Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Решением сельской думы был утвержден генеральный план сельского поселения, предусматривающий исключение из границ населенного пункта земельных участков, в число которых вошли земли истца.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Артемова Г.С.
Судебная коллегия по административным делам Калужского областного суда в составе:
председательствующего Власова Е.В.,
судей Амеличевой С.А. и Сычева Ю.В.,
при секретаре Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Власова Е.В.
дело по апелляционной жалобе представителя Н. по доверенности П. на решение Малоярославецкого районного суда Калужской области от 22 мая 2014 года по исковому заявлению Н. к администрации сельского поселения "Село Кудиново", Сельской Думе сельского поселения "Село Кудиново", Правительству Калужской области, Управлению архитектуры и градостроительства Калужской области, производственному кооперативу "ГЕО" об оспаривании генерального плана поселения,
установила:
02 апреля 2014 года Н. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации сельского поселения "Село Кудиново", администрации муниципального района "Малоярославецкий район", Правительству Калужской области, Управлению архитектуры и градостроительства Калужской области, производственному кооперативу "ГЕО", в котором просила генеральный план сельского поселения "Село Кудиново" Малоярославецкого района Калужской области в части исключения из границ населенного пункта Кудиново "..." земельных участков, общей площадью "..." кв. м, принадлежащих ей на праве собственности, признать незаконным и необоснованным.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена Сельская Дума сельского поселения "Село Кудиново" и при рассмотрении дела изменено процессуальное положение администрации муниципального района "Малоярославецкий район" с соответчика на третье лицо.
При судебном разбирательстве Н. и ее представитель П. просили заявленные требования удовлетворить.
В основание искового заявления ими было указано на то, что Н. на праве собственности принадлежат "..." земельных участков общей площадью "..." кв. м на территории сельского поселения "Село Кудиново" Малоярославецкого района Калужской области. Эти земельные участки по своему целевому назначению отнесены к землям населенных пунктов; ранее предоставлялись гражданам в собственность для ведения личного подсобного хозяйства с возможностью их застройки; находятся вблизи села Кудиново в его границах. Решением Сельской Думы сельского поселения "Село Кудиново" от 23 августа 2013 года был утвержден генеральный план сельского поселения "Село Кудиново", предусматривающий исключение из границ населенного пункта Кудиново с отнесением к категории земель сельскохозяйственного назначения земельных участков, в число которых вошли и земли, принадлежащие Н. Оспаривая в части генеральный план сельского поселения "Село Кудиново", Н. ссылалась на его принятие без проведения публичных слушаний. Также указывала на то, что с учетом исторически сложившейся связи с селом Кудиново земельных участков, владельцем которых она является, основания для исключения их из границ этого населенного пункта отсутствовали.
Участвовавшие в судебном заседании от администрации муниципального района "Малоярославецкий район" Д., от администрации сельского поселения "Село Кудиново" М., от Правительства Калужской области Ч., от Сельской Думы сельского поселения "Село Кудиново" С., от производственного кооператива "ГЕО" Ч. возражали против удовлетворения иска.
Дело рассмотрено судом в отсутствие представителей Управления архитектуры и градостроительства Калужской области.
Решением Малоярославецкого районного суда Калужской области от 22 мая 2014 года постановлено об отказе в удовлетворении предъявленного иска к администрации сельского поселения "Село Кудиново", Сельской Думе сельского поселения "Село Кудиново", Правительству Калужской области, Управлению архитектуры и градостроительства Калужской области, производственному кооперативу "ГЕО" о признании незаконным и необоснованным генерального плана сельского поселения "Село Кудиново" в части исключения из границ населенного пункта "..." земельных участков общей площадью "..." кв. м, принадлежащих на праве собственности Н.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене состоявшегося по делу судебного акта, как незаконного и необоснованного.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и письменных возражений на нее со стороны Управления архитектуры и градостроительства Калужской области, администрации сельского поселения "Село Кудиново", Правительства Калужской области, выслушав Н. и ее представителя П., поддержавших жалобу, а также от администрации муниципального района "Малоярославецкий район" Т., от администрации сельского поселения "Село Кудиново" М., от Правительства Калужской области Ч., от Управления архитектуры и градостроительства Калужской области К. и М., просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральные планы поселений относятся к документам территориального планирования муниципальных образований.
Состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с данным Кодексом законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (часть 2).
Вопросы подготовки и утверждения генерального плана поселения регулируются положениями статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающими, в частности, что генеральный план поселения утверждается представительным органом местного самоуправления поселения (часть 1); проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 данного Кодекса (часть 11); представительный орган местного самоуправления поселения с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимает решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его главе местной администрации поселения на доработку (часть 13); правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке (часть 15).
При рассмотрении настоящего дела суд районный суд правильно не счел состоятельными доводы истца о том, что публичные слушания по проекту генерального плана сельского поселения "Село Кудиново" не были проведены в соответствии с требованиями законодательства.
Как видно из дела, вопрос о соблюдении процедуры проведения публичных слушаний по проекту генерального плана "Село Кудиново" ранее уже являлся предметом судебного разбирательства в Малоярославецком районном суде при рассмотрении заявления А., мотивировавшей свое обращение в суд нарушением ее прав, в том числе и со ссылкой на то, что по генеральному плану принадлежащий ей земельный участок подлежит исключению из черты населенного пункта с последующим переводом в категорию земель сельскохозяйственного назначения, и утверждавшей (также как и ее представитель П.) при рассмотрении дела, что публичные слушания по проекту генерального плана названного сельского поселения не проводились. По заявлению М. районным судом 17 декабря 2013 года было вынесено решение об отказе в удовлетворении требований. Этим судебным актом установлено, что Сельской Думой сельского поселения "Село Кудиново" 18 декабря 2012 года было принято решение N "..." о назначении публичных слушаний по проекту генерального плана сельского поселения "Село Кудиново", которые в соответствии с данным решением были проведены 27 декабря 2012 года. После этого, решением Сельской Думы сельского поселения "Село Кудиново" от 20 января 2013 года N "..." было утверждено заключение о результатах публичных слушаний по рассмотрению проекта генерального плана сельского поселения "Село Кудиново". В основу вступившего в законную силу решения Малоярославецкого районного суда Калужской области от 17 декабря 2013 года положен вывод о соблюдении требований законодательства при проведении процедуры публичных слушаний по проекту генерального плана сельского поселения "Село Кудиново".
Доводы Н., сводящиеся к тому, что и при наличии состоявшегося решения Малоярославецкого районного суда Калужской области от 17 декабря 2013 года, установившего законность процедуры публичных слушаний по проекту генерального плана сельского поселения "Село Кудиново", при каждом последующем обращении в суд эта процедура подлежит проверке заново, не могут быть признаны состоятельными, поскольку приведены без учета положений главы 23 ГПК Российской Федерации об особенностях законной силы судебных решений по делам, возникающим из публично-правовых отношений.
В суд первой инстанции по настоящему делу был представлен проект генерального плана МО СП "Село Кудиново" Малоярославецкого района Калужской области, выполненный на основании муниципального контракта производственным кооперативом "ГЕО".
Данный проект (в томе "Положения по территориальному планированию", с. 9) содержит сведения о том, что в процессе разработки генерального плана в части, касающейся села Кудиново, были выявлены анклавные участки земель населенных пунктов площадью более 24 га, расположенные в западном и восточном направлении от этого населенного пункта. Генеральным планом предусмотрено изменение категории этих земель на земли сельскохозяйственного назначения из-за отсутствия возможности присоединения их к границам села Кудиново.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение, в случае, если предусматривается в соответствии с указанным проектом включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ этих населенных пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения.
В суд первой инстанции было представлено вынесенное в соответствии с частью 2 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации постановление Правительства Калужской области от 18 июля 2013 года N 367, которым согласован проект генерального плана сельского поселения "Село Кудиново" Малоярославецкого района Калужской области (приложение N 1) и утверждено заключение о согласовании проекта генерального плана этого поселения (приложение N 2).
В приложении N 1 к этому постановлению Правительства Калужской области приведены сведения о площадях земельных участков для исключения из границ населенных пунктов, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения (таблица N 4).
По селу Кудиново Малоярославецкого района в таблице N 4 приведены сведения о конкретных земельных участках, подлежащих исключению из границ этого населенного пункта, и в том числе находящихся в собственности Н., с указанием их кадастровых номеров, площадей (в совокупности составляющих более 24 га) и планируемом использовании для огородничества (т. 1 л.д. 23-34).
Границы земель, относящихся к категории земель населенных пунктов, в районе села Кудиново, подлежащих исключению из границ этого населенного пункта с отнесением к землям сельскохозяйственного назначения, отображены на исследовавшихся в суде схемах к генеральному плану сельского поселения "Село Кудиново".
Доводы Н. со ссылкой на положения пункта 7 части 7 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации о том, что генеральный план сельского поселения "Село Кудиново" имеет противоречия между текстовой и картографической частями нельзя признать состоятельными. Эти доводы приведены без учета предусматриваемых Градостроительным кодексом Российской Федерации различий в содержании генерального плана (часть 3 статьи 23) и материалов по обоснованию генерального плана (части 6 - 8 статьи 23). А также эти доводы основаны на ошибочном формальном применении положений пункта 7 части 7 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации к рассматриваемой ситуации. Смысл сформулированного в пункте 7 части 7 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила состоит в том, что материалы, оформляемые в текстовой форме при подготовке генерального плана, должны позволять определенно установить, в частности, перечень земельных участков, которые исключаются из границ населенных пунктов, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования.
Из представленных в деле документов с очевидностью усматривается какие конкретно земельные участки в районе села Кудиново, относящиеся к землям населенных пунктов, и по какому основанию подлежат переводу в категории земель сельскохозяйственного назначения в целях их использования под огородничество с исключением из границ населенного пункта.
Представленные в деле материалы свидетельствуют о том, что при подготовке проекта генерального плана сельского поселения "Село Кудиново" были выполнены как требования части 2 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, так и требования пункта 7 части 7 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Из дела видно, что Сельская Дума сельского поселения "Село Кудиново" 23 августа 2013 года по предмету своей компетенции приняла решение N "..." об утверждении генерального плана сельского поселения "Село Кудиново" (т. 1 л.д. 188).
Доводы Н. о том, что исключение принадлежащих ей земельных участков из состава земель населенного пункта Кудиново в связи с утверждением генерального плана произведено с нарушением закона, не могут быть признаны состоятельными.
В силу пункта 2 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования (подпункт 1).
Сама возможность исключения земельных участков из границ населенного пункта с изменением категории земель следует из положений пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 7 части 7 статьи 23, пункта 2 части 2 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Вопросы, связанные с правилами установления, изменения границ населенных пунктов, как административных единиц, регулируются законодательством об административно-территориальном устройстве.
Согласно статьям 71 и 72 Конституции Российской Федерации административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации находится вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 73 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
В силу пункта "л" части 2 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации и порядок его изменения устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
Правоотношения в сфере административно-территориального устройства Калужской области и порядка его изменения определяются Законом Калужской области "Об административно-территориальном устройстве Калужской области" (статья 1).
Статьей 3 Закона Калужской области "Об административно-территориальном устройстве Калужской области" (определяющей основные понятия, используемые в этом нормативном акте) предусмотрено, что административно-территориальное устройство Калужской области - территориальная организация Калужской области, представляющая собой систему административно-территориальных единиц Калужской области, установленная для осуществления функций государственного управления с учетом исторических и культурных традиций, хозяйственных связей, сложившейся инфраструктуры; административно-территориальная единица Калужской области - часть территории Калужской области в фиксированной границе (в том числе - населенные пункты), определенная в результате административно-территориального устройства Калужской области, имеющая установленный законодательством статус и наименование; населенный пункт - территория Калужской области, имеющая сосредоточенную застройку в пределах установленной границы, служащая постоянным местом проживания населения.
В силу подпункта "е" пункта 3 статьи 6 Закона Калужской области "Об административно-территориальном устройстве Калужской области" населенные пункты образуются и преобразуются, их граница устанавливается и изменяется с учетом того, что населенный пункт должен иметь непрерывную замкнутую границу и не должен иметь анклавов.
По делу судом установлено, что генеральным планом сельского поселения "Село Кудиново" предусматривается исключение из границ населенного пункта село Кудиново располагающихся вблизи него, но не имеющих с этим населенным пунктом общих границ земельных участков на площади более "..." га. Как усматривается из дела, в большинстве своем эти земельные участки принадлежат Н.
Доводы Н. о том, что принадлежащие ей земельные участки образуют единую территорию с населенным пунктом Кудиново с общими границами нельзя признать состоятельными.
Эти доводы опровергаются данными карт (схем) к генеральному плану сельского поселения "Село Кудиново", на которых земельные участки Н. отображены как обособленные территории, не имеющие единой границы с населенным пунктом село Кудиново.
Также указанные доводы опровергаются и объяснениями главы администрации сельского поселения "Село Кудиново" М., который со ссылкой на исследовавшиеся в суде апелляционной инстанции схему аэрофотосъемки села Кудиново, схему перераспределения земель Госплемзавода им. Цветкова Малоярославецкого района Калужской области и карту агропроизводственных групп почв, а также со ссылкой на решения Малоярославецкого районного Совета Народных депутатов Калужской области от 12 января 1993 года N 4 и 29 апреля 1993 года N 78 о предоставлении земельных участков Кудиновскому сельскому Совету для расширения населенных пунктов указал, что расположенные обособленно земельные участки, принадлежащие в настоящее время истице, выделялись ранее гражданам для сельскохозяйственных нужд; как единая часть с населенным пунктом Кудиново эти земли не рассматривались; застройка этих земель до настоящего времени не производилась.
Как следует из возражений на исковое заявление со стороны Управления архитектуры и градостроительства Калужской области, специалист этой организации ранее в декабре 2013 года осуществлял выезд по месту нахождения земельных участков истца и установил, что принадлежащие Н. земли в районе села Кудиново не имеют общей границы с этим населенным пунктом и отделены от него землями других категорий (т. 1 л.д. 221,222).
Представленные истцом и принятые судом в качестве новых доказательств документы о земельных участках в районе села Кудиново, ранее принадлежавших Б., С., Ф., Е., М., В., И., Х., К., Г. и перешедших к Н., а также решение (с приложением) администрации Кудиновского сельского Совета Малоярославецкого района Калужской области от 21 декабря 1992 года об оформлении земельных участков в собственность граждан на территории Кудиновского сельсовета не содержат сведений, которые бы безусловно опровергали тот факт, что земельные участки Н. отделены от населенного пункта Кудиново земельными участками, не относящимися к категории земель населенных пунктов.
Что касается доводов Н. о том, что принадлежащие ей земельные участки якобы объединены с населенным пунктом Кудиново через автодорогу, то они также не могут быть признаны состоятельными.
В силу статьи 3 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Действительно, из дела видно, что поблизости от района расположения рассматриваемых земель проходит автодорога общего пользования - А 101 Москва-Малоярославец-Рославль. Однако, вопреки доводам Н., представленные документы не дают оснований полагать, что эта автодорога в той ее части, на которую, как на связующее звено, указывает истец, располагается на землях, относящихся к категории земель населенных пунктов. Представленные в деле доказательства, не дают оснований для вывода о том, что находящиеся во владении Н. земельные участки в районе села Кудиново, а также проходящий в этом же районе участок автодороги общего пользования - А 101 Москва-Малоярославец-Рославль вместе с землями населенного пункта Кудиново составляют единое пространство с неразрывной замкнутой границей и имеют единый правовой режим.
Вышеуказанные доводы Н. не учитывают того, что одно лишь только прохождение дорожной сети, предназначенной для связи различных по удаленности территорий, через какие-либо территории или в непосредственной близости к ним не свидетельствует о наличии через дорожную сеть общей границы у таких территорий.
Суд первой инстанции при вынесении решения правильно исходил из того, что в рамках процедуры подготовки и утверждения генерального плана сельского поселения "Село Кудиново" границы населенного пункта село Кудиново подлежали определению в соответствии с обязательными требованиями подпункта "е" пункта 3 статьи 6 Закона Калужской области "Об административно-территориальном устройстве Калужской области". Соответственно, вопрос об исключении из этих границ анклавных территорий был разрешен по закону.
Утверждая о необходимости применения при решении в данном случае вопроса о границах населенного пункта село Кудиново положений части 25 статьи 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", истец не учитывает того, что эти нормативные положения напрямую вопросы, связанные с установлением и изменением границ населенных пунктов на территории Калужской области, не регулируют. Данные вопросы урегулированы Законом Калужской области "Об административно-территориальном устройстве Калужской области", положения подпункта "е" пункта 3 статьи 6 которого являются действующими.
По результатам рассмотрения дела районным судом постановлено правильное решение об отказе в удовлетворении исковых требований Н.
Апелляционная жалоба не содержит каких-либо доводов, которые могут повлечь за собой отмену оспариваемого судебного акта.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, районным судом при рассмотрении дела не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Малоярославецкого районного суда Калужской области от 22 мая 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Н. по доверенности П. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАЛУЖСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 09.09.2014 ПО ДЕЛУ N 33-2571/2014
Требование: Об оспаривании генерального плана поселения.Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Решением сельской думы был утвержден генеральный план сельского поселения, предусматривающий исключение из границ населенного пункта земельных участков, в число которых вошли земли истца.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КАЛУЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 сентября 2014 г. по делу N 33-2571/2014
Судья: Артемова Г.С.
Судебная коллегия по административным делам Калужского областного суда в составе:
председательствующего Власова Е.В.,
судей Амеличевой С.А. и Сычева Ю.В.,
при секретаре Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Власова Е.В.
дело по апелляционной жалобе представителя Н. по доверенности П. на решение Малоярославецкого районного суда Калужской области от 22 мая 2014 года по исковому заявлению Н. к администрации сельского поселения "Село Кудиново", Сельской Думе сельского поселения "Село Кудиново", Правительству Калужской области, Управлению архитектуры и градостроительства Калужской области, производственному кооперативу "ГЕО" об оспаривании генерального плана поселения,
установила:
02 апреля 2014 года Н. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации сельского поселения "Село Кудиново", администрации муниципального района "Малоярославецкий район", Правительству Калужской области, Управлению архитектуры и градостроительства Калужской области, производственному кооперативу "ГЕО", в котором просила генеральный план сельского поселения "Село Кудиново" Малоярославецкого района Калужской области в части исключения из границ населенного пункта Кудиново "..." земельных участков, общей площадью "..." кв. м, принадлежащих ей на праве собственности, признать незаконным и необоснованным.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена Сельская Дума сельского поселения "Село Кудиново" и при рассмотрении дела изменено процессуальное положение администрации муниципального района "Малоярославецкий район" с соответчика на третье лицо.
При судебном разбирательстве Н. и ее представитель П. просили заявленные требования удовлетворить.
В основание искового заявления ими было указано на то, что Н. на праве собственности принадлежат "..." земельных участков общей площадью "..." кв. м на территории сельского поселения "Село Кудиново" Малоярославецкого района Калужской области. Эти земельные участки по своему целевому назначению отнесены к землям населенных пунктов; ранее предоставлялись гражданам в собственность для ведения личного подсобного хозяйства с возможностью их застройки; находятся вблизи села Кудиново в его границах. Решением Сельской Думы сельского поселения "Село Кудиново" от 23 августа 2013 года был утвержден генеральный план сельского поселения "Село Кудиново", предусматривающий исключение из границ населенного пункта Кудиново с отнесением к категории земель сельскохозяйственного назначения земельных участков, в число которых вошли и земли, принадлежащие Н. Оспаривая в части генеральный план сельского поселения "Село Кудиново", Н. ссылалась на его принятие без проведения публичных слушаний. Также указывала на то, что с учетом исторически сложившейся связи с селом Кудиново земельных участков, владельцем которых она является, основания для исключения их из границ этого населенного пункта отсутствовали.
Участвовавшие в судебном заседании от администрации муниципального района "Малоярославецкий район" Д., от администрации сельского поселения "Село Кудиново" М., от Правительства Калужской области Ч., от Сельской Думы сельского поселения "Село Кудиново" С., от производственного кооператива "ГЕО" Ч. возражали против удовлетворения иска.
Дело рассмотрено судом в отсутствие представителей Управления архитектуры и градостроительства Калужской области.
Решением Малоярославецкого районного суда Калужской области от 22 мая 2014 года постановлено об отказе в удовлетворении предъявленного иска к администрации сельского поселения "Село Кудиново", Сельской Думе сельского поселения "Село Кудиново", Правительству Калужской области, Управлению архитектуры и градостроительства Калужской области, производственному кооперативу "ГЕО" о признании незаконным и необоснованным генерального плана сельского поселения "Село Кудиново" в части исключения из границ населенного пункта "..." земельных участков общей площадью "..." кв. м, принадлежащих на праве собственности Н.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене состоявшегося по делу судебного акта, как незаконного и необоснованного.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и письменных возражений на нее со стороны Управления архитектуры и градостроительства Калужской области, администрации сельского поселения "Село Кудиново", Правительства Калужской области, выслушав Н. и ее представителя П., поддержавших жалобу, а также от администрации муниципального района "Малоярославецкий район" Т., от администрации сельского поселения "Село Кудиново" М., от Правительства Калужской области Ч., от Управления архитектуры и градостроительства Калужской области К. и М., просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральные планы поселений относятся к документам территориального планирования муниципальных образований.
Состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с данным Кодексом законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (часть 2).
Вопросы подготовки и утверждения генерального плана поселения регулируются положениями статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающими, в частности, что генеральный план поселения утверждается представительным органом местного самоуправления поселения (часть 1); проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 данного Кодекса (часть 11); представительный орган местного самоуправления поселения с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимает решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его главе местной администрации поселения на доработку (часть 13); правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке (часть 15).
При рассмотрении настоящего дела суд районный суд правильно не счел состоятельными доводы истца о том, что публичные слушания по проекту генерального плана сельского поселения "Село Кудиново" не были проведены в соответствии с требованиями законодательства.
Как видно из дела, вопрос о соблюдении процедуры проведения публичных слушаний по проекту генерального плана "Село Кудиново" ранее уже являлся предметом судебного разбирательства в Малоярославецком районном суде при рассмотрении заявления А., мотивировавшей свое обращение в суд нарушением ее прав, в том числе и со ссылкой на то, что по генеральному плану принадлежащий ей земельный участок подлежит исключению из черты населенного пункта с последующим переводом в категорию земель сельскохозяйственного назначения, и утверждавшей (также как и ее представитель П.) при рассмотрении дела, что публичные слушания по проекту генерального плана названного сельского поселения не проводились. По заявлению М. районным судом 17 декабря 2013 года было вынесено решение об отказе в удовлетворении требований. Этим судебным актом установлено, что Сельской Думой сельского поселения "Село Кудиново" 18 декабря 2012 года было принято решение N "..." о назначении публичных слушаний по проекту генерального плана сельского поселения "Село Кудиново", которые в соответствии с данным решением были проведены 27 декабря 2012 года. После этого, решением Сельской Думы сельского поселения "Село Кудиново" от 20 января 2013 года N "..." было утверждено заключение о результатах публичных слушаний по рассмотрению проекта генерального плана сельского поселения "Село Кудиново". В основу вступившего в законную силу решения Малоярославецкого районного суда Калужской области от 17 декабря 2013 года положен вывод о соблюдении требований законодательства при проведении процедуры публичных слушаний по проекту генерального плана сельского поселения "Село Кудиново".
Доводы Н., сводящиеся к тому, что и при наличии состоявшегося решения Малоярославецкого районного суда Калужской области от 17 декабря 2013 года, установившего законность процедуры публичных слушаний по проекту генерального плана сельского поселения "Село Кудиново", при каждом последующем обращении в суд эта процедура подлежит проверке заново, не могут быть признаны состоятельными, поскольку приведены без учета положений главы 23 ГПК Российской Федерации об особенностях законной силы судебных решений по делам, возникающим из публично-правовых отношений.
В суд первой инстанции по настоящему делу был представлен проект генерального плана МО СП "Село Кудиново" Малоярославецкого района Калужской области, выполненный на основании муниципального контракта производственным кооперативом "ГЕО".
Данный проект (в томе "Положения по территориальному планированию", с. 9) содержит сведения о том, что в процессе разработки генерального плана в части, касающейся села Кудиново, были выявлены анклавные участки земель населенных пунктов площадью более 24 га, расположенные в западном и восточном направлении от этого населенного пункта. Генеральным планом предусмотрено изменение категории этих земель на земли сельскохозяйственного назначения из-за отсутствия возможности присоединения их к границам села Кудиново.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение, в случае, если предусматривается в соответствии с указанным проектом включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ этих населенных пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения.
В суд первой инстанции было представлено вынесенное в соответствии с частью 2 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации постановление Правительства Калужской области от 18 июля 2013 года N 367, которым согласован проект генерального плана сельского поселения "Село Кудиново" Малоярославецкого района Калужской области (приложение N 1) и утверждено заключение о согласовании проекта генерального плана этого поселения (приложение N 2).
В приложении N 1 к этому постановлению Правительства Калужской области приведены сведения о площадях земельных участков для исключения из границ населенных пунктов, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения (таблица N 4).
По селу Кудиново Малоярославецкого района в таблице N 4 приведены сведения о конкретных земельных участках, подлежащих исключению из границ этого населенного пункта, и в том числе находящихся в собственности Н., с указанием их кадастровых номеров, площадей (в совокупности составляющих более 24 га) и планируемом использовании для огородничества (т. 1 л.д. 23-34).
Границы земель, относящихся к категории земель населенных пунктов, в районе села Кудиново, подлежащих исключению из границ этого населенного пункта с отнесением к землям сельскохозяйственного назначения, отображены на исследовавшихся в суде схемах к генеральному плану сельского поселения "Село Кудиново".
Доводы Н. со ссылкой на положения пункта 7 части 7 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации о том, что генеральный план сельского поселения "Село Кудиново" имеет противоречия между текстовой и картографической частями нельзя признать состоятельными. Эти доводы приведены без учета предусматриваемых Градостроительным кодексом Российской Федерации различий в содержании генерального плана (часть 3 статьи 23) и материалов по обоснованию генерального плана (части 6 - 8 статьи 23). А также эти доводы основаны на ошибочном формальном применении положений пункта 7 части 7 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации к рассматриваемой ситуации. Смысл сформулированного в пункте 7 части 7 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила состоит в том, что материалы, оформляемые в текстовой форме при подготовке генерального плана, должны позволять определенно установить, в частности, перечень земельных участков, которые исключаются из границ населенных пунктов, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования.
Из представленных в деле документов с очевидностью усматривается какие конкретно земельные участки в районе села Кудиново, относящиеся к землям населенных пунктов, и по какому основанию подлежат переводу в категории земель сельскохозяйственного назначения в целях их использования под огородничество с исключением из границ населенного пункта.
Представленные в деле материалы свидетельствуют о том, что при подготовке проекта генерального плана сельского поселения "Село Кудиново" были выполнены как требования части 2 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, так и требования пункта 7 части 7 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Из дела видно, что Сельская Дума сельского поселения "Село Кудиново" 23 августа 2013 года по предмету своей компетенции приняла решение N "..." об утверждении генерального плана сельского поселения "Село Кудиново" (т. 1 л.д. 188).
Доводы Н. о том, что исключение принадлежащих ей земельных участков из состава земель населенного пункта Кудиново в связи с утверждением генерального плана произведено с нарушением закона, не могут быть признаны состоятельными.
В силу пункта 2 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования (подпункт 1).
Сама возможность исключения земельных участков из границ населенного пункта с изменением категории земель следует из положений пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 7 части 7 статьи 23, пункта 2 части 2 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Вопросы, связанные с правилами установления, изменения границ населенных пунктов, как административных единиц, регулируются законодательством об административно-территориальном устройстве.
Согласно статьям 71 и 72 Конституции Российской Федерации административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации находится вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 73 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
В силу пункта "л" части 2 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации и порядок его изменения устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
Правоотношения в сфере административно-территориального устройства Калужской области и порядка его изменения определяются Законом Калужской области "Об административно-территориальном устройстве Калужской области" (статья 1).
Статьей 3 Закона Калужской области "Об административно-территориальном устройстве Калужской области" (определяющей основные понятия, используемые в этом нормативном акте) предусмотрено, что административно-территориальное устройство Калужской области - территориальная организация Калужской области, представляющая собой систему административно-территориальных единиц Калужской области, установленная для осуществления функций государственного управления с учетом исторических и культурных традиций, хозяйственных связей, сложившейся инфраструктуры; административно-территориальная единица Калужской области - часть территории Калужской области в фиксированной границе (в том числе - населенные пункты), определенная в результате административно-территориального устройства Калужской области, имеющая установленный законодательством статус и наименование; населенный пункт - территория Калужской области, имеющая сосредоточенную застройку в пределах установленной границы, служащая постоянным местом проживания населения.
В силу подпункта "е" пункта 3 статьи 6 Закона Калужской области "Об административно-территориальном устройстве Калужской области" населенные пункты образуются и преобразуются, их граница устанавливается и изменяется с учетом того, что населенный пункт должен иметь непрерывную замкнутую границу и не должен иметь анклавов.
По делу судом установлено, что генеральным планом сельского поселения "Село Кудиново" предусматривается исключение из границ населенного пункта село Кудиново располагающихся вблизи него, но не имеющих с этим населенным пунктом общих границ земельных участков на площади более "..." га. Как усматривается из дела, в большинстве своем эти земельные участки принадлежат Н.
Доводы Н. о том, что принадлежащие ей земельные участки образуют единую территорию с населенным пунктом Кудиново с общими границами нельзя признать состоятельными.
Эти доводы опровергаются данными карт (схем) к генеральному плану сельского поселения "Село Кудиново", на которых земельные участки Н. отображены как обособленные территории, не имеющие единой границы с населенным пунктом село Кудиново.
Также указанные доводы опровергаются и объяснениями главы администрации сельского поселения "Село Кудиново" М., который со ссылкой на исследовавшиеся в суде апелляционной инстанции схему аэрофотосъемки села Кудиново, схему перераспределения земель Госплемзавода им. Цветкова Малоярославецкого района Калужской области и карту агропроизводственных групп почв, а также со ссылкой на решения Малоярославецкого районного Совета Народных депутатов Калужской области от 12 января 1993 года N 4 и 29 апреля 1993 года N 78 о предоставлении земельных участков Кудиновскому сельскому Совету для расширения населенных пунктов указал, что расположенные обособленно земельные участки, принадлежащие в настоящее время истице, выделялись ранее гражданам для сельскохозяйственных нужд; как единая часть с населенным пунктом Кудиново эти земли не рассматривались; застройка этих земель до настоящего времени не производилась.
Как следует из возражений на исковое заявление со стороны Управления архитектуры и градостроительства Калужской области, специалист этой организации ранее в декабре 2013 года осуществлял выезд по месту нахождения земельных участков истца и установил, что принадлежащие Н. земли в районе села Кудиново не имеют общей границы с этим населенным пунктом и отделены от него землями других категорий (т. 1 л.д. 221,222).
Представленные истцом и принятые судом в качестве новых доказательств документы о земельных участках в районе села Кудиново, ранее принадлежавших Б., С., Ф., Е., М., В., И., Х., К., Г. и перешедших к Н., а также решение (с приложением) администрации Кудиновского сельского Совета Малоярославецкого района Калужской области от 21 декабря 1992 года об оформлении земельных участков в собственность граждан на территории Кудиновского сельсовета не содержат сведений, которые бы безусловно опровергали тот факт, что земельные участки Н. отделены от населенного пункта Кудиново земельными участками, не относящимися к категории земель населенных пунктов.
Что касается доводов Н. о том, что принадлежащие ей земельные участки якобы объединены с населенным пунктом Кудиново через автодорогу, то они также не могут быть признаны состоятельными.
В силу статьи 3 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Действительно, из дела видно, что поблизости от района расположения рассматриваемых земель проходит автодорога общего пользования - А 101 Москва-Малоярославец-Рославль. Однако, вопреки доводам Н., представленные документы не дают оснований полагать, что эта автодорога в той ее части, на которую, как на связующее звено, указывает истец, располагается на землях, относящихся к категории земель населенных пунктов. Представленные в деле доказательства, не дают оснований для вывода о том, что находящиеся во владении Н. земельные участки в районе села Кудиново, а также проходящий в этом же районе участок автодороги общего пользования - А 101 Москва-Малоярославец-Рославль вместе с землями населенного пункта Кудиново составляют единое пространство с неразрывной замкнутой границей и имеют единый правовой режим.
Вышеуказанные доводы Н. не учитывают того, что одно лишь только прохождение дорожной сети, предназначенной для связи различных по удаленности территорий, через какие-либо территории или в непосредственной близости к ним не свидетельствует о наличии через дорожную сеть общей границы у таких территорий.
Суд первой инстанции при вынесении решения правильно исходил из того, что в рамках процедуры подготовки и утверждения генерального плана сельского поселения "Село Кудиново" границы населенного пункта село Кудиново подлежали определению в соответствии с обязательными требованиями подпункта "е" пункта 3 статьи 6 Закона Калужской области "Об административно-территориальном устройстве Калужской области". Соответственно, вопрос об исключении из этих границ анклавных территорий был разрешен по закону.
Утверждая о необходимости применения при решении в данном случае вопроса о границах населенного пункта село Кудиново положений части 25 статьи 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", истец не учитывает того, что эти нормативные положения напрямую вопросы, связанные с установлением и изменением границ населенных пунктов на территории Калужской области, не регулируют. Данные вопросы урегулированы Законом Калужской области "Об административно-территориальном устройстве Калужской области", положения подпункта "е" пункта 3 статьи 6 которого являются действующими.
По результатам рассмотрения дела районным судом постановлено правильное решение об отказе в удовлетворении исковых требований Н.
Апелляционная жалоба не содержит каких-либо доводов, которые могут повлечь за собой отмену оспариваемого судебного акта.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, районным судом при рассмотрении дела не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Малоярославецкого районного суда Калужской области от 22 мая 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Н. по доверенности П. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)