Судебные решения, арбитраж
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24.06.2014.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.
при участии представителя
от заявителя: Корчагиной Н.В. (доверенность от 09.01.2014)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 31.12.2013,
принятое судьей Ушаковой Е.В., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2014,
принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В.,
по делу N А11-9014/2012
по заявлению открытого акционерного общества "Вязниковский льняной комбинат"
о признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области,
и
открытое акционерное общество "Вязниковский льняной комбинат" (далее - ОАО "Вязниковский льняной комбинат", Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области (далее - Территориальное управление) выразившегося в отказе в предоставлении на праве собственности следующих земельных участков: с кадастровым номером 33:21:010207:55, площадью 1221 квадратный метр; с кадастровым номером 33:21:010207:62, площадью 11 821 квадратный метр; с кадастровым номером 33:21:010207:65, площадью 16 967 квадратных метров; с кадастровым номером 33:21:010207:66, площадью 27 974 квадратных метра; с кадастровым номером 33:21:010207:72, площадью 14 489 квадратных метров, расположенных по адресу: Вязниковский район, город Вязники, улица Институтская, дом 1-а; об обязании Территориального управления в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении на праве собственности Обществу указанных земельных участков, а также об обязании Территориального управления в месячный срок с момента принятия решения о предоставлении Обществу в собственность за плату по договору купли-продажи земельных участков подготовить и направить Обществу проекты договоров купли-продажи земельных участков по цене продажи в размере 2,5 процента от кадастровой стоимости каждого из земельных участков.
Решением суда первой инстанции от 31.12.2013 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 13.03.2014 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Территориальное управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель жалобы, ссылаясь на статьи 8, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 37, 11.2, 11.3 Земельного кодекса Российской (далее - ЗК РФ, Кодекс), Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ), постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам. По его мнению, земельные участки с кадастровыми номерами 33:21:010207:55, 33:21:010207:62, 33:21:010207:65, 33:21:010207:66, 33:21:010207:72 не сформированы в установленном законом порядке и не являются самостоятельными объектами гражданских прав, и как следствие, не могут являться объектами договора купли-продажи. Территориальное управление указывает, что право собственности Российской Федерации не может быть зарегистрировано на отсутствующие объекты гражданского права.
Подробно позиция Территориального управления изложена в кассационной жалобе; надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителя в судебное заседание не направило.
ОАО "Вязниковский льняной комбинат" в возражениях на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании не согласились с доводами Территориального управления, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Территориальное управление и Общество заключили договор от 13.04.2006 N 322-ф аренды земельного участка общей площадью 172 519,7 квадратного метра, с кадастровым номером 33:21:010207:0004, расположенного по адресу: Владимирская область, город Вязники, улица Институтская, дом 1-а, сроком до 13.04.2054. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
В результате проведения по инициативе Общества землеустроительных работ по разделу земельного участка с кадастровым номером 33:21:010207:0004 были образованы земельные участки: с кадастровым номером 33:21:010207:55 общей площадью 1221 квадратный метр; с кадастровым номером 33:21:010207:56 общей площадью 1880 квадратных метров; с кадастровым номером 33:21:010207:57 общей площадью 1734 квадратных метра, с кадастровым номером 33:21:010207:58 общей площадью 32 250 квадратных метров, с кадастровым номером 33:21:010207:59 общей площадью 15 954 квадратных метра, с кадастровым номером 33:21:010207:60 общей площадью 7023 квадратных метра, с кадастровым номером 33:21:010207:61 общей площадью 7346 квадратных метров, с кадастровым номером 33:21:010207:62 общей площадью 11 821 квадратный метр, с кадастровым номером 33:21:010207:63 общей площадью 3010 квадратных метров, с кадастровым номером 33:21:010207:64 общей площадью 40 941 квадратный метр, с кадастровым номером 33:21:010207:65 общей площадью 16 967 квадратных метров, с кадастровым номером 33:21:010207:66 общей площадью 27 974 квадратных метра, с кадастровым номером 33:21:010207:67 общей площадью 3856 квадратных метров, с кадастровым номером 33:21:010207:68 общей площадью 555 квадратных метров, с кадастровым номером 33:21:010207:69 общей площадью 2826 квадратных метров, с кадастровым номером 33:21:010207:70 общей площадью 5203 квадратных метра, с кадастровым номером 33:21:010207:71 общей площадью 6469 квадратных метров, с кадастровым номером 33:21:010207:72 общей площадью 14 489 квадратных метров.
После проведения кадастровых работ по разделу земельного участка с кадастровым номером 33:21:010207:0004 Общество обратилось в органы кадастрового учета с заявлением о постановке на кадастровый учет вновь сформированных земельных участков, а впоследствии в Территориальное управление с заявлением от 10.05.2012 N 02/23 об образовании земельных участков в результате раздела указанного земельного участка, приложив пакет документов, необходимых для принятия соответствующего решения.
22.05.2012 Общество обратилось в Территориальное управление с заявлениями о выкупе земельных участков с кадастровыми номерами 33:21:010207:55, 33:21:010207:62, 33:21:010207:65, 33:21:010207:66, 33:21:010207:72, приложив к обращениям соответствующие документы, в том числе подтверждающие нахождение на этих земельных участках объектов недвижимости, принадлежащих Обществу на праве собственности.
Письмом от 25.05.2012 N 3753-05 Территориальное управление отказало Обществу в предоставлении спорных земельных участков, мотивировав свой отказ отсутствием зарегистрированного права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки.
Посчитав, что указанный отказ не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, ОАО "Вязниковский льняной комбинат" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Руководствуясь статьей 65, частью 1 статьи 198, частью 4, 5 статьи 200, частью 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), статьей 11.1, частью 2, пунктом 6 статьи 11.2, пунктами 1, 2, 2.1 статьи 11.3, частью 2 статьи 11.4, пунктами 1, 2, 4 статьи 28, статьей 29, частями 1, 5, пунктом 7 статьи 36, пунктом 1 статьи 37 ЗК РФ, частью 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", частью 3 статьи 1, статьей 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ), пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", суд первой инстанции сделал вывод о том, что оспариваемые действия не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд руководствовался аналогичными нормами права, а также статьей 71 АПК РФ, пунктом 7 статьи 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и согласился с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании пункта 1 статьи 36 Кодекса граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 36 Кодекса для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи Кодекса заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 Кодекса).
Как видно из материалов дела, Общество как собственник объектов недвижимости, расположенных на земельных участках с кадастровым номером 33:21:010207:55, площадью 1221 квадратный метр; с кадастровым номером 33:21:010207:62, площадью 11 821 квадратный метр; с кадастровым номером 33:21:010207:65, площадью 16 967 квадратных метров; с кадастровым номером 33:21:010207:66, площадью 27 974 квадратных метра; с кадастровым номером 33:21:010207:72, площадью 14 489 квадратных метров, находящихся по адресу: Вязниковский район, город Вязники улица Институтская, дом 1-а, обладает исключительным правом на приобретение в собственность этих земельных участков.
Доводы Территориального управления о том, что испрашиваемые земельные участки не были сформированы в установленном законом порядке и не являются самостоятельными объектами гражданских прав, об отсутствии решения о разделе принадлежащего Обществу на праве аренды земельного участка с кадастровым номером 33:21:010207:0004 и, как следствие, невозможность регистрации права собственности Российской Федерации на отсутствующие объекты гражданского права обоснованно отклонены судом апелляционной инстанции.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 15.08.2013 по делу N А11-3542/2013, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2013 и постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 04.03.2014, был признан незаконным, как несоответствующий ЗК РФ, отказ Территориального управления в разделе земельного участка общей площадью 172 519,7 квадратного метра, кадастровый номер 33:21:010207:0004, расположенного по адресу: Владимирская область, город Вязники, улица Институтская, дом 1-а. В качестве восстановительной меры Арбитражный суд Владимирской области обязал Территориальное управление в течение четырнадцати дней с момента вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения и принять решение об образовании земельных участков, полученных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 33:21:010207:0004.
Кроме того, в рамках рассмотрения указанного дела суд установил, что раздел земельного участка с кадастровым номером 33:21:010207:0004 осуществлен с соблюдением установленных требований законодательства, а также в пределах границ этого земельного участка; на образованных земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, принадлежащие иным лицам; раздел произведен таким образом, что каждый собственник объекта недвижимости имеет самостоятельный выезд на участок, возможность пользования принадлежащими объектами недвижимости. Общество представило в Управление все необходимые документы, предусмотренные пунктом 2 статьи 11.3 Кодекса, в частности, при обращении с заявлением от 10.05.2012 N 02/23 и дополнительно с письмом от 28.06.2012 N 05/23. Указанное обстоятельство также подтверждено вступившим в законную силу решение Арбитражного суда Владимирской области от 15.02.2013 по делу N А11-8388/2012.
Таким образом, суд обоснованно признал, что у Управления отсутствовали предусмотренные законом основания для отказа в разделе спорного земельного участка.
В силу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебных актов арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказывается вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В соответствии с пунктами 2 статьи 11.4 Кодекса при разделе спорного земельного участка у Российской Федерации возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки, в силу земельного законодательства раздел спорного земельного участка не препятствует уполномоченному органу принимать решения по управлению земельными участками, образованными в результате такого раздела.
Согласно положениям статьи 11.1 Кодекса и статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ индивидуализация земельного участка осуществляется посредством его государственного кадастрового учета, поэтому до тех пор, пока земельный участок не прошел государственный кадастровый учет, он не может являться объектом гражданско-правовых отношений.
В части 3 статьи 1 Федерального закона N 221-ФЗ установлено, что государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Статьей 7 Федерального закона N 221-ФЗ предусмотрено, что индивидуальными признаками такого объекта недвижимости как земельный участок являются сведения об уникальных характеристиках земельного участка, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, таких как: вид объекта недвижимости (земельный участок); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок.
Проанализировав содержание кадастровых паспортов испрашиваемых земельных участков, суды пришли к правильному выводу о том, что они надлежащим образом оформлены и поставлены на государственный кадастровый учет, границы их установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Кроме того, указанное свидетельствует о наличии оснований для признания их самостоятельными объектами гражданских прав и, как следствие, объектами гражданских прав и, как следствие, объектами договоров купли-продажи в силу статьи 37 Кодекса.
В соответствии с пунктом 7 статьи 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" одновременно с заявлением о государственной регистрации прав на образуемые земельные участки может быть подано заявление о государственной регистрации перехода или прекращения прав на такие земельные участки. В этом случае государственная регистрация перехода или прекращения прав на такие земельные участки осуществляется одновременно с государственной регистрацией прав на образуемые земельные участки.
Суды установили, что Территориальное управление могло обратиться в регистрирующий орган одновременно и за регистрацией права на образуемые земельные участки и перехода права собственности. В данном случае отсутствие регистрации прав Российской Федерации на испрашиваемые земельные участки не может служить препятствием для заключения договоров купли-продажи земельных участков с Обществом.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к правильному выводу, что права Общества на испрашиваемые земельные участки подлежали оформлению по правилам статьи 36 Кодекса, соответственно, у Территориального управления не имелось оснований для непринятия положительного решения о приватизации земельных участков и ненаправления заявителю проектов договоров купли-продажи.
Таким образом, оспариваемые действия Территориального управления не соответствуют действующему земельному законодательству и нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В рассматриваемом случае суды обоснованно возложили на уполномоченный орган обязанность принять решение о предоставлении в собственность Общества земельных участков с кадастровыми номерами 33:21:010207:55, 33:21:010207:65, 33:21:010207:66, 33:21:010207:72, расположенных по адресу: Владимирская область, город Вязники, улица Институтская, дом 1-а, подготовить и направить Обществу проекты договоров купли-продажи по цене в пределах 2,5 процента от кадастровой стоимости данных земельных участков.
С учетом изложенного доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, признаются судом округа несостоятельными, а кассационная жалоба Территориального управления не подлежащей удовлетворению.
Арбитражный суд Владимирской области и Первый арбитражный апелляционный суд не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Территориальное управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
решение Арбитражного суда Владимирской области от 31.12.2013 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2014 по делу N А11-9014/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 26.06.2014 ПО ДЕЛУ N А11-9014/2012
Разделы:Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июня 2014 г. по делу N А11-9014/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 24.06.2014.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.
при участии представителя
от заявителя: Корчагиной Н.В. (доверенность от 09.01.2014)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 31.12.2013,
принятое судьей Ушаковой Е.В., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2014,
принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В.,
по делу N А11-9014/2012
по заявлению открытого акционерного общества "Вязниковский льняной комбинат"
о признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области,
и
установил:
открытое акционерное общество "Вязниковский льняной комбинат" (далее - ОАО "Вязниковский льняной комбинат", Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области (далее - Территориальное управление) выразившегося в отказе в предоставлении на праве собственности следующих земельных участков: с кадастровым номером 33:21:010207:55, площадью 1221 квадратный метр; с кадастровым номером 33:21:010207:62, площадью 11 821 квадратный метр; с кадастровым номером 33:21:010207:65, площадью 16 967 квадратных метров; с кадастровым номером 33:21:010207:66, площадью 27 974 квадратных метра; с кадастровым номером 33:21:010207:72, площадью 14 489 квадратных метров, расположенных по адресу: Вязниковский район, город Вязники, улица Институтская, дом 1-а; об обязании Территориального управления в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении на праве собственности Обществу указанных земельных участков, а также об обязании Территориального управления в месячный срок с момента принятия решения о предоставлении Обществу в собственность за плату по договору купли-продажи земельных участков подготовить и направить Обществу проекты договоров купли-продажи земельных участков по цене продажи в размере 2,5 процента от кадастровой стоимости каждого из земельных участков.
Решением суда первой инстанции от 31.12.2013 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 13.03.2014 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Территориальное управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель жалобы, ссылаясь на статьи 8, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 37, 11.2, 11.3 Земельного кодекса Российской (далее - ЗК РФ, Кодекс), Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ), постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам. По его мнению, земельные участки с кадастровыми номерами 33:21:010207:55, 33:21:010207:62, 33:21:010207:65, 33:21:010207:66, 33:21:010207:72 не сформированы в установленном законом порядке и не являются самостоятельными объектами гражданских прав, и как следствие, не могут являться объектами договора купли-продажи. Территориальное управление указывает, что право собственности Российской Федерации не может быть зарегистрировано на отсутствующие объекты гражданского права.
Подробно позиция Территориального управления изложена в кассационной жалобе; надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителя в судебное заседание не направило.
ОАО "Вязниковский льняной комбинат" в возражениях на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании не согласились с доводами Территориального управления, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Территориальное управление и Общество заключили договор от 13.04.2006 N 322-ф аренды земельного участка общей площадью 172 519,7 квадратного метра, с кадастровым номером 33:21:010207:0004, расположенного по адресу: Владимирская область, город Вязники, улица Институтская, дом 1-а, сроком до 13.04.2054. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
В результате проведения по инициативе Общества землеустроительных работ по разделу земельного участка с кадастровым номером 33:21:010207:0004 были образованы земельные участки: с кадастровым номером 33:21:010207:55 общей площадью 1221 квадратный метр; с кадастровым номером 33:21:010207:56 общей площадью 1880 квадратных метров; с кадастровым номером 33:21:010207:57 общей площадью 1734 квадратных метра, с кадастровым номером 33:21:010207:58 общей площадью 32 250 квадратных метров, с кадастровым номером 33:21:010207:59 общей площадью 15 954 квадратных метра, с кадастровым номером 33:21:010207:60 общей площадью 7023 квадратных метра, с кадастровым номером 33:21:010207:61 общей площадью 7346 квадратных метров, с кадастровым номером 33:21:010207:62 общей площадью 11 821 квадратный метр, с кадастровым номером 33:21:010207:63 общей площадью 3010 квадратных метров, с кадастровым номером 33:21:010207:64 общей площадью 40 941 квадратный метр, с кадастровым номером 33:21:010207:65 общей площадью 16 967 квадратных метров, с кадастровым номером 33:21:010207:66 общей площадью 27 974 квадратных метра, с кадастровым номером 33:21:010207:67 общей площадью 3856 квадратных метров, с кадастровым номером 33:21:010207:68 общей площадью 555 квадратных метров, с кадастровым номером 33:21:010207:69 общей площадью 2826 квадратных метров, с кадастровым номером 33:21:010207:70 общей площадью 5203 квадратных метра, с кадастровым номером 33:21:010207:71 общей площадью 6469 квадратных метров, с кадастровым номером 33:21:010207:72 общей площадью 14 489 квадратных метров.
После проведения кадастровых работ по разделу земельного участка с кадастровым номером 33:21:010207:0004 Общество обратилось в органы кадастрового учета с заявлением о постановке на кадастровый учет вновь сформированных земельных участков, а впоследствии в Территориальное управление с заявлением от 10.05.2012 N 02/23 об образовании земельных участков в результате раздела указанного земельного участка, приложив пакет документов, необходимых для принятия соответствующего решения.
22.05.2012 Общество обратилось в Территориальное управление с заявлениями о выкупе земельных участков с кадастровыми номерами 33:21:010207:55, 33:21:010207:62, 33:21:010207:65, 33:21:010207:66, 33:21:010207:72, приложив к обращениям соответствующие документы, в том числе подтверждающие нахождение на этих земельных участках объектов недвижимости, принадлежащих Обществу на праве собственности.
Письмом от 25.05.2012 N 3753-05 Территориальное управление отказало Обществу в предоставлении спорных земельных участков, мотивировав свой отказ отсутствием зарегистрированного права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки.
Посчитав, что указанный отказ не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, ОАО "Вязниковский льняной комбинат" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Руководствуясь статьей 65, частью 1 статьи 198, частью 4, 5 статьи 200, частью 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), статьей 11.1, частью 2, пунктом 6 статьи 11.2, пунктами 1, 2, 2.1 статьи 11.3, частью 2 статьи 11.4, пунктами 1, 2, 4 статьи 28, статьей 29, частями 1, 5, пунктом 7 статьи 36, пунктом 1 статьи 37 ЗК РФ, частью 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", частью 3 статьи 1, статьей 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ), пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", суд первой инстанции сделал вывод о том, что оспариваемые действия не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд руководствовался аналогичными нормами права, а также статьей 71 АПК РФ, пунктом 7 статьи 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и согласился с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании пункта 1 статьи 36 Кодекса граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 36 Кодекса для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи Кодекса заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 Кодекса).
Как видно из материалов дела, Общество как собственник объектов недвижимости, расположенных на земельных участках с кадастровым номером 33:21:010207:55, площадью 1221 квадратный метр; с кадастровым номером 33:21:010207:62, площадью 11 821 квадратный метр; с кадастровым номером 33:21:010207:65, площадью 16 967 квадратных метров; с кадастровым номером 33:21:010207:66, площадью 27 974 квадратных метра; с кадастровым номером 33:21:010207:72, площадью 14 489 квадратных метров, находящихся по адресу: Вязниковский район, город Вязники улица Институтская, дом 1-а, обладает исключительным правом на приобретение в собственность этих земельных участков.
Доводы Территориального управления о том, что испрашиваемые земельные участки не были сформированы в установленном законом порядке и не являются самостоятельными объектами гражданских прав, об отсутствии решения о разделе принадлежащего Обществу на праве аренды земельного участка с кадастровым номером 33:21:010207:0004 и, как следствие, невозможность регистрации права собственности Российской Федерации на отсутствующие объекты гражданского права обоснованно отклонены судом апелляционной инстанции.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 15.08.2013 по делу N А11-3542/2013, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2013 и постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 04.03.2014, был признан незаконным, как несоответствующий ЗК РФ, отказ Территориального управления в разделе земельного участка общей площадью 172 519,7 квадратного метра, кадастровый номер 33:21:010207:0004, расположенного по адресу: Владимирская область, город Вязники, улица Институтская, дом 1-а. В качестве восстановительной меры Арбитражный суд Владимирской области обязал Территориальное управление в течение четырнадцати дней с момента вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения и принять решение об образовании земельных участков, полученных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 33:21:010207:0004.
Кроме того, в рамках рассмотрения указанного дела суд установил, что раздел земельного участка с кадастровым номером 33:21:010207:0004 осуществлен с соблюдением установленных требований законодательства, а также в пределах границ этого земельного участка; на образованных земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, принадлежащие иным лицам; раздел произведен таким образом, что каждый собственник объекта недвижимости имеет самостоятельный выезд на участок, возможность пользования принадлежащими объектами недвижимости. Общество представило в Управление все необходимые документы, предусмотренные пунктом 2 статьи 11.3 Кодекса, в частности, при обращении с заявлением от 10.05.2012 N 02/23 и дополнительно с письмом от 28.06.2012 N 05/23. Указанное обстоятельство также подтверждено вступившим в законную силу решение Арбитражного суда Владимирской области от 15.02.2013 по делу N А11-8388/2012.
Таким образом, суд обоснованно признал, что у Управления отсутствовали предусмотренные законом основания для отказа в разделе спорного земельного участка.
В силу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебных актов арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказывается вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В соответствии с пунктами 2 статьи 11.4 Кодекса при разделе спорного земельного участка у Российской Федерации возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки, в силу земельного законодательства раздел спорного земельного участка не препятствует уполномоченному органу принимать решения по управлению земельными участками, образованными в результате такого раздела.
Согласно положениям статьи 11.1 Кодекса и статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ индивидуализация земельного участка осуществляется посредством его государственного кадастрового учета, поэтому до тех пор, пока земельный участок не прошел государственный кадастровый учет, он не может являться объектом гражданско-правовых отношений.
В части 3 статьи 1 Федерального закона N 221-ФЗ установлено, что государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Статьей 7 Федерального закона N 221-ФЗ предусмотрено, что индивидуальными признаками такого объекта недвижимости как земельный участок являются сведения об уникальных характеристиках земельного участка, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, таких как: вид объекта недвижимости (земельный участок); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок.
Проанализировав содержание кадастровых паспортов испрашиваемых земельных участков, суды пришли к правильному выводу о том, что они надлежащим образом оформлены и поставлены на государственный кадастровый учет, границы их установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Кроме того, указанное свидетельствует о наличии оснований для признания их самостоятельными объектами гражданских прав и, как следствие, объектами гражданских прав и, как следствие, объектами договоров купли-продажи в силу статьи 37 Кодекса.
В соответствии с пунктом 7 статьи 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" одновременно с заявлением о государственной регистрации прав на образуемые земельные участки может быть подано заявление о государственной регистрации перехода или прекращения прав на такие земельные участки. В этом случае государственная регистрация перехода или прекращения прав на такие земельные участки осуществляется одновременно с государственной регистрацией прав на образуемые земельные участки.
Суды установили, что Территориальное управление могло обратиться в регистрирующий орган одновременно и за регистрацией права на образуемые земельные участки и перехода права собственности. В данном случае отсутствие регистрации прав Российской Федерации на испрашиваемые земельные участки не может служить препятствием для заключения договоров купли-продажи земельных участков с Обществом.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к правильному выводу, что права Общества на испрашиваемые земельные участки подлежали оформлению по правилам статьи 36 Кодекса, соответственно, у Территориального управления не имелось оснований для непринятия положительного решения о приватизации земельных участков и ненаправления заявителю проектов договоров купли-продажи.
Таким образом, оспариваемые действия Территориального управления не соответствуют действующему земельному законодательству и нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В рассматриваемом случае суды обоснованно возложили на уполномоченный орган обязанность принять решение о предоставлении в собственность Общества земельных участков с кадастровыми номерами 33:21:010207:55, 33:21:010207:65, 33:21:010207:66, 33:21:010207:72, расположенных по адресу: Владимирская область, город Вязники, улица Институтская, дом 1-а, подготовить и направить Обществу проекты договоров купли-продажи по цене в пределах 2,5 процента от кадастровой стоимости данных земельных участков.
С учетом изложенного доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, признаются судом округа несостоятельными, а кассационная жалоба Территориального управления не подлежащей удовлетворению.
Арбитражный суд Владимирской области и Первый арбитражный апелляционный суд не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Территориальное управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 31.12.2013 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2014 по делу N А11-9014/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
А.И.ЧИГРАКОВ
А.И.ЧИГРАКОВ
Судьи
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
Н.Ю.БАШЕВА
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
Н.Ю.БАШЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)