Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.05.2014 N 08АП-1725/2014 ПО ДЕЛУ N А46-12913/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 мая 2014 г. N 08АП-1725/2014

Дело N А46-12913/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 07 мая 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1725/2014) Министерства имущественных отношений Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 03.12.2013 по делу N А46-12913/2013 (судья Глазков О.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СтройКомплект" (ИНН 5501246621, ОГРН 1135543001153)
к Министерству имущественных отношений Омской области,
3-е лицо: Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска
о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Омской области в предварительном согласовании места размещения объекта - крытого физкультурно-оздоровительного сооружения по адресу: г. Омск, Ленинский АО, ул. Лобкова, д. 1, оформленный письмом - уведомлением N 08/9596 от 25.09.2013 "О рассмотрении заявлений о выборе земельных участков" и обязании рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью "СтройКомплект" от 15.05.2013 вх. N 8868 о выборе земельного участка из состава земельного участка, находящегося в собственности Омской области, с кадастровым номером 55:36:090301:3060, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Лобкова, д. 1, и предварительном согласовании мест размещения объектов, в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Министерства имущественных отношений Омской области - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
- от общества с ограниченной ответственностью "СтройКомплект" - Сафронов Владимир Александрович (паспорт, по доверенности б/н от 27.09.2013 сроком действия на три года);
- от департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омск - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;

- установил:

общество с ограниченной ответственностью "СтройКомплект" (далее по тексту -Общество, ООО "СтройКомплект") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Омской области (далее по тексту - заинтересованное лицо, Минимущество Омской области) (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании незаконным решения Минимущества Омской области об отказе в размещении крытого физкультурно-оздоровительного сооружения по адресу: г. Омск, Ленинский АО, ул. Лобкова, д. 1, оформленном письмом-уведомлением N 08/9596 от 25.09.2013 "О рассмотрении заявления о выборе земельных участков". Также Общество просило суд обязать Минимущество Омской области рассмотреть заявление ООО "СтройКомплект" от 15.05.2013 вх. N 8868 о выборе земельного участка из состава земельного участка, находящегося в собственности Омской области, с кадастровым номером 55:36:090301:3060, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Лобкова, д. 1, и предварительном согласовании мест размещения объектов в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
В части требования к департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее - Департамент) Общество отказалось.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Департамент привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Омской области от 03.12.2013 по делу N А46-12913/2013 заявленные требования ООО "СтройКомплект" удовлетворены. Признан незаконным отказ Министерства имущественных отношений Омской области в предварительном согласовании места размещения объекта - крытого физкультурно-оздоровительного сооружения по адресу: г. Омск, Ленинский АО, ул. Лобкова, д. 1, оформленный письмом - уведомлением N 08/9596 от 25.09.2013 "О рассмотрении заявлений о выборе земельных участков".
Суд обязал Министерство имущественных отношений Омской области рассмотреть заявление ООО "СтройКомплект" от 15.05.2013 вх. N 8868 о выборе земельного участка из состава земельного участка, находящегося в собственности Омской области, с кадастровым номером 55:36:090301:3060, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Лобкова, д. 1, и предварительном согласовании мест размещения объектов, в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Этим же решением суда с Министерства имущественных отношений Омской области в пользу ООО "СтройКомплект" взыскана государственная пошлина в сумме 2 000 руб.
Судебный акт мотивирован отсутствием оснований для принятия решения об отказе в выборе земельного участка.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство имущественных отношений Омской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы указано на законность и обоснованность отказа заинтересованного лица.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено в отсутствие представителей Министерства имущественных отношений Омской области, департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омск, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания по делу.
Представитель ООО "СтройКомплект" с доводами апелляционной жалобы не согласился, выступил с пояснениями.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
15.05.2013 ООО "СтройКомплект" обратилось в Министерство имущественных отношений Омской области с заявлением о выборе земельного участка из состава земельного участка, находящегося в собственности Омской области, с кадастровым номером 55:36:090301:3060, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Лобкова, д. 1, и предварительном согласовании мест размещения объектов (для строительства крытых физкультурно-оздоровительных сооружений).
25.09.2013 Министерством имущественных отношений Омской области в адрес ООО "СтройКомплект" направлено письмо - уведомление N 08/9596 от 25.09.2013 "О рассмотрении заявлений о выборе земельных участков", в котором Министерство имущественных отношений Омской области сообщило обществу о том, что 21.05.2013 в адрес департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска Минимуществом направлено письмо об осуществлении выбора земельного участка в соответствии с процедурой, предусмотренной законодательством. 20.06.2013 на комиссии по градостроительству и землепользованию на территории города Омска, созданной при департаменте архитектуры, в выборе испрашиваемого земельного участка отказано по следующему основанию - строительство крытого физкультурно-оздоровительного сооружения на земельном участке по адресу: г. Омск, Ленинский АО, ул. Лобкова, д. 1, не соответствует проекту планировки территории г. Омска, (копия протокола, утвержденного директором департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, главным архитектором города Омска, председателем комиссии А.Г. Тилем 21 июня 2013 года). В связи с указанными обстоятельствами со ссылкой на подпункт 1 пункта 10 раздела 2 Постановления Правительства Омской области от 07.06.2007 N 75-п "О предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Омской области" Министерство имущественных отношений Омской области отказало Обществу в размещении объектов.
Полагая, что отказ Министерства имущественных отношений Омской области в предварительном согласовании места размещения объекта - крытого физкультурно-оздоровительного сооружения по адресу: г. Омск, Ленинский АО, ул. Лобкова, д. 1, оформленный письмом - уведомлением N 08/9596 от 25.09.2013 "О рассмотрении заявлений о выборе земельных участков", не соответствует нормам действующего законодательства, нарушает его права и законные интересы ООО "СтройКомплект" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
03.12.2013 Арбитражным судом Омской области принято решение, которое обжаловано Министерством имущественных отношений Омской области в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность принятого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения исходя из следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Апелляционным судом рассматривается законность отказа Министерства имущественных отношений Омской области в согласовании места размещения крытого физкультурно-оздоровительного сооружения.
В силу пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как следует из пункта 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта может быть принято только после обеспечения выбора земельного участка, оформленного актом о выборе земельного участка для строительства.
Согласно пункту 3 статьи 4 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области" Правительство Омской области утверждает порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Омской области, для строительства, а также порядок приобретения прав на земельные участки, находящиеся в собственности Омской области, на которых расположены здания, строения, сооружения.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Омской области, для строительства утвержден Постановлением Правительства Омской области от 07.06.2007 N 75-п.
В соответствии с пунктом 1 Порядка предоставления земельных участков, настоящий Порядок регулирует отношения, связанные с предоставлением в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование и безвозмездное срочное пользование земельных участков, находящихся в собственности Омской области для строительства. Предоставление земельных участков для строительства осуществляется с учетом особенностей, установленных федеральным законодательством.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства (пункт 5 Порядка).
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства (далее - заявитель), обращаются в Минимущество непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта (пункт 6 Порядка).
В силу пункта 9 Порядка предоставления земельных участков Минимущество Омской области принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка для строительства в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или решение об отказе в размещении объекта в течение месяца со дня поступления оформленного в установленном порядке акта о выборе земельного участка для строительства.
В соответствии с пунктом 10 Порядка предоставления земельных участков отказ в размещении объекта возможен по следующим основаниям: иное назначение испрашиваемого земельного участка в соответствии с документацией о планировке территории (подпункт 1); отрицательное заключение органов государственного надзора, органов местного самоуправления, муниципальных организаций, которое не может быть устранено в процессе доработки документов (подпункт 2); наличие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка для строительства, в отношении другого лица (подпункт 3).
При этом пунктом 10 Порядка предоставления земельных участков установлено, что решение об отказе в размещении объекта должно содержать мотивированные основания отказа с приложением в случае необходимости документов (материалов), служащих основанием для принятия решения об отказе, а также информацию о возможности и способах обжалования данного решения.
Как следует из материалов дела, заинтересованным лицом письмом -уведомлением N 08/9596 от 25.09.2013 отказано в размещении объекта со ссылкой на подпункт 1 пункта 10 Постановления Правительства Омской области от 07.06.2007 N 75-п "О предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Омской области". В качестве основания отказа Министерством имущественных отношений Омской области указано на то, что 20.06.2013 на комиссии по градостроительству и землепользованию на территории города Омска, созданной при департаменте архитектуры, в выборе испрашиваемого земельного участка отказано по следующему основанию - строительство крытого физкультурно-оздоровительного сооружения па земельном участке по адресу: г. Омск, Ленинский АО, ул. Лобкова, д. 1, не соответствует проекту планировки территории г. Омска.
К указанному решению приложена копия протокола, утвержденного директором департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, главным архитектором города Омска, председателем комиссии А.Г. Тилем 21.06.2013.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточную и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 71 АПК РФ).
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ, представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции соглашается с позицией суда первой инстанции о том, что протокол заседания комиссии по градостроительству и землепользованию на территории города Омска не является основанием для принятия решения об отказе в размещении объекта.
Иных документов, подтверждающих наличие указанных оснований на момент принятия оспариваемого решения Министерством имущественных отношений Омской области в нарушение требований статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ, в материалы представлено не было.
Ссылка заинтересованного лица на акт о выборе земельного участка для строительства и градостроительное заключение, утвержденное директором департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска 12.11.2013, апелляционным судом не принимается, поскольку указанные документы были подготовлены в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции и на момент принятия Министерством имущественных отношений Омской области оспариваемого решения отсутствовали.
При этом апелляционным судом принимается во внимание то, что права, обязанности и полномочия Министерства имущественных отношений Омской области установлены действующим законодательством, в том числе Порядком предоставления земельных участков.
Как указано ранее, по смыслу пункта 10 Порядка предоставления земельных участков, решение об отказе в размещении объекта должно содержать мотивированные основания отказа с приложением документов.
Поскольку на момент принятия Министерством отказа таких документов не имелось, то данный отказ не может быть признан законным.
Учитывая, что на момент принятия оспариваемого решения об отказе в размещении объекта Министерство имущественных отношений Омской области не располагало документами необходимыми для принятия соответствующего решения, то оснований для признания такого отказа обоснованным у суда первой инстанции не имелось. Требования ООО "СтройКомплект" правильно удовлетворены судом.
Оснований для отмены решения Арбитражного суда Омской области от 03.12.2013 по делу N А46-12913/2013 суд апелляционной инстанции не усматривает.
Решение суда первой инстанции принято при правильном применении норм материального и процессуального права, отмене или изменению не подлежит, в связи с чем апелляционная жалоба Министерства имущественных отношений Омской области оставлена без удовлетворения.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы Министерства имущественных отношений Омской области в соответствии с частью 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, подлежащая уплате указанным лицом, но от уплаты которой оно в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено, не подлежит распределению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 03.12.2013 по делу N А46-12913/2013 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
Н.А.ШИНДЛЕР

Судьи
А.Н.ЛОТОВ
О.А.СИДОРЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)