Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2008 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 апреля 2008 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марчик Н.Ю., судей Кузнецова В.В., Холодной С.Т., при ведении протокола секретарем судебного заседания Суворовым Д.В., с участием:
от заявителя - Нижегородцев Д.С., доверенность от 05.04.2007 г., Васильева И.А., доверенность от 16.01.2008 г.,
от ответчика - Паладьев М.А., доверенность от 20.12.2007 г. N 690,
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 апреля 2008 г., в зале N 7, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 21 февраля 2008 г. по делу N А55-4757/2007 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению ЗАО "Строительное управление N 3", город Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, город Самара,
о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия,
установил:
ЗАО "Строительное управление N 3" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - ответчик, Министерство) с заявлением, с учетом уточнения требований, о признании незаконным решения от 14.03.2007 г. N 07-28/1-1489 и обязании в двухнедельный срок со дня вступления в силу решения суда подготовить проект договора купли-продажи, находящегося в государственной собственности, земельного участка по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Физкультурная, 143 "а" (кадастровый номер 63:01:07:34 002:0028) (категории земли - земли поселений/ земли населенных пунктов), на котором расположен объект недвижимого имущества, приобретенный в собственность юридическим лицом, и направить указанный проект договора с предложением заключить договор заявителю.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13.06.2007 г., оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2007 г., в удовлетворении требований отказано (л.д. 61, 92-93).
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 06.12.2007 г. решение от 13.06.2007 г. и постановление от 30.08.2007 г. отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции (л.д. 120-121).
Решением суда от 21 февраля 2008 г. заявленные требования Общества удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе Министерство просит решении суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. Полагает, что действия Министерства осуществлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, в связи с чем у суда отсутствовали основания для признания решения ответчика об отказе Обществу в предоставлении земельного участка незаконным.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители заявителя в судебном заседании, считая решение законным и обоснованным, просили оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ДСК в соответствии с Постановлением Администрации города Самары от 10.06.1993 г. N 886 и свидетельством о праве постоянного пользования земельным участком от 12.06.1993 г N 70203 принадлежал на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок, находящийся по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Физкультурная, 143 "а", площадью 4 129,0 кв. м (т. 1 л.д. 47).
Согласно акту приема-передачи имущества от АООТ ИСК "Домостроитель" в ЗАО "Строительное управление N 3" от 30.10.1995 г. передан земельный участок площадью 0, 4129 га (т. 1 л.д. 40-41).
Постановлением Главы города Самары N 3670 от 29.12.2005 г. утвержден проект границ земельного участка площадью 4 734,91 кв. м, занимаемого производственной базой и расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Физкультурная, 143 "а" (т. 1 л.д. 20, 21).
Впоследствии земельный участок поставлен на кадастровый учет под номером 63:01:07:34 002:0028, что подтверждается кадастровым планом земельного участка от 12.10.2006 г. (т. 1 л.д. 22-34).
07.12.2006 г. заявитель обратился в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за выкуп, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Физкультурная, 143 "а", кадастровый номер 63:01:07:34002:0028 (л.д. 37).
Министерство письмом N 07-28/1-0489 от 14.03.2007 г. отказало Обществу, указав, что заявитель не представил документы, подтверждающие право собственности на другие строения, находящиеся на испрашиваемом земельном участке.
Одним из основных принципов земельного законодательства, предусмотренного п. 5 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ о единстве судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случае, установленных федеральными законами.
Частью 1 ст. 36 ЗК РФ установлено приоритетное право на приватизацию земельных участков, выкуп или приобретение права аренды земельных участков у граждан и юридических лиц - собственников зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с выпиской из реестра Самарского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация" по данным реестра 29.11.1996 г. зарегистрировано право собственности ЗАО "Строительное управление N 3" на объект недвижимости - нежилое здание по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Физкультурная, 143 "а" (л.д. 35).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что на испрашиваемом в собственность земельном участке находится четыре строения, занимающие соответственно площади: 1900,3 кв. м; 29,67 кв. м; 43,42 кв. м и 21,45 кв. м (л.д. 24). База ОГМ, находящаяся на земельном участке площадью 1900,3 кв. м принадлежит Обществу на праве собственности на основании договора от 02.02.1996 г. (л.д. 39).
Из материалов дела следует, что земельный участок площадью 4734,91 кв. м сформирован под производственную базу (л.д. 22).
Как установлено судом первой инстанции, строения площадью 29,67 кв. м; 43,42 кв. м и 21,45 кв. м, находящиеся на испрашиваемом земельном участке, представляют собой подсобные помещения, которые фактически используются Обществом. Заявителем предпринимались меры к получению правоустанавливающих документов на данные строения, однако результатов не получено.
Права на подсобные помещения не зарегистрированы ни до 1998 года, когда регистрацию прав на такое недвижимое имущество осуществляло БТИ, ни после 1998 года, когда регистрация прав на здания стала производиться в ФРС по Самарской области, что подтверждается выпиской из реестра от 14.11.2006 г. серии 36 ААА N 165004 и письмом ФРС по Самарской области от 24.11.2006 г. N 01/062/2006-1004 (л.д. 35, 36).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что права третьих лиц не могут быть нарушены предоставлением ЗАО "Строительное управление N 3" в собственность земельного участка, сформированного под принадлежащую Обществу производственную базу, необходимого для ее использования по назначению.
Поскольку подсобные помещения используются Обществом непосредственно для осуществления им предпринимательской деятельности совместно с производственной базой, судом первой инстанции обоснованно указано, что подсобные помещения и производственная база, находящаяся на земельном участке, составляют единый имущественный комплекс.
Данные обстоятельства ответчиком не опровергнуты.
Согласно п. 1 ст. 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлена Земельным кодексом, федеральными законами.
В соответствии с Порядком предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74, в случае, если на земельном участке располагаются здания, строения, сооружения, заявители представляют заверенные в установленном порядке копии свидетельств о государственной регистрации прав на данные объекты, а также иные документы, подтверждающие возникновение прав заявителя на эти объекты в соответствии с действующим законодательством.
Обществом представлены в Министерство правоустанавливающий документ, подтверждающий возникновение права собственности на строение, для которого сформирован земельный участок, так и документы об отсутствии сведений о правообладателях на подсобные помещения.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет как единый объект недвижимости, а не как совокупность нескольких участков под каждым из строений, границы и площадь которого согласованы и утверждены.
Кроме того, судом первой инстанции правомерно указано, что Министерством не учтено Постановление Главы города Самара N 3670 от 29.12.2005 г., согласно п. 3 которого указанный земельный участок предоставлен Обществу в аренду сроком на пять лет с правом выкупа в собственность; в соответствии с п. 6.5 Постановления заявителю рекомендовано сдать свидетельство о праве постоянного пользования земельным участком от 12.06.1993 г. N 70203 в отдел по городу Самаре Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области для аннулирования.
Данное постановление вынесено органом в пределах предоставленных ему на тот период полномочий по распоряжению земельными участками в городе Самара.
Согласно п. 2.3. Регламента предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, решения о предоставлении земельных участков гражданам и юридическим лицам, соответствующие требованиям действующего законодательства, в соответствии с которыми не были заключены в установленном порядке соответствующие договоры, являются основанием для принятия департаментом решения о предоставлении земельных участков указанным гражданам и юридическим лицам и последующего заключения соответствующих договоров.
Постановление Главы города Самары N 3670 от 29.12.2005 г. является действующим ненормативным актом как на момент обращения Общества в Министерство, так и в настоящее время, так как не отменено, не признано недействительным, не оспорено в судебном порядке. Следовательно, суд считает, что Постановление Главы города Самары N 3670 от 29.12.2005 г. можно рассматривать в качестве основания для принятия решения о предоставлении земельного участка.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции, что оспариваемое решение Министерства имущественных отношений Самарской области не соответствует требованиям ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, одновременно нарушая права и интересы Общества и создавая препятствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, является правильным.
С учетом изложенного судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования заявителя.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 21 февраля 2008 г. по делу N А55-4757/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.Ю.МАРЧИК
Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.04.2008 ПО ДЕЛУ N А55-4757/2007
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 апреля 2008 г. по делу N А55-4757/2007
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2008 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 апреля 2008 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марчик Н.Ю., судей Кузнецова В.В., Холодной С.Т., при ведении протокола секретарем судебного заседания Суворовым Д.В., с участием:
от заявителя - Нижегородцев Д.С., доверенность от 05.04.2007 г., Васильева И.А., доверенность от 16.01.2008 г.,
от ответчика - Паладьев М.А., доверенность от 20.12.2007 г. N 690,
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 апреля 2008 г., в зале N 7, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 21 февраля 2008 г. по делу N А55-4757/2007 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению ЗАО "Строительное управление N 3", город Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, город Самара,
о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия,
установил:
ЗАО "Строительное управление N 3" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - ответчик, Министерство) с заявлением, с учетом уточнения требований, о признании незаконным решения от 14.03.2007 г. N 07-28/1-1489 и обязании в двухнедельный срок со дня вступления в силу решения суда подготовить проект договора купли-продажи, находящегося в государственной собственности, земельного участка по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Физкультурная, 143 "а" (кадастровый номер 63:01:07:34 002:0028) (категории земли - земли поселений/ земли населенных пунктов), на котором расположен объект недвижимого имущества, приобретенный в собственность юридическим лицом, и направить указанный проект договора с предложением заключить договор заявителю.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13.06.2007 г., оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2007 г., в удовлетворении требований отказано (л.д. 61, 92-93).
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 06.12.2007 г. решение от 13.06.2007 г. и постановление от 30.08.2007 г. отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции (л.д. 120-121).
Решением суда от 21 февраля 2008 г. заявленные требования Общества удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе Министерство просит решении суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. Полагает, что действия Министерства осуществлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, в связи с чем у суда отсутствовали основания для признания решения ответчика об отказе Обществу в предоставлении земельного участка незаконным.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители заявителя в судебном заседании, считая решение законным и обоснованным, просили оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ДСК в соответствии с Постановлением Администрации города Самары от 10.06.1993 г. N 886 и свидетельством о праве постоянного пользования земельным участком от 12.06.1993 г N 70203 принадлежал на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок, находящийся по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Физкультурная, 143 "а", площадью 4 129,0 кв. м (т. 1 л.д. 47).
Согласно акту приема-передачи имущества от АООТ ИСК "Домостроитель" в ЗАО "Строительное управление N 3" от 30.10.1995 г. передан земельный участок площадью 0, 4129 га (т. 1 л.д. 40-41).
Постановлением Главы города Самары N 3670 от 29.12.2005 г. утвержден проект границ земельного участка площадью 4 734,91 кв. м, занимаемого производственной базой и расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Физкультурная, 143 "а" (т. 1 л.д. 20, 21).
Впоследствии земельный участок поставлен на кадастровый учет под номером 63:01:07:34 002:0028, что подтверждается кадастровым планом земельного участка от 12.10.2006 г. (т. 1 л.д. 22-34).
07.12.2006 г. заявитель обратился в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за выкуп, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Физкультурная, 143 "а", кадастровый номер 63:01:07:34002:0028 (л.д. 37).
Министерство письмом N 07-28/1-0489 от 14.03.2007 г. отказало Обществу, указав, что заявитель не представил документы, подтверждающие право собственности на другие строения, находящиеся на испрашиваемом земельном участке.
Одним из основных принципов земельного законодательства, предусмотренного п. 5 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ о единстве судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случае, установленных федеральными законами.
Частью 1 ст. 36 ЗК РФ установлено приоритетное право на приватизацию земельных участков, выкуп или приобретение права аренды земельных участков у граждан и юридических лиц - собственников зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с выпиской из реестра Самарского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация" по данным реестра 29.11.1996 г. зарегистрировано право собственности ЗАО "Строительное управление N 3" на объект недвижимости - нежилое здание по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Физкультурная, 143 "а" (л.д. 35).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что на испрашиваемом в собственность земельном участке находится четыре строения, занимающие соответственно площади: 1900,3 кв. м; 29,67 кв. м; 43,42 кв. м и 21,45 кв. м (л.д. 24). База ОГМ, находящаяся на земельном участке площадью 1900,3 кв. м принадлежит Обществу на праве собственности на основании договора от 02.02.1996 г. (л.д. 39).
Из материалов дела следует, что земельный участок площадью 4734,91 кв. м сформирован под производственную базу (л.д. 22).
Как установлено судом первой инстанции, строения площадью 29,67 кв. м; 43,42 кв. м и 21,45 кв. м, находящиеся на испрашиваемом земельном участке, представляют собой подсобные помещения, которые фактически используются Обществом. Заявителем предпринимались меры к получению правоустанавливающих документов на данные строения, однако результатов не получено.
Права на подсобные помещения не зарегистрированы ни до 1998 года, когда регистрацию прав на такое недвижимое имущество осуществляло БТИ, ни после 1998 года, когда регистрация прав на здания стала производиться в ФРС по Самарской области, что подтверждается выпиской из реестра от 14.11.2006 г. серии 36 ААА N 165004 и письмом ФРС по Самарской области от 24.11.2006 г. N 01/062/2006-1004 (л.д. 35, 36).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что права третьих лиц не могут быть нарушены предоставлением ЗАО "Строительное управление N 3" в собственность земельного участка, сформированного под принадлежащую Обществу производственную базу, необходимого для ее использования по назначению.
Поскольку подсобные помещения используются Обществом непосредственно для осуществления им предпринимательской деятельности совместно с производственной базой, судом первой инстанции обоснованно указано, что подсобные помещения и производственная база, находящаяся на земельном участке, составляют единый имущественный комплекс.
Данные обстоятельства ответчиком не опровергнуты.
Согласно п. 1 ст. 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлена Земельным кодексом, федеральными законами.
В соответствии с Порядком предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74, в случае, если на земельном участке располагаются здания, строения, сооружения, заявители представляют заверенные в установленном порядке копии свидетельств о государственной регистрации прав на данные объекты, а также иные документы, подтверждающие возникновение прав заявителя на эти объекты в соответствии с действующим законодательством.
Обществом представлены в Министерство правоустанавливающий документ, подтверждающий возникновение права собственности на строение, для которого сформирован земельный участок, так и документы об отсутствии сведений о правообладателях на подсобные помещения.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет как единый объект недвижимости, а не как совокупность нескольких участков под каждым из строений, границы и площадь которого согласованы и утверждены.
Кроме того, судом первой инстанции правомерно указано, что Министерством не учтено Постановление Главы города Самара N 3670 от 29.12.2005 г., согласно п. 3 которого указанный земельный участок предоставлен Обществу в аренду сроком на пять лет с правом выкупа в собственность; в соответствии с п. 6.5 Постановления заявителю рекомендовано сдать свидетельство о праве постоянного пользования земельным участком от 12.06.1993 г. N 70203 в отдел по городу Самаре Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области для аннулирования.
Данное постановление вынесено органом в пределах предоставленных ему на тот период полномочий по распоряжению земельными участками в городе Самара.
Согласно п. 2.3. Регламента предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, решения о предоставлении земельных участков гражданам и юридическим лицам, соответствующие требованиям действующего законодательства, в соответствии с которыми не были заключены в установленном порядке соответствующие договоры, являются основанием для принятия департаментом решения о предоставлении земельных участков указанным гражданам и юридическим лицам и последующего заключения соответствующих договоров.
Постановление Главы города Самары N 3670 от 29.12.2005 г. является действующим ненормативным актом как на момент обращения Общества в Министерство, так и в настоящее время, так как не отменено, не признано недействительным, не оспорено в судебном порядке. Следовательно, суд считает, что Постановление Главы города Самары N 3670 от 29.12.2005 г. можно рассматривать в качестве основания для принятия решения о предоставлении земельного участка.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции, что оспариваемое решение Министерства имущественных отношений Самарской области не соответствует требованиям ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, одновременно нарушая права и интересы Общества и создавая препятствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, является правильным.
С учетом изложенного судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования заявителя.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 21 февраля 2008 г. по делу N А55-4757/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.Ю.МАРЧИК
Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)