Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.02.2015 N 15АП-23171/2014 ПО ДЕЛУ N А32-12943/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 февраля 2015 г. N 15АП-23171/2014

Дело N А32-12943/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 февраля 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Ефимовой О.Ю., Смотровой Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевой В.Ю.
при участии:
от заявителя: представитель по доверенности от 24.11.2014 - Савикова О.В., паспорт, представитель по доверенности от 2.11.2014 - Куква А.В., паспорт, пастор церкви - Повстяной С.М., паспорт.
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом.
от третьего лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Местной религиозной организации Церковь христиан веры Евангельской "Вифания" г. Ейска
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.10.2014 по делу N А32-12943/2014, принятое судьей Савиным Р.Ю.,
по заявлению Местной религиозной организации Церковь христиан веры евангельской "Вифания" г. Ейска
к заинтересованному лицу Администрации муниципального образования Ейский район; Управлению муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Ейский район
при участии третьего лица Администрации Ейского городского поселения Ейского района
о признании незаконным отказа

установил:

местная религиозная организация Церковь христиан веры евангельской "Вифания" г. Ейска (далее - организация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Администрации муниципального образования Ейский район; Управлению муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Ейский район о признании незаконным отказа в предоставлении Местной религиозной организации Церкви христиан веры евангельской "Вифания" в безвозмездное срочное пользование земельного участка с кадастровым номером 23:42:000000:292 на период строительства, обязать администрацию предоставить указанный земельный участок в безвозмездное срочное пользование на период строительства - на 3 года, изменив п. 1 постановления от 23.05.2013, а также п. 2.1 договора безвозмездного срочного пользования (уточненные требования - т. 1 л.д. 88).
Заявленные требования мотивированы неправомерным отказом администрации в предоставлении земельного участка в безвозмездное срочное пользование на истребуемый заявителем срок, наличием объективных препятствий к освоению земельного участка в установленный администрацией срок.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 31.10.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что испрашиваемый заявителем земельный участок на государственном кадастровом учете не состоит, что исключает возможность для совершения сделок с ним.
Местная религиозная организация Церковь христиан веры евангельской "Вифания" г. Ейска обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.10.2014 отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворяющий заявленные требования. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции не полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела и не применил надлежащий закон. Религиозная организация ссылается на положения статьи 24 ЗК РФ и указывает на невозможность ограничения религиозной организации годичным сроком предоставления земельного участка. Также, по мнению организации, администрация обязана была восстановить нарушенное право организации, а именно - предпринять все зависящие от нее действия по восстановлению сведений в реестре недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 23:42:000000:292.
В отзывах на апелляционную жалобу Администрация МО Ейский район и Администрация Ейского городского поселения возражали на доводы апелляционной жалобы, настаивали на законности решения суда первой инстанции.
В судебном заседании суд, проверив наличие доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, совещаясь на месте, определил рассмотреть апелляционную жалобу в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителя заинтересованного и третьего лица по делу. Представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, указал не незаконность действий администрации, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявителю в безвозмездное срочное пользование на период строительства на одиннадцать месяцев (до 23.05.2014) был предоставлен земельный участок площадью 4000,0 кв. м, с кадастровым номером 23:42:000000:292, расположенный на землях населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для размещения объектов религии, находящийся по адресу: Краснодарский край, Ейский район, город Ейск, ул. Щорса угол улицы Строителей.
На основании п. 2 указанного постановления от 23.05.2014 N 554 Управлением муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Ейский район с организацией 23.05.2013 заключен договор безвозмездного срочного пользования земельным участком для размещения на нем объектов религии сроком на 11 месяцев, до 23.05.2014.
В целях сбора комплекта документов, необходимого для получения разрешения на строительство 31.05.2013 заявитель обратился в Управление архитектуры и градостроительства администрации Ейского городского поселения Ейского района о выдаче градостроительного плана земельного участка.
Согласно Правилам землепользования и застройки Ейского городского поселения Ейского района предоставленный по договору земельный участок, расположен одновременно в двух территориальных зонах - "Ж-1. Зона индивидуальной застройки" и "ОД-1. Зона размещения объектов делового, общественного и коммерческого назначения".
05.06.2013 Управление архитектуры и градостроительства администрации Ейского городского поселения Ейского района письмом от 05.06.2013 N 653 сообщило заявителю, что подготовка градостроительного плана земельного участка возможна только после внесения изменений в Правила землепользования и застройки Ейского городского поселения Ейского района в части отнесения земельного участка к одной территориальной зоне.
28.06.2013 заявитель обратился в администрацию муниципального образования Ейский район, в котором указал на то, что в указанный в договоре срок возвести объект религиозного назначения на спорном земельном участке по объективным причинам не представляется возможным (поскольку администрацией Ейского городского поселения еще не проведена работа по внесению изменений в Правила землепользования и застройки Ейского городского поселения Ейского района) и попросил определить новые сроки предоставления организации земельного участка в безвозмездное срочное пользование.
24.09.2013 глава Ейского городского поселения письмом от 24.09.2013 N 01-3489/13-17 сообщил заявителю, что на основании обращения организации, а также других граждан и органов местного самоуправления проводится работа по внесению изменений в Правила землепользования и застройки Ейского городского поселения Ейского района, а также, что ориентировочный срок проведения работ по внесению изменений в Правила землепользования и застройки согласно действующему законодательству составит 4 месяца.
17.02.2014 в адрес заявителя из администрации муниципального образования Ейский район поступило уведомление о прекращении арендных отношений, исх. от 17.02.2014 N 01-449/14-35, в котором сообщалось об отсутствии намерения в предоставлении земельного участка на новый срок и об отказе от договорных отношений по истечении срока аренды, установленного договором от 23.05.2014.
24.02.2014 заявитель обратился к главе муниципального образования Ейский район с письмом, в котором сообщил, что до настоящего времени работы по внесению изменений в Правила землепользования и застройки администрацией Ейского городского поселения еще не произведены, что препятствует получению разрешения на строительство, в связи с чем попросил предоставить заявителю земельный участок на период строительства культового здания - на три года.
26.02.2014 заявитель обратился с письмом в Управление муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Ейский район, в котором сообщил, что до настоящего времени работы по внесению изменений в Правила землепользования и застройки администрацией Ейского городского поселения еще не произведены, что препятствует получению разрешения на строительство, в связи с чем, в соответствии с п. 5.2. договора, попросил изменить п. 2.1. договора, сформулировав его следующим образом: "Участок передается в безвозмездное срочное пользование на 36 месяцев, сроком до 23.05.2017".
24.03.2014 в адрес заявителя из Управления муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Ейский район поступило письмо от 24.03.2014 N 22-1187/14.01.20 (в ответ на письмо заявителя от 24.03.2014), которым заявителю было также отказано в просьбе изменить п. 2.1. договора со ссылкой на то, что согласно положениям ст. 24 ЗК РФ, в безвозмездное срочное пользование могут предоставляться участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, органами местного самоуправления не более чем на один год. Кроме того, в письме повторно сообщалось об отказе от договорных отношений по истечении срока аренды установленного договором (22.05.2014).
Не согласившись с решением администрации, религиозная организация обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно его несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение указанным актом прав и охраняемых законом интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" установлено, что религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.
В силу статьи 22 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" религиозные организации вправе использовать для своих нужд земельные участки, здания и имущество, предоставляемые им государственными, муниципальными, общественными и иными организациями и гражданами, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно ст. 24 Земельного кодекса Российской Федерации, в безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, юридическим лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на срок не более чем один год.
Пунктом 3 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
В соответствии с частью 5 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешений на строительство относится к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности
Порядок подготовки и принятия правил землепользования и застройки муниципальных образований предусмотрен нормами главы 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений отнесено установление с учетом требований законодательства Российской Федерации Правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений.
Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.
В силу части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.
Из материалов дела усматривается, что постановлением администрации муниципального образования Ейский район от 23.05.2013 N 554 Местной религиозной организации Церковь христиан веры Евангельской "Вифания" в соответствии с положениями статьи 30 ЗК РФ был предоставлен в безвозмездное срочное пользование земельный участок с кадастровым номером 23:42:000000:292 для размещения объектов религии на срок 11 месяцев.
Решение органа местного самоуправления о предварительном согласовании места размещения объектов религии было принято 23.01.2013.
Однако, 29.01.2013 решением Совета Ейского городского поселения Ейского района N 52/4 были утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования Ейского городского поселения (далее - ПЗЗ), в результате чего, земельный участок с кадастровым номером 23:42:000000:292 оказался одновременно в двух территориальных зонах "Ж1. Зона индивидуальной жилой застройки" и "ОД.1 Зона размещения объектов делового, общественного и коммерческого назначения".
В силу статьи 30 ЗК РФ земельный участок может располагаться только в одной территориальной зоне.
Как видно из материалов дела, организация к освоению земельного участка не приступила.
Учитывая данное обстоятельство, оспариваемый отказ администрации в продлении срока предоставления в безвозмездное срочное пользование земельного участка является правомерным.
В рассматриваемом случае права религиозной организации нельзя признать нарушенными, так как решение органа местного самоуправления о предварительном согласовании места размещения объектов религии было принято 23.01.2013, то есть до принятия Правил землепользования и застройки. Кроме того, религиозной организацией разрешение на строительство объекта получено не было и строительство объекта не велось.
Из норм ст. ст. 40 - 41 ЗК РФ следует, что если земельный участок закреплен за лицом, то возможность его застройки определяется в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования участка. Первоначально разрешенное использование участка определяется в процессе градостроительного зонирования или в процессе предварительного согласования места размещения объекта.
Из материалов дела следует, что при согласовании земельного участка стороны руководствовались решением Ейского городского поселения Ейского района "Об утверждении проекта "Корректировка генерального плана развития Ейского городского поселения Ейского района" от 28.12.2011 N 35/2, согласно которому испрашиваемый земельный участок находился в зоне индивидуальной жилой застройки.
Однако, следует учитывать, что ПЗЗ от 29.01.2013 является действующим нормативным правовым актом, обладающим большей юридической силой.
Доказательств оспаривания и признания Правил землепользования и застройки Ейского городского поселения Ейского района от 29.01.2013 недействующими в административном либо в судебном порядке в материалы дела не представлено.
Рассмотрев представленные материалы дела, судебная коллегия не усматривает в действиях администрации нарушений действующего законодательства. Стечение обстоятельств, препятствующих дальнейшему использованию земельного участка с кадастровым номером 23:42:000000:292, при том, что строительные работы организацией не проводились, не является основанием для признания действий администрации незаконными или нарушающими права и интересы заявителя.
Кроме того, земельные правоотношения носили временный характер - а именно - был заключен договор безвозмездного срочного пользования и нормы действующего законодательства не регламентируют порядок пролонгации рассматриваемых правоотношений.
Таким образом, администрацией обоснованно отказано в предоставлении в безвозмездное срочное пользование земельного участка, находящегося в двух территориальных зонах одновременно на новый срок, а также был правомерно расторгнут заключенный и не исполняемый договор о предоставлении земельного участка для строительства, противоречащий установленным Правилам землепользования и застройки.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы не опровергают вывод суда первой инстанции о правомерности отказа, основаны на неправильном толковании норм материального права и не является основанием для удовлетворения заявленных требований.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов и их должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Проанализировав обстоятельства дела, имеющиеся в материалах дела документы в совокупности по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не установила оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.10.2014 по делу N А32-12943/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
О.А.СУЛИМЕНКО

Судьи
О.Ю.ЕФИМОВА
Н.Н.СМОТРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)