Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 15.01.2014 ПО ДЕЛУ N 33-149/2014

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 января 2014 г. по делу N 33-149/2014


Председательствующий: Огородникова М.С.

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Латышенко Н.Ф.,
судей Ершовой Л.А., Иволгиной Н.В.,
при секретаре У.,
рассмотрела в судебном заседании 15 января 2014 года
дело по апелляционным жалобам М.Н. <...> и представителя Администрации Омского муниципального района Омской области С. <...> на решение Омского районного суда Омской области от 21 октября 2013 года, которым постановлено:
"Признать незаконным бездействие Администрации Омского муниципального района Омской области, выразившееся в непредоставлении М.Н. <...> муниципальной услуги по его заявлениям от 20.06.2012 г., 03.12.2012 г., 24.06.2013 г. о разделе земельных участков.
Обязать Администрацию Омского муниципального района Омской области в 15-ти дневный срок с момента вступления решения в законную силу рассмотреть заявление М.Н. <...> и принять по нему решение.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Администрации Омского муниципального района Омской области в пользу М.Н. <...> расходы по оплате государственной пошлины в размере <...> рублей <...> копеек".
Заслушав доклад судьи Иволгиной Н.В., пояснения заявителя М.Н. и его представителя М.О., судебная коллегия

установила:

М.Н. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Омского муниципального района Омской области (далее - Администрация ОМР), ссылаясь на то, что на основании заключенного с Администрацией ОМР договора аренды от 01.10.2007 ему были переданы в аренду сроком на сорок девять лет земельные участки с кадастровыми номерами <...>, <...>, относящиеся к категории земель населенных пунктов, расположенные <...>, с видом разрешенного использования - для строительства жилья. 20.06.2012 г., 03.12.2012 г., 24.06.2013 г. он обращался в Администрацию ОМР с заявлениями о разделе указанных земельных участков. Раздел земельных участков до настоящего времени не произведен и не оформлен.
Уточнив требования, просил признать незаконным бездействие Администрации ОМР, бездействие ее сотрудников и должностных лиц, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, выразившееся в непредставлении муниципальных услуг по разделу принадлежащих ему на праве аренды земельных участков; обязать Администрацию ОМР произвести разделение указанных земельных участков согласно заявленным требованиям; обязать Администрацию ОМР произвести действия по государственной регистрации в органах государственной регистрации и постановке на кадастровый учет образованных после раздела земельных участков.
М.Н. в судебное заседание не явился.
Представитель М.Н. - М.О. в судебном заседании уточненные требования поддержала.
Представитель Администрации ОМР Омской области Б.В. с заявленными М.Н. требованиями не согласилась.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе М.Н. просит отменить решение суда в части отказа ему в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на наличие оснований для возложения на Администрацию ОМР обязанности совершить действия по разделу земельных участков и оформить соответствующие документы. Полагает, что при разрешении спора суд вышел за пределы заявленных требований, поскольку требований о возложении на ответчика обязанности предоставить письменный ответ на обращение им заявлено не было. Указывает на то, что суд не восстановил его нарушенные права и законные интересы.
Представитель Администрации ОМР С. в апелляционной жалобе также просит решение суда отменить. Указывает на ошибочность вывода суда о том, что действия по образованию земельных участков путем их раздела являются муниципальной услугой. Обязанности по принятию положительного решения по результатам рассмотрения заявления об образовании земельных участков нормы закона не содержат. Суд необоснованно сослался на положения Административного регламента от 26.04.2012, поскольку указанный нормативный акт применяется при рассмотрении обращений граждан о предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства. При рассмотрении обращений о разделе земельных участков указанный документ не применяется. Суд также пришел к противоречивым выводам о сроках рассмотрения заявления М.Н.
Рассмотрев материалы дела, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со ст. 254 - 255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Пунктом 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что М.Н. является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами <...>, <...>, относящихся к категории земель населенных пунктов, расположенных в <...>, с разрешенным видом использованием - для строительства жилья.
На территории указанных земельных участков он осуществил строительство нескольких жилых домов. С целью соблюдения требований закона при строительстве домов заявитель неоднократно - 20.06.2012 г., 03.12.2012 г., 24.06.2013 г. письменно обращался в Администрацию ОМР с заявлением о разделе земельных участков с кадастровыми номерами <...>, <...>, представив в Администрацию предусмотренные законом документы.
В ответах от 25.10.2012, 12.02.2013, 22.07.2013 на обращения заявителя Администрация ОМР сообщила ему о том, что были подготовлены проекты соглашений о разделе арендуемых земельных участков, в ближайшее время заявителю будет представлен полный пакет документов для государственной регистрации соглашений в Управлении Росреестра по Омской области.
Между тем, соответствующий правовой акт Администрации ОМР по данному вопросу, как того требуют нормы ЗК РФ, принят не был.
Исходя из положений п. 2 ст. 2 ФЗ РФ от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", принятие органом местного самоуправления решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, является муниципальной услугой.
Согласно ч. 1 ст. 12 указанного закона предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Определяя порядок и сроки предоставления рассматриваемой муниципальной услуги, суд обоснованно руководствовался Административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Принятие решений о предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства из земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Омского муниципального района", утвержденным постановлением Администрации ОМР от 26.04.2012 N 767-п.
Доводы Администрации ОМР о том, что указанный документ применению не подлежит, не являются верными. В соответствии с п. 1.3 Административного регламента получателями муниципальной услуги "Принятие решений о предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства из земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Омского муниципального района" являются физические лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка в аренду для целей индивидуального жилищного строительства. Поскольку заявитель заинтересован в аренде земельных участков, которые могут быть образованы путем раздела используемых им земельных участков, он является получателем указанной муниципальной услуги.
В соответствии с п. 2.7 Административного регламента общий срок предоставления муниципальной услуги не должен превышать трех месяцев.
Учитывая, что решение по заявлениям М.Н. до настоящего времени не принято, бездействие Администрации ОМР не может быть признано законным, нарушает права и законные интересы заявителя.
При таком положении суд обоснованно обязал Администрацию ОМР рассмотреть заявление М.Н. и принять по нему решение.
Исходя из положений ст. 11.3 ЗК РФ, к компетенции суда не относится разрешение вопроса об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, поскольку данный вопрос относится исключительно к компетенции органа местного самоуправления. В связи с этим, оснований для удовлетворения требований заявителя о возложении на Администрацию ОМР обязанности совершить действия по разделу земельных участков и оформлению соответствующих документов у суда не имелось. Отказ М.Н. в заявлении в указанной части требований правомерен.
Дело разрешено судом в пределах заявленных требований. Заявленное М.Н. требование о признании незаконным бездействия Администрации ОМР, выразившегося в не предоставлении муниципальной услуги по разделу земельных участков, по сути является требованием о признании незаконным бездействия Администрации в виде уклонения от принятия решения по обращению заявителя, поскольку предоставление такой муниципальной услуги возможно не иначе как путем принятия решения данным органом местного самоуправления. Таким образом, доводы заявителя о том, что суд вышел за пределы заявленных требований, не состоятельны.
Выводы суда аргументированы, подтверждены материалами дела и соответствуют законодательству, которое верно применено судом.
Решение судом постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, юридически значимые обстоятельства судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены судом, о чем в решении содержится мотивированный и аргументированный ответ, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к его отмене.
Руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Омского районного суда Омской области от 21 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)