Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 12 сентября 2014 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поротикова А.И.,
судей Маховой Е.В.,
Мокроусовой Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черенковой Е.С.,
при участии:
- от Администрации г. Тамбова: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от Пчелинцева Александра Павловича: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от Администрации Тамбовской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от Комитета по управлению имуществом Тамбовской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г. Тамбова на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 22.05.2014 г. по делу N А64-4070/2013 (судья Сучков С.А.) по исковому заявлению Пчелинцева Александра Павловича, г. Тамбов, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Администрации Тамбовской области, третьи лица: Комитет по управлению имуществом Тамбовской области, Администрация г. Тамбова, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, г. Тамбов, об установлении кадастровой стоимости земельного участка.
установил:
Пчелинцев Александр Павлович (далее - Пчелинцев А.П.) обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка.
Определением от 09.01.2014 г. ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" исключено из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора. ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и Администрация Тамбовской области привлечены к участию в деле в качестве соответчиков. Этим же определением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению имуществом Тамбовской области.
Определением суда от 28.01.2014 г. судом была назначена экспертиза на предмет определения рыночной стоимости земельного участка площадью 3203 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для производственных целей, кадастровый номер 68:29:0313001:0029, расположенного по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, проезд Ипподромный, д. 24, проведение которой поручено ООО "Новатор".
Определением от 22.04.2014 г. исключено из числа соответчиков Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области и привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
В ходе рассмотрения настоящего дела истец (в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил заявленные требования, в связи с чем просил установить кадастровую стоимости земельного участка с кадастровым номером 68:29:0313001:29 площадью 3203 кв. м; местоположение: Тамбовская область, г. Тамбов, проезд Ипподромный 24 равной его рыночной и составляющей 2 738 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 22.05.2014 г. по делу N А64-4070/2013 требования истца удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, Администрация города Тамбова обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила решение Арбитражного суда Тамбовской области от 22.05.2014 г. по делу N А64-4070/2013 отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. Заявитель жалобы также выразил несогласие с определением арбитражного суда области от 28.01.2014 г., которым судом была назначена экспертиза по делу.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции 09.09.2014 г. представители лиц, участвующих в деле, не явились.
От ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и Администрации Тамбовской области в материалы дела поступили ходатайства о рассмотрении настоящего дела в отсутствии их представителей.
От Пчелинцева А.П. также в материалы дела поступило ходатайство о рассмотрении настоящего дела в его отсутствие и отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец просит оставить обжалуемое решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, исследовав и оценив представленные доказательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, Пчелинцев Александр Павлович является собственником земельного участка, расположенного по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, проезд Ипподромный 24, категория земель: земли поселений вид разрешенного использования - для производственных целей, а именно: - кадастровым номером 68:29:0313001:29, площадью 3 203 кв. м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 68-АА, 539375, выданным 09.03.2006 г.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:03313001:29 составляет 13 857 683,41 руб.
Считая, что кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего истцу, значительно превышает его рыночную стоимость, что ведет к необоснованному увеличению земельного налога, истец обратился к ИП Мамонтову О.А. для производства оценки рыночной стоимости данного земельного участка.
Как следует из отчета N 016-13 от 06.05.2013 г. об определении рыночной стоимости имущества на дату 01.01.09 г., рыночная стоимость земельного участка кадастровый номером 68:29:0313001:29 составляет 2 796 200 руб.
Истец, ссылаясь на то, что кадастровая стоимость указанного земельного участка должна быть равной рыночной, обратился в суд с настоящим требованием.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно Федеральному стандарту оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утвержденному приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила).
В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Пунктами 1 и 10 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.
Пунктом 1.3 Методических указаний установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 01 января года путем проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, результаты кадастровой оценки в Тамбовской области были утверждены постановлением Администрации Тамбовской области от 29.11.2010 N 1394 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального обозначения Тамбовской области".
Согласно кадастровому паспорту спорного земельного участка, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0313001:0029 составляет 13 857 683,41 руб.
В силу правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Поскольку кадастровая стоимость земли влияет на размер земельного налога, подлежащего уплате, ее установление в завышенном размере нарушает права и законные интересы собственников земельного участка и препятствует нормальному осуществлению предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости в суде.
Представленный истцом отчет ИП Мамонтова О.А. N 016-13 от 06.05.2013 г подтверждает, что содержащаяся в кадастре недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0313001:29 существенно превышает его рыночную стоимость.
Согласно проведенной независимой оценке рыночная стоимость земельного участка, расположенного по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, проезд Ипподромный 24, по состоянию на 01.01.2009 г. с кадастровым номером 68:29:0313001:29, общей площадью 3203 кв. м, составляет 2 796 200 руб.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика является одним из письменных доказательств по делу (статья 75 АПК РФ).
Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки (статьи 82 - 87 АПК РФ).
Как было указано ранее, определением суда от 28.01.2014 г. судом была назначена экспертиза на предмет определения рыночной стоимости земельного участка площадью 3203 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для производственных целей, кадастровый номер 68:29:0313001:0029, расположенного по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, проезд Ипподромный, д. 24, проведение которой поручено ООО "Новатор".
Согласно выводам эксперта, содержащимся в заключении N 01-14 от 10.02.2014 г., рыночная стоимость земельного участка, расположенного по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, проезд Ипподромный 24, по состоянию на 01.01.2013 г. составляет 2 738 000 руб.
Выражая несогласие с вышеназванным экспертным заключением, заявитель апелляционной жалобы вместе с тем не представил доказательств несоответствия данного заключения требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности (ст. ст. 9, 65 АПК РФ).
Согласно статье 64 АПК РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности с другими доказательствами по делу.
Оценка заключения эксперта осуществляется судом в соответствии с нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применительно к требованиям, предъявляемым к письменным доказательствам в арбитражном процессе.
Таким образом, с учетом положений статьи 86 АПК РФ и Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", суд области верно признал заключение эксперта N 01-14 от 10.02.2014 г. надлежащим доказательством рыночной стоимости спорного земельного участка.
Применительно к статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости могут являться:
- - недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- - установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Учитывая названные обстоятельства дела, а также позицию, изложенную в Постановлениях Президиума ВАС РФ N 913/11 от 28.06.2011 г. и N 10761/11 от 25.06.2013 г., судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об удовлетворении требований истца.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на несогласие с определением суда первой инстанции от 28.01.2014 г. о назначении по делу экспертизы, не могут быть приняты судебной коллегией в силу следующего.
В соответствии с частью статьи 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.
Согласно статье 9 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" судебная экспертиза - процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу.
Изложенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что в рамках рассмотрения настоящего дела назначение судебной экспертизы с целью определения рыночной стоимости земельного участка является необходимым.
Доказательств того, что назначенная по настоящему делу судом экспертиза проведена с нарушением норм действующего законодательства, заявителем в обоснование соответствующих доводов жалобы не представлено (ст. ст. 9, 65 АПК РФ).
Таким образом, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, безусловным основанием для отмены принятого судебного акта.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы относится на ее заявителя.
На основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины. Таким образом, оснований для взыскания или возврата государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 22 мая 2014 г. по делу N А64-4070/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий судья
А.И.ПОРОТИКОВ
Судьи
Е.В.МАХОВАЯ
Л.М.МОКРОУСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.09.2014 ПО ДЕЛУ N А64-4070/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 сентября 2014 г. по делу N А64-4070/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 12 сентября 2014 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поротикова А.И.,
судей Маховой Е.В.,
Мокроусовой Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черенковой Е.С.,
при участии:
- от Администрации г. Тамбова: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от Пчелинцева Александра Павловича: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от Администрации Тамбовской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от Комитета по управлению имуществом Тамбовской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г. Тамбова на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 22.05.2014 г. по делу N А64-4070/2013 (судья Сучков С.А.) по исковому заявлению Пчелинцева Александра Павловича, г. Тамбов, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Администрации Тамбовской области, третьи лица: Комитет по управлению имуществом Тамбовской области, Администрация г. Тамбова, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, г. Тамбов, об установлении кадастровой стоимости земельного участка.
установил:
Пчелинцев Александр Павлович (далее - Пчелинцев А.П.) обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка.
Определением от 09.01.2014 г. ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" исключено из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора. ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и Администрация Тамбовской области привлечены к участию в деле в качестве соответчиков. Этим же определением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению имуществом Тамбовской области.
Определением суда от 28.01.2014 г. судом была назначена экспертиза на предмет определения рыночной стоимости земельного участка площадью 3203 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для производственных целей, кадастровый номер 68:29:0313001:0029, расположенного по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, проезд Ипподромный, д. 24, проведение которой поручено ООО "Новатор".
Определением от 22.04.2014 г. исключено из числа соответчиков Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области и привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
В ходе рассмотрения настоящего дела истец (в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил заявленные требования, в связи с чем просил установить кадастровую стоимости земельного участка с кадастровым номером 68:29:0313001:29 площадью 3203 кв. м; местоположение: Тамбовская область, г. Тамбов, проезд Ипподромный 24 равной его рыночной и составляющей 2 738 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 22.05.2014 г. по делу N А64-4070/2013 требования истца удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, Администрация города Тамбова обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила решение Арбитражного суда Тамбовской области от 22.05.2014 г. по делу N А64-4070/2013 отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. Заявитель жалобы также выразил несогласие с определением арбитражного суда области от 28.01.2014 г., которым судом была назначена экспертиза по делу.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции 09.09.2014 г. представители лиц, участвующих в деле, не явились.
От ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и Администрации Тамбовской области в материалы дела поступили ходатайства о рассмотрении настоящего дела в отсутствии их представителей.
От Пчелинцева А.П. также в материалы дела поступило ходатайство о рассмотрении настоящего дела в его отсутствие и отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец просит оставить обжалуемое решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, исследовав и оценив представленные доказательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, Пчелинцев Александр Павлович является собственником земельного участка, расположенного по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, проезд Ипподромный 24, категория земель: земли поселений вид разрешенного использования - для производственных целей, а именно: - кадастровым номером 68:29:0313001:29, площадью 3 203 кв. м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 68-АА, 539375, выданным 09.03.2006 г.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:03313001:29 составляет 13 857 683,41 руб.
Считая, что кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего истцу, значительно превышает его рыночную стоимость, что ведет к необоснованному увеличению земельного налога, истец обратился к ИП Мамонтову О.А. для производства оценки рыночной стоимости данного земельного участка.
Как следует из отчета N 016-13 от 06.05.2013 г. об определении рыночной стоимости имущества на дату 01.01.09 г., рыночная стоимость земельного участка кадастровый номером 68:29:0313001:29 составляет 2 796 200 руб.
Истец, ссылаясь на то, что кадастровая стоимость указанного земельного участка должна быть равной рыночной, обратился в суд с настоящим требованием.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно Федеральному стандарту оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утвержденному приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила).
В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Пунктами 1 и 10 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.
Пунктом 1.3 Методических указаний установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 01 января года путем проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, результаты кадастровой оценки в Тамбовской области были утверждены постановлением Администрации Тамбовской области от 29.11.2010 N 1394 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального обозначения Тамбовской области".
Согласно кадастровому паспорту спорного земельного участка, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0313001:0029 составляет 13 857 683,41 руб.
В силу правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Поскольку кадастровая стоимость земли влияет на размер земельного налога, подлежащего уплате, ее установление в завышенном размере нарушает права и законные интересы собственников земельного участка и препятствует нормальному осуществлению предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости в суде.
Представленный истцом отчет ИП Мамонтова О.А. N 016-13 от 06.05.2013 г подтверждает, что содержащаяся в кадастре недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0313001:29 существенно превышает его рыночную стоимость.
Согласно проведенной независимой оценке рыночная стоимость земельного участка, расположенного по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, проезд Ипподромный 24, по состоянию на 01.01.2009 г. с кадастровым номером 68:29:0313001:29, общей площадью 3203 кв. м, составляет 2 796 200 руб.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика является одним из письменных доказательств по делу (статья 75 АПК РФ).
Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки (статьи 82 - 87 АПК РФ).
Как было указано ранее, определением суда от 28.01.2014 г. судом была назначена экспертиза на предмет определения рыночной стоимости земельного участка площадью 3203 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для производственных целей, кадастровый номер 68:29:0313001:0029, расположенного по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, проезд Ипподромный, д. 24, проведение которой поручено ООО "Новатор".
Согласно выводам эксперта, содержащимся в заключении N 01-14 от 10.02.2014 г., рыночная стоимость земельного участка, расположенного по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, проезд Ипподромный 24, по состоянию на 01.01.2013 г. составляет 2 738 000 руб.
Выражая несогласие с вышеназванным экспертным заключением, заявитель апелляционной жалобы вместе с тем не представил доказательств несоответствия данного заключения требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности (ст. ст. 9, 65 АПК РФ).
Согласно статье 64 АПК РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности с другими доказательствами по делу.
Оценка заключения эксперта осуществляется судом в соответствии с нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применительно к требованиям, предъявляемым к письменным доказательствам в арбитражном процессе.
Таким образом, с учетом положений статьи 86 АПК РФ и Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", суд области верно признал заключение эксперта N 01-14 от 10.02.2014 г. надлежащим доказательством рыночной стоимости спорного земельного участка.
Применительно к статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости могут являться:
- - недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- - установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Учитывая названные обстоятельства дела, а также позицию, изложенную в Постановлениях Президиума ВАС РФ N 913/11 от 28.06.2011 г. и N 10761/11 от 25.06.2013 г., судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об удовлетворении требований истца.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на несогласие с определением суда первой инстанции от 28.01.2014 г. о назначении по делу экспертизы, не могут быть приняты судебной коллегией в силу следующего.
В соответствии с частью статьи 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.
Согласно статье 9 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" судебная экспертиза - процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу.
Изложенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что в рамках рассмотрения настоящего дела назначение судебной экспертизы с целью определения рыночной стоимости земельного участка является необходимым.
Доказательств того, что назначенная по настоящему делу судом экспертиза проведена с нарушением норм действующего законодательства, заявителем в обоснование соответствующих доводов жалобы не представлено (ст. ст. 9, 65 АПК РФ).
Таким образом, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, безусловным основанием для отмены принятого судебного акта.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы относится на ее заявителя.
На основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины. Таким образом, оснований для взыскания или возврата государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 22 мая 2014 г. по делу N А64-4070/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий судья
А.И.ПОРОТИКОВ
Судьи
Е.В.МАХОВАЯ
Л.М.МОКРОУСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)