Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 03.04.2015 N Ф06-22065/2013 ПО ДЕЛУ N А55-9114/2014

Требование: О признании недействительным решения уполномоченного органа об отказе в государственной регистрации договора аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности.

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что в реестре отсутствовала запись о регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок, не представлены документы, подтверждающие предоставление заявителю во временное пользование данного лесного участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 апреля 2015 г. N Ф06-22065/2013

Дело N А55-9114/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Ананьева Р.В., Петрушкина В.А.,
при участии представителей:
ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - Ряховой Л.В., доверенность от 29.12.2014 N 12-9293,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 29.09.2014 (судья Агеенко С.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2014 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Кузнецов В.В., Кувшинов В.Е.)
по делу N А55-9114/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стройрегион", г. Тольятти, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, о признании недействительным отказа, обязании совершить определенные действия, третьи лица: Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара, Министерство имущественных отношений Самарской области, г. Самара, Нижне-Волжское бассейновое управление Федерального агентства водных ресурсов, г. Самара, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, г. Самара, мэрия городского округа Тольятти, г. Тольятти, Территориальное управление Росимущества в Самарской области, г. Самара,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Стройрегион" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - управление) с заявлением, с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решение от 23.01.2014 N 09/072/2013-646 в части отказа в государственной регистрации договора аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности от 16.08.2013 N 118/4 по причине отсутствия в Едином государственном реестре прав (далее - реестр) записи о регистрации права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем осуществления государственной регистрации договора аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности от 16.08.2013 N 118/14.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 29.09.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2014, заявление удовлетворено частично. Суд признал недействительным решение управления от 23.01.2014 N 09/072/2013-646 в части отказа в государственной регистрации договора аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности от 16.08.2013 N 118/4 по причине отсутствия в реестре записи о регистрации права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок, обязал управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. В остальной части заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Управление, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просят их отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь в ее обоснование на неправильное применение судом норм материального права.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делу объявлен перерыв до 01.04.2015 в 09:30.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими отмене по следующим основаниям.
Общество обратилось в управление с заявлением от 19.11.2013 о государственной регистрации договора аренды лесного участка от 16.08.2013 N 118/14. Управление сообщением от 23.01.2014 N 09/072/2013-646 отказало обществу в государственной регистрации, поскольку в реестре отсутствовала запись о регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок с кадастровым номером 63:09:0305025:609, расположенный по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Тольяттинское лесничество, квартал N 21, выделы 31, 32, 33; документы подтверждающие предоставление заявителю во временное пользование лесного участка с кадастровым номером 63:09:0305025:609, общей площадью 21 891 кв. м; отсутствовали в договоре аренды условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.
Общество, не согласившись с указанным отказом в регистрации договора аренды в части, посчитав его незаконным и нарушающим права и интересы, обратилось в арбитражный суд настоящим заявлением.
Суды двух инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что представленный на государственную регистрацию договор аренды лесного участка заключен сторонами во исполнение решения Арбитражного суда Самарской области от 07.06.2013 по делу N А55-2938/2013.
По мнению судебной коллегии выводы судов нельзя признать правильными в силу следующего.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Лесной участок из земель лесного фонда относится к федеральной собственности на основании федерального закона.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили в том числе из того, что согласно пункту 5 части 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 8 Лесного Кодекса Российской Федерации участок, предоставленный заявителю, относящийся к лесному фонду, является федеральной собственностью в силу закона, в связи с чем необходимость проведения государственной регистрации права Российской Федерации на него для целей распоряжения им и последующей государственной регистрации соответствующего договора отсутствует.
Данный вывод является ошибочным.
Согласно статье 3 Лесного кодекса Российской Федерации, имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным Кодексом Российской Федерации либо другими федеральными законами. Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что распоряжение участками, указанными в статье 3.1 этого Закона (к которым относятся предусмотренные федеральными законами в качестве федеральной собственности земельные участки и иные земли) осуществляется только после государственной регистрации права собственности на них, если названным Законом или другим федеральным законом не установлено иное, именно в силу того, что право федеральной собственности на такие участки установлено в силу закона и, следовательно, государственная собственность на такие участки разграничена.
В соответствии со статьями 6, 13 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация сделок с объектами недвижимого имущества возможна только после государственной регистрации прав на эти объекты.
Возражая против заявленных требований, управление мотивировало свою позицию тем, что несоблюдение требования о предварительной государственной регистрации права собственности на передаваемые в аренду федеральные участки свидетельствует о незаконности соответствующей сделки и влечет правомерный отказ в ее государственной регистрации.
Данный вывод подтверждается позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной как в пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", так и в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.05.2010 N 437/10.
Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в названном Постановлении указано на то, что согласно статьям 6, 13 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможны только при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Поскольку спорный земельный участок, как следует из его кадастрового паспорта и не оспаривается заявителем, является участком лесного фонда, то есть согласно статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" является федеральной собственностью и относится к участкам, государственная собственность на которые разграничена, последующее распоряжение им без предварительной регистрации права федеральной собственности является одновременно и нарушением перечисленных выше норм Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Удовлетворение требований о государственной регистрации обременения в отсутствие государственной регистрации права влечет нарушение порядка учета сведений в реестре.
Ссылка судов на решение по делу N А55-2938/2013 в данном случае не освобождает правообладателя земельного участка от государственной регистрации его права в реестре и обязанности управления произвести регистрацию обременения при том, что право собственности Российской Федерации в заявленном законом порядке не зарегистрировано.
При таких обстоятельствах действия управления закону не противоречат и поэтому требовании общества подлежат отклонению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Пензенской области от 29.09.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2014 по делу N А55-9114/2014 отменить, в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Стройрегион", г. Тольятти отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
С.Ю.МУРАВЬЕВ

Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
В.А.ПЕТРУШКИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)