Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 06.04.2015 ПО ДЕЛУ N 33-11332

Требование: О признании незаконными действий по определению и внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка, установлении удельного показателя кадастровой стоимости и кадастровой стоимости, обязании внести сведения в государственный кадастр недвижимости.

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Заявитель полагает действия по установлению кадастровой стоимости участка незаконными, оценка его участка не проводилась.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 апреля 2015 г. по делу N 33-11332


судья: Бузунова Г.Н.

Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего А.Н. Пономарева,
судей О.Н. Бурениной, Лукьянченко В.В.,
при секретаре Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи О.Н. Бурениной дело по апелляционной жалобе представителя *** А.А. по доверенности *** В.А. на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 15 октября 2014 года по делу по заявлению *** А.А. к ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области о признании действий незаконными, установлении удельного показателя кадастровой стоимости и установлении кадастровой стоимости, обязании внести сведения, которым в удовлетворении заявленных требований отказано,

установила:

*** А.А. обратился в суд с требованиями к ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области о признании незаконными действий по определению и внесению с 08.12.2010 года в государственный кадастр недвижимости сведений об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** в размере *** рублей за 1 кв. м, а также кадастровой стоимости, рассчитанной на основании данного удельного показателя в сумме *** рублей; установлении для земельного участка с кадастровым номером *** с разрешенным использованием: для дачного хозяйства с 08.12.2010 года удельного показателя кадастровой стоимости в размере *** рублей за 1 кв. м и установлении кадастровой стоимости, рассчитанной на основании указанного удельного показателя, в сумме *** рублей; обязании внести в государственный кадастр недвижимости сведении об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** в размере *** рублей за 1 кв. м, а также рассчитанной на его основании кадастровой стоимости в сумме *** рублей.
Свои требования мотивировал тем, что на основании договора купли-продажи является собственником земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного хозяйства, общей площадью *** кв. м, расположенного по адресу: ***, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка.
В соответствии с письмом Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, кадастровая стоимость указанного земельного участка с 08.12.2010 года установлена в размере *** рублей, в соответствии с удельным показателем кадастровой стоимости *** рублей за 1 кв. м, указанная кадастровая стоимость принята для исчисления и уплаты земельного налога на земельный участок.
Заявитель полагает действия Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области по установлению кадастровой стоимости земельного участка в указанном размере незаконными, указывая на то, что оценка непосредственно его участка не проводилась, внесенный ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в государственный кадастр недвижимости удельный показатель кадастровой стоимости в размере *** руб. *** коп. за 1 кв. м не соответствует нормам земельного законодательства в Российской Федерации, поскольку при определении кадастровой стоимости не было принято для расчета значения удельного показателя кадастровой стоимости земель дачных и садоводческих объединений на территории ****.
Решением Мещанского районного суда г. Москвы от 15 октября 2014 года постановлено: В удовлетворении исковых требований *** А.А. к ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области о признании действий незаконными, установлении удельного показателя кадастровой стоимости и установлении кадастровой стоимости, обязании внести сведения отказать.
В апелляционной жалобе представителем *** А.А. по доверенности *** В.А. ставится вопрос об отмене решения и вынесении нового решения об удовлетворении его требований в полном объеме.
В заседании судебной коллегии адвокат *** В.А. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Заявитель *** А.А., заинтересованные лица представители ФГБУ "ФКП Росреестр", Управление Росреестра по Московской области, Администрации Шаховского района Московской области, межрайонной ИФНС N 19 по Московской области, Администрации сельского поселения Серединское в судебное заседание не явились, о причинах своей не явки не сообщили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
Судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания.
В соответствии с ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия рассматривает дело в полном объеме исходя из интересов законности, под которым применительно к ст. 2 ГПК РФ понимается необходимость правильного разрешения дел в целях укрепления законности и правопорядка.
Проверив материалы дела, выслушав *** В.А., обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований, установленные п. 1, п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, с 24.02.2010 года за *** А.А. зарегистрировано право собственности на основании договора купли-продажи земельных участков от 26.01.2010 г. на земельный участок общей площадью *** кв. м с кадастровым номером ***, с почтовым адресом: ****, расположенного в пределах участка, категория земель: земли сельскохозяйственного использования.
В соответствии с постановлением Администрации сельского поселения Серединское от 16.11.2010 года N 255 осуществлен перевод указанного земельного участка с вида разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" на вид разрешенного использования "для дачного хозяйства".
Согласно имеющейся в материалах дела кадастровой выписке о земельном участке от 08.11.2013 г. N МО-13\\3В-1393914, кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет *** руб.
Согласно пункту 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ) установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
Сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления (пункт 4 статьи 17 Федерального закона от 02 января 2000 года N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре").
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Пунктами 1, 2, 4 названных Правил установлено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в три года.
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Пунктом 5 указанных Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 8 Правил в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории.
Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков.
В зависимости от территориальной величины оценочных зон их границы совмещаются с границами земельных участков с учетом сложившейся застройки и землепользования, размещения линейных объектов (улиц, дорог, рек, водотоков, путепроводов, железных дорог и др.), а также границами кадастровых районов или кадастровых кварталов.
По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
Пунктом 10 Правил установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Во исполнение пунктов 11 и 13 названных Правил Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации разработаны и утверждены Приказом от 12 января 2006 года N 222 Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее - Методические указания).
В соответствии с пунктом 1.2 Методических указаний данные указания применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях:
- - образования нового земельного участка;
- - изменения площади земельного участка при упорядочении его границ;
- - изменения вида разрешенного использования земельного участка;
- - перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель;
- - выявления ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав.
Согласно пункту 2.3.2 Методических указаний в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель населенных пунктов его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
С учетом изложенного в случае смены вида разрешенного использования земельного участка с "сельскохозяйственного производства" на "дачное строительство" определение кадастровой стоимости осуществляется в соответствии с пунктом 2.3.2 Методических указаний, утвержденных Приказом N 222.
Результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области, в том числе средние уровни кадастровой стоимости квадратного метра земель по муниципальным районам Московской области в разрезе земель садоводческих, огороднических объединений и земель дачных объединений утверждены распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23 декабря 2009 г. N 121-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области".
Согласно представленным в материалы дела кадастровым справкам, кадастровая стоимость земельного участка N ***, на 01.01.2011 - 01.01.2013 года составила *** руб. ежегодно.
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 г. N 121-МР "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических, и дачных объединений Московской области", которым кадастровая стоимость определена, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земель в Шаховском муниципальном районе в размере *** руб. на ** кв. м.
Разрешая спорные правоотношения, суд первой инстанции, применительно к указанным выше нормам, пришел к правильному выводу об отказе *** А.А. в удовлетворении заявленных требований, поскольку правовых оснований для признания незаконными действий ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области не имеется.
Судебная коллегия полагает правильными данные выводы суда первой инстанции, поскольку действия заинтересованного лица - филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области по определению кадастровой стоимости земельного участка *** А.А. выполнены в пределах предоставленных им полномочий в соответствии с положениями приведенных выше Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Постановления Правительства России от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель".
При этом кадастровая стоимость земельного участка определена в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации на основании специального нормативного акта - Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 г. N 121-МР "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических, и дачных объединений Московской области", которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений по муниципальным районам, городским округам Московской области по состоянию на 2010 г.
Необходимо отметить, что сторонами, участвующими в деле, не оспаривается утвержденный в Шаховском районе Московской области средний удельный показатель кадастровой стоимости за 1 квадратный метр земель дачных объединений, а также то обстоятельство, в соответствии с которым вид разрешенного использования земельных участков с "ведения сельскохозяйственного производства" был изменен для "дачного строительства" в 2010 году.
При этом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" по Московской области не осуществляет проверку соответствия утверждаемых результатов кадастровой оценки земли ее рыночной стоимости.
Не входит указанная обязанность и в компетенцию Министерства экологии Московской области.
Таким образом, определенный данным распоряжением средний удельный показатель кадастровой стоимости за 1 квадратный метр земель дачных объединений в Шаховском районе Московской области правомерно принят ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области в качестве основания для определения кадастровой стоимости конкретного земельного участка заявителя по делу.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о соблюдении органом кадастрового учета требований, определяющих кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, с почтовым адресом: ***, расположенного в пределах участка. Обязательное применение указанных выше нормативов регистрационным органом предусмотрена положениями Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Доводы апелляционной жалобы *** А.А. повторяют доводы, которыми были обоснованы его требования, направлены на переоценку доказательств по делу и не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку этим доводам уже дана надлежащая оценка судом при исследовании доказательств в ходе судебного разбирательства, что отражено в решении.
Также судебная коллегия считает необходимым отметить, что *** А.А. не лишен возможности восстановить нарушенные по его мнению права, связанные с определением стоимости земельного участка, путем обращения в суд с иском к органу кадастрового учета, подлежащего рассмотрению с учетом правил распределения бремени доказывания между сторонами, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой, в случае необходимости, судом в соответствии с правилами ГПК РФ назначается экспертиза.
Таким образом, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда по доводам апелляционного представления не имеется.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда

определила:

решение Мещанского районного суда г. Москвы от 15 октября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)