Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Есиповой О.И., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Цубановой К.А.,
при участии:
от заявителя: Патрикеева У.В. - доверенность от 26.12.2014
от заинтересованного лица: не явились - извещены
от третьих лиц: 1) не явились - извещены, 2) Корнышев Р.В. - доверенность от 03.03.2015
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-7032/2015, 13АП-7035/2015) Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и Кошкина А.В. на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.02.2015 по делу N А56-75289/2014 (судья Соколова Н.Г.), принятое
по заявлению Комитета по управлению городским имуществом
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
3-и лица: 1) ООО "Марина", 2) Кошкин А.В.
об оспаривании решения, предписания
установил:
Комитет по управлению городским имуществом (далее - Комитет, КУГИ) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения от 18.09.2014 N 03/21659 и предписания от 18.09.2014 N 03/21659-1 по делу N К03-58/14, вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Общество с ограниченной ответственностью "Марина" (далее - Общество) и Кошкин Андрей Вячеславович.
Решением суда от 03.02.2015 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционных жалобах Управление и Кошкин А.В. просят отменить решение суда и принять новый судебный акт по мотивам, изложенным в жалобах.
В судебном заседании представитель Кошкина А.В. поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Комитета просил в удовлетворении жалоб отказать, решение суда оставить без изменения.
Управление и Общество, извещенные о времени и месте судебного заседания в соответствии со статьей 123, абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с учетом пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в Управление поступило заявление Кошкина А.В. о признаках нарушения Комитетом антимонопольного законодательства при распоряжении объектами недвижимости:
- - часть земельного участка, ориентировочной площадью 1 500 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, кадастровый номер: 78:6:2238:1007, общей площадью 14 787 кв. м, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, Шкиперский проток, участок 16, (побережье Галерной Гавани) (далее - Объект N 1);
- - земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, кадастровый номер: 78:6:2238:1006, общей площадью 1 327 кв. м, расположенный по адресу: г. Санкт-Петербург, Шкиперский проток, участок 19, (побережье Галерной Гавани) (далее - Объект N 2).
Кошкин А.В. указал, что 12.12.2013 он обратился в Комитет с заявлением о предоставлении в аренду Объектов N 1 и N 2 на срок до 5 лет для благоустройства и эксплуатации принадлежащего ему на праве собственности нежилого здания (водонапорная башня), общей площадью 71,9 кв. м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Шкиперский проток, д. 25, корп. 1, лит. А.
Уведомлениями КУГИ от 13.12.2013 N 4908-19/13, N 4909-19/13 со ссылкой на пункт 3.2 приложения 8 к распоряжению КУГИ от 17.11.2009 N 150-р "О порядке принятия решений о предоставлении в аренду земельных участков под цели, не связанные с возведением объектов недвижимости" Кошкину А.В. в предоставлении Объектов N 1 и N 2 в аренду отказано в связи с принятым ранее подачи заявки решением о распоряжении Объектами N 1 и N 2.
По мнению Комитета, в настоящее время договор аренды от 02.10.2008 N 01/ЗК-05199 (с дополнительными соглашениями от 25.03.2009 и от 22.11.2010), заключенный с Обществом в отношении Объектов N 1 и N 2, является действующим в режиме неопределенного срока в соответствии с положениями пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Решением Комиссии УФАС от 18.09.2014 N 03/21659 по делу N К03-58/14 в действиях Комитета признано нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции) при распоряжении спорными земельными участками, выразившееся в нерассмотрении заявок Кошкина А.В. N 6373-18/13, N 6376-18/13 от 12.12.2013 о предоставлении Объектов N 1 и N 2 в аренду сроком на 5 лет для благоустройства и эксплуатации принадлежащего заявителю на праве собственности нежилого здания (водонапорной башни), что привело к необоснованному отказу Кошкину А.В. в предоставлении в аренду указанных объектов под цели, не связанные с возведением объектов недвижимости, что может иметь своим результатом недопущение, ограничение конкуренции на право аренды Объектов N 1 и N 2.
Комитету выдано предписание от 18.09.2014 N 03/21659-1, которым КУГИ предписано прекратить нарушение антимонопольного законодательства и совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, для чего: отозвать уведомления от 13.12.2013 N 4908-19/13 и N 4909-19/13; в соответствии с требованиями Закона Санкт-Петербурга от 16.07.2010 N 447-113 "О порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством" (далее - Закон N 447-113) рассмотреть заявки Кошкина А.В. от 12.12.2013 и принять по ним решения.
Данные решение и предписание оспорены Комитетом в судебном порядке.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 Закона N 135-ФЗ данный Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями.
В силу статьи 4 Закона N 135-ФЗ под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ органам государственной власти субъектов РФ запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе, которые необоснованно препятствуют осуществлению деятельности хозяйствующими субъектам.
Из приведенных норм следует, что федеральное законодательство запрещает государственным органам принимать такие акты, и совершать такие действия, которые носят властно-правовой характер, являются обязательными для исполнения. В результате исполнения таких актов государственных органов либо совершения государственным органом императивных действий наступают или могут наступить приведенные отрицательные для состояния конкуренции последствия.
Исходя из анализа статьи 15 названного закона, для квалификации действий субъекта права применительно к данной норме права необходимо установить запрещенные законом, не соответствующие нормативно-правовым положениям и совершенные им действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, то есть соперничества на значимом, определенном товарном рынке, в сфере обращения определенного товара (работ, услуг) либо взаимозаменяемых товаров (работ, услуг).
Из материалов дела следует и судом установлено, что между КУГИ и Обществом заключен договор аренды N 01/ЗК-05199 от 02.10.2008 для использования под благоустройство без права возведения объектов недвижимости, сроком действия до 30.09.2010.
Согласно пункту 2.3 распоряжения от 01.10.2008 N 1124-р в особых условиях договора должна быть предусмотрена обязанность арендатора по истечении срока действия договора (при наступлении оговоренных случаев) освободить земельные участки от принадлежащего ему имущества с приведением в первоначальное состояние за счет собственных средств без компенсации понесенных затрат; возможность досрочного расторжения договора в одностороннем порядке в случае начала градостроительных преобразований, благоустройства данной территории или необходимости изъятия земельных участков для городских нужд.
На основании решения районной комиссии по распоряжению объектами недвижимости Василеостровского района Санкт-Петербурга от 25.02.2009 (протокол N 02) и распоряжения администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга от 18.03.2009 N 289-р "О внесении изменений в распоряжение администрации от 01.10.2008 N 1124-р" дополнительным соглашением от 25.03.2009 к договору N 01/ЗК-05199 изменена цель использования земельного участка - под благоустройство и организацию яхт-клуба.
Письмом от 27.09.2010 Общество обратилось в КУГИ с просьбой внести изменения в договор аренды от 02.10.2008 N 01/ЗК-05199 в части изменения срока действия договора.
На основании протокола N 2/06 об итогах заседания Комиссии по принятию решений о предоставлении земельных участков в аренду от 19.11.2010 дополнительным соглашением от 22.11.2010 к договору N 01/ЗК-05199 срок действия договора установлен по 29.10.2013 (т.е. на три года).
По окончании срока действия договора N 01/ЗК-05199 заявления от Общества о предоставлении в аренду Объектов N 1 и N 2 в КУГИ не поступали.
В адрес Комитета Кошкиным А.В. поданы заявки N 6373-18/13, N 6376-18/13 от 12.12.2013 о предоставлении Объектов N 1 и N 2 в аренду сроком на 5 лет для благоустройства и эксплуатации принадлежащего заявителю на праве собственности нежилого здания (водонапорной башни) в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 4 Закона N 447-113.
На указанные заявления в адрес Кошкина А.В. Комитетом направлены уведомления от 13.12.2013 N 4908-19/13, N 4909-19/13 об отказе в предоставлении в аренду земельных участков под цели, не связанные с возведением объектов недвижимости, в соответствии с порядком, утвержденным пунктом 3.2 приложения 8 к распоряжению Комитета от 17.11.2009 N 150-р "О порядке принятия решений о предоставлении в аренду земельных участков под цели, не связанные с возведением объектов недвижимости". В качестве основания для отказа Комитет указал на наличие принятого ранее даты подачи заявки решения о распоряжении земельными участками, указанными в заявках Кошкина А.В.
В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Законом N 447-113 в соответствии со статьей 34 ЗК РФ установлена процедура и критерии предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, а также земельных участков, расположенных на территории Санкт-Петербурга и государственная собственность на которые не разграничена, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Согласно пункту 3 статьи 2 Закона N 447-113 предоставление земельных участков в аренду гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам для целей, не связанных со строительством, осуществляется по результатам торгов либо без проведения торгов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга.
Решения о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, в соответствии с действующим законодательством принимаются КУГИ.
Закон N 447-113 на дату окончания срока действия договора N 01/ЗК-05199 (29.10.2013), а также на дату подачи заявок Кошкиным А.В. (12.12.2013) являлся действующим, следовательно, рассмотрение заявок Кошкина А.В. и принятие решения о распоряжении Объектами N 1 и N 2 должно осуществляться КУГИ в соответствии с нормами данного Закона.
Статьей 3 Закона N 447-113 установлены критерии и процедура предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в аренду на торгах.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 447-113 решение о проведении торгов принимается, в том числе при поступлении заявок граждан, индивидуальных предпринимателей или юридических лиц о предоставлении земельных участков в аренду для целей, не связанных со строительством, в которых указываются цели использования земельных участков, их предполагаемые размеры и местоположение.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 3 Закона N 447-113 установлено, что решение о проведении торгов не принимается в случае наличия принятого ранее даты подачи заявки или представления решения о распоряжении земельным участком.
Без проведения торгов земельные участки предоставляются в аренду гражданам для целей, не связанных со строительством, в случае использования ими земельных участков не в целях осуществления предпринимательской деятельности (пункт 1 статьи 4 Закона N 447-113).
В силу пункта 5 статьи 4 Закона N 447-113 предоставление земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством, без проведения торгов не осуществляется, в том числе, в случае: наличия принятого ранее даты подачи заявки решения о распоряжении земельным участком.
Из материалов дела следует, что Управление пришло к выводу об отсутствии у КУГИ оснований, предусмотренных подпунктом 2 пункта 5 статьи 4 Закона N 447-113 (наличие принятого ранее даты подачи заявки решения о распоряжении земельным участком), для отказа Кошкину А.В. в предоставлении земельных участков в аренду.
В то же время Комиссия УФАС выявила, что в силу особых условий договора аренды N 01/ЗК-05199 от 02.10.2008 срок его действия истек 29.10.2013, в связи с чем договор аренды прекратил свое действие.
Суд правомерно признал данный вывод Управления ошибочным в силу следующего.
В силу части 2 статьи 621 ГК РФ, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610).
Согласно пункту 6.1 договора от 02.10.2008 N 01/ЗК-05199 договор прекращает свое действие по окончании его срока, а также в любой другой срок по соглашению сторон. В случае, если до окончания срока действия договора ни одна из сторон не уведомит другую сторону о прекращении договора, то договор считается продленным на неопределенный срок.
Таким образом, на момент подачи спорных заявок договор N 01/ЗК-05199, заключенный между КУГИ и Обществом, являлся действующим в режиме неопределенного срока в соответствии с положениями пункта 2 статьи 621 ГК РФ и пунктом 6.1 договора, а соответственно, Комитет правомерно направил Кошкину А.В. уведомления об отказе в предоставлении в аренду земельных участков на основании подпункта 2 пункта 5 статьи 4 Закона N 447-113.
Данные отказы Кошкиным А.В. в судебном порядке не обжаловались.
Судом правомерно сделан вывод что принимая во внимание наличие на момент обращения Кошкина А.В. действующего договора аренды с Обществом на объекты N 1, N 2, действия Комитета нельзя признать создающими необоснованные препятствия осуществлению деятельности Кошкина А.В. и нарушающими часть 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ, в связи с чем оспариваемые решение и предписание Управления признал недействительным.
Кошкин А.В. не отрицает, что в режиме действовавшего на момент поступления его заявок правового регулирования еще отсутствовали императивные положения, обязывающие к приведению отстаиваемого им положения дел.
В апелляционных жалобах не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции, который всестороннее исследовав материалы и обстоятельства дела, дав им надлежащую правовую оценку, принял судебный акт с соблюдением норм материального и процессуального права.
При изложенных выше обстоятельствах оспариваемое решение является законным и обоснованным, в силу чего отсутствуют основания для его отмены или изменения.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием, в том числе безусловным, к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
На основании статей 102, 104 АПК РФ, статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации Кошкину А.В. следует возвратить излишне уплаченную госпошлину в сумме 2 850 руб.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.02.2015 по делу N А56-75289/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и Кошкина Андрея Вячеславовича - без удовлетворения.
Возвратить Кошкину Андрею Вячеславовичу из федерального бюджета 2 850 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
В.М.ТОЛКУНОВ
Судьи
О.И.ЕСИПОВА
Н.И.ПРОТАС
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.04.2015 N 13АП-7032/2015, 13АП-7035/2015 ПО ДЕЛУ N А56-75289/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 апреля 2015 г. по делу N А56-75289/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Есиповой О.И., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Цубановой К.А.,
при участии:
от заявителя: Патрикеева У.В. - доверенность от 26.12.2014
от заинтересованного лица: не явились - извещены
от третьих лиц: 1) не явились - извещены, 2) Корнышев Р.В. - доверенность от 03.03.2015
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-7032/2015, 13АП-7035/2015) Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и Кошкина А.В. на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.02.2015 по делу N А56-75289/2014 (судья Соколова Н.Г.), принятое
по заявлению Комитета по управлению городским имуществом
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
3-и лица: 1) ООО "Марина", 2) Кошкин А.В.
об оспаривании решения, предписания
установил:
Комитет по управлению городским имуществом (далее - Комитет, КУГИ) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения от 18.09.2014 N 03/21659 и предписания от 18.09.2014 N 03/21659-1 по делу N К03-58/14, вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Общество с ограниченной ответственностью "Марина" (далее - Общество) и Кошкин Андрей Вячеславович.
Решением суда от 03.02.2015 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционных жалобах Управление и Кошкин А.В. просят отменить решение суда и принять новый судебный акт по мотивам, изложенным в жалобах.
В судебном заседании представитель Кошкина А.В. поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Комитета просил в удовлетворении жалоб отказать, решение суда оставить без изменения.
Управление и Общество, извещенные о времени и месте судебного заседания в соответствии со статьей 123, абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с учетом пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в Управление поступило заявление Кошкина А.В. о признаках нарушения Комитетом антимонопольного законодательства при распоряжении объектами недвижимости:
- - часть земельного участка, ориентировочной площадью 1 500 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, кадастровый номер: 78:6:2238:1007, общей площадью 14 787 кв. м, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, Шкиперский проток, участок 16, (побережье Галерной Гавани) (далее - Объект N 1);
- - земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, кадастровый номер: 78:6:2238:1006, общей площадью 1 327 кв. м, расположенный по адресу: г. Санкт-Петербург, Шкиперский проток, участок 19, (побережье Галерной Гавани) (далее - Объект N 2).
Кошкин А.В. указал, что 12.12.2013 он обратился в Комитет с заявлением о предоставлении в аренду Объектов N 1 и N 2 на срок до 5 лет для благоустройства и эксплуатации принадлежащего ему на праве собственности нежилого здания (водонапорная башня), общей площадью 71,9 кв. м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Шкиперский проток, д. 25, корп. 1, лит. А.
Уведомлениями КУГИ от 13.12.2013 N 4908-19/13, N 4909-19/13 со ссылкой на пункт 3.2 приложения 8 к распоряжению КУГИ от 17.11.2009 N 150-р "О порядке принятия решений о предоставлении в аренду земельных участков под цели, не связанные с возведением объектов недвижимости" Кошкину А.В. в предоставлении Объектов N 1 и N 2 в аренду отказано в связи с принятым ранее подачи заявки решением о распоряжении Объектами N 1 и N 2.
По мнению Комитета, в настоящее время договор аренды от 02.10.2008 N 01/ЗК-05199 (с дополнительными соглашениями от 25.03.2009 и от 22.11.2010), заключенный с Обществом в отношении Объектов N 1 и N 2, является действующим в режиме неопределенного срока в соответствии с положениями пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Решением Комиссии УФАС от 18.09.2014 N 03/21659 по делу N К03-58/14 в действиях Комитета признано нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции) при распоряжении спорными земельными участками, выразившееся в нерассмотрении заявок Кошкина А.В. N 6373-18/13, N 6376-18/13 от 12.12.2013 о предоставлении Объектов N 1 и N 2 в аренду сроком на 5 лет для благоустройства и эксплуатации принадлежащего заявителю на праве собственности нежилого здания (водонапорной башни), что привело к необоснованному отказу Кошкину А.В. в предоставлении в аренду указанных объектов под цели, не связанные с возведением объектов недвижимости, что может иметь своим результатом недопущение, ограничение конкуренции на право аренды Объектов N 1 и N 2.
Комитету выдано предписание от 18.09.2014 N 03/21659-1, которым КУГИ предписано прекратить нарушение антимонопольного законодательства и совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, для чего: отозвать уведомления от 13.12.2013 N 4908-19/13 и N 4909-19/13; в соответствии с требованиями Закона Санкт-Петербурга от 16.07.2010 N 447-113 "О порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством" (далее - Закон N 447-113) рассмотреть заявки Кошкина А.В. от 12.12.2013 и принять по ним решения.
Данные решение и предписание оспорены Комитетом в судебном порядке.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 Закона N 135-ФЗ данный Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями.
В силу статьи 4 Закона N 135-ФЗ под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ органам государственной власти субъектов РФ запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе, которые необоснованно препятствуют осуществлению деятельности хозяйствующими субъектам.
Из приведенных норм следует, что федеральное законодательство запрещает государственным органам принимать такие акты, и совершать такие действия, которые носят властно-правовой характер, являются обязательными для исполнения. В результате исполнения таких актов государственных органов либо совершения государственным органом императивных действий наступают или могут наступить приведенные отрицательные для состояния конкуренции последствия.
Исходя из анализа статьи 15 названного закона, для квалификации действий субъекта права применительно к данной норме права необходимо установить запрещенные законом, не соответствующие нормативно-правовым положениям и совершенные им действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, то есть соперничества на значимом, определенном товарном рынке, в сфере обращения определенного товара (работ, услуг) либо взаимозаменяемых товаров (работ, услуг).
Из материалов дела следует и судом установлено, что между КУГИ и Обществом заключен договор аренды N 01/ЗК-05199 от 02.10.2008 для использования под благоустройство без права возведения объектов недвижимости, сроком действия до 30.09.2010.
Согласно пункту 2.3 распоряжения от 01.10.2008 N 1124-р в особых условиях договора должна быть предусмотрена обязанность арендатора по истечении срока действия договора (при наступлении оговоренных случаев) освободить земельные участки от принадлежащего ему имущества с приведением в первоначальное состояние за счет собственных средств без компенсации понесенных затрат; возможность досрочного расторжения договора в одностороннем порядке в случае начала градостроительных преобразований, благоустройства данной территории или необходимости изъятия земельных участков для городских нужд.
На основании решения районной комиссии по распоряжению объектами недвижимости Василеостровского района Санкт-Петербурга от 25.02.2009 (протокол N 02) и распоряжения администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга от 18.03.2009 N 289-р "О внесении изменений в распоряжение администрации от 01.10.2008 N 1124-р" дополнительным соглашением от 25.03.2009 к договору N 01/ЗК-05199 изменена цель использования земельного участка - под благоустройство и организацию яхт-клуба.
Письмом от 27.09.2010 Общество обратилось в КУГИ с просьбой внести изменения в договор аренды от 02.10.2008 N 01/ЗК-05199 в части изменения срока действия договора.
На основании протокола N 2/06 об итогах заседания Комиссии по принятию решений о предоставлении земельных участков в аренду от 19.11.2010 дополнительным соглашением от 22.11.2010 к договору N 01/ЗК-05199 срок действия договора установлен по 29.10.2013 (т.е. на три года).
По окончании срока действия договора N 01/ЗК-05199 заявления от Общества о предоставлении в аренду Объектов N 1 и N 2 в КУГИ не поступали.
В адрес Комитета Кошкиным А.В. поданы заявки N 6373-18/13, N 6376-18/13 от 12.12.2013 о предоставлении Объектов N 1 и N 2 в аренду сроком на 5 лет для благоустройства и эксплуатации принадлежащего заявителю на праве собственности нежилого здания (водонапорной башни) в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 4 Закона N 447-113.
На указанные заявления в адрес Кошкина А.В. Комитетом направлены уведомления от 13.12.2013 N 4908-19/13, N 4909-19/13 об отказе в предоставлении в аренду земельных участков под цели, не связанные с возведением объектов недвижимости, в соответствии с порядком, утвержденным пунктом 3.2 приложения 8 к распоряжению Комитета от 17.11.2009 N 150-р "О порядке принятия решений о предоставлении в аренду земельных участков под цели, не связанные с возведением объектов недвижимости". В качестве основания для отказа Комитет указал на наличие принятого ранее даты подачи заявки решения о распоряжении земельными участками, указанными в заявках Кошкина А.В.
В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Законом N 447-113 в соответствии со статьей 34 ЗК РФ установлена процедура и критерии предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, а также земельных участков, расположенных на территории Санкт-Петербурга и государственная собственность на которые не разграничена, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Согласно пункту 3 статьи 2 Закона N 447-113 предоставление земельных участков в аренду гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам для целей, не связанных со строительством, осуществляется по результатам торгов либо без проведения торгов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга.
Решения о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, в соответствии с действующим законодательством принимаются КУГИ.
Закон N 447-113 на дату окончания срока действия договора N 01/ЗК-05199 (29.10.2013), а также на дату подачи заявок Кошкиным А.В. (12.12.2013) являлся действующим, следовательно, рассмотрение заявок Кошкина А.В. и принятие решения о распоряжении Объектами N 1 и N 2 должно осуществляться КУГИ в соответствии с нормами данного Закона.
Статьей 3 Закона N 447-113 установлены критерии и процедура предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в аренду на торгах.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 447-113 решение о проведении торгов принимается, в том числе при поступлении заявок граждан, индивидуальных предпринимателей или юридических лиц о предоставлении земельных участков в аренду для целей, не связанных со строительством, в которых указываются цели использования земельных участков, их предполагаемые размеры и местоположение.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 3 Закона N 447-113 установлено, что решение о проведении торгов не принимается в случае наличия принятого ранее даты подачи заявки или представления решения о распоряжении земельным участком.
Без проведения торгов земельные участки предоставляются в аренду гражданам для целей, не связанных со строительством, в случае использования ими земельных участков не в целях осуществления предпринимательской деятельности (пункт 1 статьи 4 Закона N 447-113).
В силу пункта 5 статьи 4 Закона N 447-113 предоставление земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством, без проведения торгов не осуществляется, в том числе, в случае: наличия принятого ранее даты подачи заявки решения о распоряжении земельным участком.
Из материалов дела следует, что Управление пришло к выводу об отсутствии у КУГИ оснований, предусмотренных подпунктом 2 пункта 5 статьи 4 Закона N 447-113 (наличие принятого ранее даты подачи заявки решения о распоряжении земельным участком), для отказа Кошкину А.В. в предоставлении земельных участков в аренду.
В то же время Комиссия УФАС выявила, что в силу особых условий договора аренды N 01/ЗК-05199 от 02.10.2008 срок его действия истек 29.10.2013, в связи с чем договор аренды прекратил свое действие.
Суд правомерно признал данный вывод Управления ошибочным в силу следующего.
В силу части 2 статьи 621 ГК РФ, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610).
Согласно пункту 6.1 договора от 02.10.2008 N 01/ЗК-05199 договор прекращает свое действие по окончании его срока, а также в любой другой срок по соглашению сторон. В случае, если до окончания срока действия договора ни одна из сторон не уведомит другую сторону о прекращении договора, то договор считается продленным на неопределенный срок.
Таким образом, на момент подачи спорных заявок договор N 01/ЗК-05199, заключенный между КУГИ и Обществом, являлся действующим в режиме неопределенного срока в соответствии с положениями пункта 2 статьи 621 ГК РФ и пунктом 6.1 договора, а соответственно, Комитет правомерно направил Кошкину А.В. уведомления об отказе в предоставлении в аренду земельных участков на основании подпункта 2 пункта 5 статьи 4 Закона N 447-113.
Данные отказы Кошкиным А.В. в судебном порядке не обжаловались.
Судом правомерно сделан вывод что принимая во внимание наличие на момент обращения Кошкина А.В. действующего договора аренды с Обществом на объекты N 1, N 2, действия Комитета нельзя признать создающими необоснованные препятствия осуществлению деятельности Кошкина А.В. и нарушающими часть 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ, в связи с чем оспариваемые решение и предписание Управления признал недействительным.
Кошкин А.В. не отрицает, что в режиме действовавшего на момент поступления его заявок правового регулирования еще отсутствовали императивные положения, обязывающие к приведению отстаиваемого им положения дел.
В апелляционных жалобах не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции, который всестороннее исследовав материалы и обстоятельства дела, дав им надлежащую правовую оценку, принял судебный акт с соблюдением норм материального и процессуального права.
При изложенных выше обстоятельствах оспариваемое решение является законным и обоснованным, в силу чего отсутствуют основания для его отмены или изменения.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием, в том числе безусловным, к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
На основании статей 102, 104 АПК РФ, статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации Кошкину А.В. следует возвратить излишне уплаченную госпошлину в сумме 2 850 руб.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.02.2015 по делу N А56-75289/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и Кошкина Андрея Вячеславовича - без удовлетворения.
Возвратить Кошкину Андрею Вячеславовичу из федерального бюджета 2 850 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
В.М.ТОЛКУНОВ
Судьи
О.И.ЕСИПОВА
Н.И.ПРОТАС
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)