Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 15.04.2015 ПО ДЕЛУ N 33-6167/2015

Требование: 1) О признании незаконным бездействия местной администрации, выразившегося в непринятии в установленный срок решения; 2) Об обязании принять решение о предоставлении участка, заключить договор аренды.

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Гражданин ссылался на непринятие решения о предоставлении ему участка для ведения личного подсобного хозяйства.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 апреля 2015 г. по делу N 33-6167/2015


Судья Рудковская О.А.

Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Шурыгиной Л.Г.,
судей Гылкэ Д.И.,
Захаровой О.А.,
при секретаре Ушаковой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению У. о признании незаконным бездействия Администрации городского округа <...> по апелляционной жалобе представителя заявителя У. - Ц. на решение Первоуральского городского суда Свердловской области от 22.01.2015.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя заявителя У. - Ц., представителей заинтересованных лиц Администрации городского округа <...> Н., Первоуральского муниципального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" Р., судебная коллегия

установила:

заявитель У. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие Администрации городского округа <...>, выразившиеся в непринятии в установленный законом срок решения о предоставлении в аренду на 10 лет земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу <...>, для ведения личного подсобного хозяйства, обязать Администрацию городского округа <...> принять решение о предоставлении У. в аренду указанного земельного участка и в недельный срок с момента принятия такого решения решить вопрос по заключению с У. договора аренды земельного участка.
В обоснование заявления указал, что <...> обратился в Администрацию городского округа <...> с заявлением о предоставлении в аренду на 10 лет земельного участка, расположенного по адресу <...> общей площадью 1200 кв. м. <...> Муниципальной межведомственной комиссией принято решение о согласовании предоставления земельного участка в аренду на 10 лет для ведения личного подсобного хозяйства без вырубки и распашки земли, <...> в газете <...> опубликовано сообщение о предоставлении испрашиваемого У. земельного участка.
<...> Администрация городского округа <...> вынесла постановление N "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу <...> для ведения личного подсобного хозяйства".
<...> сведения о данном земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости и заявителем получен кадастровый паспорт.
<...> заявитель обратился в <...> представив кадастровые паспорта на земельный участок для подготовки постановления о предоставлении земельного участка.
Заявитель указывает, что в нарушение ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления бездействует; решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка не принимает. Указанное бездействие является незаконным и нарушает право У. на приобретение в аренду земельного участка.
Решением суда требования У. удовлетворены частично. Бездействие Администрации городского округа <...> выразившееся в непринятии в установленный законом срок решения о предоставлении заявителю в аренду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства признано незаконным, в остальной части требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель заявителя Ц. просит указанный судебный акт изменить, принять решение об удовлетворении требований заявителя в полном объеме. Полагает, что суд неверно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применил нормы материального и процессуального права. Суд не принял во внимание, что постановление органа местного самоуправления <...> от <...> об отмене ранее принятого постановления от <...> N "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане" вынесено после обращения У. в суд за защитой нарушенных прав. Администрация городского округа <...> не доказала законность указанного постановления, что является нарушением правил ч. 1 ст. 249 ГПК РФ. Настаивает, что имелись основания для удовлетворения требований о возложении на Администрацию обязанностей принять решение о предоставлении земельного участка и решить вопрос по заключению договора аренды земельного участка, поскольку процедура предоставления земельного участка, предусмотренная ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, соблюдена.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя У. - Ц. на требованиях и доводах апелляционной жалобы настаивал, представители заинтересованных лиц Администрации городского округа <...> Н., <...> муниципального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" Р. полагая решение суда законным и обоснованным просили оставить его без изменения, апелляционную жалобу представителя заявителя - без удовлетворения.
Заявитель, представитель <...> отдела филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по <...> в судебное заседание не явились. Как следует из материалов дела, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы заявитель извещен телефонограммой 03.04.2015, <...> отдел филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" - по факсимильной связи 03.04.2015.
Принимая во внимание, что не явившиеся в судебное заседание лица извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, о причинах неявки суду не сообщили, руководствуясь ч. 1 ст. 327, ч. 2 ст. 257 ГПК РФ, судебная коллегия определила рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и проверив в их пределах обжалуемое решение, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что <...> У. обратился в Администрацию городского округа <...> с заявлением о предоставлении в аренду на 10 лет для ведения личного подсобного хозяйства земельного участка, расположенного по адресу <...>, общей площадью 1200 кв. м
<...> Муниципальной межведомственной комиссией по выбору земельных участков на территории городского округа <...> принято решение о согласовании У. предоставления земельного участка в аренду на 10 лет для ведения личного подсобного хозяйства без вырубки и распашки леса.
<...> и.о. Главы городского округа <...> вынесено постановление N об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу <...> для ведения личного подсобного хозяйства (категория земель - земли сельскохозяйственного назначения). Согласно указанному постановлению У. следовало провести государственный кадастровый учет земельного участка.
<...> сведения о земельном участке по вышеуказанному адресу внесены в государственный кадастр недвижимости (л. д. 24), участку присвоен кадастровый номер N
<...> заявитель обратился в <...> для подготовки постановления о предоставлении земельного участка, представив кадастровый паспорт на земельный участок.
Вместе с тем, <...> Муниципальной межведомственной комиссией по выбору земельных участков на территории городского округа <...> принято решение об отказе в предоставлении земельного участка площадью 1200 кв. м в аренду на 10 лет для ведения личного подсобного хозяйства по адресу <...> в связи с тем, что заявленный вид разрешенного использования земельного участка не соответствует Генеральному плану и Правилам землепользования и застройки территории городского округа <...> (земли сельхозназначения).
<...> Глава Администрации городского округа <...> отменил постановление Администрации городского округа <...> от <...> N "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу <...> для ведения личного подсобного хозяйства".
Предметом проверки по настоящему делу является бездействие Администрации городского округа <...> по непринятию решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, до <...> был определен в ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно указанной правовой норме граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
Аналогичные положения предусмотрены Правилами землепользования и застройки территории городского округа <...> Свердловской области, утвержденными решением <...> городской Думы от 26.08.2010 N 241.
Согласно ст. 13 Правил землепользования и застройки территории городского округа <...> подготовку схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и проектов решений (постановлений) об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории осуществляет ПМУ "Кадастровая палата".
Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Исполнительный орган местного самоуправления (Глава ГО <...> в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, и направляет ему указанное решение с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Подготовку проектов решений (постановлений) о предоставлении земельного участка осуществляет ПМУ "Кадастровая палата". Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 7 настоящей статьи решения.
Исходя из того, что органом местного самоуправления в срок, установленный вышеприведенными нормативными актами, решения по вопросу предоставления земельного участка заявителю принято не было, суд обоснованно пришел к выводу, что Администрацией городского округа <...> допущено незаконное бездействие. Решение суда в указанной части лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Проверяя в пределах доводов жалобы решение суда в части отказа в удовлетворении требований заявителя о возложении обязанности на Администрацию городского округа <...> принять решение о предоставлении У. в аренду указанного земельного участка и в недельный срок с момента принятия такого решения решить вопрос по заключению с У. договора аренды земельного участка, судебная коллегия оснований для отмены решения суда в указанной части также не усматривает.
<...> постановлением Администрации городского округа <...> N отменено постановление Администрации городского округа <...> от <...> N "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу <...> для ведения личного подсобного хозяйства". Указанное постановление не оспорено заявителем и не признано незаконным. Между тем, в силу ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является начальным этапом формирования земельного участка; указанная схема подлежит включению в состав межевого плана.
Принимая во внимание, наличие не оспоренного решения органа местного самоуправления от <...> об отказе в предоставлении У. земельного участка, а также постановления Администрации городского округа <...> от <...>, которым отменено постановление Администрации городского округа <...> от <...> N об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, и учитывая, что сведения о земельном участке N в государственном кадастре недвижимости носят временный характер (ч. 1 ст. 25, ч. 4 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ), в связи с чем могут быть исключены из государственного кадастра недвижимости по заявлению собственника, суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для возложения обязанности на Администрацию городского округа <...> принять решение о предоставлении У. в аренду указанного земельного участка и в недельный срок с момента принятия такого решения решить вопрос по заключению с У. договора аренды земельного участка.
Довод представителя заявителя о том, что постановление <...> от <...> об отмене ранее принятого постановления от <...> N об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане вынесено после обращения У. в суд за защитой нарушенных прав правового значения не имеет. Не может быть признана состоятельной и ссылка автора жалобы на несоответствие указанного постановления требованиям закона, поскольку данный ненормативный акт органа местного самоуправления образует самостоятельный предмет оспаривания.
Нарушений или неправильного применения норм материального права или норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решение суда в апелляционном порядке в силу п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Первоуральского городского суда Свердловской области от 22.01.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя заявителя У. - Ц. без удовлетворения.

Председательствующий
Л.Г.ШУРЫГИНА

Судьи
Д.И.ГЫЛКЭ
О.А.ЗАХАРОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)