Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Гафиатуллиной Т.С., судей Кадулина А.В., Сергеевой И.В., при участии от предпринимателя Цховребадзе В.А. - Редько А.В. (доверенность от 21.06.2014), от Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Артюковой О.А. (доверенность от 27.12.2013), Соколовой Ю.С. (доверенность от 09.04.2014), от правительства Тверской области Травкиной О.Н. (доверенность от 15.01.2013), рассмотрев 02.07.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Цховребадзе Важи Алексеевича на решение Арбитражного суда Тверской области от 15.10.2013 (судья Белова А.Г.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2014 (судьи Докшина А.Ю., Виноградова Т.В., Ралько О.Б.) по делу N А66-4896/2013,
установил:
Индивидуальный предприниматель Цховребадзе Важа Алексеевич, ОГРНИП 304690125700059, обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, место нахождения: 170000, г. Тверь, Смоленский пер., д. 29, ОГРН 1026900561071 (далее - Министерство), оформленного письмом от 14.01.2013 N 322-09, в предоставлении заявителю части земельного участка площадью 122 900 кв. м с кадастровым номером 69:40:0100006:7, расположенного по адресу: г. Тверь, ул. Паши Савельевой, и об обязании Министерства устранить допущенные нарушения прав предпринимателя путем направления в орган местного самоуправления соответствующих документов для обеспечения процедуры выбора земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены правительство Тверской области, место нахождения: 170000, Тверская обл., г. Тверь, Советская пл., д. 44, ОГРН 1026900587702 (далее - Правительство), администрация города Твери, место нахождения: 170000, г. Тверь, Советская ул., д. 11, ОГРН 1066950062717 (далее - Администрация), и Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Твери (далее - Департамент).
Решением от 15.10.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 04.03.2014, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе предприниматель Цховребадзе В.А., ссылаясь на нарушение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит принятые решение и постановление отменить, заявление удовлетворить.
Как указывает податель жалобы, постановка спорного земельного участка на кадастровый учет проводилась 05.09.2006 на основании материалов инвентаризации, кадастровые работы в отношении данного участка не проводились, границы его на местности не определены и их координаты отсутствуют; этот земельный участок не является сформированным для предоставления под строительство в соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ); ссылка апелляционного суда на законность оспариваемого отказа в связи с принятием Межведомственной комиссией при правительстве Тверской области по земельным отношениям (далее - Комиссия) решения о нецелесообразности предоставления участка несостоятельна; испрашиваемая предпринимателем часть земельного участка составляет 130 000 кв. м из 191 300 кв. м, что позволяет осуществить выбор; размещение производственно-складского комплекса в данной территориальной зоне (коммунально-складская зона, зона предприятий V класса вредности) возможно и соответствует Правилам землепользования и застройки города Твери (далее - Правила), утвержденным решением Тверской городской Думы от 02.07.2003 N 71; противоречий между Правилами и Генеральным планом города Твери, утвержденным решением Тверской городской Думы от 25.12.2012 N 193 (394), устанавливающим данную территорию как общественно-деловую зону, не имеется.
В отзыве на кассационную жалобу Правительство просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы кассационной жалобы, а представители Министерства и Правительства против ее удовлетворения возражали.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, предприниматель Цховребадзе В.А. 30.05.2012 и 06.07.2012 обратился в Министерство с заявлениями, уточненными письмами от 24.07.2012 и 11.09.2012, о предоставлении части земельного участка площадью 122 900 кв. м с кадастровым номером 69:40:0100006:7, расположенного по адресу: г. Тверь, ул. Паши Савельевой, по процедуре с предварительным согласованием места размещения объекта под строительство производственно-складского комплекса, приложив схему земельного участка.
По результатам рассмотрения названных заявлений Комиссией принято решение, оформленное протоколом от 21.11.2012, о нецелесообразности предоставления предпринимателю спорного земельного участка для строительства со ссылкой на то, что заявителем не указан вид производства.
Министерство письмом от 14.01.2013 N 322-09, сославшись на названное решение Комиссии, отказало предпринимателю в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Предприниматель Цховребадзе В.А., считая отказ Министерства незаконным, нарушающим его права и интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды пришли к выводу об отсутствии предусмотренных названными нормами права оснований для удовлетворения заявления.
Кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
Пунктом 5 названной статьи определен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.
Если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ (пункт 6 статьи 30 названного Кодекса).
Суды установили, что испрашиваемый предпринимателем земельный участок площадью 122 900 кв. м находится в границах сформированного земельного участка площадью 191 327 кв. м с кадастровым номером 69:40:0100006:7, поставленного на кадастровый учет 05.09.2006; часть спорного участка используется под подъездные железнодорожные пути, часть участка площадью 10 095 кв. м передана Министерством в безвозмездное пользование Департаменту благоустройства, дорожного хозяйства и транспорта города Твери для временного складирования снега, а на части участка планируется организация площадки для разворота и стоянки троллейбусов.
Суды указали, что с в соответствии с пунктами 2.9, 2.11, 2.14 Порядка организации работы по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тверской области - городском округе "Город Тверь", утвержденного постановлением Администрации от 23.08.2006 N 213-па, отказ в предоставлении земельного участка для строительства по мотиву нецелесообразности допускается, однако при принятии такого решения Министерство должно учитывать предложения Комиссии в случае, если они соответствуют федеральному законодательству.
С учетом статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации, суды отметили, что в соответствии с Генеральным планом города Твери, утвержденным решением Тверской городской Думы от 25.12.2012 N 193 (394), земельный участок с кадастровым номером 69:40:0100006:7 относится к общественно-деловой зоне многофункциональных общественных центров, а не к производственным и коммунальным зонам коммунально-складских предприятий, в черте которых может осуществляться строительство производственной базы предпринимателя.
На основании изложенного суды сделали правильный вывод о невозможности строительства производственной базы в указанной зоне и признали, что оспариваемый отказ не нарушает прав и законных интересов предпринимателя.
Доводы жалобы не опровергают выводов судов по существу спора.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 15.10.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2014 по делу N А66-4896/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Цховребадзе Важи Алексеевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.С.ГАФИАТУЛЛИНА
Судьи
А.В.КАДУЛИН
И.В.СЕРГЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 09.07.2014 ПО ДЕЛУ N А66-4896/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июля 2014 г. по делу N А66-4896/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Гафиатуллиной Т.С., судей Кадулина А.В., Сергеевой И.В., при участии от предпринимателя Цховребадзе В.А. - Редько А.В. (доверенность от 21.06.2014), от Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Артюковой О.А. (доверенность от 27.12.2013), Соколовой Ю.С. (доверенность от 09.04.2014), от правительства Тверской области Травкиной О.Н. (доверенность от 15.01.2013), рассмотрев 02.07.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Цховребадзе Важи Алексеевича на решение Арбитражного суда Тверской области от 15.10.2013 (судья Белова А.Г.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2014 (судьи Докшина А.Ю., Виноградова Т.В., Ралько О.Б.) по делу N А66-4896/2013,
установил:
Индивидуальный предприниматель Цховребадзе Важа Алексеевич, ОГРНИП 304690125700059, обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, место нахождения: 170000, г. Тверь, Смоленский пер., д. 29, ОГРН 1026900561071 (далее - Министерство), оформленного письмом от 14.01.2013 N 322-09, в предоставлении заявителю части земельного участка площадью 122 900 кв. м с кадастровым номером 69:40:0100006:7, расположенного по адресу: г. Тверь, ул. Паши Савельевой, и об обязании Министерства устранить допущенные нарушения прав предпринимателя путем направления в орган местного самоуправления соответствующих документов для обеспечения процедуры выбора земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены правительство Тверской области, место нахождения: 170000, Тверская обл., г. Тверь, Советская пл., д. 44, ОГРН 1026900587702 (далее - Правительство), администрация города Твери, место нахождения: 170000, г. Тверь, Советская ул., д. 11, ОГРН 1066950062717 (далее - Администрация), и Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Твери (далее - Департамент).
Решением от 15.10.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 04.03.2014, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе предприниматель Цховребадзе В.А., ссылаясь на нарушение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит принятые решение и постановление отменить, заявление удовлетворить.
Как указывает податель жалобы, постановка спорного земельного участка на кадастровый учет проводилась 05.09.2006 на основании материалов инвентаризации, кадастровые работы в отношении данного участка не проводились, границы его на местности не определены и их координаты отсутствуют; этот земельный участок не является сформированным для предоставления под строительство в соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ); ссылка апелляционного суда на законность оспариваемого отказа в связи с принятием Межведомственной комиссией при правительстве Тверской области по земельным отношениям (далее - Комиссия) решения о нецелесообразности предоставления участка несостоятельна; испрашиваемая предпринимателем часть земельного участка составляет 130 000 кв. м из 191 300 кв. м, что позволяет осуществить выбор; размещение производственно-складского комплекса в данной территориальной зоне (коммунально-складская зона, зона предприятий V класса вредности) возможно и соответствует Правилам землепользования и застройки города Твери (далее - Правила), утвержденным решением Тверской городской Думы от 02.07.2003 N 71; противоречий между Правилами и Генеральным планом города Твери, утвержденным решением Тверской городской Думы от 25.12.2012 N 193 (394), устанавливающим данную территорию как общественно-деловую зону, не имеется.
В отзыве на кассационную жалобу Правительство просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы кассационной жалобы, а представители Министерства и Правительства против ее удовлетворения возражали.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, предприниматель Цховребадзе В.А. 30.05.2012 и 06.07.2012 обратился в Министерство с заявлениями, уточненными письмами от 24.07.2012 и 11.09.2012, о предоставлении части земельного участка площадью 122 900 кв. м с кадастровым номером 69:40:0100006:7, расположенного по адресу: г. Тверь, ул. Паши Савельевой, по процедуре с предварительным согласованием места размещения объекта под строительство производственно-складского комплекса, приложив схему земельного участка.
По результатам рассмотрения названных заявлений Комиссией принято решение, оформленное протоколом от 21.11.2012, о нецелесообразности предоставления предпринимателю спорного земельного участка для строительства со ссылкой на то, что заявителем не указан вид производства.
Министерство письмом от 14.01.2013 N 322-09, сославшись на названное решение Комиссии, отказало предпринимателю в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Предприниматель Цховребадзе В.А., считая отказ Министерства незаконным, нарушающим его права и интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды пришли к выводу об отсутствии предусмотренных названными нормами права оснований для удовлетворения заявления.
Кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
Пунктом 5 названной статьи определен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.
Если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ (пункт 6 статьи 30 названного Кодекса).
Суды установили, что испрашиваемый предпринимателем земельный участок площадью 122 900 кв. м находится в границах сформированного земельного участка площадью 191 327 кв. м с кадастровым номером 69:40:0100006:7, поставленного на кадастровый учет 05.09.2006; часть спорного участка используется под подъездные железнодорожные пути, часть участка площадью 10 095 кв. м передана Министерством в безвозмездное пользование Департаменту благоустройства, дорожного хозяйства и транспорта города Твери для временного складирования снега, а на части участка планируется организация площадки для разворота и стоянки троллейбусов.
Суды указали, что с в соответствии с пунктами 2.9, 2.11, 2.14 Порядка организации работы по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тверской области - городском округе "Город Тверь", утвержденного постановлением Администрации от 23.08.2006 N 213-па, отказ в предоставлении земельного участка для строительства по мотиву нецелесообразности допускается, однако при принятии такого решения Министерство должно учитывать предложения Комиссии в случае, если они соответствуют федеральному законодательству.
С учетом статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации, суды отметили, что в соответствии с Генеральным планом города Твери, утвержденным решением Тверской городской Думы от 25.12.2012 N 193 (394), земельный участок с кадастровым номером 69:40:0100006:7 относится к общественно-деловой зоне многофункциональных общественных центров, а не к производственным и коммунальным зонам коммунально-складских предприятий, в черте которых может осуществляться строительство производственной базы предпринимателя.
На основании изложенного суды сделали правильный вывод о невозможности строительства производственной базы в указанной зоне и признали, что оспариваемый отказ не нарушает прав и законных интересов предпринимателя.
Доводы жалобы не опровергают выводов судов по существу спора.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 15.10.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2014 по делу N А66-4896/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Цховребадзе Важи Алексеевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.С.ГАФИАТУЛЛИНА
Судьи
А.В.КАДУЛИН
И.В.СЕРГЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)