Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что учреждением не представлены документы, подтверждающие наличие у него права постоянного (бессрочного) пользования спорным участком.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 сентября 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Семеновой З.Г.,
судей Беляевой Н.Г., Платоновой Е.А.
при ведении протокола помощником судьи Леонтьевой М.В. рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Пермского края кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю на решение Арбитражного суда Пермского края от 31.03.2015 по делу N А50-21115/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2015 по тому же делу.
В судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи приняли участие представители:
- Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - Шестерова О.Л. (доверенность от 29.12.2014);
- Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - Кожевникова Е.С. (доверенность от 08.06.2015).
Ходатайство Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя рассмотрено и удовлетворено судом кассационной инстанции на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным сообщения об отказе в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на недвижимое имущество от 15.07.2014 N 23/207/2014-293; возложении на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление Росреестра) обязанности зарегистрировать за учреждением "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 59:01:0000000:47071, расположенный по адресу: г. Пермь, ул. Карпинского.
В порядке, предусмотренном ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю, Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Пермскому краю.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 31.03.2015 (судья Трефилова Е.М.) заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ Управления Росреестра в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на недвижимое имущество, оформленный сообщением об отказе государственной регистрации от 15.07.2014 N 23/207/2014-293; на Управление Росреестра возложена обязанность произвести государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" на земельный участок с кадастровым номером 59:01:0000000:47071, расположенный по улице Карпинского в г. Перми.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2015 (судьи Макаров Т.В., Голубцова Ю.А., Панькова Г.Л.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росреестра просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, в удовлетворении требований заявителя отказать, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель не согласен с выводом судов о том, что учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" на государственную регистрацию представило все необходимые, предусмотренные законом документы. Полагает, что у истца не возникло права постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок. Управление Росреестра указывает на то, что Федеральное государственное квартирно-эксплуатационное учреждение "Пермская квартирно-эксплуатационная часть района" не обладало статусом юридического лица и в связи с этим имущество, используемое отделами, квартирно-эксплуатационными частями районов не автоматически переходило во владение и пользование созданного учреждения и не в порядке передачи прав и обязанностей при реорганизации, а закреплялось за ним Управлением Росимущества.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по акту от 15.01.1981 N 5540 о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка для капитального строительства и дальнейшей эксплуатации, составленному на основании решения исполнительного комитета городского Совета народных депутатов от 25.09.1980 N 518, Федеральному государственному квартирно-эксплуатационному учреждению "Пермская квартирно-эксплуатационная часть района" (далее - учреждение "Пермская квартирно-эксплуатационная часть района") в бессрочное пользование для строительства и дальнейшей эксплуатации был предоставлен земельный участок 162 га по ул. Карпинского в Индустриальном районе в г. Перми в границах, обозначенных на прилагаемом к настоящему акту плане.
Указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 59:01:4416064:0005 и разрешенным использованием / назначением: под жилыми домами, учебными зданиями и складскими помещениями на основании решения от 25.09.1980 N 518, что подтверждается кадастровым планом земельного участка (выпиской из государственного земельного кадастра) от 25.10.2004 N 02/04-3704.
При этом учреждение "Пермская квартирно-эксплуатационная часть района" указана в паспорте земельного участка в качестве правообладателя права постоянного бессрочного пользования (акт от 15.01.1981 N 5540 отражен в особых отметках).
В Единый государственный реестр юридических лиц 25.08.2011 внесена запись о прекращении деятельности учреждения "Пермская квартирно-эксплуатационная часть района" путем реорганизации в форме присоединения.
В соответствии с Приказом Министерства обороны Российской Федерации от 17.12.2010 N 1871 "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации" и изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица 20.06.2012 учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" является универсальным правопреемником учреждения "Пермская квартирно-эксплуатационная часть района".
В процессе присоединения федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации между учреждением "Пермская квартирно-эксплуатационная часть района" и учреждением "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" подписан передаточный акт от 01.01.2011, по которому правопреемнику были переданы активы, в том числе в виде основных средств (земельные участки, здания, строения, сооружения, незавершенное строительство и иные, приложение N 1 к передаточному акту), среди них указан и земельный участок с кадастровым номером 59:01:4416064:0005.
Согласно межевому плану от 02.04.2013 указанный земельный участок разделен и из него образовано три земельных участка, включая земельный участок площадью 49131 кв. м с кадастровым номером 59:01:0000000:47071, расположенный по адресу: г. Пермь, Индустриальный район, ул. Карпинского, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 19.12.2013 N 5900/201/13-623899, и на который в установленном законом порядке по заявлению Министерства обороны Российской Федерации Управлением Росреестра 01.04.2014 зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
Учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" 06.03.2014 обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 59:01:0000000:47071, расположенный по адресу: г. Пермь, ул. Карпинского.
В качестве основания государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования заявителем, помимо заявления и доверенности на представителя, представлены: кадастровый паспорт, свидетельствующий о выделении спорного земельного участка из исходного с кадастровым номером 59:01:44 1 6064:5, оригинал передаточного акта от 01.01.2011, в котором указан земельный участок с кадастровым номером 59:01:44 1 6064:0005, передаваемый правопреемнику.
После приостановления Управлением Росреестра регистрации права постоянного (бессрочного) пользования заявителем дополнительно был представлен акт от 15.01.1981 N 5540 с целью указания в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ) на ранее возникшее право учреждения на исходный земельный участок с кадастровым номером 59:01:44 1 6064:0005, из которого выделен спорный земельный участок с кадастровым номером 59:01:0000000:47071.
В письме от 15.07.2014 N 23/207/2014-293 Управление Росреестра отказало заявителю в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования указанным земельным участком на основании абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, так как не представлены документы, необходимые в соответствии с законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по предоставлению таких документов возложена на заявителя, а именно: документы, позволяющие идентифицировать земельный участок площадью 49131 кв. м с кадастровым номером 59:01:0000000:47071, расположенный по адресу: Пермский край, г. Пермь, Индустриальный район, ул. Карпинского с объектами, указанными в передаточном акте от 01.01.2010.
Полагая незаконным отказ Управления Росреестра в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 59:01:0000000:47071, учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявитель по смыслу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
В силу ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
В силу п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки, а также иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав. Органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, проводится проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав документов.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 1 ст. 18 данного Закона).
Пунктом 2 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в п. 1 ст. 17 Закона, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 данного Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав (абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ).
Как следует из материалов дела, основанием отказа в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком послужило то, что заявителем на регистрацию не были представлены документы, бесспорно подтверждающие наличие у учреждения права постоянного бессрочного пользования на земельный участок.
Согласно п. 1 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей в период спорных отношений, в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам Российской Федерации (пп. 71 п. 7 раздела II Положения о Министерстве обороны Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности (далее - имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций).
Учредителем учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" является Министерство обороны Российской Федерации, которое осуществляет полномочия собственника имущества Министерство обороны Российской Федерации.
В силу п. 3 Устава учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" оно является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны Российской Федерации в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля над использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации.
Согласно п. 20 Устава учреждение осуществляет действия по оформлению и государственной регистрации прав на недвижимое имущество Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при реорганизации к вновь образованному юридическому лицу переходят права и обязанности правопредшественника в соответствии с передаточным актом.
Согласно п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном законом, за исключением случаев, указанных в п. 4 ст. 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
В силу п. 2 ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации возникновение и сохранение права собственности на образуемые или измененные земельные участки осуществляются в соответствии со ст. 11.4 - 11.7 настоящего Кодекса. У лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного срочного пользования земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки, возникает соответственно право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, право безвозмездного срочного пользования на образуемые земельные участки.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе кадастровый паспорт, свидетельствующий о выделении спорного земельного участка из исходного с кадастровым номером 59:01:44 1 6064:5, оригинал передаточного акта от 01.01.2011, в котором указан земельный участок с кадастровым номером 59:01:44 1 6064:0005, передаваемый правопреемнику, акт от 15.01.1981 N 5540, в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" является правопреемником учреждения "Пермская квартирно-эксплуатационная часть района", к которому в порядке универсального правопреемства перешло право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 59:01:44 1 6064:0005 и сделали обоснованный вывод о том, что для государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком заявителем были представлены все необходимые в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ документы, подтверждающие наличие у заявителя права постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании судами первой и апелляционной инстанций выводов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 31.03.2015 по делу N А50-21115/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
З.Г.СЕМЕНОВА
Судьи
Н.Г.БЕЛЯЕВА
Е.А.ПЛАТОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 28.09.2015 N Ф09-6727/15 ПО ДЕЛУ N А50-21115/2014
Требование: О признании незаконным отказа в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, обязании устранить нарушение.Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что учреждением не представлены документы, подтверждающие наличие у него права постоянного (бессрочного) пользования спорным участком.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 сентября 2015 г. N Ф09-6727/15
Дело N А50-21115/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 сентября 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Семеновой З.Г.,
судей Беляевой Н.Г., Платоновой Е.А.
при ведении протокола помощником судьи Леонтьевой М.В. рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Пермского края кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю на решение Арбитражного суда Пермского края от 31.03.2015 по делу N А50-21115/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2015 по тому же делу.
В судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи приняли участие представители:
- Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - Шестерова О.Л. (доверенность от 29.12.2014);
- Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - Кожевникова Е.С. (доверенность от 08.06.2015).
Ходатайство Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя рассмотрено и удовлетворено судом кассационной инстанции на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным сообщения об отказе в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на недвижимое имущество от 15.07.2014 N 23/207/2014-293; возложении на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление Росреестра) обязанности зарегистрировать за учреждением "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 59:01:0000000:47071, расположенный по адресу: г. Пермь, ул. Карпинского.
В порядке, предусмотренном ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю, Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Пермскому краю.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 31.03.2015 (судья Трефилова Е.М.) заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ Управления Росреестра в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на недвижимое имущество, оформленный сообщением об отказе государственной регистрации от 15.07.2014 N 23/207/2014-293; на Управление Росреестра возложена обязанность произвести государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" на земельный участок с кадастровым номером 59:01:0000000:47071, расположенный по улице Карпинского в г. Перми.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2015 (судьи Макаров Т.В., Голубцова Ю.А., Панькова Г.Л.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росреестра просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, в удовлетворении требований заявителя отказать, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель не согласен с выводом судов о том, что учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" на государственную регистрацию представило все необходимые, предусмотренные законом документы. Полагает, что у истца не возникло права постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок. Управление Росреестра указывает на то, что Федеральное государственное квартирно-эксплуатационное учреждение "Пермская квартирно-эксплуатационная часть района" не обладало статусом юридического лица и в связи с этим имущество, используемое отделами, квартирно-эксплуатационными частями районов не автоматически переходило во владение и пользование созданного учреждения и не в порядке передачи прав и обязанностей при реорганизации, а закреплялось за ним Управлением Росимущества.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по акту от 15.01.1981 N 5540 о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка для капитального строительства и дальнейшей эксплуатации, составленному на основании решения исполнительного комитета городского Совета народных депутатов от 25.09.1980 N 518, Федеральному государственному квартирно-эксплуатационному учреждению "Пермская квартирно-эксплуатационная часть района" (далее - учреждение "Пермская квартирно-эксплуатационная часть района") в бессрочное пользование для строительства и дальнейшей эксплуатации был предоставлен земельный участок 162 га по ул. Карпинского в Индустриальном районе в г. Перми в границах, обозначенных на прилагаемом к настоящему акту плане.
Указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 59:01:4416064:0005 и разрешенным использованием / назначением: под жилыми домами, учебными зданиями и складскими помещениями на основании решения от 25.09.1980 N 518, что подтверждается кадастровым планом земельного участка (выпиской из государственного земельного кадастра) от 25.10.2004 N 02/04-3704.
При этом учреждение "Пермская квартирно-эксплуатационная часть района" указана в паспорте земельного участка в качестве правообладателя права постоянного бессрочного пользования (акт от 15.01.1981 N 5540 отражен в особых отметках).
В Единый государственный реестр юридических лиц 25.08.2011 внесена запись о прекращении деятельности учреждения "Пермская квартирно-эксплуатационная часть района" путем реорганизации в форме присоединения.
В соответствии с Приказом Министерства обороны Российской Федерации от 17.12.2010 N 1871 "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации" и изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица 20.06.2012 учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" является универсальным правопреемником учреждения "Пермская квартирно-эксплуатационная часть района".
В процессе присоединения федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации между учреждением "Пермская квартирно-эксплуатационная часть района" и учреждением "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" подписан передаточный акт от 01.01.2011, по которому правопреемнику были переданы активы, в том числе в виде основных средств (земельные участки, здания, строения, сооружения, незавершенное строительство и иные, приложение N 1 к передаточному акту), среди них указан и земельный участок с кадастровым номером 59:01:4416064:0005.
Согласно межевому плану от 02.04.2013 указанный земельный участок разделен и из него образовано три земельных участка, включая земельный участок площадью 49131 кв. м с кадастровым номером 59:01:0000000:47071, расположенный по адресу: г. Пермь, Индустриальный район, ул. Карпинского, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 19.12.2013 N 5900/201/13-623899, и на который в установленном законом порядке по заявлению Министерства обороны Российской Федерации Управлением Росреестра 01.04.2014 зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
Учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" 06.03.2014 обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 59:01:0000000:47071, расположенный по адресу: г. Пермь, ул. Карпинского.
В качестве основания государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования заявителем, помимо заявления и доверенности на представителя, представлены: кадастровый паспорт, свидетельствующий о выделении спорного земельного участка из исходного с кадастровым номером 59:01:44 1 6064:5, оригинал передаточного акта от 01.01.2011, в котором указан земельный участок с кадастровым номером 59:01:44 1 6064:0005, передаваемый правопреемнику.
После приостановления Управлением Росреестра регистрации права постоянного (бессрочного) пользования заявителем дополнительно был представлен акт от 15.01.1981 N 5540 с целью указания в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ) на ранее возникшее право учреждения на исходный земельный участок с кадастровым номером 59:01:44 1 6064:0005, из которого выделен спорный земельный участок с кадастровым номером 59:01:0000000:47071.
В письме от 15.07.2014 N 23/207/2014-293 Управление Росреестра отказало заявителю в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования указанным земельным участком на основании абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, так как не представлены документы, необходимые в соответствии с законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по предоставлению таких документов возложена на заявителя, а именно: документы, позволяющие идентифицировать земельный участок площадью 49131 кв. м с кадастровым номером 59:01:0000000:47071, расположенный по адресу: Пермский край, г. Пермь, Индустриальный район, ул. Карпинского с объектами, указанными в передаточном акте от 01.01.2010.
Полагая незаконным отказ Управления Росреестра в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 59:01:0000000:47071, учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявитель по смыслу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
В силу ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
В силу п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки, а также иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав. Органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, проводится проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав документов.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 1 ст. 18 данного Закона).
Пунктом 2 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в п. 1 ст. 17 Закона, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 данного Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав (абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ).
Как следует из материалов дела, основанием отказа в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком послужило то, что заявителем на регистрацию не были представлены документы, бесспорно подтверждающие наличие у учреждения права постоянного бессрочного пользования на земельный участок.
Согласно п. 1 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей в период спорных отношений, в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам Российской Федерации (пп. 71 п. 7 раздела II Положения о Министерстве обороны Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности (далее - имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций).
Учредителем учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" является Министерство обороны Российской Федерации, которое осуществляет полномочия собственника имущества Министерство обороны Российской Федерации.
В силу п. 3 Устава учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" оно является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны Российской Федерации в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля над использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации.
Согласно п. 20 Устава учреждение осуществляет действия по оформлению и государственной регистрации прав на недвижимое имущество Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при реорганизации к вновь образованному юридическому лицу переходят права и обязанности правопредшественника в соответствии с передаточным актом.
Согласно п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном законом, за исключением случаев, указанных в п. 4 ст. 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
В силу п. 2 ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации возникновение и сохранение права собственности на образуемые или измененные земельные участки осуществляются в соответствии со ст. 11.4 - 11.7 настоящего Кодекса. У лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного срочного пользования земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки, возникает соответственно право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, право безвозмездного срочного пользования на образуемые земельные участки.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе кадастровый паспорт, свидетельствующий о выделении спорного земельного участка из исходного с кадастровым номером 59:01:44 1 6064:5, оригинал передаточного акта от 01.01.2011, в котором указан земельный участок с кадастровым номером 59:01:44 1 6064:0005, передаваемый правопреемнику, акт от 15.01.1981 N 5540, в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" является правопреемником учреждения "Пермская квартирно-эксплуатационная часть района", к которому в порядке универсального правопреемства перешло право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 59:01:44 1 6064:0005 и сделали обоснованный вывод о том, что для государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком заявителем были представлены все необходимые в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ документы, подтверждающие наличие у заявителя права постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании судами первой и апелляционной инстанций выводов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 31.03.2015 по делу N А50-21115/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
З.Г.СЕМЕНОВА
Судьи
Н.Г.БЕЛЯЕВА
Е.А.ПЛАТОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)