Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 1 сентября 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 8 сентября 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зориной Ю.В., судей Зайцевой А.Я. и Романовой А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мельничук И.Л.,
при участии от открытого акционерного общества "Вологдастрой" Шевердова Е.А. по доверенности от 10.01.2014 N 3/2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Вологды на решение Арбитражного суда Вологодской области от 6 июня 2014 года по делу N А13-1842/2014 (судья Свиридовская М.Б.),
установил:
открытое акционерное общество "Вологдастрой" (ОГРН 1023500885440; далее - Общество, ОАО "Вологдастрой") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Вологодской области (ОГРН 1023500873802; далее - Кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости:
- - земельного участка с кадастровым номером 35:24:0401013:2840, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоэтажные жилые дома, общей площадью 42 884 кв. м, расположенного по адресу: Вологодская область, г. Вологда, ул. Гагарина, в размере его рыночной стоимости равной - 44 482 руб. 68 коп.;
- - земельного участка с кадастровым номером 35:24:0401013:2841, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоэтажные жилые дома, общей площадью 6686 кв. м, расположенного по адресу: Вологодская область, г. Вологда, ул. Гагарина, в размере его рыночной стоимости равной - 7 640 827 руб. 66 коп.;
- - земельного участка с кадастровым номером 35:24:0401013:2842, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоэтажные жилые дома, общей площадью 5512 кв. м, расположенного по адресу: Вологодская область, г. Вологда, ул. Гагарина, в размере его рыночной стоимости равной - 6 462 599 руб. 52 коп.;
- - земельного участка с кадастровым номером 35:24:0403003:932, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, общей площадью 9973 кв. м, расположенного по адресу: Вологодская область, г. Вологда, Окружное шоссе, в размере его рыночной стоимости равной - 11 732 336 руб. 93 коп.;
- - земельного участка с кадастровым номером 35:24:0403003:918, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, общей площадью 18 291 кв. м, расположенного по адресу: Вологодская область, г. Вологда, Окружное шоссе, в размере его рыночной стоимости равной - 20 940 085 руб. 53 коп.;
- - земельного участка с кадастровым номером 35:24:0403003:931, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, общей площадью 13 309 кв. м, расположенного по адресу: Вологодская область, г. Вологда, Окружное шоссе, в размере его рыночной стоимости равной - 15 656 840 руб. 69 коп.;
- - земельного участка с кадастровым номером 35:24:0401014:268, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоэтажные жилые дома, общей площадью 290 кв. м, расположенного по адресу: Вологодская область, г. Вологда, ул. Гагарина, д. 69, в размере его рыночной стоимости равной - 360 905 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 35:24:0401014:42, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоэтажные жилые дома, общей площадью 631 кв. м, расположенного по адресу: Вологодская область, г. Вологда, ул. Гагарина, д. 67, в размере его рыночной стоимости равной - 785 279 руб. 50 коп.;
- - земельного участка с кадастровым номером 35:24:0401014:141, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоэтажные жилые дома, общей площадью 686 кв. м, адрес объекта: установлено относительно ориентира жилой дом, расположенный в границах участка, адрес ориентира: Вологодская область, г. Вологда, ул. Гагарина, д. 65, в размере его рыночной стоимости равной - 853 727 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 35:24:0401014:127, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоэтажные жилые дома, общей площадью 767 кв. м, адрес объекта: установлено относительно ориентира жилой дом, расположенный в границах участка, адрес ориентира: Вологодская область, г. Вологда, ул. Гагарина, д. 63, в размере его рыночной стоимости равной - 954 531 руб. 50 коп.;
- - земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203003:101, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения производственной деятельности, общей площадью 1004 кв. м, адрес объекта: Вологодская область, г. Вологда, ул. Элеваторная, д. 37а, в размере его рыночной стоимости равной - 171 654 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203003:138, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания административного здания, общей площадью 3582 кв. м, адрес объекта: Вологодская область, г. Вологда, ул. Элеваторная, д. 37а, в размере его рыночной стоимости равной - 3 979 279 руб. 62 коп.;
- - земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203009:354, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания зданий производственного назначения, общей площадью 12 557 кв. м, адрес объекта: Вологодская область, г. Вологда, ул. Элеваторная, д. 26, в размере его рыночной стоимости равной - 1 603 403 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203009:20, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания производственной базы, общей площадью 4240 кв. м, адрес объекта: Вологодская область, г. Вологда, ул. Элеваторная, д. 26а, в размере его рыночной стоимости равной - 582 449 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203003:106, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания зданий складов, здания административного и ремонтных боксов, здания ремонтных мастерских и административно-бытового корпуса, общей площадью 22 293 кв. м, адрес объекта: Вологодская, область, г. Вологда, ул. Элеваторная, д. 37а, в размере его рыночной стоимости равной - 2 783 058 руб.
В обоснование своих требований истец ссылается на то, что кадастровая стоимость земельных участков применяется для целей налогообложения, ее увеличение влечет за собой значительное увеличение земельного налога, а также размера арендной платы, что существенно затрагивает экономические интересы общества, в качестве правового обоснования указывает нормы статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а также положения Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области и администрация города Вологды (далее - Администрация).
Решением суда от 06.06.2014 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Администрация с судебным актом не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм процессуального права, просит решение отменить полностью и принять по делу новый судебный акт. Доводы жалобы сводятся к следующему. Согласно отчету N 13/40 независимым оценщиком проводится оценка земельных участков, предназначенных для эксплуатации административных и производственных зданий и строящихся многоквартирных жилых домов, которые находятся на данных участках, однако оценщиком устанавливается рыночная стоимость земельных участков без учета данных объектов, участки оценщик оценивает как условно свободные, что влечет существенное снижение стоимости земельных участков. Из отчета не следует, что данное обстоятельство принималось во внимание, поскольку в качестве объектов-аналогов избраны участки, в отношении которых не имеется сведений о наличии на них каких-либо объектов недвижимости. В отношении одного из вышеперечисленных земельных участков с истцом заключен договор аренды, участок находятся в не разграниченной государственной собственности, полномочия по эффективному распоряжению которыми осуществляет Администрация, в связи с чем, у уполномоченного органа имеется экономический интерес как арендодателя в отношении размера арендной платы, которая исчисляется также исходя из кадастровой стоимости земельных участков. Администрацией заявлялось ходатайство о проведении судебной экспертизы по определению рыночной стоимости земельных участков, однако судом данное ходатайство не удовлетворено.
ОАО "Вологдастрой" в возражениях на апелляционную жалобу и представитель в судебном заседании просят решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Ответчик надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направил. Кадастровая палата и Управление ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие их представителей. Дело рассмотрено в отсутствие ответчика и третьих лиц в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы жалобы, возражений на нее, заслушав представителя истца, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, апелляционная инстанция находит жалобу не подлежащей удовлетворению ввиду следующего.
Как видно из материалов дела, истец является собственником вышеуказанных земельных участков.
Право собственности истца на указанные земельные участки подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, копии которых представлены в материалы дела.
Кроме этого, истец в соответствии с договором аренды N 24-6321А является арендатором земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203003:106, расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Элеваторная, д. 37а.
Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области", вступившим в силу 18.01.2013, установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0401013:2840 в размере 125 541 194 руб. 64 коп., земельного участка с кадастровым номером 35:24:0401013:2841 в размере 19 572 997 руб. 56 коп., земельного участка с кадастровым номером 35:24:0401013:2842 в размере 16 136 159 руб. 52 коп., земельного участка с кадастровым номером 35:24:0403003:932 в размере 117 767 965 руб. 64 коп., земельного участка с кадастровым номером 35:24:0403003:918 в размере 216 981 926 руб. 07 коп., земельного участка с кадастровым номером 35:24:0403003:931 в размере 157 161 722 руб. 12 коп., земельного участка с кадастровым номером 35:24:0401014:268 в размере 3 671 861 руб. 10 коп., земельного участка с кадастровым номером 35:24:0401014:42 в размере 7 989 463 руб. 29 коп., земельного участка с кадастровым номером 35:24:0401014:141 в размере 8 685 850 руб. 74 коп., земельного участка с кадастровым номером 35:24:0401014:127 в размере 9 711 439 руб. 53 коп., земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203003:101 в размере 962 374 руб. 16 коп., земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203003:138 в размере 6 555 561 руб. 48 коп., земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203009:354 в размере 11 919 857 руб. 82 коп., земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203009:20 в размере 4 024 862 руб. 40 коп., земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203003:106 в размере 1 087 871 руб. 48 коп.
В обоснование заявленной позиции истец ссылается на отчет независимого оценщика Рогулиной Л.А. (члена некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация "Деловой союз оценщиков" (далее - НП "СРО "Деловой союз оценщиков") от 06.12.2013 N 13/40 об оценке рыночной стоимости указанных земельных участков по состоянию на 02.06.2012 и экспертное заключение НП "СРО "Деловой союз оценщиков" от 26.12.2013 N 1451/12/13 на отчет оценщика Рогулиной Л.А.
Полагая, что кадастровая стоимость земельных участков должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, истец обратился в Арбитражный суд Вологодской области с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал требования законными, обоснованными и удовлетворил их.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.
В соответствии с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, требования истца подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства.
В силу пункта 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила). В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В соответствии с пунктом 1 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и его территориальными органами. Согласно пункту 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости ее функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) органа кадастрового учета при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяются Административным регламентом исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденным приказом Министерства торговли и экономического развития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215.
Порядок определения кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка устанавливается Методическими указаниями, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222.
Вместе с тем Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) внесены изменения в пункт 3 статьи 66 ЗК РФ. Согласно новой редакции пункта 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Этим же законом Закон N 135-ФЗ был дополнен главой III.1 "Государственная кадастровая оценка", в статье 24.19 которой указывается, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ отчет N 13/40 об оценке рыночной стоимости земельных участков (т. 1, л. 29 - 170; т. 2, л. 1 - 179) с точки зрения его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, сделал обоснованный вывод об их соответствии критериям относимости, допустимости и достоверности доказательств.
Соответствие данного отчета требованиям Закона N 135-ФЗ, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартам и правилам оценочной деятельности подтверждено экспертным заключением от 26.12.2013 N 1451/12/13 (т. 3, л. 1 - 15), выполненными экспертом НП "СРО "Деловой союз оценщиков".
На основании статьи 12 Закона N 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
При рассмотрении дела ни ответчик, ни Администрация не представили доказательств того, что рыночная стоимость спорных земельных участков является иной, чем указано истцом с представлением соответствующих доказательств.
Согласно экспертному заключению от 26.12.2013 N 1451/12/13 отчет N 13/40 соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, в том числе требованиям Закона N 135-ФЗ, а также требованиям федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности НП "СРО "Деловой союз оценщиков".
Принимая во внимание то обстоятельство, что в отношении отчета N 13/40 имеется положительное экспертное заключение НП "СРО "Деловой союз оценщиков", доказательств недостоверности величины определенной оценщиком рыночной стоимости не представлено, суд апелляционной инстанции не находит оснований для признания этой величины недостоверной.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.
Ссылка подателя жалобы на то, что суд первой инстанции не обоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о назначении экспертизы, не может быть принята во внимание, поскольку данное ходатайство было заявлено устно (в материалах дела отсутствует текст ходатайства), должным образом не мотивировано, не указаны экспертные учреждения, денежные средства по оплате экспертизы на депозитный счет суда первой инстанции не были внесены, а также в ходатайстве отсутствовали доводы и основания для признания отчета независимого оценщика Рогулиной Л.А. N 13/40 несоответствующим действующему законодательству.
Иного отчета об оценке земельных участков либо иных документов, ставящих под сомнение правильность представленного истцом отчета, Администрация не представила.
С учетом изложенного апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в федеральный бюджет не взыскивается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 6 июня 2014 года по делу N А13-1842/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Вологды - без удовлетворения.
Председательствующий
Ю.В.ЗОРИНА
Судьи
А.Я.ЗАЙЦЕВА
А.В.РОМАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.09.2014 ПО ДЕЛУ N А13-1842/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 сентября 2014 г. по делу N А13-1842/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 1 сентября 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 8 сентября 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зориной Ю.В., судей Зайцевой А.Я. и Романовой А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мельничук И.Л.,
при участии от открытого акционерного общества "Вологдастрой" Шевердова Е.А. по доверенности от 10.01.2014 N 3/2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Вологды на решение Арбитражного суда Вологодской области от 6 июня 2014 года по делу N А13-1842/2014 (судья Свиридовская М.Б.),
установил:
открытое акционерное общество "Вологдастрой" (ОГРН 1023500885440; далее - Общество, ОАО "Вологдастрой") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Вологодской области (ОГРН 1023500873802; далее - Кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости:
- - земельного участка с кадастровым номером 35:24:0401013:2840, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоэтажные жилые дома, общей площадью 42 884 кв. м, расположенного по адресу: Вологодская область, г. Вологда, ул. Гагарина, в размере его рыночной стоимости равной - 44 482 руб. 68 коп.;
- - земельного участка с кадастровым номером 35:24:0401013:2841, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоэтажные жилые дома, общей площадью 6686 кв. м, расположенного по адресу: Вологодская область, г. Вологда, ул. Гагарина, в размере его рыночной стоимости равной - 7 640 827 руб. 66 коп.;
- - земельного участка с кадастровым номером 35:24:0401013:2842, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоэтажные жилые дома, общей площадью 5512 кв. м, расположенного по адресу: Вологодская область, г. Вологда, ул. Гагарина, в размере его рыночной стоимости равной - 6 462 599 руб. 52 коп.;
- - земельного участка с кадастровым номером 35:24:0403003:932, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, общей площадью 9973 кв. м, расположенного по адресу: Вологодская область, г. Вологда, Окружное шоссе, в размере его рыночной стоимости равной - 11 732 336 руб. 93 коп.;
- - земельного участка с кадастровым номером 35:24:0403003:918, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, общей площадью 18 291 кв. м, расположенного по адресу: Вологодская область, г. Вологда, Окружное шоссе, в размере его рыночной стоимости равной - 20 940 085 руб. 53 коп.;
- - земельного участка с кадастровым номером 35:24:0403003:931, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, общей площадью 13 309 кв. м, расположенного по адресу: Вологодская область, г. Вологда, Окружное шоссе, в размере его рыночной стоимости равной - 15 656 840 руб. 69 коп.;
- - земельного участка с кадастровым номером 35:24:0401014:268, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоэтажные жилые дома, общей площадью 290 кв. м, расположенного по адресу: Вологодская область, г. Вологда, ул. Гагарина, д. 69, в размере его рыночной стоимости равной - 360 905 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 35:24:0401014:42, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоэтажные жилые дома, общей площадью 631 кв. м, расположенного по адресу: Вологодская область, г. Вологда, ул. Гагарина, д. 67, в размере его рыночной стоимости равной - 785 279 руб. 50 коп.;
- - земельного участка с кадастровым номером 35:24:0401014:141, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоэтажные жилые дома, общей площадью 686 кв. м, адрес объекта: установлено относительно ориентира жилой дом, расположенный в границах участка, адрес ориентира: Вологодская область, г. Вологда, ул. Гагарина, д. 65, в размере его рыночной стоимости равной - 853 727 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 35:24:0401014:127, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоэтажные жилые дома, общей площадью 767 кв. м, адрес объекта: установлено относительно ориентира жилой дом, расположенный в границах участка, адрес ориентира: Вологодская область, г. Вологда, ул. Гагарина, д. 63, в размере его рыночной стоимости равной - 954 531 руб. 50 коп.;
- - земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203003:101, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения производственной деятельности, общей площадью 1004 кв. м, адрес объекта: Вологодская область, г. Вологда, ул. Элеваторная, д. 37а, в размере его рыночной стоимости равной - 171 654 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203003:138, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания административного здания, общей площадью 3582 кв. м, адрес объекта: Вологодская область, г. Вологда, ул. Элеваторная, д. 37а, в размере его рыночной стоимости равной - 3 979 279 руб. 62 коп.;
- - земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203009:354, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания зданий производственного назначения, общей площадью 12 557 кв. м, адрес объекта: Вологодская область, г. Вологда, ул. Элеваторная, д. 26, в размере его рыночной стоимости равной - 1 603 403 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203009:20, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания производственной базы, общей площадью 4240 кв. м, адрес объекта: Вологодская область, г. Вологда, ул. Элеваторная, д. 26а, в размере его рыночной стоимости равной - 582 449 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203003:106, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания зданий складов, здания административного и ремонтных боксов, здания ремонтных мастерских и административно-бытового корпуса, общей площадью 22 293 кв. м, адрес объекта: Вологодская, область, г. Вологда, ул. Элеваторная, д. 37а, в размере его рыночной стоимости равной - 2 783 058 руб.
В обоснование своих требований истец ссылается на то, что кадастровая стоимость земельных участков применяется для целей налогообложения, ее увеличение влечет за собой значительное увеличение земельного налога, а также размера арендной платы, что существенно затрагивает экономические интересы общества, в качестве правового обоснования указывает нормы статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а также положения Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области и администрация города Вологды (далее - Администрация).
Решением суда от 06.06.2014 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Администрация с судебным актом не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм процессуального права, просит решение отменить полностью и принять по делу новый судебный акт. Доводы жалобы сводятся к следующему. Согласно отчету N 13/40 независимым оценщиком проводится оценка земельных участков, предназначенных для эксплуатации административных и производственных зданий и строящихся многоквартирных жилых домов, которые находятся на данных участках, однако оценщиком устанавливается рыночная стоимость земельных участков без учета данных объектов, участки оценщик оценивает как условно свободные, что влечет существенное снижение стоимости земельных участков. Из отчета не следует, что данное обстоятельство принималось во внимание, поскольку в качестве объектов-аналогов избраны участки, в отношении которых не имеется сведений о наличии на них каких-либо объектов недвижимости. В отношении одного из вышеперечисленных земельных участков с истцом заключен договор аренды, участок находятся в не разграниченной государственной собственности, полномочия по эффективному распоряжению которыми осуществляет Администрация, в связи с чем, у уполномоченного органа имеется экономический интерес как арендодателя в отношении размера арендной платы, которая исчисляется также исходя из кадастровой стоимости земельных участков. Администрацией заявлялось ходатайство о проведении судебной экспертизы по определению рыночной стоимости земельных участков, однако судом данное ходатайство не удовлетворено.
ОАО "Вологдастрой" в возражениях на апелляционную жалобу и представитель в судебном заседании просят решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Ответчик надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направил. Кадастровая палата и Управление ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие их представителей. Дело рассмотрено в отсутствие ответчика и третьих лиц в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы жалобы, возражений на нее, заслушав представителя истца, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, апелляционная инстанция находит жалобу не подлежащей удовлетворению ввиду следующего.
Как видно из материалов дела, истец является собственником вышеуказанных земельных участков.
Право собственности истца на указанные земельные участки подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, копии которых представлены в материалы дела.
Кроме этого, истец в соответствии с договором аренды N 24-6321А является арендатором земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203003:106, расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Элеваторная, д. 37а.
Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области", вступившим в силу 18.01.2013, установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0401013:2840 в размере 125 541 194 руб. 64 коп., земельного участка с кадастровым номером 35:24:0401013:2841 в размере 19 572 997 руб. 56 коп., земельного участка с кадастровым номером 35:24:0401013:2842 в размере 16 136 159 руб. 52 коп., земельного участка с кадастровым номером 35:24:0403003:932 в размере 117 767 965 руб. 64 коп., земельного участка с кадастровым номером 35:24:0403003:918 в размере 216 981 926 руб. 07 коп., земельного участка с кадастровым номером 35:24:0403003:931 в размере 157 161 722 руб. 12 коп., земельного участка с кадастровым номером 35:24:0401014:268 в размере 3 671 861 руб. 10 коп., земельного участка с кадастровым номером 35:24:0401014:42 в размере 7 989 463 руб. 29 коп., земельного участка с кадастровым номером 35:24:0401014:141 в размере 8 685 850 руб. 74 коп., земельного участка с кадастровым номером 35:24:0401014:127 в размере 9 711 439 руб. 53 коп., земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203003:101 в размере 962 374 руб. 16 коп., земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203003:138 в размере 6 555 561 руб. 48 коп., земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203009:354 в размере 11 919 857 руб. 82 коп., земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203009:20 в размере 4 024 862 руб. 40 коп., земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203003:106 в размере 1 087 871 руб. 48 коп.
В обоснование заявленной позиции истец ссылается на отчет независимого оценщика Рогулиной Л.А. (члена некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация "Деловой союз оценщиков" (далее - НП "СРО "Деловой союз оценщиков") от 06.12.2013 N 13/40 об оценке рыночной стоимости указанных земельных участков по состоянию на 02.06.2012 и экспертное заключение НП "СРО "Деловой союз оценщиков" от 26.12.2013 N 1451/12/13 на отчет оценщика Рогулиной Л.А.
Полагая, что кадастровая стоимость земельных участков должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, истец обратился в Арбитражный суд Вологодской области с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал требования законными, обоснованными и удовлетворил их.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.
В соответствии с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, требования истца подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства.
В силу пункта 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила). В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В соответствии с пунктом 1 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и его территориальными органами. Согласно пункту 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости ее функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) органа кадастрового учета при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяются Административным регламентом исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденным приказом Министерства торговли и экономического развития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215.
Порядок определения кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка устанавливается Методическими указаниями, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222.
Вместе с тем Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) внесены изменения в пункт 3 статьи 66 ЗК РФ. Согласно новой редакции пункта 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Этим же законом Закон N 135-ФЗ был дополнен главой III.1 "Государственная кадастровая оценка", в статье 24.19 которой указывается, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ отчет N 13/40 об оценке рыночной стоимости земельных участков (т. 1, л. 29 - 170; т. 2, л. 1 - 179) с точки зрения его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, сделал обоснованный вывод об их соответствии критериям относимости, допустимости и достоверности доказательств.
Соответствие данного отчета требованиям Закона N 135-ФЗ, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартам и правилам оценочной деятельности подтверждено экспертным заключением от 26.12.2013 N 1451/12/13 (т. 3, л. 1 - 15), выполненными экспертом НП "СРО "Деловой союз оценщиков".
На основании статьи 12 Закона N 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
При рассмотрении дела ни ответчик, ни Администрация не представили доказательств того, что рыночная стоимость спорных земельных участков является иной, чем указано истцом с представлением соответствующих доказательств.
Согласно экспертному заключению от 26.12.2013 N 1451/12/13 отчет N 13/40 соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, в том числе требованиям Закона N 135-ФЗ, а также требованиям федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности НП "СРО "Деловой союз оценщиков".
Принимая во внимание то обстоятельство, что в отношении отчета N 13/40 имеется положительное экспертное заключение НП "СРО "Деловой союз оценщиков", доказательств недостоверности величины определенной оценщиком рыночной стоимости не представлено, суд апелляционной инстанции не находит оснований для признания этой величины недостоверной.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.
Ссылка подателя жалобы на то, что суд первой инстанции не обоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о назначении экспертизы, не может быть принята во внимание, поскольку данное ходатайство было заявлено устно (в материалах дела отсутствует текст ходатайства), должным образом не мотивировано, не указаны экспертные учреждения, денежные средства по оплате экспертизы на депозитный счет суда первой инстанции не были внесены, а также в ходатайстве отсутствовали доводы и основания для признания отчета независимого оценщика Рогулиной Л.А. N 13/40 несоответствующим действующему законодательству.
Иного отчета об оценке земельных участков либо иных документов, ставящих под сомнение правильность представленного истцом отчета, Администрация не представила.
С учетом изложенного апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в федеральный бюджет не взыскивается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 6 июня 2014 года по делу N А13-1842/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Вологды - без удовлетворения.
Председательствующий
Ю.В.ЗОРИНА
Судьи
А.Я.ЗАЙЦЕВА
А.В.РОМАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)