Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 октября 2014 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: С.Ю. Лесненко
Судей: С.И. Гребенщикова, О.В. Цирулик
при участии:
от ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" - Балюк Н.Н., представитель по доверенности от 23.01.2012 N 20/560
от иных участвующих в деле лиц - представители не явились
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы"
на решение от 17.02.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2014
по делу N А04-7638/2013
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Аныш Д.С., в апелляционном суде судьи: Пескова Т.Д., Балинская И.И., Сапрыкина Е.И.
Арбитражного суда Амурской области
по заявлению открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы"
к Министерству имущественных отношений Амурской области
третьи лица: открытое акционерное общество "Ленинское", общество с ограниченной ответственностью "Амурский Партизан", сельскохозяйственный производственный кооператив "Искра", колхоз "Колос"
о признании отказа незаконным
Открытое акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (ОГРН 1024701893336, ИНН 4716016979, место нахождения: г. Москва, ул. Челомея, 5А; далее - ОАО "ФСК ЕЭС", компания) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Амурской области (ОГРН 1082801003340, ИНН 2801130929, место нахождения: г. Благовещенск, ул. Ленина, 135; далее - министерство) в предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами: 28:25:010512:11, 28:25:010808:11, 28:25:010324:28, 28:19:011605:61 для строительства линейного объекта, изложенного в письме от 24.07.2013 N 07-16/4835. В качестве способа восстановления нарушенного права компания просила обязать уполномоченный орган принять решение и совершить действия по предоставлению заявителю указанных земельных участков в аренду сроком до 16.07.2016 (с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены: открытое акционерное общество "Ленинское", общество с ограниченной ответственностью "Амурский Партизан", сельскохозяйственный производственный кооператив "Искра", колхоз "Колос".
Решением Арбитражного суда Амурской области от 17.02.2014, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что отсутствие документов территориального планирования Российской Федерации в области энергетики исключает принятие уполномоченным органом решения о предоставлении находящихся в государственной собственности земельных участков в целях размещения объекта федерального значения.
В кассационной жалобе компания выражает несогласие с принятыми по делу судебными актами, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права, просит отменить обжалуемые судебные акты и принять решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Заявитель жалобы настаивает на том, что после осуществления процедуры выбора земельных участков, принятия уполномоченным органом решения о предварительном согласовании места размещения объекта и формирования земельных участков на них не распространяется порядок предоставления в соответствии в документами территориального планирования. Кроме того, указывает, что необходимость строительства спорного линейного объекта предусмотрена нормативными актами Правительства Российской Федерации, а его расположение определено в схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации - Амурской области и на утвержденных Минэнерго России схеме развития ОАО "ФСК ЕЭС" и его инвестиционной программе.
В отзыве на кассационную жалобу министерство оспаривает изложенные в ней доводы и просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, ходатайствует о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
Представитель компании в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, дав соответствующие пояснения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе с учетом публикации необходимой информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялись перерывы, информация о которых размещена на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет.
После перерыва стороны представили дополнения к кассационной жалобе и отзыву на нее, где поддержали свои позиции, одновременно указав, что в настоящее время испрашиваемые земельные участки уже предоставлены компании в целях строительства линейного объекта.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых по делу судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает их подлежащими отмене на основании следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Министерство имущественных отношений Амурской области является исполнительным органом государственной власти Амурской области, реализующим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений на территории Амурской области по вопросам, отнесенным к его полномочиям в соответствии с законодательством Российской Федерации и Амурской области.
Компания на основании статей 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) обратилась в министерство с заявлением о предоставлении в аренду принадлежащих на праве собственности Амурской области земельных участков с кадастровыми номерами: 28:25:010324:28 площадью 21 930 кв. м; 28:25:010512:11 площадью 27 515 кв. м; 28:25:010808:11 площадью 17 818 кв. м, расположенных в Тамбовском районе, и земельного участка с кадастровым номером 28:19:011605:61 площадью 72 757 кв. м, расположенного в Октябрьском районе, для строительства линейного объекта - воздушной линии 220 киловольт Благовещенск - Тамбовка (Журавли) - Варваровка с подстанцией 220 киловольт Тамбовка (Журавли).
В отношении указанных земельных участков осуществлялось проведение работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объекта.
Так, постановлениями администрации Тамбовского района от 23.03.2011 N 449, N 450, N 453 и постановлением администрации Октябрьского района от 23.03.2011 N 239 утверждены схемы расположения испрашиваемых компанией земельных участков на кадастровой карте территории, из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, под строительство линейного объекта.
На основании обращения Министерства имущественных отношений Амурской области органами местного самоуправления осуществлен выбор земельных участков под строительство ВЛ 220 кВ Благовещенск - Тамбовка (Журавли) - Варваровка и оформлены акты выбора, которые утверждены приказами министерства от 28.03.2011 N 269-од, от 05.04.2011 N 343-од, N 344-од, N 345-од. Кроме того, уполномоченным органом субъекта Российской Федерации принято решение о предварительном согласовании ОАО "ФСК ЕЭС" места размещения объекта на земельных участках, формируемых в границах находящихся в аренде у третьих лиц участков с кадастровыми номерами 28:19:011605:45, 28:25:010512:5, 28:25:010324:4, 28:25:010808:3, из категории земли сельскохозяйственного назначения.
После получения отказов арендаторов от дальнейшего использования частей земельных участков, предназначенных для строительства линии электропередач, и межевых планов по образованию земельных участков путем раздела, министерство приказами от 23.05.2013 NN 488-од, 490-од, 491-од, 499-од осуществило раздел земельных участков с кадастровыми номерами: 28:25:010324:4, 28:25:010512:5, 28:25:010808:3, 28:19:011605:45.
В связи с произведенным разделом были образованы земельные участки с разрешенным использованием: для строительства ВЛ 220 кВ Благовещенск - Тамбовка (Журавли) - Варваровка, в том числе: с кадастровым номером 28:25:010808:11 площадью 17 818 кв. м; с кадастровым номером 28:25:010324:28 площадью 21 930 кв. м; с кадастровым номером 28:25:010512:11 площадью 27 515 кв. м; с кадастровым номером 28:19:011605:61 площадью 72 757 кв. м, право собственности Амурской области на которые зарегистрировано в публичном реестре 16.07.2013.
Письмом от 24.07.2013 N 07-16/4835 министерство сообщило компании об отказе в предоставлении в аренду данных земельных участков в связи с отсутствием документов территориального планирования Российской Федерации в области энергетики (пункт 4 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Посчитав, что данный отказ не соответствует закону и нарушает права и экономические интересы ОАО "ФСК ЕЭС", последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно статьям 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
Пунктом 5 названной статьи предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.
Как следует из пункта 6 статьи 31 Земельного кодекса, уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Абзацем первым пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса определено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Пунктом 2 статьи 32 Земельного кодекса предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Суды первой и апелляционной инстанций установили и материалами дела подтверждается, что компания обратилась с заявлением о предоставлении испрашиваемых земельных участков под строительство линейного объекта по процедуре предварительного согласования места размещения объекта. Данная процедура соблюдена, акт выбора земельного участка утвержден уполномоченным органом, принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, получены все необходимые разрешения и согласования, проведены работы по разделу, формированию земельных участков и постановке их на кадастровый учет, что является основанием для принятия решения о предоставлении земельных участков для строительства.
Вместе с тем, руководствуясь пунктом 4 статьи 9 и пунктом 1 статьи 10 Градостроительного кодекса Российской Федерации, суды посчитали, что отсутствие документов территориального планирования Российской Федерации в области энергетики исключает возможность принятия уполномоченным органом субъекта Российской Федерации решения о предоставлении земельных участков под размещение объекта, имеющего федеральное значение в области энергетики.
Действительно указанными нормами права предусмотрена разработка схемы территориального планирования в области энергетики. Если документами территориального планирования Российской Федерации не предусмотрено размещение объекта федерального значения, публичные органы не вправе принимать решение о предоставлении земельных участков в целях его размещения.
В силу подпункта "а" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 23.03.2008 N 198 "О порядке подготовки и согласования проекта схемы территориального планирования Российской Федерации" подготовку и согласование проектов схем территориального планирования Российской Федерации обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в установленных сферах деятельности которых предполагается создание объектов капитального строительства федерального значения, изменение границ земель, территорий и зон (в данном случае Минэнерго России).
Как установлено судами, на дату принятия министерством оспариваемого решения Минэнерго России не осуществлено территориальное планирование Российской Федерации.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 09.02.2012 N 162-р планируемая к строительству Воздушная линия 220 киловольт Благовещенск - Тамбовка (Журавли) - Варваровка с подстанцией 220 киловольт Тамбовка (Журавли) является линейным объектом федерального значения в области энергетики.
Возведение данного объекта предусмотрено Схемами и программами развития Единой энергетической системы, утвержденными Приказами Минэнерго России в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 N 823 "О схемах и программах перспективного развития электроэнергетики", Стратегией социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2009 N 2094-р, государственной программой Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона", федеральной целевой программой "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года".
Кроме того, данный объект отражен на имеющейся в материалах дела схеме территориального планирования Амурской области.
В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до 31.12.2014 в отношении земельных участков, предназначенных для строительства, реконструкции линейных объектов, могут предоставляться градостроительные планы земельных участков в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации. В случае, если подготовка проектной документации линейного объекта осуществлялась на основании градостроительного плана земельного участка, для выдачи разрешения на строительство и разрешения на ввод линейного объекта в эксплуатацию застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления градостроительный план земельного участка. При этом разработка и предоставление проекта планировки территории, предусматривающего размещение линейного объекта, и проекта межевания территории не требуются, правила пункта 2 части 11 статьи 51 и пункта 2 части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части проверки соответствия проектной документации линейного объекта и построенного, реконструированного, отремонтированного линейного объекта требованиям проекта планировки территории, требованиям проекта межевания территории не применяются, а уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления проводят проверку соответствия проектной документации линейного объекта и построенного, реконструированного, отремонтированного линейного объекта требованиям градостроительного плана земельного участка.
При проверке законности оспариваемого решения уполномоченного органа судами не учтено, что компанией испрашивались земельные участки под строительство линейного объекта по процедуре предварительного согласования места размещения объекта, а не в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации (пункт 14 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Кроме того, согласно материалами дела уполномоченным органом субъекта Российской Федерации в целях размещения названного линейного участка осуществлен раздел участков из земель сельскохозяйственного назначения, проведены работы по формированию необходимых для строительства земельных участков на основании положений градостроительного законодательства, согласовано размещение объекта в соответствии с имеющимися в деле документами территориального планирования субъекта Российской Федерации.
Между тем данные обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения настоящего спора, не были предметом исследования судов во взаимосвязи с положениями части 4 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании частей 1, 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как принятые по неполно выясненным обстоятельствам спора и с неправильным применением норм материального права.
В такой ситуации дело направляется на новое рассмотрение в суд первой инстанции, которому следует учесть изложенное и устранить выявленные недостатки; установить все значимые обстоятельства дела на основе всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся в нем доказательства в их совокупности и взаимной связи, с учетом доводов и возражений сторон, исходя из особенностей распределения бремени доказывания, и разрешить спор в соответствии с действующим законодательством.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Амурской области от 17.02.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2014 по делу N А04-7638/2013 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Амурской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
С.Ю.ЛЕСНЕНКО
Судьи
С.И.ГРЕБЕНЩИКОВ
О.В.ЦИРУЛИК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 24.10.2014 N Ф03-4170/2014 ПО ДЕЛУ N А04-7638/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 октября 2014 г. N Ф03-4170/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 октября 2014 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: С.Ю. Лесненко
Судей: С.И. Гребенщикова, О.В. Цирулик
при участии:
от ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" - Балюк Н.Н., представитель по доверенности от 23.01.2012 N 20/560
от иных участвующих в деле лиц - представители не явились
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы"
на решение от 17.02.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2014
по делу N А04-7638/2013
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Аныш Д.С., в апелляционном суде судьи: Пескова Т.Д., Балинская И.И., Сапрыкина Е.И.
Арбитражного суда Амурской области
по заявлению открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы"
к Министерству имущественных отношений Амурской области
третьи лица: открытое акционерное общество "Ленинское", общество с ограниченной ответственностью "Амурский Партизан", сельскохозяйственный производственный кооператив "Искра", колхоз "Колос"
о признании отказа незаконным
Открытое акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (ОГРН 1024701893336, ИНН 4716016979, место нахождения: г. Москва, ул. Челомея, 5А; далее - ОАО "ФСК ЕЭС", компания) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Амурской области (ОГРН 1082801003340, ИНН 2801130929, место нахождения: г. Благовещенск, ул. Ленина, 135; далее - министерство) в предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами: 28:25:010512:11, 28:25:010808:11, 28:25:010324:28, 28:19:011605:61 для строительства линейного объекта, изложенного в письме от 24.07.2013 N 07-16/4835. В качестве способа восстановления нарушенного права компания просила обязать уполномоченный орган принять решение и совершить действия по предоставлению заявителю указанных земельных участков в аренду сроком до 16.07.2016 (с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены: открытое акционерное общество "Ленинское", общество с ограниченной ответственностью "Амурский Партизан", сельскохозяйственный производственный кооператив "Искра", колхоз "Колос".
Решением Арбитражного суда Амурской области от 17.02.2014, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что отсутствие документов территориального планирования Российской Федерации в области энергетики исключает принятие уполномоченным органом решения о предоставлении находящихся в государственной собственности земельных участков в целях размещения объекта федерального значения.
В кассационной жалобе компания выражает несогласие с принятыми по делу судебными актами, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права, просит отменить обжалуемые судебные акты и принять решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Заявитель жалобы настаивает на том, что после осуществления процедуры выбора земельных участков, принятия уполномоченным органом решения о предварительном согласовании места размещения объекта и формирования земельных участков на них не распространяется порядок предоставления в соответствии в документами территориального планирования. Кроме того, указывает, что необходимость строительства спорного линейного объекта предусмотрена нормативными актами Правительства Российской Федерации, а его расположение определено в схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации - Амурской области и на утвержденных Минэнерго России схеме развития ОАО "ФСК ЕЭС" и его инвестиционной программе.
В отзыве на кассационную жалобу министерство оспаривает изложенные в ней доводы и просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, ходатайствует о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
Представитель компании в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, дав соответствующие пояснения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе с учетом публикации необходимой информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялись перерывы, информация о которых размещена на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет.
После перерыва стороны представили дополнения к кассационной жалобе и отзыву на нее, где поддержали свои позиции, одновременно указав, что в настоящее время испрашиваемые земельные участки уже предоставлены компании в целях строительства линейного объекта.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых по делу судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает их подлежащими отмене на основании следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Министерство имущественных отношений Амурской области является исполнительным органом государственной власти Амурской области, реализующим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений на территории Амурской области по вопросам, отнесенным к его полномочиям в соответствии с законодательством Российской Федерации и Амурской области.
Компания на основании статей 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) обратилась в министерство с заявлением о предоставлении в аренду принадлежащих на праве собственности Амурской области земельных участков с кадастровыми номерами: 28:25:010324:28 площадью 21 930 кв. м; 28:25:010512:11 площадью 27 515 кв. м; 28:25:010808:11 площадью 17 818 кв. м, расположенных в Тамбовском районе, и земельного участка с кадастровым номером 28:19:011605:61 площадью 72 757 кв. м, расположенного в Октябрьском районе, для строительства линейного объекта - воздушной линии 220 киловольт Благовещенск - Тамбовка (Журавли) - Варваровка с подстанцией 220 киловольт Тамбовка (Журавли).
В отношении указанных земельных участков осуществлялось проведение работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объекта.
Так, постановлениями администрации Тамбовского района от 23.03.2011 N 449, N 450, N 453 и постановлением администрации Октябрьского района от 23.03.2011 N 239 утверждены схемы расположения испрашиваемых компанией земельных участков на кадастровой карте территории, из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, под строительство линейного объекта.
На основании обращения Министерства имущественных отношений Амурской области органами местного самоуправления осуществлен выбор земельных участков под строительство ВЛ 220 кВ Благовещенск - Тамбовка (Журавли) - Варваровка и оформлены акты выбора, которые утверждены приказами министерства от 28.03.2011 N 269-од, от 05.04.2011 N 343-од, N 344-од, N 345-од. Кроме того, уполномоченным органом субъекта Российской Федерации принято решение о предварительном согласовании ОАО "ФСК ЕЭС" места размещения объекта на земельных участках, формируемых в границах находящихся в аренде у третьих лиц участков с кадастровыми номерами 28:19:011605:45, 28:25:010512:5, 28:25:010324:4, 28:25:010808:3, из категории земли сельскохозяйственного назначения.
После получения отказов арендаторов от дальнейшего использования частей земельных участков, предназначенных для строительства линии электропередач, и межевых планов по образованию земельных участков путем раздела, министерство приказами от 23.05.2013 NN 488-од, 490-од, 491-од, 499-од осуществило раздел земельных участков с кадастровыми номерами: 28:25:010324:4, 28:25:010512:5, 28:25:010808:3, 28:19:011605:45.
В связи с произведенным разделом были образованы земельные участки с разрешенным использованием: для строительства ВЛ 220 кВ Благовещенск - Тамбовка (Журавли) - Варваровка, в том числе: с кадастровым номером 28:25:010808:11 площадью 17 818 кв. м; с кадастровым номером 28:25:010324:28 площадью 21 930 кв. м; с кадастровым номером 28:25:010512:11 площадью 27 515 кв. м; с кадастровым номером 28:19:011605:61 площадью 72 757 кв. м, право собственности Амурской области на которые зарегистрировано в публичном реестре 16.07.2013.
Письмом от 24.07.2013 N 07-16/4835 министерство сообщило компании об отказе в предоставлении в аренду данных земельных участков в связи с отсутствием документов территориального планирования Российской Федерации в области энергетики (пункт 4 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Посчитав, что данный отказ не соответствует закону и нарушает права и экономические интересы ОАО "ФСК ЕЭС", последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно статьям 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
Пунктом 5 названной статьи предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.
Как следует из пункта 6 статьи 31 Земельного кодекса, уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Абзацем первым пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса определено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Пунктом 2 статьи 32 Земельного кодекса предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Суды первой и апелляционной инстанций установили и материалами дела подтверждается, что компания обратилась с заявлением о предоставлении испрашиваемых земельных участков под строительство линейного объекта по процедуре предварительного согласования места размещения объекта. Данная процедура соблюдена, акт выбора земельного участка утвержден уполномоченным органом, принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, получены все необходимые разрешения и согласования, проведены работы по разделу, формированию земельных участков и постановке их на кадастровый учет, что является основанием для принятия решения о предоставлении земельных участков для строительства.
Вместе с тем, руководствуясь пунктом 4 статьи 9 и пунктом 1 статьи 10 Градостроительного кодекса Российской Федерации, суды посчитали, что отсутствие документов территориального планирования Российской Федерации в области энергетики исключает возможность принятия уполномоченным органом субъекта Российской Федерации решения о предоставлении земельных участков под размещение объекта, имеющего федеральное значение в области энергетики.
Действительно указанными нормами права предусмотрена разработка схемы территориального планирования в области энергетики. Если документами территориального планирования Российской Федерации не предусмотрено размещение объекта федерального значения, публичные органы не вправе принимать решение о предоставлении земельных участков в целях его размещения.
В силу подпункта "а" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 23.03.2008 N 198 "О порядке подготовки и согласования проекта схемы территориального планирования Российской Федерации" подготовку и согласование проектов схем территориального планирования Российской Федерации обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в установленных сферах деятельности которых предполагается создание объектов капитального строительства федерального значения, изменение границ земель, территорий и зон (в данном случае Минэнерго России).
Как установлено судами, на дату принятия министерством оспариваемого решения Минэнерго России не осуществлено территориальное планирование Российской Федерации.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 09.02.2012 N 162-р планируемая к строительству Воздушная линия 220 киловольт Благовещенск - Тамбовка (Журавли) - Варваровка с подстанцией 220 киловольт Тамбовка (Журавли) является линейным объектом федерального значения в области энергетики.
Возведение данного объекта предусмотрено Схемами и программами развития Единой энергетической системы, утвержденными Приказами Минэнерго России в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 N 823 "О схемах и программах перспективного развития электроэнергетики", Стратегией социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2009 N 2094-р, государственной программой Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона", федеральной целевой программой "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года".
Кроме того, данный объект отражен на имеющейся в материалах дела схеме территориального планирования Амурской области.
В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до 31.12.2014 в отношении земельных участков, предназначенных для строительства, реконструкции линейных объектов, могут предоставляться градостроительные планы земельных участков в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации. В случае, если подготовка проектной документации линейного объекта осуществлялась на основании градостроительного плана земельного участка, для выдачи разрешения на строительство и разрешения на ввод линейного объекта в эксплуатацию застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления градостроительный план земельного участка. При этом разработка и предоставление проекта планировки территории, предусматривающего размещение линейного объекта, и проекта межевания территории не требуются, правила пункта 2 части 11 статьи 51 и пункта 2 части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части проверки соответствия проектной документации линейного объекта и построенного, реконструированного, отремонтированного линейного объекта требованиям проекта планировки территории, требованиям проекта межевания территории не применяются, а уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления проводят проверку соответствия проектной документации линейного объекта и построенного, реконструированного, отремонтированного линейного объекта требованиям градостроительного плана земельного участка.
При проверке законности оспариваемого решения уполномоченного органа судами не учтено, что компанией испрашивались земельные участки под строительство линейного объекта по процедуре предварительного согласования места размещения объекта, а не в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации (пункт 14 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Кроме того, согласно материалами дела уполномоченным органом субъекта Российской Федерации в целях размещения названного линейного участка осуществлен раздел участков из земель сельскохозяйственного назначения, проведены работы по формированию необходимых для строительства земельных участков на основании положений градостроительного законодательства, согласовано размещение объекта в соответствии с имеющимися в деле документами территориального планирования субъекта Российской Федерации.
Между тем данные обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения настоящего спора, не были предметом исследования судов во взаимосвязи с положениями части 4 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании частей 1, 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как принятые по неполно выясненным обстоятельствам спора и с неправильным применением норм материального права.
В такой ситуации дело направляется на новое рассмотрение в суд первой инстанции, которому следует учесть изложенное и устранить выявленные недостатки; установить все значимые обстоятельства дела на основе всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся в нем доказательства в их совокупности и взаимной связи, с учетом доводов и возражений сторон, исходя из особенностей распределения бремени доказывания, и разрешить спор в соответствии с действующим законодательством.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Амурской области от 17.02.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2014 по делу N А04-7638/2013 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Амурской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
С.Ю.ЛЕСНЕНКО
Судьи
С.И.ГРЕБЕНЩИКОВ
О.В.ЦИРУЛИК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)