Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.10.2013 ПО ДЕЛУ N А55-5250/2013

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 октября 2013 г. по делу N А55-5250/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2013 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 25 октября 2013 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Засыпкиной Т.С., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - извещен, не явился;
- от ФГБУ "ФКП Росреестра" - Вершинина А.И. по доверенности от 25.01.2013 г. N 63 АА 1586806;
- от Мэрии городского округа Тольятти - Пилюгина С.Н. по доверенности от 06.08.2013 г. N 6486/1;
- от ЗАО "Тольяттистройтранс" - Урусов В.С. по доверенности от 15.06.2012 г.;
- рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 01 августа 2013 года по делу N А55-5250/2013 (судья Бойко С.А.),
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
к ФГБУ "ФКП Росреестра", г. Самара,
третьи лица: Мэрия городского округа Тольятти, г. Тольятти Самарской области, Закрытое акционерное общество "Тольяттистройтранс" (ИНН 6320005577, ОГРН 1026301987480) г. Тольятти, Самарская область,
о снятии с государственного кадастрового учета земельных участков,

установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области обратилось в суд с заявлением к ФГБУ "ФКП Росреестра" о снятии с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 63:09:0302051:147, 63:09:0302051:148, 63:09:0302051:149.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, суд привлек к участию в деле Мэрию городского округа Тольятти и ЗАО "Тольяттистройтранс".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 01.08.2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворить требования заявителя:
- снять с государственного кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами 63:09:0302051:147, 63:09:0302051:148, 63:09:0302051:149.
- установить, что данное решение суда является основанием для снятия земельных участков с кадастровыми номерами 63:09:0302051:147, 63:09:0302051:148, 63:09:0302051:149 с государственного кадастрового учета.
В апелляционной жалобе указывает, что при вынесении решения суд не применил нормы материального права, подлежащие применению (ст. 12 ГК РФ, ст. 20 Федерального закона от 02.01.2000 года N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", ст. 209 ГК РФ, ст. 1 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", ст. 29 ЗК РФ, ст. 23 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве"), а также неправильно применил нормы материального права.
Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Податель жалобы указывает, что учитывая, что земельные участки с кадастровыми номерами 63:09:0302051:147, 63:09:0302051:148, 63:09:0302051:149 поставлены неуполномоченным лицом на государственный кадастровый учет до вступления в действие Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", земельные участки имеют статусы "ранее учтенные" и могут быть сняты с государственного кадастрового учета только на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии соответствующего земельного участка с государственного кадастрового учета.
По мнению подателя жалобы, постановление мэра г.о. Тольятти от 29.03.2006 г. N 1903-1/11 не подлежит применению как противоречащее действующему законодательству (ст. 12 ГК РФ), поскольку Территориальное управление не согласовало раздел земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации.
Территориальное Управление считает, что постановка на государственный кадастровый учет указанных земельных участков без участия собственника осуществлена неправомерно, в связи с чем нарушены права и законные интересы Российской Федерации.
В судебное заседание представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие представителя ТУ Росимущества.
Представители Мэрии городского округа Тольятти и ЗАО "Тольяттистройтранс" считают решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" оставляет решение вопроса на усмотрение суда. Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН) содержатся сведения о следующих земельных участках:
- - с кадастровым номером 63:09:0302051:147, площадью 68765 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений (зона N ПК-2), расположенном: Самарская обл., г. Тольятти, р-н Центральный, ул. Базовая 1;
- - с кадастровым номером 63:09:0302051:148, площадью 7874 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для дальнейшей эксплуатации офисно-складского комплекса и открытой стоянки автомобилей, расположенном: Самарская обл., г. Тольятти, Центральный район, ул. Базовая, дом 1, строение 20;
- - с кадастровым номером 63:09:0302051:149, площадью 888 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для дальнейшей эксплуатации подъездной дороги (зона N ПК-2), расположенном: Самарская обл., г. Тольятти, Центральный район, ул. Базовая, дом 1, строение 20.
Сведения об указанных земельных участках внесены в ГКН на основании заявления Мэрии городского округа Тольятти от 21.04.2006 N 09-4-7/06-0774-У о постановке на кадастровый учет трех земельных участков, образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером 63:09:0302051:27 на основании постановления мэра городского округа Тольятти от 29.03.2006 N 1903-1/П "Об утверждении проектов границ земельных участков, образованных путем раздела земельного участка, расположенного по адресу: Самарская обл., г Тольятти, Центральный р-н, ул. Базовая 1"; проекта границ земельных участков; описания земельных участков от 2006 г., подготовленного ООО "Алекс Групп".
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 13 октября 2011 года N 09/067/2011-487 право собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:09:0302051:27 принадлежит Российской Федерации.
Заявитель просит снять земельные участки с кадастровыми номерами 63:09:0302051:147, 63:09:0302051:148, 63:09:0302051:149 с кадастрового учета. В обоснование своих доводов заявитель указывает на то, что он, как представитель собственника, согласие на раздел исходного земельного участка не давал.
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных ТУ Росимущества в Самарской области требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно п. 2 ст. 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 Закона о кадастре особенностями осуществления кадастрового учета при преобразовании объектов недвижимости.
Таким образом, Закон о кадастре содержит исчерпывающий перечень оснований для снятия земельного участка с государственного кадастрового учета органом кадастрового учета.
Материалами дела подтверждается, что земельные участки с кадастровыми номерами 63:09:0302051:147, 63:09:0302051:148, 63:09:0302051:149 являются ранее учтенными, и кадастровые действия по их преобразованию не осуществлялись, основания для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о прекращении существования данного земельного участка нормами действующего законодательства не предусмотрены.
Указанная правовая позиция содержится в постановлении ФАС Поволжского округа от 25.12.2012 по делу N А55-15437/2012 и определении ВАС РФ от 12.04.2013 N ВАС-3481/13 по тому же делу.
Из материалов дела и объяснений сторон следует, что инициатором раздела земельного участка с кадастровым номером 63:09:0302051:27 является ЗАО "Тольяттистройтранс", которое является его арендатором на основании договора аренды N 547 от 26.09.2002 и собственником расположенных на этом земельном участке объектов недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом, принятию решения указанных органов об образовании земельного участка должна предшествовать стадия постановки земельного участка на государственный кадастровый учет. Данный вывод следует из содержания пункта 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, нормами которой предусмотрено, что решения об образовании земельных участков могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Обязательным приложением к заявлению об образовании земельных участков являются, в том числе и кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что принятие решения исполнительных органов государственной власти об образовании земельного участка без проведения кадастрового учета в силу требований статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации невозможно. При этом, в силу пункта 2 названной статьи арендаторы земельных участков, из которых при разделе образуются земельные участки, вправе инициировать процедуру раздела этих участков. Согласие исполнительных органов государственной власти на стадии кадастрового учета земельных участков, образуемых при разделе исходного земельного участка, не требуется.
Правомерность указанной правовой позиции подтверждается правоприменительной практикой (постановления ФАС Поволжского округа от 03.12.2009 по делу N А55-8962/2009 и от 21.06.2012 по делу N А55-19937/2011).
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 01 августа 2013 года по делу N А55-5250/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА

Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
Т.С.ЗАСЫПКИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)