302002:131, судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении заявленных исковых требований.
При рассмотрении дела по существу судом апелляционной инстанции учтена позиция, изложенная в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N ВАС-10761/11.
Установление рыночной стоимости на дату, о которой просит истец, не восстановит его нарушенных прав, так как ее размер будет актуальным с момента принятия решения суда, тогда как все обязательные платежи будут исчисляться из стоимости, установленной на иную дату. При таких обстоятельствах право предпринимателя, о защите которого заявлен иск, не может быть восстановлено способом, избранным истцом.
Доводы апелляционной жалобы истца, направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств, и иную оценку доказательств по делу, не указывают на неправильность выводов суда первой инстанции и не являются основанием к отмене решения.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, безусловным основанием для отмены принятого судебного акта.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы относится на ее заявителя. Таким образом, оснований для взыскания или возврата государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 28.04.2014 по делу N А64-4338/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Серебрякова Евгения Викторовича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Л.М.МОКРОУСОВА
Судьи
Н.П.АФОНИНА
И.В.УШАКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.07.2014 ПО ДЕЛУ N А64-4338/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июля 2014 г. по делу N А64-4338/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 11 июля 2014 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мокроусовой Л.М.,
судей Ушаковой И.В.,
Афониной Н.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лямзиной К.А.,
при участии:
от Серебрякова Евгения Викторовича: Королева Ю.А., представителя по доверенности N 68 АА 0541034 от 29.03.2014, Дубенского Г.М., представителя по доверенности N 68 АА 0449221 от 14.08.2013,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от Филиала ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Тамбовской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Администрации Тамбовской области: представитель не явился, извещена надлежащим образом,
от Администрация г. Тамбова: представитель не явился, извещена надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Серебрякова Евгения Викторовича на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 28.04.2014 по делу N А64-4338/2013 (судья Сучков С.А.) по иску Серебрякова Евгения Викторовича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области (ОГРН 1046882321320), Филиалу ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Тамбовской области, Администрации Тамбовской области (ОГРН 1026801158009) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 68:29:0302002:131, площадью 6 151 кв. м, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Авиационная, д. 141 "а", третье лицо: Администрация г. Тамбова,
установил:
Серебряков Евгений Петрович (Серебряков Е.П., истец) обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с иском (с учетом уточнения) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области (Управление Росреестра по Тамбовской области, ответчик) и Администрации г. Тамбова (ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 68:29:0302002:131, площадью 6 151 кв. м, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Авиационная, д. 141 "а", равной его рыночной стоимости, в размере 5 923 400 руб. с момента установления прежней кадастровой стоимости, а именно с 01.01.2009, согласно результатов кадастровой оценки утвержденной постановлением администрации Тамбовской области N 1311 от 30.11.2007.
Определением суда первой инстанции от 11.03.2014 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ФГБУ "ФКП "Росреестра" в лице филиала по Тамбовской области и Администрация Тамбовской области (ответчики).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечена Администрация г. Тамбова.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 28.04.2014 в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с состоявшимся решением, Серебряков Е.П. обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение Арбитражного суда Тамбовской области от 28.04.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Тамбовской области, Администрация города Тамбова, Администрация Тамбовской области, Управление Росреестра по Тамбовской области не явились.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".
В судебном заседании представители Серебрякова Е.П. поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В электронном виде с помощью сервиса "Мой арбитр" от Администрации г. Тамбова поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором третье лицо возражало против доводов апелляционной жалобы, просило обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции, в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, Серебрякову Е.П. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 68:29:0302002:131, общей площадью 6 151 кв. м, расположенный по адресу: г. Тамбов, ул. Авиационная, д. 141 "а", категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под здание лит.З для использования под склад, а именно, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 68-68-01/008/2009-964 от 20.02.2009.
Согласно Кадастровому паспорту земельного участка от 03.06.2013, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0302002:131 составила 26 743 317, 80 руб.
В целях определения достоверности утвержденной кадастровой стоимости земельного участка истцом был получен отчет об определении рыночной стоимости имущества оценщика ИП Гончарук Е.А. N 11/13 от 29.04.2013, согласно которому, рыночная стоимость земельного участка составила 5 923 400 руб.
Ссылаясь на несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости названного земельного участка его рыночной стоимости, чем, по мнению истца, нарушаются его права как собственника земельного участка, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно Федеральному стандарту оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утвержденному приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Кадастровая стоимость земельного участка представляет собой публичный эквивалент стоимости земельного участка, который учитывается при исчислении земельного налога, арендной платы за пользование земельными участками, выкупной стоимости земельного участка при его приобретении из государственной и муниципальной собственности, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.
Размер кадастровой стоимости является одной из основных составляющих, определяющих экономическую эффективность использования земельного участка и затраты, связанные с приобретением и использованием земельных участков. Неправильное определение кадастровой стоимости земельного участка может привести к финансовым потерям для его правообладателей, а также сделать невозможными отдельные способы его использования. В то же время необходимо принять во внимание, что связанные с кадастровой стоимостью обязательные платежи, составляющие доходную часть бюджетов различных уровней должны отвечать требованиям экономической обоснованности.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила).
В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Пунктами 1 и 10 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.
Пунктом 1.3 Методических указаний установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 01 января года путем проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области по состоянию на 01.01.2007 были утверждены постановлением Администрации Тамбовской области от 30.11.2007 N 1311 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области".
Постановлением Администрации Тамбовской области от 29.02.2008 N 260 внесены изменения в вышеуказанное постановление, в связи с чем, срок его действия установлен с 01.01.2009.
Утвержденные Администрацией Тамбовской области результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области были внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О).
Физические и юридические лица, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их, в том числе в суде, на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке (Федеральный закон от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в новой редакции ФЗ-167 от 22.07.2010 - глава III.1).
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Поскольку кадастровая стоимость земли влияет на размер земельного налога, подлежащего уплате, ее установление в завышенном размере нарушает права и законные интересы собственников земельного участка и препятствует нормальному осуществлению предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости в суде.
Согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11 по делу N А11-5098/2010 Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости"). В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
Согласно, имеющемуся в материалах дела, отчету N 11/13 от 29.04.2013 рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2009 составила 5 923 400 руб.
Между тем, с 01.01.2014 вступило в законную силу Постановление администрации Тамбовской области от 11.11.2013 N 1276 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области", утвердившее новые результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов.
Согласно вводной части Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тамбовской области датой государственной кадастровой оценки является - 01.01.2013.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которое оно ссылается в обоснование своих требований и возражений.
Определениями Арбитражного суда Тамбовской области от 11.03.2014, от 01.04.2014 истцу предлагалось представить дополнительные доказательства рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2013.
Однако, истцом в материалы дела доказательства рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 68:29:0302002:131 на указанную дату представлены не были.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (пункт 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика является одним из письменных доказательств по делу (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Таким образом, с учетом изложенного, отчет N 11/13 от 29.04.2013 не может быть признан надлежащими доказательством действительной рыночной стоимости спорного земельного участка.
Учитывая, что истцом представлен отчет на иную дату, чем предусмотрено действующим законодательством, а также отсутствие иных доказательств содержащих сведения о рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 68:29:0302002:131, судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении заявленных исковых требований.
При рассмотрении дела по существу судом апелляционной инстанции учтена позиция, изложенная в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N ВАС-10761/11.
Установление рыночной стоимости на дату, о которой просит истец, не восстановит его нарушенных прав, так как ее размер будет актуальным с момента принятия решения суда, тогда как все обязательные платежи будут исчисляться из стоимости, установленной на иную дату. При таких обстоятельствах право предпринимателя, о защите которого заявлен иск, не может быть восстановлено способом, избранным истцом.
Доводы апелляционной жалобы истца, направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств, и иную оценку доказательств по делу, не указывают на неправильность выводов суда первой инстанции и не являются основанием к отмене решения.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, безусловным основанием для отмены принятого судебного акта.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы относится на ее заявителя. Таким образом, оснований для взыскания или возврата государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 28.04.2014 по делу N А64-4338/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Серебрякова Евгения Викторовича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Л.М.МОКРОУСОВА
Судьи
Н.П.АФОНИНА
И.В.УШАКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)