Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.02.2015 ПО ДЕЛУ N А66-6148/2014

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 февраля 2015 г. по делу N А66-6148/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 20 февраля 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Зориной Ю.В. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарями судебного заседания Семеновой О.М. и Борисовой А.В.,
при участии от Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области представителя Губина М.Ю. по доверенности от 13.11.2014 N 95-04, от администрации города Твери представителей Аваева Д.В. по доверенности от 27.11.2014 N 55, Кузнецовой С.А. по доверенности от 01.12.2014 N 59,
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, материалы дела N А66-6148/2014,

установил:

Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области (место нахождения: 170100, город Тверь, Смоленский переулок, дом 29; ОГРН 1026900561071, ИНН 6905003320; далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Тверской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области (место нахождения: 170100, город Тверь, улица Советская, дом 33; ОГРН 1106952029315, ИНН 6950125150; далее - Теруправление) с иском о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на земельные участки, кадастровыми номерами:
- 69:40:0200186:31, общей площадью 37 746 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под жилую комплексную застройку, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Тверская область, город Тверь, деревня Никифоровское;
- 69:40:0200187:23, общей площадью 17 672 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под жилую комплексную застройку, адрес: Тверская область, город Тверь, деревня Никифоровское;
- 69:40:0200188:17, общей площадью 26 388 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под жилую комплексную застройку, адрес: Тверская область, город Тверь, деревня Никифоровское.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области (далее - Управление Росреестра).
Решением от 28.07.2014 Арбитражный суд Тверской области (судья Белова А.Г.) отказал в удовлетворении исковых требований.
Министерство с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просило его отменить, принять по делу новый судебный акт, которым требования удовлетворить.
Доводы Министерства сводились к следующему. Управлением Росреестра 13.12.2013 осуществлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации на три спорных земельных участка. В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Согласно статье 3 Закона Тверской области от 09.04.2008 N 49-ЗО правительство Тверской области обеспечивает управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в собственности Тверской области, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тверской области - городском округе город Тверь. Постановлением правительства Тверской области от 18.10.2011 N 73-пп утверждено положение о Министерстве имущественных и земельных отношений Тверской области, в соответствии с которым Министерство осуществляет в установленном порядке полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тверской области - городском округе город Тверь. Регистрация права федеральной собственности Российской Федерации на указанные земельные участки лишила Министерство права ими распоряжаться. В соответствии с пунктом 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление Пленума N 10/22) в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими. Суд установил, что основанием для государственной регистрации права послужил государственный акт на право собственности наследуемого владения, бессрочного (постоянного) землей N ТВО 10-30-242, выданный на основании решения Калининского районного Совета народных депутатов от 29.01.1993, согласно которому Волжскому государственному конному заводу предоставлено в бессрочное (постоянное) пользование 2450 гектаров земель для ведения сельского хозяйства. Согласно пункту 1 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти. Государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей N ТВО 10-30-242 не отвечает требованиям статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), поскольку не содержит информацию, позволяющую идентифицировать земельные участки, которые были предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, и не устанавливает вхождение спорных земельных участков, кадастровыми номерами 69:40:0200186:31, 69:40:0200187:23, 69:40:0200188:17, расположенных по адресу: Тверская область, город Тверь, деревня Никифоровское, в состав 2450 гектаров земли, предоставленной Волжскому государственному конному заводу в бессрочное (постоянное) пользование. Из представленных кадастровых паспортов следует, что испрашиваемые земельные участки относятся к категории земель населенных пунктов и находятся на территории города Твери, а земли площадью 2450 га переданы на основании постановления главы администрации Калининского района Тверской области от 29.01.1993 N 131-1. Полномочия Калининского районного Совета народных депутатов на распоряжение земельными участками, расположенными на территории города Твери документально не подтверждены. Границы городской черты утверждены постановлением Совета Министров РСФСР от 31.05.1977 "Об утверждении городской черты города Калинина" с описанием прохождения городской черты в районе деревни Никифоровское, согласно которому указанная территория расположена в границах городского округа. Земельные участки, кадастровые номера 69:40:0200186:31 и 69:40:0200188:17, 21.09.2009 поставлены на государственный кадастровый учет, земельный участок, кадастровый номер 69:40:0200187:23 - 02.12.2009, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под жилую комплексную застройку. Спорные земельные участки не могли быть предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование Волжскому государственному конному заводу в 1993 году, поскольку объектами гражданских прав, которые сформированы в соответствии с требованиями земельного законодательства, указанные земельные участки стали с даты постановки на государственный кадастровый учет - с 2009 года. В соответствии с государственным актом 2450 га земли предоставлялись для ведения сельского хозяйства, в то время как разрешенное использование спорных земельных участков - под жилую комплексную застройку. Кадастровые паспорта земельных участков сведений о правах Российской Федерации либо Волжского государственного конного завода не содержат. Доказательства, подтверждающие издание соответствующего государственного акта, удостоверяющего права Волжского государственного конного завода в отношении спорных земельных участков, отсутствуют. Ликвидация государственного сельскохозяйственного предприятия "Волжский государственный конный завод" влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (статья 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Спорные земельные участки относятся к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена и входят в состав территории, по которой постановлением администрации города Твери от 31.07.2009 N 1881 утверждена документация по планировке территории в границах земельных участков, кадастровые номера 69:40:0200182:1, 69:40:0200183:1, 69:40:0200184:1, 69:40:0200185:1, 69:40:0200186:1, 69:40:0200187:1, 69:40:0200188:1, 69:40:0200189:1, 69:40:0200190:1, 69:40:0200204:1, 69:40:0200204:2, 69:40:0200204:3, в поселке Никифоровское Московского района города Твери. Фондом имущества Тверской области на основании распоряжений Комитета по управлению имуществом Тверской области в 2009 году проведены торги для комплексного освоения в целях жилищного строительства. В результате проведенных торгов Комитетом по управлению имуществом Тверской области заключены договоры аренды для комплексного освоения в целях жилищного строительства, в отношении спорных земельных участков. В связи с неисполнением обязательств по строительству жилых домов решениями Арбитражного суда Тверской области по искам Министерства вынесены решения о расторжении договоров комплексного освоения с обществом с ограниченной ответственностью "Юань" (далее - ООО "Юань") и обществом с ограниченной ответственностью "КлинСтройДом" (далее - ООО "КлинСтройДом"). В ходе рассмотрения данных исковых заявлений, судом была дана оценка правоотношениям сторон договора аренды, исходя из того, что спорные земельные участки являются участками, государственная собственность на которые не разграничена, а Министерство является законным арендодателем вышеуказанных земельных участков. В настоящее время на земельных участках, предоставленных в соответствии с договорами аренды, арендаторами осуществляется строительная деятельность, ведется строительство (создание) объектов инженерной инфраструктуры (внутриплощадочных инженерных сетей и сооружений) в соответствии с документацией по планировке территории, а также строительство многоквартирных жилых домов.
Определением от 29.09.2014 жалоба Министерства принята к производству, судебное заседание назначено на 18.11.2014.
Лицо, не участвующее в деле - Администрация города Твери (место нахождения: 170100, город Тверь, улица Советская, дом 11; ОГРН 1066950062717, ИНН 6901000920; далее - Администрация), с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просило его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Министерства.
Доводы Администрации сводятся к следующему. На основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 11.08.1961 "О расширении городской черты города Калинина Калининской области" в городскую черту города Калинина включены населенные пункты Власьево и Никифоровское с общей земельной площадью 632,85 га. Согласно пункту 1 постановления главы Администрации 28.06.1993 N 573-1 "О предварительном согласовании места размещения земельного участка акционерному обществу закрытого типа "Ваш Дом" под проектирование малоэтажной жилой застройки в поселке Химинститута Московского района" предварительно согласовано место размещения земельного участка акционерного общества закрытого типа "Ваш Дом" для жилищного строительства в поселке Химинститута, в Московском районе, для чего изъят земельный участок площадью 35 га из земель Волжского государственного конного завода по согласованию с землепользователем. В силу подпункта 2.2 пункта 2 вышеуказанного постановления на акционерное общество "Ваш Дом" возложена обязанность разработать проект всех инженерных сетей, включая дороги, и осуществить их строительство за счет средств общества. В настоящее время в реестре муниципальной собственности числятся следующие объекты недвижимости, расположенные в поселке Власьево и деревне Никифоровское: телефонная сеть; канализационная сеть; высоковольтные сети; кабельные сети; проезды вдоль домов поселка Власьево; автомобильные дороги вдоль поселка Никифоровское и вдоль поселка Власьево; проезд к поселку Новое Власьево и поселку Никифоровское; линия наружного освещения; СНО поселка Власьево. Принимая во внимание, что в реестре муниципальной собственности числятся объекты недвижимости, расположенные в поселке Власьево и деревне Никифоровское (не исключено, что и на спорных земельных участках), обжалуемым судебным актом затронуты права муниципального образования "Город Тверь" в лице Администрации. В соответствии со статьей 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации Администрация лишилась поступления доходов в бюджет города в размере 100% в виде арендной платы за пользование спорными земельными участками, поскольку на вышеуказанные земельные участки зарегистрировано право федеральной собственности.
Определение суда апелляционной инстанции от 17.11.2014 жалоба Администрации принята к производству, судебное заседание назначено на 23.12.2014.
В силу пункта 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" (далее - Постановление Пленума N 36) апелляционный суд определением от 18.11.2014 отложил рассмотрение апелляционной жалобы Министерства на 23.12.2014 в связи с поступлением в апелляционный суд жалобы Администрации на один судебный акт.
В силу части 6 статьи 268 АПК РФ независимо от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли арбитражным судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 названного Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Изучив материалы дела и доводы апелляционных жалоб, апелляционная коллегия пришла к выводу о том, что судом первой инстанции допущены нарушения норм процессуального права, являющиеся в силу пункта 4 части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта и перехода к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в порядке части 6.1 статьи 270 АПК РФ.
В данном случае суд принял решение о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, а именно, Администрации и государственного сельскохозяйственного предприятия "Волжский государственный конный завод" (далее - ГСХП "Волжский государственный конный завод"), в отношении которого в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 17.11.2014, представленной в суд апелляционной инстанции имеются сведения о том, что данное лицо является действующим.
Согласно пунктам 29 и 30 Постановления Пленума N 36 о переходе к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции, на основании части 6.1 статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции выносит определение. Возражения в отношении данного определения в силу частей 1, 2 статьи 188 Кодекса могут быть заявлены только при обжаловании судебного акта, которым завершается рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
По результатам рассмотрения дела суд апелляционной инстанции согласно пункту 2 статьи 269 АПК РФ выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основаниями для отмены судебного акта (часть 4 статьи 270 Кодекса), и принимает новый судебный акт.
Определением от 23.12.2014 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, признал подготовку дела оконченной, привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Администрацию и ГСХП "Волжский государственный конный завод" (место нахождения: 170536, Тверская область, Калининский район, железнодорожная станция Чуприяновка; ОГРН 1036900008760, ИНН 6924000243), назначил судебное заседание на 03.02.2015, запросил у Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России N 12 выписку из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ГСХП "Волжский государственный конный завод", а также пояснения относительно расхождения информации, размещенной на сайте Федеральной налоговой службы и представленной Министерством.
В связи с нахождением судьи Романовой А.В. в отпуске в составе суда на основании статьи 18 АПК РФ произведена ее замена на судью Шадрину А.Н., о чем имеется соответствующее определение, объявлено в судебном заседании, указано в протоколе судебного заседания. Рассмотрение дела начато сначала.
В судебном заседании апелляционной инстанции 03.02.2015 объявлен перерыв до 10.02.2015.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Министерства поддержал доводы и требования, заявленные в иске, просил исковые требования удовлетворить.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители Администрации поддержали доводы и требования Министерства, заявленные в иске, просили иск удовлетворить, представили отзыв.
Теруправление в отзыве возразило против доводов и требований Министерства, просило в иске отказать.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения иска, представителей в суд не направили. От Теруправления поступило ходатайство о рассмотрении иска без участия его представителя.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
На запрос апелляционного суда Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы России N 12 представила копии документов из регистрационного дела ГСХП "Волжский государственный конный завод", выписку из реестра, а также пояснения относительно расхождения в имеющихся в реестре сведений.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 19.01.2015, представленной налоговой службой, ГСХП "Волжский государственный конный завод" ликвидировано вследствие признание его несостоятельным (банкротом), в реестр внесены соответствующие сведения.
Определением от 03.02.2015 апелляционный суд исключил ГСХП "Волжский государственный конный завод" из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, в связи с его ликвидацией и внесением в реестр сведений о прекращении деятельности в связи с ликвидацией.
Выслушав представителей Министерства и Администрации, исследовав доказательства по делу, документы, представленные в апелляционный суд по ходатайству лиц, участвующих в деле, и во исполнение определений суда, изучив доводы, приведенные в иске, отзывах на иск, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Материалами дела подтверждается следующее.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 13.12.2013 сделаны записи о государственной регистрации права Российской Федерации на следующие земельные участки, кадастровыми номерами:
- 69:40:0200186:31, общей площадью 37 746 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под жилую комплексную застройку, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Тверская область, город Тверь, деревня Никифоровское;
- 69:40:0200187:23, общей площадью 17 672 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под жилую комплексную застройку, адрес: Тверская область, город Тверь, деревня Никифоровское;
- 69:40:0200188:17, общей площадью 26 388 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под жилую комплексную застройку, адрес: Тверская область, город Тверь, деревня Никифоровское.
В качестве документов-оснований регистрации данного права указан государственный акт на право собственности на землю, пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) пользование землей N ТВО-10-30-242, выданный на основании решения Калининского районного Совета народных депутатов от 29.01.1993 N 131-11.
Вышеназванные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, свидетельством, сообщениями Управления Росреестра.
Согласно сведениям, содержащимся в Государственном акте N ТВО-10-30-242, копия которого имеется в материалах дела, данный акт выдан Волжскому государственному конному заводу в том, что указанному собственнику, владельцу, пользователю земли решением от 29.01.1993 N 131-11 Калининского районного Совета народных депутатов предоставлено 2450 га земли, в том числе в бессрочное (постоянное) пользование 2450 га в границах, указанных на чертеже, для ведения сельского хозяйства.
Как следует из кадастровых паспортов от 24.09.2009 кадастровые номера земельных участков 69:40:0200186:31, 69:40:0200187:23, 69:40:0200188:17 внесены в кадастр 21.09.2009, 02.12.2009, 21.09.2009 соответственно.
Администрация приняла распоряжение от 24.10.2013 N 981 "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане в Московском районе, в кадастровом квартале 69:40:0200188". Данным распоряжением Администрация утвердила схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории из земель населенных пунктов в Московском районе, образовавшихся путем раздела земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200188:17 по адресу: город Тверь, деревня Никифоровское, кадастровый квартал 69:40:0200188: площадью 5809 кв. м под жилую застройку; площадью 3647 кв. м под жилую застройку; площадью 4345 кв. м под жилую застройку; площадью 6242 кв. м под жилую застройку; площадью 6345 кв. м под жилую застройку.
До настоящего времени сведения в кадастр не внесены, что не оспаривается Министерством и Администрацией.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 26.06.2006 по делу N А66-4008/2006 ГСХП "Волжский государственный конный завод" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
Определением от 24.06.2013 по делу N А66-4008/2006 конкурсное производство в отношении ГСХП "Волжский государственный конный завод" завершено.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 19.01.2015, ГСХП "Волжский государственный конный завод" ликвидировано вследствие признание его несостоятельным (банкротом), в реестр внесены соответствующие сведения.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами и третьими лицами, Министерство в 2009 году предоставило спорные земельные участки в аренду организациям по договорам от 19.11.2009 для комплексного освоения в целях жилищного строительства. В дальнейшем данные договоры расторгнуты, в том числе в 2014 году, иным лицам на каком-либо праве не предоставлены. Данные обстоятельства подтверждены представителями Министерства, Администрации в судебном заседании апелляционной инстанции, материалами дела, не оспариваются.
Представители Администрации в судебном заседании апелляционной инстанции пояснили, что земельные участки кадастровыми номерами 69:40:0200186:31, 69:40:0200187:23 свободны, на участках наземных объектов не выявлено, в центральной части участка кадастровым номером 69:40:0200186:31 расположена трансформаторная подстанция, право собственности не зарегистрировано. В границах участка кадастровым номером 69:40:0200188:17 расположена строительная площадка, незавершенный строительный объект, временные строительные объекты, права на которые также не зарегистрированы.
По мнению Министерства, право собственности Российской Федерации на спорные земельные участки зарегистрировано необоснованно, возникновение данного права не подтверждено, государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей N ТВО 10-30-242 не соответствует требованиям статьи 18 Закона N 122-ФЗ, не содержит информации, позволяющей идентифицировать земельные участки. Истец считает, что земельные участки относятся к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, входят в состав территорий, в отношении которой постановлением администрации города Твери от 31.07.2009 N 1881 утверждена документация по планировке территории.
Апелляционная инстанция полагает, что правовых оснований для удовлетворения иска по заявленным доводам не имеется.
В соответствии с пунктом 52 Постановления Пленума N 10/22 оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В случаях, когда запись в реестре нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
В силу пункта 1 статьи 2, пункта 1 статьи 6 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Право на недвижимое имущество, возникшее до момента вступления в законную силу Закона N 122-ФЗ, признается юридически действительным при отсутствии его государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом.
Государственная регистрация такого права проводится по желанию его правообладателя.
При этом зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Исходя из правового смысла статьи 11 ГК РФ и статьи 4 АПК РФ защите подлежит нарушенное или оспоренное право, а равно законный интерес. При этом выбор способа защиты нарушенного права должен соответствовать характеру нарушенного права. В противном случае следует исходить из того, что избранный способ защиты не приведет к восстановлению права или законного интереса, в защиту которых он направлен.
Лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании зарегистрированного права отсутствующим. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права отсутствующим подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Из приведенных разъяснений следует, что возможность обращения, как с требованием о признании права собственности на недвижимое имущество отсутствующим, так и с требованием о признании за лицом права собственности на недвижимое имущество, предоставлена лицу, в чьем владении находится спорное имущество.
Выбор способа защиты права, квалификация спорного отношения судом и разрешение правового конфликта зависит от того, в чьем фактическом владении находится спорное имущество. Соответственно, иск о признании зарегистрированного права отсутствующим может быть удовлетворен арбитражным судом в случае, если истец является легитимным владеющим собственником спорного имущества. Аналогичный вывод содержится в пунктах 1 и 12 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.01.2013 N 153 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам защиты прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения".
Материалами дела подтверждается факт государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки. Основанием для такой регистрации в 2013 году явился государственный акт на право собственности на землю, пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) пользование землей N ТВО-10-30-242, выданный ГСХП "Волжский государственный конный завод" на основании решения Калининского районного Совета народных депутатов от 29.01.1993 N 131-11.
То обстоятельство, что за регистрацией права собственности ответчик впервые обратился в 2013 году, не свидетельствует о возникновении у него данного права с момента регистрации.
В данном случае за регистрацией ранее возникшего права ответчик обратился по своему желанию в силу соблюдения норм статей 1 и 6 Закона N 122-ФЗ.
Ранее возникшее право Российской Федерации на спорные земельные участки подтверждено вышеназванным государственным актом 1993 года, а также нахождением земельных участков в составе имущества государственного предприятия - ГСХП "Волжский государственный конный завод", что следует из содержания данного акта, приложения к нему - плана земель, приказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 26.09.1996 N 261, устава ГСХП "Волжский государственный конный завод", сведениями о земельном участке, закрепленном за государственным унитарным предприятием или государственным учреждением федеральной форм собственности, от 0.01.2001, а также представленными в апелляционный суд документами о реорганизации Волжского государственного конного завода в 1968 году.
Право на недвижимое имущество, возникшее до момента вступления в законную силу Закона N 122-ФЗ, признается юридически действительным при отсутствии его государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом.
Государственная регистрация такого права проводится по желанию его правообладателя.
Таким образом, ответчик доказал возникновение и наличие у него права собственности на спорные земельные участки.
Довод истца и третьего лица о том, что в связи с ликвидацией завода отсутствуют правовые основания для регистрации данного права за Российской Федерацией, является необоснованным.
В данном случае ликвидация указанного лица не влечет за собой прекращение права федеральной собственности на земельные участки в силу норм статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации и Закона N 137-ФЗ.
Кроме того, следует учитывать, что согласно разделу IV приложения 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" государственные и племенные конные заводы включены в перечень объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности.
При этом ссылки истца на изъятие земельных участков у завода в период с 1991 по 1998 годы несостоятельна, так как доказательств соблюдения соответствующей процедуры перехода права собственности, отказа от собственности либо изъятия из федеральной собственности (ранее - государственной) в иную собственность не представлено, в материалах дела такие документы отсутствуют.
Кроме того, Министерство не представлено доказательств, подтверждающих наделение его полномочиями законного владеющего собственника спорных участков. Ссылки истца на положения пункта 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ и статьи 3 Закона Тверской области от 09.04.2008 N 49-ЗО данный факт также не устанавливают.
Объективных доказательств, свидетельствующих о наличии, возникновении у истца права, за защитой которого он обратился в арбитражный суд с настоящим иском, в порядке статьи 65 АПК РФ не представлено, имеющиеся в деле документы такие сведения не содержат.
Таким образом, на основании статей 11, 12 ГК РФ признание права собственности отсутствующим является ненадлежащим способом защиты, так как Министерство не является владельцем имущества.
Необоснованным является вывод Министерства об отнесении спорных земельных участков к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
Из материалов дела видно, что государственный акт на право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком N ТВО 10-30-242 выдан на основании постановления главы администрации Калининского района Тверской области от 29.01.1993 N 131-11.
При этом следует учитывать, что Земельный кодекс Российской Федерации, вступивший в законную силу 25.10.2001, определяет земельный участок как часть земной поверхности, границы, которой определены в соответствии с действующим законодательством (статья 11.1 главы 1.1 ЗК РФ).
Земельный кодекс РСФСР (далее - ЗК РСФСР) в редакции от 25.04.1991, действовавший на момент предоставления земель Волжскому государственному конному заводу в постоянное (бессрочное) пользование, такого понятия земельного участка не содержал.
Из статьи 12 ЗК РСФСР следует, что земельные участки, находящиеся в государственной собственности, предоставляются в бессрочное (постоянное) пользование предприятиям, учреждениям и организациям, независимо от их формы собственности и сферы деятельности. Юридическим актом подтверждения и признания государством возникновения, перехода или прекращения права собственности, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком являлся государственный акт на право пользование землей (статья 18 ЗК РСФСР).
При этом решения о передаче земельного участка в пользование принималось Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией (статья 6 ЗК РСФСР).
Пунктом 9 статьи 3 Закона N 137-ФЗ установлено, что государственные акты, свидетельства и другие документы, выданные гражданам и юридическим лицам до введения в действие Закона N 122-ФЗ, имеют равную юридическую силу с записями реестра.
Таким образом, государственный акт на право пользование земельным участком в силу закона признается действительным основанием возникновения соответствующего права, в том числе последующая регистрации на основании данного документа.
В связи с этим, при установлении факта возникновения права федеральной собственности в силу закона оснований для утверждения о том, что земельные участки отнесены к землям, государственная собственность на которые не разграничена, не имеется.
Доводы истца о том, что ответчик не доказал факт соотношения земельных участков, ранее предоставленных по государственному акту 1993 года ГСХП "Волжского государственного конного завода" с земельными участками, сведения о которых внесены в кадастр в 2009 году, опровергаются топографическим планом земель, предоставленных Волжскому государственному конному заводу в постоянное (бессрочное) пользование, являющимся неотъемлемой частью государственного акта N ТВО 10-30-242, сведениями публичной кадастровой карты.
Ссылка истца на изменение категории спорных участков с "земли сельскохозяйственного использования" на "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования "под жилую комплексную застройку" не имеет правового значения для изменения правообладателя земельных участков.
Таким образом, правовых оснований для удовлетворения иска в том виде как он заявлен у суда не имеется, в иске следует отказать.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

отменить решение Арбитражного суда Тверской области от 28 июля 2014 года по делу N А66-6148/2014.
В удовлетворении исковых требований Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области - отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
А.Я.ЗАЙЦЕВА

Судьи
Ю.В.ЗОРИНА
А.Н.ШАДРИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)