Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 июня 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г.Л.Паньковой,
судей Ю.А.Голубцовой, Е.О.Гладких,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Андреевской Е.И.,
при участии:
от заявителя - ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала": Рожкова С.А., доверенность от 24.12.2013,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю: не явились,
от заинтересованных лиц: 1. Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края: не явились,
2. Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае: не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев апелляционную жалобу заявителя,
ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 01 апреля 2014 года
по делу N А50-26350/2013,
принятое судьей Ю.В.Батраковой,
по заявлению ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (ОГРН 1056604000970, ИНН 6671163413)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю
заинтересованные лица: Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае
о признании решения незаконным, обязании провести государственную регистрацию,
установил:
ОАО "Межрегиональная сетевая компания Урала" (ОАО "МРСК Урала") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Управлению Росреестра по Пермскому краю о признании отказа в государственной регистрации договора аренды лесного участка N 49/445-юр от 08.04.2012 незаконным, обязании провести государственную регистрацию.
Решением суда от 01 апреля 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель с решением суда от 01 апреля 2014 года не согласен, обжалует его в апелляционном порядке, в апелляционной жалобе просит решение отменить и вынести по делу новое решение. В апелляционной жалобе ее заявитель указал на то, что формирование лесных участков производится уполномоченным органом Российской Федерации или субъекта Российской Федерации в сфере лесных отношений, в данном случае - это Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края. Решение государственного органа, осуществляющего постановку на кадастровый учет, никем не оспаривалось и не являлось рассмотрением предмета заявленных требований. Решение об образовании лесного участка (Приказ Министерства от 22.04.2013 N СЭД-30-01-02-518) с кадастровым номером 59:39:0000000:1801, представленное заявителем на государственную регистрацию, принято уполномоченным органом, кроме того, заявитель уполномочен на осуществление действия по регистрации права собственности РФ на предоставленный ему участок. Предъявленный в момент сдачи документов для регистрации Приказ N СЭД-30-01-02-518 от 22.04.2013 является надлежащим документом, поэтому решение об отказе в регистрации договора аренды земельного (лесного) участка N 49/445 от 08.04.2012 является незаконным.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю представителя в судебное заседание не направило, представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало на законность и обоснованность оспариваемого решения, а также на то, что препятствием для регистрации договора аренды явилось отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный участок. Поскольку обращение за регистрацией права собственности не входит в круг полномочий переданных на основании ст. 83 ЛК РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации, государственная регистрация права собственности Российской Федерации на соответствующие земельные (лесные) участки в составе земель лесного фонда на территории Пермского края осуществляется по заявлению представителя Территориального управления Росимущества в Пермском крае, имеющего соответствующие полномочия. Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм права. Обжалуемое решение об отказе принято в полном соответствии с требованиями законодательства о регистрации прав, доводы заявителя основаны на неверном понимании положений действующего лесного и земельного законодательства и законодательства в области государственной регистрации прав.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление просило оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заинтересованное лицо, Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, представителя в судебное заседание не направило, представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало на то, что полномочия по принятию решения об образовании земельных участков из состава земель лесного фонда в целях, предусмотренных пунктом 2 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ, обладают уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Решение об образовании лесного участка (Приказ Министерства от 22.04.2013 N СЭД-30-01-02-518), представленное заявителем на государственную регистрацию, принято уполномоченным органом. Требования Росреестра о предоставлении решения об образовании земельных участков является неправомерным. Заявителем на государственную регистрацию представлены все необходимые документы и основания для отказа в государственной регистрации права аренды на земельный (лесной) участок у Росреестра отсутствовали, поэтому отказ является незаконным.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство просило решение суда отменить, требования удовлетворить и рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя.
Заинтересованное лицо, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, представителя в судебное заседание не направило, представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало на законность обжалуемого судебного акта и необоснованность доводов апелляционной жалобы. При регистрации аренды как ограничения (обременения) прав на земельный участок в первую очередь должна быть осуществлена регистрация права собственности Российской Федерации на данный земельный участок, основание для регистрации - решение компетентного органа об образовании земельного участка. Приказ Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 22.04.2013 N СЭД-30-01-02-518 принят в нарушение требований ст. 83 ЛК РФ, следовательно, он не подлежит применению арбитражным судом. Образование земельного участка предполагает согласование границ земельного участка, постановку его на кадастровый учет и совершение действий по государственной регистрации. Поскольку образование земельного участка осуществлено с нарушением действующего законодательства, в удовлетворении требования отказано правомерно.
В отзыве на апелляционную жалобу заинтересованное лицо просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края N СЭД-30-01-02-518 от 22.04.2013 "Об образовании земельных (лесных) участков путем раздела земельных (лесных) участков из земель лесного фонда с кадастровыми номерами 59:39:0000000:1, 59:39:0000000:3, 59:34:0000000:3, 59:34:0000000:130" земельный (лесной) участок с кадастровым номером 59:39:0000000:3 площадью 1 729 890 000 кв. м, находящийся в собственности Российской Федерации, разделен на земельный участок с кадастровым номером 59:39:00000000:1801 площадью 1 920 кв. м и земельный участок 59:39:2740701:26 площадью 7 кв. м (л.д. 14-17).
Земельный участок с кадастровым номером 59:39:00000000:1801 площадью 1 920 кв. м поставлен на кадастровый учет 23.01.2012, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка (л.д. 72).
08.04.2012 между Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (арендодатель) и ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (арендатор) подписан договор аренды лесного участка N 49/445-юр, по условиям которого арендодатель обязался предоставить, а арендатор принять во временное пользование лесной участок с кадастровым номером 59:39:00000000:1801 площадью 1 920 кв. м, находящийся в государственной (федеральной) собственности на период с 14.03.2012 по 13.03.2061 (п.п. 1, 24 договора).
В п. 4 договора указано, что лесной участок передается для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов для эксплуатации сооружения ЛЭП ВЛ-110 кВ Ныроб - В. Колва.
По акту приема-передачи лесного участка в аренду от 14.03.2012 земельный (лесной) участок передан арендатору (л.д. 68).
28.05.2013 заявитель обратился к ответчику с заявлением о государственной регистрации договора аренды земельного участка N 49/445-юр от 08.04.2013.
Согласно расписке от 28.05.2013 на государственную регистрацию заявителем представлено заявление о государственной регистрации прав, договор аренды лесного участка N 49/445-юр от 08.04.2013, кадастровый паспорт земельного участка от 23.01.2012, Приказ Министерства лесного хозяйства о передаче в аренду лесного участка от 14.03.2012, Приказ Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края об образовании земельных (лесных) участков путем раздела земельных участок из земель лесного фонда от 22.04.2013 (л.д. 73).
11.06.2013 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю уведомило заявителя о приостановлении государственной регистрации договора аренды лесного участка от 08.04.2013 со ссылкой на принятие решения об образовании земельного участка неуполномоченным органом, а также на отсутствие информации о зарегистрированных правах на спорный земельный (лесной) участок.
Сообщением от 07.10.2013 N 15/021/2013-491 Управление отказало заявителю в государственной регистрации договора аренды в связи с неустранением причин, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации договора.
Не согласившись с указанным отказом, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании отказа в государственной регистрации права незаконным.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению, а решение суда не подлежащим отмене на основании следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, правомерно исходил из нижеследующего.
Статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 N 122-ФЗ (далее также Закон N 122-ФЗ) предусмотрено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Порядок проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним также определен указанным выше Федеральным законом.
Согласно ст. 17 Закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в частности, являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Основания для отказа в государственной регистрации предусмотрены ст. 20 Закона N 122-ФЗ.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (п. 1 ст. 18 Закона N 122-ФЗ).
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в п. 1 ст. 17 Закона N 122-ФЗ, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 данного Закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 17 Закона N 122-ФЗ).
В соответствии с абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Согласно ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса. Таким образом, основным принципом образования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является то, что такое образование осуществляется по решению компетентного органа.
Процесс образования земельных участков предполагает совершение действий по государственной регистрации прав на указанные участки (п. 2 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 11.2. ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении или перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти, органа местного самоуправления или действующего по их поручению лица либо на основании заявления лиц, которым такие земельные участки предоставлены в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Пунктом 5 данной статьи предусмотрено, что одновременно с государственной регистрацией права собственности и иных вещных прав на образуемые земельные участки осуществляется государственная регистрация ограничений (обременений) прав на такие земельные участки.
В силу п.п. 1, 2 ст. 72 ЛК РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса. Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет. Таким образом, если государственный кадастровый учет земельного участка в составе земель лесного фонда уже осуществлен, необходимо руководствоваться общими положениями земельного законодательства, законодательства о кадастре, с особенностями, предусмотренными лесным законодательством.
Пунктом 1 ст. 83 ЛК РФ предусмотрено, что Российская Федерация передает субъектам Российской Федерации полномочия по ведению государственного лесного реестра, предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, выдачу разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда, организацию использования лесов, их охраны, осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора и т.п.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что субъектам Российской Федерации переданы лишь те полномочия по управлению и распоряжению земельными участками из состава земель лесного фонда, которые прямо поименованы в норме п. 1 ст. 83 ЛК РФ и расширительному толкованию не подлежат.
Таким образом, поскольку полномочия по принятию решения об образовании земельных (лесных) участков в составе земель лесного фонда прямо не включены в число законодательно переданных субъектам Российской Федерации, образование земельного участка из состава земель лесного фонда должен осуществлять уполномоченный орган исполнительной власти Российской Федерации.
Как правильно установлено судом первой инстанции, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае не согласовывало местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 59:39:00000000:1801, в результате чего спорный земельный участок был поставлен на кадастровый учет без соответствующего согласования уполномоченного органа.
Заявитель в обоснование своей позиции ссылается на Приказ Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края N СЭД-30-01-02-518 от 22.04.2013 "Об образовании земельных (лесных) участков путем раздела земельных (лесных) участков из земель лесного фонда с кадастровыми номерами 59:39:0000000:1, 59:39:0000000:3, 59:34:0000000:3, 59:34:0000000:130".
В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации.
В силу п. 2 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что полномочия на обращение с заявлением о государственной регистрации прав (их возникновение, прекращение) принадлежат правообладателю имущества, которым в отношении лесных участков в составе земель лесного фонда в соответствии с ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации является Российская Федерация.
От имени Российской Федерации полномочия правообладателя федерального имущества вправе осуществлять соответствующий уполномоченный орган исполнительной власти Российской Федерации, а именно Территориальное управление Росимущества в Пермском крае на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 N 278.
В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона о 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, указанными в ст. 3.1 данного Закона (участки, право государственной собственности на которые не разграничено), осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если другим федеральным законом не предусмотрено иное.
Без регистрации права государственной собственности возможно распоряжение только земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Поскольку земельные (лесные) участки в составе земель лесного фонда находятся в собственности Российской Федерации в силу ст. 8 ЛК РФ и не находятся в неразграниченной государственной собственности, распоряжение такими участками возможно только после регистрации права государственной собственности на них.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу, что решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю об отказе в государственной регистрации договора аренды не противоречит действующему законодательству, является законным и обоснованным.
Заявителем в порядке ст. 65 и ст. 200 АПК РФ не представлено совокупности доказательств, необходимых для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным.
Суд апелляционной инстанции считает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со ст. 71 АПК РФ и не могут являться основанием для отмены судебного акта.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые явились бы основанием для отмены судебного акта на основании ст. 270 АПК РФ, апелляционным судом не установлено.
При изложенных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции отмене не подлежит.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ее заявителя (ст. 110 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь ст. 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 01.04.2014 по делу N А50-26350/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Г.Л.ПАНЬКОВА
Судьи
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
Е.О.ГЛАДКИХ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.06.2014 N 17АП-5871/2014-ГК ПО ДЕЛУ N А50-26350/2013
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июня 2014 г. N 17АП-5871/2014-ГК
Дело N А50-26350/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 июня 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г.Л.Паньковой,
судей Ю.А.Голубцовой, Е.О.Гладких,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Андреевской Е.И.,
при участии:
от заявителя - ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала": Рожкова С.А., доверенность от 24.12.2013,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю: не явились,
от заинтересованных лиц: 1. Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края: не явились,
2. Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае: не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев апелляционную жалобу заявителя,
ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 01 апреля 2014 года
по делу N А50-26350/2013,
принятое судьей Ю.В.Батраковой,
по заявлению ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (ОГРН 1056604000970, ИНН 6671163413)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю
заинтересованные лица: Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае
о признании решения незаконным, обязании провести государственную регистрацию,
установил:
ОАО "Межрегиональная сетевая компания Урала" (ОАО "МРСК Урала") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Управлению Росреестра по Пермскому краю о признании отказа в государственной регистрации договора аренды лесного участка N 49/445-юр от 08.04.2012 незаконным, обязании провести государственную регистрацию.
Решением суда от 01 апреля 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель с решением суда от 01 апреля 2014 года не согласен, обжалует его в апелляционном порядке, в апелляционной жалобе просит решение отменить и вынести по делу новое решение. В апелляционной жалобе ее заявитель указал на то, что формирование лесных участков производится уполномоченным органом Российской Федерации или субъекта Российской Федерации в сфере лесных отношений, в данном случае - это Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края. Решение государственного органа, осуществляющего постановку на кадастровый учет, никем не оспаривалось и не являлось рассмотрением предмета заявленных требований. Решение об образовании лесного участка (Приказ Министерства от 22.04.2013 N СЭД-30-01-02-518) с кадастровым номером 59:39:0000000:1801, представленное заявителем на государственную регистрацию, принято уполномоченным органом, кроме того, заявитель уполномочен на осуществление действия по регистрации права собственности РФ на предоставленный ему участок. Предъявленный в момент сдачи документов для регистрации Приказ N СЭД-30-01-02-518 от 22.04.2013 является надлежащим документом, поэтому решение об отказе в регистрации договора аренды земельного (лесного) участка N 49/445 от 08.04.2012 является незаконным.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю представителя в судебное заседание не направило, представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало на законность и обоснованность оспариваемого решения, а также на то, что препятствием для регистрации договора аренды явилось отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный участок. Поскольку обращение за регистрацией права собственности не входит в круг полномочий переданных на основании ст. 83 ЛК РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации, государственная регистрация права собственности Российской Федерации на соответствующие земельные (лесные) участки в составе земель лесного фонда на территории Пермского края осуществляется по заявлению представителя Территориального управления Росимущества в Пермском крае, имеющего соответствующие полномочия. Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм права. Обжалуемое решение об отказе принято в полном соответствии с требованиями законодательства о регистрации прав, доводы заявителя основаны на неверном понимании положений действующего лесного и земельного законодательства и законодательства в области государственной регистрации прав.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление просило оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заинтересованное лицо, Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, представителя в судебное заседание не направило, представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало на то, что полномочия по принятию решения об образовании земельных участков из состава земель лесного фонда в целях, предусмотренных пунктом 2 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ, обладают уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Решение об образовании лесного участка (Приказ Министерства от 22.04.2013 N СЭД-30-01-02-518), представленное заявителем на государственную регистрацию, принято уполномоченным органом. Требования Росреестра о предоставлении решения об образовании земельных участков является неправомерным. Заявителем на государственную регистрацию представлены все необходимые документы и основания для отказа в государственной регистрации права аренды на земельный (лесной) участок у Росреестра отсутствовали, поэтому отказ является незаконным.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство просило решение суда отменить, требования удовлетворить и рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя.
Заинтересованное лицо, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, представителя в судебное заседание не направило, представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало на законность обжалуемого судебного акта и необоснованность доводов апелляционной жалобы. При регистрации аренды как ограничения (обременения) прав на земельный участок в первую очередь должна быть осуществлена регистрация права собственности Российской Федерации на данный земельный участок, основание для регистрации - решение компетентного органа об образовании земельного участка. Приказ Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 22.04.2013 N СЭД-30-01-02-518 принят в нарушение требований ст. 83 ЛК РФ, следовательно, он не подлежит применению арбитражным судом. Образование земельного участка предполагает согласование границ земельного участка, постановку его на кадастровый учет и совершение действий по государственной регистрации. Поскольку образование земельного участка осуществлено с нарушением действующего законодательства, в удовлетворении требования отказано правомерно.
В отзыве на апелляционную жалобу заинтересованное лицо просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края N СЭД-30-01-02-518 от 22.04.2013 "Об образовании земельных (лесных) участков путем раздела земельных (лесных) участков из земель лесного фонда с кадастровыми номерами 59:39:0000000:1, 59:39:0000000:3, 59:34:0000000:3, 59:34:0000000:130" земельный (лесной) участок с кадастровым номером 59:39:0000000:3 площадью 1 729 890 000 кв. м, находящийся в собственности Российской Федерации, разделен на земельный участок с кадастровым номером 59:39:00000000:1801 площадью 1 920 кв. м и земельный участок 59:39:2740701:26 площадью 7 кв. м (л.д. 14-17).
Земельный участок с кадастровым номером 59:39:00000000:1801 площадью 1 920 кв. м поставлен на кадастровый учет 23.01.2012, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка (л.д. 72).
08.04.2012 между Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (арендодатель) и ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (арендатор) подписан договор аренды лесного участка N 49/445-юр, по условиям которого арендодатель обязался предоставить, а арендатор принять во временное пользование лесной участок с кадастровым номером 59:39:00000000:1801 площадью 1 920 кв. м, находящийся в государственной (федеральной) собственности на период с 14.03.2012 по 13.03.2061 (п.п. 1, 24 договора).
В п. 4 договора указано, что лесной участок передается для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов для эксплуатации сооружения ЛЭП ВЛ-110 кВ Ныроб - В. Колва.
По акту приема-передачи лесного участка в аренду от 14.03.2012 земельный (лесной) участок передан арендатору (л.д. 68).
28.05.2013 заявитель обратился к ответчику с заявлением о государственной регистрации договора аренды земельного участка N 49/445-юр от 08.04.2013.
Согласно расписке от 28.05.2013 на государственную регистрацию заявителем представлено заявление о государственной регистрации прав, договор аренды лесного участка N 49/445-юр от 08.04.2013, кадастровый паспорт земельного участка от 23.01.2012, Приказ Министерства лесного хозяйства о передаче в аренду лесного участка от 14.03.2012, Приказ Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края об образовании земельных (лесных) участков путем раздела земельных участок из земель лесного фонда от 22.04.2013 (л.д. 73).
11.06.2013 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю уведомило заявителя о приостановлении государственной регистрации договора аренды лесного участка от 08.04.2013 со ссылкой на принятие решения об образовании земельного участка неуполномоченным органом, а также на отсутствие информации о зарегистрированных правах на спорный земельный (лесной) участок.
Сообщением от 07.10.2013 N 15/021/2013-491 Управление отказало заявителю в государственной регистрации договора аренды в связи с неустранением причин, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации договора.
Не согласившись с указанным отказом, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании отказа в государственной регистрации права незаконным.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению, а решение суда не подлежащим отмене на основании следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, правомерно исходил из нижеследующего.
Статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 N 122-ФЗ (далее также Закон N 122-ФЗ) предусмотрено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Порядок проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним также определен указанным выше Федеральным законом.
Согласно ст. 17 Закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в частности, являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Основания для отказа в государственной регистрации предусмотрены ст. 20 Закона N 122-ФЗ.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (п. 1 ст. 18 Закона N 122-ФЗ).
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в п. 1 ст. 17 Закона N 122-ФЗ, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 данного Закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 17 Закона N 122-ФЗ).
В соответствии с абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Согласно ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса. Таким образом, основным принципом образования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является то, что такое образование осуществляется по решению компетентного органа.
Процесс образования земельных участков предполагает совершение действий по государственной регистрации прав на указанные участки (п. 2 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 11.2. ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении или перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти, органа местного самоуправления или действующего по их поручению лица либо на основании заявления лиц, которым такие земельные участки предоставлены в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Пунктом 5 данной статьи предусмотрено, что одновременно с государственной регистрацией права собственности и иных вещных прав на образуемые земельные участки осуществляется государственная регистрация ограничений (обременений) прав на такие земельные участки.
В силу п.п. 1, 2 ст. 72 ЛК РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса. Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет. Таким образом, если государственный кадастровый учет земельного участка в составе земель лесного фонда уже осуществлен, необходимо руководствоваться общими положениями земельного законодательства, законодательства о кадастре, с особенностями, предусмотренными лесным законодательством.
Пунктом 1 ст. 83 ЛК РФ предусмотрено, что Российская Федерация передает субъектам Российской Федерации полномочия по ведению государственного лесного реестра, предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, выдачу разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда, организацию использования лесов, их охраны, осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора и т.п.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что субъектам Российской Федерации переданы лишь те полномочия по управлению и распоряжению земельными участками из состава земель лесного фонда, которые прямо поименованы в норме п. 1 ст. 83 ЛК РФ и расширительному толкованию не подлежат.
Таким образом, поскольку полномочия по принятию решения об образовании земельных (лесных) участков в составе земель лесного фонда прямо не включены в число законодательно переданных субъектам Российской Федерации, образование земельного участка из состава земель лесного фонда должен осуществлять уполномоченный орган исполнительной власти Российской Федерации.
Как правильно установлено судом первой инстанции, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае не согласовывало местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 59:39:00000000:1801, в результате чего спорный земельный участок был поставлен на кадастровый учет без соответствующего согласования уполномоченного органа.
Заявитель в обоснование своей позиции ссылается на Приказ Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края N СЭД-30-01-02-518 от 22.04.2013 "Об образовании земельных (лесных) участков путем раздела земельных (лесных) участков из земель лесного фонда с кадастровыми номерами 59:39:0000000:1, 59:39:0000000:3, 59:34:0000000:3, 59:34:0000000:130".
В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации.
В силу п. 2 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что полномочия на обращение с заявлением о государственной регистрации прав (их возникновение, прекращение) принадлежат правообладателю имущества, которым в отношении лесных участков в составе земель лесного фонда в соответствии с ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации является Российская Федерация.
От имени Российской Федерации полномочия правообладателя федерального имущества вправе осуществлять соответствующий уполномоченный орган исполнительной власти Российской Федерации, а именно Территориальное управление Росимущества в Пермском крае на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 N 278.
В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона о 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, указанными в ст. 3.1 данного Закона (участки, право государственной собственности на которые не разграничено), осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если другим федеральным законом не предусмотрено иное.
Без регистрации права государственной собственности возможно распоряжение только земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Поскольку земельные (лесные) участки в составе земель лесного фонда находятся в собственности Российской Федерации в силу ст. 8 ЛК РФ и не находятся в неразграниченной государственной собственности, распоряжение такими участками возможно только после регистрации права государственной собственности на них.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу, что решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю об отказе в государственной регистрации договора аренды не противоречит действующему законодательству, является законным и обоснованным.
Заявителем в порядке ст. 65 и ст. 200 АПК РФ не представлено совокупности доказательств, необходимых для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным.
Суд апелляционной инстанции считает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со ст. 71 АПК РФ и не могут являться основанием для отмены судебного акта.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые явились бы основанием для отмены судебного акта на основании ст. 270 АПК РФ, апелляционным судом не установлено.
При изложенных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции отмене не подлежит.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ее заявителя (ст. 110 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь ст. 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 01.04.2014 по делу N А50-26350/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Г.Л.ПАНЬКОВА
Судьи
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
Е.О.ГЛАДКИХ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)