Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 2 сентября 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
судей: Никифорюк Е.О., Рылова Д.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щецко Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального учреждения "Комитет по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 1 июля 2015 года по делу N А10-2128/2015 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Вега" (ИНН 0323377773, ОГРН 1140327014981) к Муниципальному учреждению "Комитет по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ" (ИНН 0323027176, ОГРН 1020300983340) о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка (суд первой инстанции: Кушнарева Н.П.),
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ВЕГА" (далее - Общество, ООО "Вега") обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к муниципальному учреждению "Комитет по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ" (далее - Комитет) о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка, оформленного письмом от 27 марта 2015 года N 23421.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 1 июля 2015 года заявленные требования удовлетворены, признан незаконным отказ Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ в предоставлении в аренду обществу с ограниченной ответственностью "ВЕГА" земельного участка, оформленный письмом от 27 марта 2015 года N 23421, как не соответствующий Земельному кодексу Российской Федерации.
Суд первой инстанции возложил на Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в соответствии с земельным законодательством.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что с учетом действующего правового регулирования, Комитет обязан был обеспечить реализацию требований Общества о предоставлении в аренду для строительства земельного участка с кадастровым номером 03:24:032203:89, поскольку испрашиваемый земельный участок сформирован в установленном порядке, ему присвоен кадастровый номер, определен вид его разрешенного использования - для строительства складских помещений, сведения о приобретении каким-либо лицом прав на указанный земельный участок, либо снятия его с кадастрового учета отсутствуют.
Комитет по управлению имуществом, не согласившись с решением суда первой инстанции, обжаловал его в апелляционном порядке, поставив вопрос об отмене судебного акта и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований со ссылкой на следующее.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что судом не дана оценка Федеральному закону от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Статьей 34 вышеуказанного закона введены переходные положения норм земельного законодательства в части предоставления земельных участков. Обращение ООО "Вега" не подпадает под перечисленные переходные положения.
Согласно информации Минэкономразвития России "Ответы на часто задаваемые вопросы по реализации положений Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", из текста статьи 34 следует, что предоставление земельных участков, по которым до 1 марта 2015 года уполномоченным органом были приняты решения в рамках статей 30, 31, 32, 34 и др. Земельного кодекса Российской Федерации, будет осуществляться в соответствии с земельным кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона). Исключений из данного правила Федеральным законом N 171-ФЗ не предусмотрено.
Комитет полагает, что в случае, если уполномоченным органом до 1 марта 2015 года не принято соответствующее решение, не размещено уведомление о проведении торгов, предоставление такого земельного участка осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации в редакции Федерального закона N 71-ФЗ.
Заявитель апелляционной жалобы ссылается на то, что использование земельного участка в соответствии с установленным разрешенным использованием невозможно в соответствии с проектом планировки юго-восточного района г. Улан-Удэ. Согласно указанному проекту земельный участок расположен на территории транспортной инфраструктуры (АЗС, СТО, боксовые гаражи). Строительство складских помещений на указанной территории не предусмотрено.
В силу правовой позиции, сформированной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 02.07.2013 N 1633/13, в случае если в городском округе в установленном законом порядке утверждена градостроительная документация, а именно проект планировки, в таком случае предоставление земельного участка возможно только по процедуре проведения торгов, а также для целей установленных таким проектом планировки. Однако суд, вынося оспариваемое решение, делает вывод, что если в оспариваемом решении нет ссылки на пункт 11 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, указанный довод рассматриваться не может. Данный вывод не соответствует сложившейся судебной практике. Не указание данного довода не говорит о незаконности принятого решения, а только дополнительно доказывает невозможность предоставления земельного участка.
Обществом в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 06.08.2015.
Стороны своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 13 октября 2014 года общество с ограниченной ответственностью "Вега" зарегистрировано в качестве юридического лица (л.д. 13-14).
24 февраля 2015 года Общество обратилось в Комитет по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 03:24:032203:89, ориентировочной площадью 7500 кв. м для строительства складских помещений (л.д. 51).
Письмом от 27 марта 2015 года N 23421 Комитет отказал Обществу в предоставлении земельного участка в связи с тем, что решение об утверждении схемы расположения земельного участка признано утратившим силу, 30 апреля 2013 года принято решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта, с 01 марта 2015 года утратила силу часть 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (л.д. 9).
Не согласившись с отказом в предоставлении земельного участка, изложенным в письме от 27 марта 2015 года N 23421, ООО "Вега" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 29 Земельного кодекса РФ установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно статье 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20.03.2008 N 807-82 Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ уполномочен выступать стороной по сделкам, связанным с распоряжением земельными участками, от имени муниципального образования городской округ "город Улан-Удэ".
Судом первой инстанции установлено, что Комитет является полномочным органом по распоряжению данным участком.
В силу пункта 2.2.2 Положения о Комитете по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ, утвержденного Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 30.11.2011 N 525, к основным задачам Комитета отнесено эффективное управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
На момент обращения Общества с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства (27 февраля 2015 года), порядок предоставления земельных участков регламентировался статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей до 01 марта 2015 года.
Согласно частям 1, 2, 4 - 6 названной статьи предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса.
Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- проведение работ по формированию земельного участка:
- выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;
- определение разрешенного использования земельного участка;
- определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;
- принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
- публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
- - проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
- - подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- - выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- - выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, если иной порядок не установлен настоящим Кодексом.
Как правильно указал суд первой инстанции, если земельный участок сформирован, но не закреплен за конкретным лицом, его предоставление для строительства осуществляется на торгах.
Без проведения торгов передача земельного участка в данном случае возможно только при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о предполагаемом предоставлении земельного участка при наличии только одной заявки.
Общество, обращаясь с заявлением в Комитет, просило в соответствии с частью 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставить в аренду для строительства земельный участок с кадастровым номером 03:24:032203:89, сформированный, но не закрепленный за конкретным лицом.
По мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Комитет обязан был обеспечить реализацию требований Общества.
Как правильно указано судом первой инстанции, испрашиваемый земельный участок сформирован в установленном порядке, ему присвоен кадастровый номер, определен вид его разрешенного использования - для строительства складских помещений (л.д. 60). Сведения о приобретении каким-либо лицом прав на указанный земельный участок либо снятия его с кадастрового учета судом не установлены (л.д. 60-62, л.д. 71).
Судом первой инстанции обоснованно отклонены ссылки Комитета на то, что решение об утверждении схемы расположения земельного участка утратило силу, а также принято решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта, поскольку указанные обстоятельства не являлись препятствием для рассмотрения заявления Общества по существу, так как названный земельный участок сформирован.
Оспариваемый отказ Комитета мотивирован единственным основанием - с 01.03.2015 утратила силу норма части 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, иных оснований для отказа в тексте письма от 27 марта 2015 года не содержится. Таким образом, законность оспариваемого отказа подлежит проверке применительно к приведенным Комитетом основаниям.
Суд первой инстанции также обоснованно исходил из того, что признание части 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации утратившей силу с 01 марта 2015 года не являлось препятствием для рассмотрения по существу заявления Общества о предоставлении земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации по общему правилу договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
В силу части 6 названной статьи, если единственная заявка на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, подана лицом, которое соответствует указанным в извещении о проведении аукциона требованиям к участникам аукциона и заявка на участие в аукционе которого соответствует указанным в извещении о проведении аукциона условиям аукциона, либо если только один заявитель признан единственным участником аукциона или в аукционе принял участие только один его участник, договор аренды такого земельного участка заключается с указанным лицом.
С учетом изложенного, положения статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации являются по сути аналогичными ранее действовавшим положениям части 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Обе названные нормы предусматривают фактически одинаковый порядок предоставления земельных участков для строительства посредством проведения торгов и признания его победителем единственного их участника.
Кроме того, согласно статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц. Указанная статья допускает образование земельного участка для предоставления в аренду как по инициативе органа местного самоуправления, так и по инициативе граждан или юридических лиц.
Таким образом, Комитет обязан был рассмотреть поданное заявление по существу и при наличии оснований, с учетом действующего законодательства после совершения необходимых процедур, определенных частью 3 названной статьи, в том числе в части получения данных о технических условиях подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения), принять решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка либо отказать в его проведении.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение Комитета об отказе в предоставлении Обществу земельного участка, выраженное в письме от 27 марта 2015 года N 23421, противоречит приведенным нормам Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Судом первой инстанции обоснованно отклонен как несостоятельный довод Комитета, приведенный также в апелляционной жалобе, о том, что проектом планировки территории Юго-Восточного района г. Улан-Удэ на испрашиваемом земельном участке не допускается размещение складских помещений, поскольку указанное обстоятельство не было приведено в качестве основания для принятия оспариваемого решения.
При этом, на представленной карте градостроительного зонирования спорный земельный участок расположен в зоне К, где согласно правилам землепользования и застройки г. Улан-Удэ допускается размещение коммунально-складских объектов. Пояснительная записка к проекту планировки территории Юго-Восточного района г. Улан-Удэ, позволяющая определить какой объект должен быть размещен на спорном участке, не представлена.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Судом апелляционной инстанции оснований для признания выводов суда первой инстанции необоснованными не установлено.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на судебную практику подлежит отклонению, поскольку судебные акты по приведенным делам вынесены по иным, отличным от настоящего дела, обстоятельствам.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 1 июля 2015 года по делу N А10-2128/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Республики Бурятия.
Председательствующий
Э.В.ТКАЧЕНКО
Судьи
Е.О.НИКИФОРЮК
Д.Н.РЫЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.09.2015 N 04АП-4442/2015 ПО ДЕЛУ N А10-2128/2015
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 сентября 2015 г. по делу N А10-2128/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 2 сентября 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
судей: Никифорюк Е.О., Рылова Д.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щецко Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального учреждения "Комитет по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 1 июля 2015 года по делу N А10-2128/2015 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Вега" (ИНН 0323377773, ОГРН 1140327014981) к Муниципальному учреждению "Комитет по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ" (ИНН 0323027176, ОГРН 1020300983340) о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка (суд первой инстанции: Кушнарева Н.П.),
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ВЕГА" (далее - Общество, ООО "Вега") обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к муниципальному учреждению "Комитет по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ" (далее - Комитет) о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка, оформленного письмом от 27 марта 2015 года N 23421.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 1 июля 2015 года заявленные требования удовлетворены, признан незаконным отказ Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ в предоставлении в аренду обществу с ограниченной ответственностью "ВЕГА" земельного участка, оформленный письмом от 27 марта 2015 года N 23421, как не соответствующий Земельному кодексу Российской Федерации.
Суд первой инстанции возложил на Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в соответствии с земельным законодательством.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что с учетом действующего правового регулирования, Комитет обязан был обеспечить реализацию требований Общества о предоставлении в аренду для строительства земельного участка с кадастровым номером 03:24:032203:89, поскольку испрашиваемый земельный участок сформирован в установленном порядке, ему присвоен кадастровый номер, определен вид его разрешенного использования - для строительства складских помещений, сведения о приобретении каким-либо лицом прав на указанный земельный участок, либо снятия его с кадастрового учета отсутствуют.
Комитет по управлению имуществом, не согласившись с решением суда первой инстанции, обжаловал его в апелляционном порядке, поставив вопрос об отмене судебного акта и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований со ссылкой на следующее.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что судом не дана оценка Федеральному закону от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Статьей 34 вышеуказанного закона введены переходные положения норм земельного законодательства в части предоставления земельных участков. Обращение ООО "Вега" не подпадает под перечисленные переходные положения.
Согласно информации Минэкономразвития России "Ответы на часто задаваемые вопросы по реализации положений Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", из текста статьи 34 следует, что предоставление земельных участков, по которым до 1 марта 2015 года уполномоченным органом были приняты решения в рамках статей 30, 31, 32, 34 и др. Земельного кодекса Российской Федерации, будет осуществляться в соответствии с земельным кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона). Исключений из данного правила Федеральным законом N 171-ФЗ не предусмотрено.
Комитет полагает, что в случае, если уполномоченным органом до 1 марта 2015 года не принято соответствующее решение, не размещено уведомление о проведении торгов, предоставление такого земельного участка осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации в редакции Федерального закона N 71-ФЗ.
Заявитель апелляционной жалобы ссылается на то, что использование земельного участка в соответствии с установленным разрешенным использованием невозможно в соответствии с проектом планировки юго-восточного района г. Улан-Удэ. Согласно указанному проекту земельный участок расположен на территории транспортной инфраструктуры (АЗС, СТО, боксовые гаражи). Строительство складских помещений на указанной территории не предусмотрено.
В силу правовой позиции, сформированной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 02.07.2013 N 1633/13, в случае если в городском округе в установленном законом порядке утверждена градостроительная документация, а именно проект планировки, в таком случае предоставление земельного участка возможно только по процедуре проведения торгов, а также для целей установленных таким проектом планировки. Однако суд, вынося оспариваемое решение, делает вывод, что если в оспариваемом решении нет ссылки на пункт 11 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, указанный довод рассматриваться не может. Данный вывод не соответствует сложившейся судебной практике. Не указание данного довода не говорит о незаконности принятого решения, а только дополнительно доказывает невозможность предоставления земельного участка.
Обществом в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 06.08.2015.
Стороны своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 13 октября 2014 года общество с ограниченной ответственностью "Вега" зарегистрировано в качестве юридического лица (л.д. 13-14).
24 февраля 2015 года Общество обратилось в Комитет по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 03:24:032203:89, ориентировочной площадью 7500 кв. м для строительства складских помещений (л.д. 51).
Письмом от 27 марта 2015 года N 23421 Комитет отказал Обществу в предоставлении земельного участка в связи с тем, что решение об утверждении схемы расположения земельного участка признано утратившим силу, 30 апреля 2013 года принято решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта, с 01 марта 2015 года утратила силу часть 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (л.д. 9).
Не согласившись с отказом в предоставлении земельного участка, изложенным в письме от 27 марта 2015 года N 23421, ООО "Вега" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 29 Земельного кодекса РФ установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно статье 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20.03.2008 N 807-82 Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ уполномочен выступать стороной по сделкам, связанным с распоряжением земельными участками, от имени муниципального образования городской округ "город Улан-Удэ".
Судом первой инстанции установлено, что Комитет является полномочным органом по распоряжению данным участком.
В силу пункта 2.2.2 Положения о Комитете по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ, утвержденного Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 30.11.2011 N 525, к основным задачам Комитета отнесено эффективное управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
На момент обращения Общества с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства (27 февраля 2015 года), порядок предоставления земельных участков регламентировался статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей до 01 марта 2015 года.
Согласно частям 1, 2, 4 - 6 названной статьи предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса.
Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- проведение работ по формированию земельного участка:
- выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;
- определение разрешенного использования земельного участка;
- определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;
- принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
- публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
- - проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
- - подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- - выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- - выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, если иной порядок не установлен настоящим Кодексом.
Как правильно указал суд первой инстанции, если земельный участок сформирован, но не закреплен за конкретным лицом, его предоставление для строительства осуществляется на торгах.
Без проведения торгов передача земельного участка в данном случае возможно только при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о предполагаемом предоставлении земельного участка при наличии только одной заявки.
Общество, обращаясь с заявлением в Комитет, просило в соответствии с частью 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставить в аренду для строительства земельный участок с кадастровым номером 03:24:032203:89, сформированный, но не закрепленный за конкретным лицом.
По мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Комитет обязан был обеспечить реализацию требований Общества.
Как правильно указано судом первой инстанции, испрашиваемый земельный участок сформирован в установленном порядке, ему присвоен кадастровый номер, определен вид его разрешенного использования - для строительства складских помещений (л.д. 60). Сведения о приобретении каким-либо лицом прав на указанный земельный участок либо снятия его с кадастрового учета судом не установлены (л.д. 60-62, л.д. 71).
Судом первой инстанции обоснованно отклонены ссылки Комитета на то, что решение об утверждении схемы расположения земельного участка утратило силу, а также принято решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта, поскольку указанные обстоятельства не являлись препятствием для рассмотрения заявления Общества по существу, так как названный земельный участок сформирован.
Оспариваемый отказ Комитета мотивирован единственным основанием - с 01.03.2015 утратила силу норма части 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, иных оснований для отказа в тексте письма от 27 марта 2015 года не содержится. Таким образом, законность оспариваемого отказа подлежит проверке применительно к приведенным Комитетом основаниям.
Суд первой инстанции также обоснованно исходил из того, что признание части 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации утратившей силу с 01 марта 2015 года не являлось препятствием для рассмотрения по существу заявления Общества о предоставлении земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации по общему правилу договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
В силу части 6 названной статьи, если единственная заявка на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, подана лицом, которое соответствует указанным в извещении о проведении аукциона требованиям к участникам аукциона и заявка на участие в аукционе которого соответствует указанным в извещении о проведении аукциона условиям аукциона, либо если только один заявитель признан единственным участником аукциона или в аукционе принял участие только один его участник, договор аренды такого земельного участка заключается с указанным лицом.
С учетом изложенного, положения статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации являются по сути аналогичными ранее действовавшим положениям части 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Обе названные нормы предусматривают фактически одинаковый порядок предоставления земельных участков для строительства посредством проведения торгов и признания его победителем единственного их участника.
Кроме того, согласно статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц. Указанная статья допускает образование земельного участка для предоставления в аренду как по инициативе органа местного самоуправления, так и по инициативе граждан или юридических лиц.
Таким образом, Комитет обязан был рассмотреть поданное заявление по существу и при наличии оснований, с учетом действующего законодательства после совершения необходимых процедур, определенных частью 3 названной статьи, в том числе в части получения данных о технических условиях подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения), принять решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка либо отказать в его проведении.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение Комитета об отказе в предоставлении Обществу земельного участка, выраженное в письме от 27 марта 2015 года N 23421, противоречит приведенным нормам Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Судом первой инстанции обоснованно отклонен как несостоятельный довод Комитета, приведенный также в апелляционной жалобе, о том, что проектом планировки территории Юго-Восточного района г. Улан-Удэ на испрашиваемом земельном участке не допускается размещение складских помещений, поскольку указанное обстоятельство не было приведено в качестве основания для принятия оспариваемого решения.
При этом, на представленной карте градостроительного зонирования спорный земельный участок расположен в зоне К, где согласно правилам землепользования и застройки г. Улан-Удэ допускается размещение коммунально-складских объектов. Пояснительная записка к проекту планировки территории Юго-Восточного района г. Улан-Удэ, позволяющая определить какой объект должен быть размещен на спорном участке, не представлена.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Судом апелляционной инстанции оснований для признания выводов суда первой инстанции необоснованными не установлено.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на судебную практику подлежит отклонению, поскольку судебные акты по приведенным делам вынесены по иным, отличным от настоящего дела, обстоятельствам.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 1 июля 2015 года по делу N А10-2128/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Республики Бурятия.
Председательствующий
Э.В.ТКАЧЕНКО
Судьи
Е.О.НИКИФОРЮК
Д.Н.РЫЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)