Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 апреля 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Поповой Е.Г., Семушкина В.С.,
при ведении протокола судебного заседания Загнедкиной Н.Н., с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "АвтоПрофи" - представителя Маняповой А.Ф. (доверенность от 05 сентября 2014 года),
от министерства имущественных отношений Самарской области - представитель не явился, извещено,
от третьих лиц: министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - представитель не явился, извещено,
департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 апреля 2015 года апелляционную жалобу министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 16 февраля 2015 года по делу N А55-25144/2014 (судья Филатов М.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АвтоПрофи" (ИНН 6313545959, ОГРН 1146313000250), г. Самара, к министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, третьи лица: министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара, департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
о признании недействительным решения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "АвтоПрофи" (далее - ООО "АвтоПрофи", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения министерства имущественных отношений Самарской области (далее - министерство имущественных отношений, ответчик) об отказе в предоставлении земельного участка, содержащегося в уведомлении N 12-1/1703/14 от 25 августа 2014 года, и обязании министерства имущественных отношений устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "АвтоПрофи".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, департамент строительства и архитектуры городского округа Самара.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16 февраля 2015 года заявление удовлетворено, решение министерства имущественных отношений Самарской области, выраженное в письме об уведомлении об отказе 25 августа 2014 года N 12-1/1703/14 в предоставлении в собственность обществу с ограниченной ответственностью "АвтоПрофи" земельного участка с кадастровым номером 63:01:0338008:918, площадью 578 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Красноглинский район, Московское шоссе, занимаемого авторемонтным предприятием, признано незаконным. На министерство имущественных отношений Самарской области возложена обязанность по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении ООО "АвтоПрофи" в собственность земельного участка с кадастровым номером 63:01:0338008:918, площадью 578 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Красноглинский район, Московское шоссе и направления проекта договора купли-продажи земельного участка, кадастровый номер 63:01:0338008:918, площадью 578 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Красноглинский район, Московское шоссе, ООО "АвтоПрофи".
В апелляционной жалобе министерство имущественных отношений просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований, ссылаясь на то, что приватизации не подлежат земельные участки в составе земель лесного фонда.
Министерство имущественных отношений ходатайствовало о его процессуальной замене на администрацию городского округа Самара в части требования о предоставлении земельного участка в собственность заявителя в порядке процессуального правопреемства в связи с передачей органам местного самоуправления с 01.03.2015 полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа Самара.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев ходатайство министерства о процессуальной замене министерства имущественных отношений Самарской области на администрацию городского округа Самара, определил: отказать в удовлетворении данного ходатайства в связи с отсутствием достаточных оснований для процессуальной замены. Кроме того, данный вопрос о процессуальной замене ответчика может быть решен на стадии исполнительного производства с учетом установления администрацией городского округа Самара конкретного органа, должностного лица, в компетенцию которого будут входить соответствующие полномочия в сфере градостроительной деятельности.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя заявителя, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "АвтоПрофи" является собственником объекта недвижимости - нежилого здания, площадью 347 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Красноглинский район, Московское шоссе, д. 20. Этот объект недвижимости был возведен на испрашиваемом земельном участке, который расположен в границах земельного участка, который еще в 1958 году на основании решения N 135 исполкома Куйбышевского горсовета депутатов трудящихся от 27 февраля 1958 года, был отведен как фактическое землепользование завода п/я 211 согласно установленным в натуре границам под промышленными зданиями и сооружениями, площадью 95,05 га (с приложением каталога координат). Введен указанный объект недвижимости в эксплуатацию в 1990 году.
Данный объект вошел в план приватизации ОАО "Салют" (инвентарный N 37) и впоследствии был приобретен ООО "АвтоПрофи", что подтверждается выпиской из ЕГРП от 16 октября 2014 года.
Распоряжением Департамента управления имуществом городского округа Самара N 69 от 01 февраля 2013 года была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастрового квартала N 63:01: 0338008, в границах которого расположено нежилое здание, принадлежащее заявителю.
Земельный участок площадью 578 кв. м, местоположение: г. Самара, Красноглинский район, Московское шоссе, в границах которого расположено нежилое здание, принадлежащее заявителю, поставлен на государственный кадастровый учет и присвоен кадастровый номер 63:01:0338008:918.
Заявитель 02 июля 2014 года обратился в министерство имущественных отношений с заявлением N 12-1/1703/14 о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара. Красноглинский район, Московское шоссе, площадью 578 кв. м.
По результатам рассмотрения заявления министерством имущественных отношений было принято решение об отказе в предоставлении земельного участка (уведомление от 25 августа 2014 года N 12-1/1703/14) в соответствии с п. 2.4 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением правительства Самарской области от 21 июня 2006 года N 74, поскольку лесные участки в составе земель населенных пунктов не подлежат приватизации.
Основанием при принятии данного решения послужил ответ министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 25 июля 2014 года N 269408, согласно которому испрашиваемый земельный участок расположен в границах лесов, расположенных на землях иных категорий в квартале N 96 Самарского лесничества.
Статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию земельных участков, занимаемых данными зданиями, строениями, сооружениями.
Согласно п. 5, 6 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в названной статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана). В месячный срок со дня поступления заявления исполнительный орган государственной власти принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности исполнительный орган государственной власти осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В соответствии с постановлением правительства Самарской области от 13 июня 2006 года N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, с 01 июля 2006 года возложены на министерство имущественных отношений Самарской области.
Постановлением правительства Самарской области от 21 июня 2006 года N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" утвержден Порядок предоставления земельных участков (далее - Порядок).
Согласно пункту 2.4 Порядка в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, министерство обязано направить запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
Ответ министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 25 июля 2014 года N 269408 содержит информацию о том, что в соответствии с постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 марта 2009 года по делу N А55-15555/2008 и определением Арбитражного суда Самарской области от 28 февраля 2011 года по делу N А55-15555/2008 лесные участки, расположенные в Самарском лесничестве, министерством исключены в государственном лесном реестре, из состава лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, по состоянию на 01 января 2011 года и отражены как лесные участки на землях иных категорий. На основании данных судебных актов были прекращены в ЕГРП разделы на лесные участки Самарского лесничества.
Статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) установлено, что лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 ЛК РФ.
Таким образом, в соответствии со статьей 92 ЛК РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Постановлением Правительства РФ от 24 мая 2007 года N 318 "О государственном лесном реестре" введено понятие государственного лесного реестра как "систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, а также о лесничествах и лесопарках".
Согласно п. 9 ст. 91 ЛК РФ ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 84 ЛК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относится владение, пользование, распоряжение такими лесными участками.
В настоящее время право собственности на лесные участки, расположенные на территории г.о. Самара, не оформлено, границы лесных участков, занятых городскими лесами, не установлены, на кадастровый учет участки не поставлены, лесохозяйственный регламент не разработан и не утвержден.
Таким образом, доводы о том, что испрашиваемый земельный участок относится к лесным участкам, расположенным на землях иных категорий, несостоятельными.
Судебными актами по делу N А55-15555/2008 сведения о лесных участках на территории г.о. Самара (на котором располагалось Самарское лесничество) исключены из государственного лесного реестра, без последующего внесения информации в лесной реестр о лесных участках в каком-либо ином качестве.
Вместе с тем при постановке на государственный кадастровый учет испрашиваемого земельного участка органом кадастрового учета уже была осуществлена проверка представленных сведений о земельном участке на предмет противоречия сведениям картографической основы государственного кадастра недвижимости, а также отнесения земельного участка к лесным землям, путем запроса сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 63:01:0338008:918 не содержит сведений о природных объектах. Более того, фактически в границах испрашиваемого земельного участка каких-либо признаков экосистемы в виде насаждений, в том числе деревьев никогда не было и нет по настоящее время.
В то же время испрашиваемый земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов и расположен в пределах территории зоны предприятий и складов V-IV классов вредности (санитарно - защитные зоны - до 100 м) (ПК-1) по карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в городе Самара.
Более того, в ходе рассмотрения настоящего дела министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в суд были представлены письменные пояснения, согласно которым испрашиваемый заявителем земельный участок на основании каталога координат, в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре и подтвержденными путем ввода координат в программу ГИС ИнГЕО, земельный участок к землям лесного фонда, а также к лесным участкам на землях иных категорий не относится. При этом министерство лесного хозяйства указало, что запрос министерства имущественных отношений от 24 июля 2014 года содержал иной каталог координат испрашиваемого земельного участка.
Заявителем в материалы дела представлено заключение специалиста, подтверждающее, что здание для монтажа газобаллонной аппаратуры, назначение - нежилое, этажность 1, площадью 347 кв. м, литера Г,Г1, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, Московское шоссе, д. 20, кадастровый номер 63:01:0621008:493, расположено в границах земельного участка площадью 578 кв. м, по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, Московское шоссе, с кадастровым номером 63:01:0338008:918.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение министерства имущественных отношений от 25 августа 2014 года N 12-1/1703/14 не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом в соответствии с положениями пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции в целях устранения нарушенных прав и законных интересов ООО "АвтоПрофи" возложил на министерство имущественных отношений обязанность принять решение о предоставлении ООО "АвтоПрофи" в собственность земельного участка с кадастровым номером 63:01:0338008:918, площадью 578 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Красноглинский район, Московское шоссе, и направить проект договора купли-продажи земельного участка кадастровый номер 63:01:0338008:918, площадью 578 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Красноглинский район, Московское шоссе ООО "АвтоПрофи".
Доводы апелляционной жалобы о том, что отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель лесного фонда, не принимаются, поскольку факт принадлежности спорного земельного участка к землям лесного фонда надлежащими доказательствами не подтвержден.
Вопреки требованиям ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации министерство имущественных отношений не доказало обстоятельства, на которые ссылается в апелляционной жалобе как на основание своих требований и возражений.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 16 февраля 2015 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу министерства имущественных отношений - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на министерство имущественных отношений, однако взысканию не подлежат на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 16 февраля 2015 года по делу N А55-25144/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА
Судьи
Е.Г.ПОПОВА
В.С.СЕМУШКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.04.2015 N 11АП-4072/2015 ПО ДЕЛУ N А55-25144/2014
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 апреля 2015 г. по делу N А55-25144/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 апреля 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Поповой Е.Г., Семушкина В.С.,
при ведении протокола судебного заседания Загнедкиной Н.Н., с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "АвтоПрофи" - представителя Маняповой А.Ф. (доверенность от 05 сентября 2014 года),
от министерства имущественных отношений Самарской области - представитель не явился, извещено,
от третьих лиц: министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - представитель не явился, извещено,
департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 апреля 2015 года апелляционную жалобу министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 16 февраля 2015 года по делу N А55-25144/2014 (судья Филатов М.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АвтоПрофи" (ИНН 6313545959, ОГРН 1146313000250), г. Самара, к министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, третьи лица: министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара, департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
о признании недействительным решения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "АвтоПрофи" (далее - ООО "АвтоПрофи", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения министерства имущественных отношений Самарской области (далее - министерство имущественных отношений, ответчик) об отказе в предоставлении земельного участка, содержащегося в уведомлении N 12-1/1703/14 от 25 августа 2014 года, и обязании министерства имущественных отношений устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "АвтоПрофи".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, департамент строительства и архитектуры городского округа Самара.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16 февраля 2015 года заявление удовлетворено, решение министерства имущественных отношений Самарской области, выраженное в письме об уведомлении об отказе 25 августа 2014 года N 12-1/1703/14 в предоставлении в собственность обществу с ограниченной ответственностью "АвтоПрофи" земельного участка с кадастровым номером 63:01:0338008:918, площадью 578 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Красноглинский район, Московское шоссе, занимаемого авторемонтным предприятием, признано незаконным. На министерство имущественных отношений Самарской области возложена обязанность по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении ООО "АвтоПрофи" в собственность земельного участка с кадастровым номером 63:01:0338008:918, площадью 578 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Красноглинский район, Московское шоссе и направления проекта договора купли-продажи земельного участка, кадастровый номер 63:01:0338008:918, площадью 578 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Красноглинский район, Московское шоссе, ООО "АвтоПрофи".
В апелляционной жалобе министерство имущественных отношений просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований, ссылаясь на то, что приватизации не подлежат земельные участки в составе земель лесного фонда.
Министерство имущественных отношений ходатайствовало о его процессуальной замене на администрацию городского округа Самара в части требования о предоставлении земельного участка в собственность заявителя в порядке процессуального правопреемства в связи с передачей органам местного самоуправления с 01.03.2015 полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа Самара.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев ходатайство министерства о процессуальной замене министерства имущественных отношений Самарской области на администрацию городского округа Самара, определил: отказать в удовлетворении данного ходатайства в связи с отсутствием достаточных оснований для процессуальной замены. Кроме того, данный вопрос о процессуальной замене ответчика может быть решен на стадии исполнительного производства с учетом установления администрацией городского округа Самара конкретного органа, должностного лица, в компетенцию которого будут входить соответствующие полномочия в сфере градостроительной деятельности.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя заявителя, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "АвтоПрофи" является собственником объекта недвижимости - нежилого здания, площадью 347 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Красноглинский район, Московское шоссе, д. 20. Этот объект недвижимости был возведен на испрашиваемом земельном участке, который расположен в границах земельного участка, который еще в 1958 году на основании решения N 135 исполкома Куйбышевского горсовета депутатов трудящихся от 27 февраля 1958 года, был отведен как фактическое землепользование завода п/я 211 согласно установленным в натуре границам под промышленными зданиями и сооружениями, площадью 95,05 га (с приложением каталога координат). Введен указанный объект недвижимости в эксплуатацию в 1990 году.
Данный объект вошел в план приватизации ОАО "Салют" (инвентарный N 37) и впоследствии был приобретен ООО "АвтоПрофи", что подтверждается выпиской из ЕГРП от 16 октября 2014 года.
Распоряжением Департамента управления имуществом городского округа Самара N 69 от 01 февраля 2013 года была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастрового квартала N 63:01: 0338008, в границах которого расположено нежилое здание, принадлежащее заявителю.
Земельный участок площадью 578 кв. м, местоположение: г. Самара, Красноглинский район, Московское шоссе, в границах которого расположено нежилое здание, принадлежащее заявителю, поставлен на государственный кадастровый учет и присвоен кадастровый номер 63:01:0338008:918.
Заявитель 02 июля 2014 года обратился в министерство имущественных отношений с заявлением N 12-1/1703/14 о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара. Красноглинский район, Московское шоссе, площадью 578 кв. м.
По результатам рассмотрения заявления министерством имущественных отношений было принято решение об отказе в предоставлении земельного участка (уведомление от 25 августа 2014 года N 12-1/1703/14) в соответствии с п. 2.4 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением правительства Самарской области от 21 июня 2006 года N 74, поскольку лесные участки в составе земель населенных пунктов не подлежат приватизации.
Основанием при принятии данного решения послужил ответ министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 25 июля 2014 года N 269408, согласно которому испрашиваемый земельный участок расположен в границах лесов, расположенных на землях иных категорий в квартале N 96 Самарского лесничества.
Статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию земельных участков, занимаемых данными зданиями, строениями, сооружениями.
Согласно п. 5, 6 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в названной статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана). В месячный срок со дня поступления заявления исполнительный орган государственной власти принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности исполнительный орган государственной власти осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В соответствии с постановлением правительства Самарской области от 13 июня 2006 года N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, с 01 июля 2006 года возложены на министерство имущественных отношений Самарской области.
Постановлением правительства Самарской области от 21 июня 2006 года N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" утвержден Порядок предоставления земельных участков (далее - Порядок).
Согласно пункту 2.4 Порядка в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, министерство обязано направить запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
Ответ министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 25 июля 2014 года N 269408 содержит информацию о том, что в соответствии с постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 марта 2009 года по делу N А55-15555/2008 и определением Арбитражного суда Самарской области от 28 февраля 2011 года по делу N А55-15555/2008 лесные участки, расположенные в Самарском лесничестве, министерством исключены в государственном лесном реестре, из состава лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, по состоянию на 01 января 2011 года и отражены как лесные участки на землях иных категорий. На основании данных судебных актов были прекращены в ЕГРП разделы на лесные участки Самарского лесничества.
Статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) установлено, что лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 ЛК РФ.
Таким образом, в соответствии со статьей 92 ЛК РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Постановлением Правительства РФ от 24 мая 2007 года N 318 "О государственном лесном реестре" введено понятие государственного лесного реестра как "систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, а также о лесничествах и лесопарках".
Согласно п. 9 ст. 91 ЛК РФ ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 84 ЛК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относится владение, пользование, распоряжение такими лесными участками.
В настоящее время право собственности на лесные участки, расположенные на территории г.о. Самара, не оформлено, границы лесных участков, занятых городскими лесами, не установлены, на кадастровый учет участки не поставлены, лесохозяйственный регламент не разработан и не утвержден.
Таким образом, доводы о том, что испрашиваемый земельный участок относится к лесным участкам, расположенным на землях иных категорий, несостоятельными.
Судебными актами по делу N А55-15555/2008 сведения о лесных участках на территории г.о. Самара (на котором располагалось Самарское лесничество) исключены из государственного лесного реестра, без последующего внесения информации в лесной реестр о лесных участках в каком-либо ином качестве.
Вместе с тем при постановке на государственный кадастровый учет испрашиваемого земельного участка органом кадастрового учета уже была осуществлена проверка представленных сведений о земельном участке на предмет противоречия сведениям картографической основы государственного кадастра недвижимости, а также отнесения земельного участка к лесным землям, путем запроса сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 63:01:0338008:918 не содержит сведений о природных объектах. Более того, фактически в границах испрашиваемого земельного участка каких-либо признаков экосистемы в виде насаждений, в том числе деревьев никогда не было и нет по настоящее время.
В то же время испрашиваемый земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов и расположен в пределах территории зоны предприятий и складов V-IV классов вредности (санитарно - защитные зоны - до 100 м) (ПК-1) по карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в городе Самара.
Более того, в ходе рассмотрения настоящего дела министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в суд были представлены письменные пояснения, согласно которым испрашиваемый заявителем земельный участок на основании каталога координат, в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре и подтвержденными путем ввода координат в программу ГИС ИнГЕО, земельный участок к землям лесного фонда, а также к лесным участкам на землях иных категорий не относится. При этом министерство лесного хозяйства указало, что запрос министерства имущественных отношений от 24 июля 2014 года содержал иной каталог координат испрашиваемого земельного участка.
Заявителем в материалы дела представлено заключение специалиста, подтверждающее, что здание для монтажа газобаллонной аппаратуры, назначение - нежилое, этажность 1, площадью 347 кв. м, литера Г,Г1, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, Московское шоссе, д. 20, кадастровый номер 63:01:0621008:493, расположено в границах земельного участка площадью 578 кв. м, по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, Московское шоссе, с кадастровым номером 63:01:0338008:918.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение министерства имущественных отношений от 25 августа 2014 года N 12-1/1703/14 не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом в соответствии с положениями пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции в целях устранения нарушенных прав и законных интересов ООО "АвтоПрофи" возложил на министерство имущественных отношений обязанность принять решение о предоставлении ООО "АвтоПрофи" в собственность земельного участка с кадастровым номером 63:01:0338008:918, площадью 578 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Красноглинский район, Московское шоссе, и направить проект договора купли-продажи земельного участка кадастровый номер 63:01:0338008:918, площадью 578 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Красноглинский район, Московское шоссе ООО "АвтоПрофи".
Доводы апелляционной жалобы о том, что отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель лесного фонда, не принимаются, поскольку факт принадлежности спорного земельного участка к землям лесного фонда надлежащими доказательствами не подтвержден.
Вопреки требованиям ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации министерство имущественных отношений не доказало обстоятельства, на которые ссылается в апелляционной жалобе как на основание своих требований и возражений.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 16 февраля 2015 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу министерства имущественных отношений - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на министерство имущественных отношений, однако взысканию не подлежат на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 16 февраля 2015 года по делу N А55-25144/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА
Судьи
Е.Г.ПОПОВА
В.С.СЕМУШКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)