Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Нафиковой Р.А.,
судей Александрова В.В., Нагимуллина И.Р.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 05.02.2014 (судья Разумов Ю.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2014 (председательствующий судья Николаева С.Ю., судьи Романенко С.Ш., Терентьев Е.А.)
по делу N А55-22562/2013
по исковому заявлению Министерства строительства Самарской области, г. Самара (ОГРН 1056315900134) к обществу с ограниченной ответственностью фирма "Маяк-стройинвест", г. Самара (ОГРН 1026301159598) о взыскании 3 197 957 руб. 89 коп. долга, 6 022 180 руб. 47 коп. пеней,
установил:
Министерство строительства Самарской области (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью фирма "Маяк-стройинвест" (далее - ООО фирма "Маяк-стройинвест", ответчик) о взыскании 9 220 138,36 руб., в том числе 3 197 957,89 руб. задолженности по арендной плате по договору аренды земельного участка от 16.10.2007 N 111 за период с 23.05.2010 по 30.09.2013, 6 022 180,47 руб. пени за период с 23.05.2010 по 18.09.2013.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 05.02.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2014, иск удовлетворен частично. С ООО "Маяк-стройинвест" в пользу Министерства строительства Самарской области 1 209 951,66 руб., в том числе: 908 888,27 руб. основного долга, 301 063,39 руб. пени. В остальной части в иске отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, истец просит состоявшиеся судебные акты отменить, заявленные исковые требования удовлетворить в полном объеме.
При этом заявитель указывает на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (арендодатель) и ООО фирма "Маяк-стройинвест" (арендатор) 16.10.2007 заключили договор аренды N 111, по условиям которого на основании постановления Главы города Самары от 30.12.2004 N 4916, постановления Главы города Самары от 31.03.2005 N 296, приказа министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 23.05.2007 N 29 арендодатель предоставляет, а арендатор принимает и использует на условиях аренды земельный участок, относящийся к категории "земли населенных пунктов", имеющий кадастровый номер 63:01:0507003:0011, находящийся по адресу: в границах улиц Самарской, Полевой, Садовой, Чкалова в Ленинском районе города Самары площадью 1033,20 кв. м.
Пунктами 3.1, 3.2 договора срок аренды установлен с 23.05.2007 по 23.05.2010.
Арендная плата начисляется на основании приложения N 2 к договору.
Согласно пункту 4.3 договора арендная плата может пересматриваться арендодателем в одностороннем порядке в случае внесения изменений в правовые нормы, регулирующие размер платы за пользование землей.
В соответствии с пунктом 4.4 договора арендатор перечисляет арендную плату за каждый месяц не позднее десятого числа текущего месяца.
Пунктом 7.3 договора предусмотрено, что за просрочку арендных платежей начисляется пеня в размере 0,3% с просроченной суммы за каждый день просрочки.
Дополнительным соглашением от 11.02.2010 N 1, заключенным между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области и ООО фирма "Маяк-стройинвест", стороны изменили условия договора в части определения расчета размера арендной платы, установив ее с 23.05.2007 в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 в редакции постановления Правительства Самарской области от 25.04.2007 N 59.
Также стороны изменили условия договора в части определения расчета размера арендной платы, установив ее с 20.08.2008 в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308 в редакции постановления Правительства Самарской области от 20.08.2008 N 318.
Кроме того, стороны изменили условия договора в части определения расчета размера арендной платы, установив ее с 01.01.2009 по 31.12.2009 в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 21.01.2009 N 1; формулу расчета арендной платы с 01.01.2010 на основании постановления Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308 в редакции постановления Правительства Самарской области от 20.08.2008 N 318.
Также стороны согласовали размер неустойки в размере 0,1% с просроченной суммы за каждый день просрочки.
Дополнительное соглашение N 1 зарегистрировано 24.08.2010.
Дополнительным соглашением от 09.09.2013 N 2, заключенным между Министерством строительства Самарской области и ООО фирмой "Маяк-стройинвест", изменен расчет арендной платы, сроки внесения арендных платежей, снизили размер неустойки за просрочку внесения арендных платежей до 0,05%, продлили срок действия договора до 23.05.2016, а также отменили претензионный порядок урегулирования спора.
Дополнительное соглашение N 2 зарегистрировано 19.09.2013.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с иском о взыскании задолженности и пени по договору аренды земельного участка.
Удовлетворяя частично заявленные исковые требования судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
Из кадастрового паспорта земельного участка от 06.11.2012 усматривается, что земельный участок с кадастровым номером 63:01:0507003:11 внесен в государственный кадастр недвижимости 20.10.2006, находится по адресу: Самарская область, город Самара, Ленинский район, в границах улиц Самарской, Полевой, Садовой, Чкалова, относится к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование для строительства зданий деловых и торгового центров, подземной автомобильной стоянки с кладовыми помещениями, трансформаторных подстанций, и завершения строительства жилой застройки: в том числе многоэтажных жилых домов со встроено-пристроенными нежилыми помещениями. Площадь земельного участка - 1033,20 кв. м, кадастровая стоимость земельного участка - 8 570 590,30 руб., удельный показатель кадастровой стоимости 8 295,19 руб./кв. м.
Заявляя исковые требования, истец размер арендной платы в спорном периоде (с 23.05.2010 по 30.09.2013) исчислял на основании нормативных актов Правительства Самарской области: постановления от 06.08.2008 N 308, постановления от 22.01.2013 N 8.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что использование земли в Российской Федерации является платным, одной из форм платы за пользование землей является арендная плата. В соответствии с положениями статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносит арендную плату.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11, регулирование арендной платы за земельные участки, отнесенные к числу публичных земель, осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков без внесения в указанные договоры соответствующих изменений.
С учетом единства экономического пространства Российской Федерации указанные принципы являются общеобязательными при определении размера арендной платы за пользование государственными, муниципальными землями для всех случаев, когда размер этой арендной платы не предписан соответствующим Федеральным законом либо не установлен по результатам торгов.
В связи с этим, применение судом положений Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 и соответственно отказ в применении положений постановления Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308 не свидетельствует о противоречии постановления Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308 федеральному закону и нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, а лишь свидетельствует о том, что размер арендной платы, рассчитанный на основании постановления Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308 для конкретного земельного участка в рассматриваемом деле, превышает размер арендной платы за аналогичный земельный участок, но находящийся в федеральной собственности, что свидетельствует о нарушении принципа экономической обоснованности, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 и необходимости определения размера арендной платы в соответствии с указанным Постановлением.
В силу пунктов 2 и 3 Правил определения размера арендной платы размер арендной платы за пользование земельным участком, предоставленным в аренду для строительства жилой застройки по процедуре предварительного согласования места размещения объекта составляет 2% от кадастровой стоимости земельного участка (в год).
В то же время пунктом 15 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что в случае предоставления до 30.12.2007 земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду для жилищного строительства на основании заявления заинтересованного лица без проведения торгов, минимальный уровень размера арендной платы составляет, если объект не введен в эксплуатацию по истечении двух лет с момента заключения договора - 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка, а если объект не введен в эксплуатацию по истечении трех лет с момента заключения договора - 5% от кадастровой стоимости земельного участка.
При таких условиях размер задолженности, с учетом срока исковой давности, заявленного ответчиком, частичной оплаты, за период с 10.10.2010 по 30.09.2013 определен судом правильно - 908 888,27 руб.
А сумма взысканной неустойки в размере 301 063,39 руб. правомерно исчислена судом на основе определенной арендной платы, с учетом условий договора о порядке и сроках внесения арендной платы.
Доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанции, направлены на переоценку имеющихся доказательств и установленных судом обстоятельств, что недопустимо в кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 05.02.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2014 по делу N А55-22562/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Р.А.НАФИКОВА
Судьи
В.В.АЛЕКСАНДРОВ
И.Р.НАГИМУЛЛИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 30.07.2014 ПО ДЕЛУ N А55-22562/2013
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июля 2014 г. по делу N А55-22562/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Нафиковой Р.А.,
судей Александрова В.В., Нагимуллина И.Р.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 05.02.2014 (судья Разумов Ю.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2014 (председательствующий судья Николаева С.Ю., судьи Романенко С.Ш., Терентьев Е.А.)
по делу N А55-22562/2013
по исковому заявлению Министерства строительства Самарской области, г. Самара (ОГРН 1056315900134) к обществу с ограниченной ответственностью фирма "Маяк-стройинвест", г. Самара (ОГРН 1026301159598) о взыскании 3 197 957 руб. 89 коп. долга, 6 022 180 руб. 47 коп. пеней,
установил:
Министерство строительства Самарской области (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью фирма "Маяк-стройинвест" (далее - ООО фирма "Маяк-стройинвест", ответчик) о взыскании 9 220 138,36 руб., в том числе 3 197 957,89 руб. задолженности по арендной плате по договору аренды земельного участка от 16.10.2007 N 111 за период с 23.05.2010 по 30.09.2013, 6 022 180,47 руб. пени за период с 23.05.2010 по 18.09.2013.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 05.02.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2014, иск удовлетворен частично. С ООО "Маяк-стройинвест" в пользу Министерства строительства Самарской области 1 209 951,66 руб., в том числе: 908 888,27 руб. основного долга, 301 063,39 руб. пени. В остальной части в иске отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, истец просит состоявшиеся судебные акты отменить, заявленные исковые требования удовлетворить в полном объеме.
При этом заявитель указывает на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (арендодатель) и ООО фирма "Маяк-стройинвест" (арендатор) 16.10.2007 заключили договор аренды N 111, по условиям которого на основании постановления Главы города Самары от 30.12.2004 N 4916, постановления Главы города Самары от 31.03.2005 N 296, приказа министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 23.05.2007 N 29 арендодатель предоставляет, а арендатор принимает и использует на условиях аренды земельный участок, относящийся к категории "земли населенных пунктов", имеющий кадастровый номер 63:01:0507003:0011, находящийся по адресу: в границах улиц Самарской, Полевой, Садовой, Чкалова в Ленинском районе города Самары площадью 1033,20 кв. м.
Пунктами 3.1, 3.2 договора срок аренды установлен с 23.05.2007 по 23.05.2010.
Арендная плата начисляется на основании приложения N 2 к договору.
Согласно пункту 4.3 договора арендная плата может пересматриваться арендодателем в одностороннем порядке в случае внесения изменений в правовые нормы, регулирующие размер платы за пользование землей.
В соответствии с пунктом 4.4 договора арендатор перечисляет арендную плату за каждый месяц не позднее десятого числа текущего месяца.
Пунктом 7.3 договора предусмотрено, что за просрочку арендных платежей начисляется пеня в размере 0,3% с просроченной суммы за каждый день просрочки.
Дополнительным соглашением от 11.02.2010 N 1, заключенным между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области и ООО фирма "Маяк-стройинвест", стороны изменили условия договора в части определения расчета размера арендной платы, установив ее с 23.05.2007 в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 в редакции постановления Правительства Самарской области от 25.04.2007 N 59.
Также стороны изменили условия договора в части определения расчета размера арендной платы, установив ее с 20.08.2008 в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308 в редакции постановления Правительства Самарской области от 20.08.2008 N 318.
Кроме того, стороны изменили условия договора в части определения расчета размера арендной платы, установив ее с 01.01.2009 по 31.12.2009 в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 21.01.2009 N 1; формулу расчета арендной платы с 01.01.2010 на основании постановления Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308 в редакции постановления Правительства Самарской области от 20.08.2008 N 318.
Также стороны согласовали размер неустойки в размере 0,1% с просроченной суммы за каждый день просрочки.
Дополнительное соглашение N 1 зарегистрировано 24.08.2010.
Дополнительным соглашением от 09.09.2013 N 2, заключенным между Министерством строительства Самарской области и ООО фирмой "Маяк-стройинвест", изменен расчет арендной платы, сроки внесения арендных платежей, снизили размер неустойки за просрочку внесения арендных платежей до 0,05%, продлили срок действия договора до 23.05.2016, а также отменили претензионный порядок урегулирования спора.
Дополнительное соглашение N 2 зарегистрировано 19.09.2013.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с иском о взыскании задолженности и пени по договору аренды земельного участка.
Удовлетворяя частично заявленные исковые требования судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
Из кадастрового паспорта земельного участка от 06.11.2012 усматривается, что земельный участок с кадастровым номером 63:01:0507003:11 внесен в государственный кадастр недвижимости 20.10.2006, находится по адресу: Самарская область, город Самара, Ленинский район, в границах улиц Самарской, Полевой, Садовой, Чкалова, относится к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование для строительства зданий деловых и торгового центров, подземной автомобильной стоянки с кладовыми помещениями, трансформаторных подстанций, и завершения строительства жилой застройки: в том числе многоэтажных жилых домов со встроено-пристроенными нежилыми помещениями. Площадь земельного участка - 1033,20 кв. м, кадастровая стоимость земельного участка - 8 570 590,30 руб., удельный показатель кадастровой стоимости 8 295,19 руб./кв. м.
Заявляя исковые требования, истец размер арендной платы в спорном периоде (с 23.05.2010 по 30.09.2013) исчислял на основании нормативных актов Правительства Самарской области: постановления от 06.08.2008 N 308, постановления от 22.01.2013 N 8.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что использование земли в Российской Федерации является платным, одной из форм платы за пользование землей является арендная плата. В соответствии с положениями статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносит арендную плату.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11, регулирование арендной платы за земельные участки, отнесенные к числу публичных земель, осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков без внесения в указанные договоры соответствующих изменений.
С учетом единства экономического пространства Российской Федерации указанные принципы являются общеобязательными при определении размера арендной платы за пользование государственными, муниципальными землями для всех случаев, когда размер этой арендной платы не предписан соответствующим Федеральным законом либо не установлен по результатам торгов.
В связи с этим, применение судом положений Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 и соответственно отказ в применении положений постановления Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308 не свидетельствует о противоречии постановления Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308 федеральному закону и нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, а лишь свидетельствует о том, что размер арендной платы, рассчитанный на основании постановления Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308 для конкретного земельного участка в рассматриваемом деле, превышает размер арендной платы за аналогичный земельный участок, но находящийся в федеральной собственности, что свидетельствует о нарушении принципа экономической обоснованности, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 и необходимости определения размера арендной платы в соответствии с указанным Постановлением.
В силу пунктов 2 и 3 Правил определения размера арендной платы размер арендной платы за пользование земельным участком, предоставленным в аренду для строительства жилой застройки по процедуре предварительного согласования места размещения объекта составляет 2% от кадастровой стоимости земельного участка (в год).
В то же время пунктом 15 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что в случае предоставления до 30.12.2007 земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду для жилищного строительства на основании заявления заинтересованного лица без проведения торгов, минимальный уровень размера арендной платы составляет, если объект не введен в эксплуатацию по истечении двух лет с момента заключения договора - 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка, а если объект не введен в эксплуатацию по истечении трех лет с момента заключения договора - 5% от кадастровой стоимости земельного участка.
При таких условиях размер задолженности, с учетом срока исковой давности, заявленного ответчиком, частичной оплаты, за период с 10.10.2010 по 30.09.2013 определен судом правильно - 908 888,27 руб.
А сумма взысканной неустойки в размере 301 063,39 руб. правомерно исчислена судом на основе определенной арендной платы, с учетом условий договора о порядке и сроках внесения арендной платы.
Доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанции, направлены на переоценку имеющихся доказательств и установленных судом обстоятельств, что недопустимо в кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 05.02.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2014 по делу N А55-22562/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Р.А.НАФИКОВА
Судьи
В.В.АЛЕКСАНДРОВ
И.Р.НАГИМУЛЛИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)