Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Кадулина А.В. и Сергеевой И.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "КАМЕЛОТ" Сухаревой Ю.А. (доверенность от 20.09.2012), от Комитета по строительству Санкт-Петербурга Мануйловой О.П. (доверенность от 27.12.2013), от правительства Санкт-Петербурга Мануйловой О.П. (доверенность от 09.01.2014), Стериной О.О. (доверенность от 09.01.2014), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КАМЕЛОТ" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2014 по делу N А56-65103/2013 (судьи Полубехина Н.С., Горбик В.М., Старовойтова О.Р.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "КАМЕЛОТ", место нахождения: 190013, Санкт-Петербург, Серпуховская ул., д. 19, лит. А, пом. 4-Н, ОГРН 1027810263491, ИНН 7826152585 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия правительства Санкт-Петербурга (далее - Правительство), выразившегося в непринятии решения о предоставлении Обществу земельного участка площадью 13 124 кв. м с кадастровым номером 78:10:5209А:22, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Калининский р-н, ул. Бутлерова, участок 1 (напротив дома 13, лит. А, по ул. Бутлерова), для строительства гостиницы путем издания соответствующего постановления о проектировании и строительстве названного объекта, а также об обязании Правительства принять решение о предоставлении Обществу указанного земельного участка для строительства названного объекта путем издания соответствующего постановления.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по строительству Санкт-Петербурга, место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 76, ОГРН 1027810279397, ИНН 7830002342 (далее - Комитет по строительству).
Суд первой инстанции решением от 28.02.2014 (судья Савина Е.В.) удовлетворил требования Общества.
Апелляционный суд постановлением от 04.07.2014 отменил решение от 28.02.2014 и отказал в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие его выводов имеющимся в деле доказательствам, просит отменить постановление от 04.07.2014 и оставить в силе решение от 28.02.2014.
Податель жалобы указывает на следующее: апелляционный суд пришел к неправильному выводу об отсутствии полученного в установленном порядке разрешения на условно-разрешенный вид использования спорного земельного участка; суд не учел, что публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 78:10:5209А:16 были проведены в феврале 2010 года; по результатам проведения землеустроительных работ была уточнена площадь названного участка в сторону его уменьшения, в связи с чем этот участок был поставлен на кадастровый учет под новым номером 78:10:5209А:22; поскольку к моменту утверждения границ участка меньшей площади (на 212 кв. м) в отношении прежнего участка было предоставлено разрешение на условно разрешенный вид пользования, не требовалось проведение новых публичных слушаний и получение разрешение на условно разрешенный вид пользования измененного участка; неверен вывод апелляционного суда о том, что предоставление спорного участка для строительства не могло быть осуществлено по процедуре предварительного согласования места размещения объекта, поскольку на момент утверждения акта выбора испрашиваемый земельный участок был поставлен на кадастровый учет; апелляционный суд не учел, что указанный участок был поставлен на кадастровый учет в связи с заявлением Общества о предоставлении этого участка в аренду для проведения проектно-изыскательских работ в целях определения возможности проектирования и строительства гостиницы.
В отзыве на кассационную жалобу Правительство и Комитет по строительству просят оставить постановление апелляционного суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представители Правительства и Комитета - доводы, приведенные в отзыве на нее.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании обращения Общества с заявлением о предоставлении ему земельного участка для строительства Правительство приняло постановление от 25.08.2009 N 971 "О проведении изыскательских работ на земельном участке с площадью 13 366 кв. м с кадастровым номером 78:10:5209А:16, расположенном по адресу: Калининский район, ул. Бутлерова, участок 1 (напротив дома 13, лит. А, по ул. Бутлерова)". Данным постановлением Правительство разрешило Обществу проведение изыскательских работ на указанном участке в целях определения возможности проектирования и строительства гостиницы и предписало Комитету по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга заключить с Обществом договор аренды земельного участка для проведения изыскательских работ.
На основании постановления от 25.09.2009 и заключенного во исполнение этого постановления договора аренды от 20.10.2009 N 04-ЗКИ02896 Общество стало арендатором земельного участка с площадью 13 366 кв. м с кадастровым номером 78:10:5209А:16 и провело на нем изыскательские работы с целью определения возможности проектирования и строительства гостиницы.
В соответствии со статьей 9 Закона Санкт-Петербурга от 20.07.2006 N 400-61 "О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге" в период с 05.02.2010 по 15.02.2010 население проинформировано о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка для размещения гостиницы по адресу: Калининский р-н, ул. Бутлерова, участок 1 (напротив дома 13, лит. А, по ул. Бутлерова). Заключение о результатах публичных слушаний опубликовано в газете "Невское время" от 25.02.2010 (т.д. 1, л. 94 - 95).
По окончании проектно-изыскательских работ Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга (далее - КГА) распоряжением от 16.04.2010 N 1242 "О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка" предоставил Обществу разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка площадью 13 366 кв. м с кадастровым номером 78:10:5209А:16 - "для размещения гостиницы".
По результатам проведения землеустроительных работ уточнена площадь земельного участка - 13 124 кв. м.
КГА распоряжением от 13.08.2010 N 162-пр утвердил проект границ земельного участка площадью 13 124 кв. м по указанному адресу для строительства гостиницы, а распоряжением от 27.08.2010 N 2690 - акт выбора данного земельного участка для строительства гостиницы.
В акте указано, что выбор земельного участка выполнен на основании комплекта инженерно-градостроительной документации, представленного в соответствии с действовавшим в указанный период Положением о порядке принятия решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства и реконструкции, утвержденным постановлением Правительства от 21.09.2004 N 1592 (далее - Положение 2004 года). В составе данной документации представлены заключения КГА от 20.08.2010 N 1-1-47752/5, Комитета по энергетике и инженерному обеспечению (далее - Комитете по энергетике) от 04.06.2010 N 310, Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее - КГИОП) от 25.08.2010 N 11-1055-1, распоряжения КГА от 16.04.2010 N 1242 и от 13.08.2010 N 162-пг. Данный акт подписан представителями КГА, КГИОП, Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга (далее - КЗРиЗ), Комитетом по строительству.
После утверждения акта о выборе земельный участок площадью 13 124 кв. м 20.06.2011 поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 78:10:5209А:22.
В связи уточнением характеристик названного земельного участка КГА распоряжением от 30.01.2012 N 57 внес изменения в пункт 1 распоряжения от 16.04.2010 N 1242 и указал, что вместо кадастрового номера 78:10:5209А:16 следует читать номер 78:10:5209А:22 и вместо площади участка 13 366 кв. м - 13 124 кв. м.
Общество 22.07.2011 обратилось в Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Управление инвестиций" (далее - Управление инвестиций), осуществлявшее в соответствии с Положением 2004 года прием и регистрацию заявлений о предоставлении участков для строительства, с заявлением о предоставлении спорного участка для строительства гостиницы и подготовки проекта соответствующего постановления Правительства. Вместе с заявлением Общество представило акт о выборе участка, кадастровый паспорт участка, заключение Комитета по энергетике, санитарно-эпидемиологическое заключение Управления по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Санкт-Петербургу Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 15.06.2011 N 78.01.02.000.Т.000416.06.11, сведения КЗРиЗ от 14.07.2011 N 53893/к и отчет об оценке рыночной стоимости от 04.06.2011 N 31-1-0650/2011.
Общество 20.05.2013 обратилось в Управление инвестиций с заявлением об ускорении согласования проекта постановления Правительства.
Управление инвестиций 10.06.2013 подготовило и согласовало с Обществом проект постановления Правительства о предоставлении испрашиваемого земельного участка для строительства гостиницы.
Проект постановления Правительства о предоставлении Обществу испрашиваемого земельного участка для строительства на инвестиционных условиях был рассмотрен на совещании Правительства 13.06.2013. По итогам совещания рассмотрение данного проекта постановления было отложено до предоставления инвестором документов, подтверждающих соблюдение установленного статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) порядка предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.
Общество 05.08.2013 направило в адрес Комитета по строительству заявление о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении объекта недвижимости для строительства с приложением документов, предусмотренных пунктом 3.13 постановления Правительства от 30.12.2010 N 1813 "Об утверждении Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования" (далее - Положение 2010 года).
В дополнение к ранее представленным документам Общество приложило к заявлению актуализированные заключения отраслевых комитетов администрации Санкт-Петербурга и Правительства, в том числе заключения Комитета по энергетике, Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, КЗРиЗ, отчет об оценке рыночной стоимости комплекса прав на спорный участок от 26.03.2013 N 31-1-0716/2012 и другие документы.
Общество 06.08.2013 представило в Комитет по строительству еще ряд документов, а также распоряжение КГА от 30.01.2012 N 57.
Однако Правительство не приняло постановления о предоставлении Обществу испрашиваемого земельного участка для строительства. Комитет по строительству письмом от 07.08.2013 возвратил документы заявителю с требованием представить документы, подтверждающие соблюдение порядка предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования испрашиваемого земельного участка.
Общество, ссылаясь на то, что представило в Правительство все документы, необходимые для принятия решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка для строительства в порядке статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а Правительство, не принимая решения по данному вопросу, незаконно бездействует и нарушает права и законные интересы Общества, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
По смыслу статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив доводы участвующих в деле лиц, пришел к выводу о наличии предусмотренных названными нормами права оснований для удовлетворения требований Общества. Суд установил, что Общество при обращении в Комитет по строительству с заявлением о предоставлении спорного земельного участка для строительства гостиницы по процедуре предварительного согласования места размещения гостиницы, предусмотренной статьей 31 ЗК РФ, представило все необходимые документы, поэтому Правительство было обязано было принять решение о предоставлении земельного участка Обществу путем издания постановления о проектировании и строительства объекта недвижимости.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, отменил решение от 28.02.2014 и отказал в удовлетворении заявления Общества. Апелляционный суд посчитал, что Общество не представило надлежащих документов о выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования "для размещения гостиницы" в отношении земельного участка с кадастровым номером 78:10:5209А:22, а распоряжение КГА от 16.04.2010 N 1242 не может быть принято во внимание, поскольку оно издано в отношении земельного участка с иным кадастровым номером - 78:10:5209А:16. Кроме того, апелляционный суд указал, что поскольку на момент утверждения акта о выборе земельного участка на соответствующей территории существовал земельный участок с кадастровым номером 78:10:5209А:16, то предоставление земельного участка для строительства не должно было осуществляться по процедуре предварительного согласования места размещения объекта.
Кассационная инстанция считает, что выводы апелляционного суда не соответствуют нормам материального права и имеющимся в деле доказательствам, поэтому постановление от 04.07.2014 следует отменить.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
Согласно пункту 5 названной статьи порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 6 статьи 31 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В силу абзаца первого пункта 8 той же статьи решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Пунктом 2 статьи 32 ЗК РФ предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
В настоящее время порядок предоставления земельных участков для строительства на территории Санкт-Петербурга регулируется Законом Санкт-Петербурга от 17.06.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции" (далее - Закон N 282-43) и Положением 2010 года.
Статьей 5 Закона N 282-43 предусмотрена возможность целевого предоставления земельных участков для строительства, то есть без проведения торгов, в соответствии с земельным и градостроительным законодательством с предварительным согласованием места размещения объекта.
В период оформления акта выбора спорного земельного участка правоотношения по предоставлению земельных участков для строительства в Санкт-Петербурге регулировались Положением 2004 года.
Суд первой инстанции установил и материалами дела подтверждается, что Общество обратилось с заявлением о предоставлении спорного земельного участка для строительства по процедуре предварительного согласования места размещения объекта в Управление инвестиций, в полномочия которого входили прием, регистрация и рассмотрение заявлений заинтересованных лиц о предоставлении объектов недвижимости для строительства и реконструкции в Санкт-Петербурге; Обществом соблюдена процедура выбора земельного участка для строительства, предусмотренная статьей 31 ЗК РФ и указанными нормативными правовыми актами, акт выбора земельного участка утвержден уполномоченным органом, получены все необходимые разрешения и согласования, оплачены и проведены работы по формированию земельного участка и постановке его на кадастровый учет; все необходимые документы переданы в Правительство для решения вопроса о предоставлении участка для строительства.
Пунктами 3.16, 3.16.1 и 3.16.2 Положения 2010 года предусмотрено, что Комитет по строительству в течение двух рабочих дней со дня регистрации заявления о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для целей строительства на инвестиционных условиях проверяет переданные документы на соответствие составу и требованиям действующего законодательства и Положению 2010 года; в случае несоответствия указанным критериям документы возвращаются потенциальному инвестору в течение двух рабочих дней; в случае отсутствия основания для возврата документов Комитет по строительству в течение семи рабочих дней осуществляет подготовку проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для строительства на инвестиционных условиях; инвестиционные условия, содержащиеся в проекте постановления Правительства, устанавливаются в соответствии с Законом N 282-43 и формируются в соответствии с пунктом 1.3 Положения 2010 года.
Согласно пункту 3.17 Положения 2010 года согласование проекта постановления Правительства производится на совещании у вице-губернатора Санкт-Петербурга в течение десяти рабочих дней со дня подготовки проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для строительства на инвестиционных условиях в порядке, установленном постановлением Правительства от 16.12.2003 N 100 "Об утверждении Регламента Правительства Санкт-Петербурга".
Поскольку Общество представило все необходимые документы, предусмотренные статьей 32 ЗК РФ и Положением 2010 года, но Правительство не приняло решения о предоставлении Обществу испрашиваемого земельного участка для строительства и не доказало наличие законных оснований для отказа в предоставлении этого участка, суд первой инстанции обоснованно признал оспариваемое бездействие незаконным и обязал Правительство принять соответствующее решение.
Неверен вывод суда апелляционной инстанции, основанный на несостоятельных доводах Правительства и Комитета по строительству, об отсутствии разрешения на условно разрешенный вид использования испрашиваемого участка "для размещения гостиницы". Согласно материалам дела испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 78:10:5209А:22 площадью 13 124 кв. м находится в границах земельного участка с кадастровым номером 78:10:5209А:16 площадью 13 366 кв. м, предоставленного Обществу для проведения проектно-изыскательских работ, в отношении которого КГА по результатам публичных слушаний и в порядке статьи 39 ГрК РФ распоряжением от 16.04.2010 N 1242 выдал указанное разрешение. Данное обстоятельство подтверждено письмом федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 25.10.2011 N 2839 (т.д. 1, л. 43), письмом КГА от 12.07.2013 N 1-4-34541/5 (т.д. 1, л. 36), распоряжением КГА от 30.01.2012 N 57 о внесении изменений в распоряжение от 16.04.2010 N 1242 (т.д. 1, л. 96). Тот факт, что в связи с уточнением характеристик земельного участка по результатам проведенных Обществом проектно-изыскательских работ площадь участка уменьшилась на 212 кв. м и был изменен его кадастровый номер, не свидетельствует о необходимости получения нового разрешения на тот же условно разрешенный вид использования испрашиваемого участка "для размещения гостиницы", который уже был определен в установленном порядке.
Неверен вывод апелляционного суда о том, что спорный участок не подлежал предоставлению для строительства по процедуре предварительного согласования места размещения объекта, поскольку на момент утверждения акта о выборе земельного участка на соответствующей территории существовал земельный участок с кадастровым номером 78:10:5209А:16. Как видно из материалов дела, на основании заявления Общества о выборе земельного участка по указанному адресу для строительства гостиницы Правительство предоставило земельный участок, которому был присвоен кадастровый номер 78:10:5209А:16, для проведения изыскательских работ в целях определения принципиальной возможности проектирования и строительства гостиницы.
Следует отметить, что Общество в течение трех лет выполняло все предписания государственных органов для осуществления процедуры предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, получило согласование всех необходимых отраслевых комитетов администрации Санкт-Петербурга, провело требуемые экспертизы. На протяжении трех лет уполномоченные органы не указывали на невозможность предоставления испрашиваемого участка для строительства по процедуре предварительного согласования; сведений о наличии иных претендентов на предоставление спорного участка не представлено; ни Правительство, ни Комитет по строительству не привели никаких доводов о наличии каких-либо установленных законодательством препятствий для строительства гостиницы на спорном земельном участке.
При таком положении постановление апелляционного суда следует отменить, а решение суда первой инстанции оставить в силе.
В связи с принятием настоящего постановления с Правительства надлежит взыскать в пользу Общества 1000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе.
Ввиду того, что кассационная жалоба Общества поступила в электронном виде и оригинал платежного поручения от 28.08.2014 N 50 в суд не представлен, не подлежат возврату из федерального бюджета 1000 руб., излишне уплаченных Обществом в качестве государственной пошлины по кассационной жалобе.
В соответствии с пунктом 2 параграфа 2 раздела I Порядка подачи документов в арбитражный суды Российской Федерации в электронном виде, утвержденного постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.11.2013 N 80, данный вопрос может быть разрешен после представления Обществом оригинала документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2014 по делу N А56-65103/2013 отменить.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.02.2014 оставить в силе.
Взыскать с правительства Санкт-Петербурга в пользу общества с ограниченной ответственностью "КАМЕЛОТ", место нахождения: 190013, Санкт-Петербург, Серпуховская ул., д. 19, лит. А, пом. 4-Н, ОГРН 1027810263491, ИНН 7826152585, 1000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе.
Председательствующий
И.Л.ГРАЧЕВА
Судьи
А.В.КАДУЛИН
И.В.СЕРГЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 08.12.2014 ПО ДЕЛУ N А56-65103/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 декабря 2014 г. по делу N А56-65103/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Кадулина А.В. и Сергеевой И.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "КАМЕЛОТ" Сухаревой Ю.А. (доверенность от 20.09.2012), от Комитета по строительству Санкт-Петербурга Мануйловой О.П. (доверенность от 27.12.2013), от правительства Санкт-Петербурга Мануйловой О.П. (доверенность от 09.01.2014), Стериной О.О. (доверенность от 09.01.2014), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КАМЕЛОТ" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2014 по делу N А56-65103/2013 (судьи Полубехина Н.С., Горбик В.М., Старовойтова О.Р.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "КАМЕЛОТ", место нахождения: 190013, Санкт-Петербург, Серпуховская ул., д. 19, лит. А, пом. 4-Н, ОГРН 1027810263491, ИНН 7826152585 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия правительства Санкт-Петербурга (далее - Правительство), выразившегося в непринятии решения о предоставлении Обществу земельного участка площадью 13 124 кв. м с кадастровым номером 78:10:5209А:22, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Калининский р-н, ул. Бутлерова, участок 1 (напротив дома 13, лит. А, по ул. Бутлерова), для строительства гостиницы путем издания соответствующего постановления о проектировании и строительстве названного объекта, а также об обязании Правительства принять решение о предоставлении Обществу указанного земельного участка для строительства названного объекта путем издания соответствующего постановления.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по строительству Санкт-Петербурга, место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 76, ОГРН 1027810279397, ИНН 7830002342 (далее - Комитет по строительству).
Суд первой инстанции решением от 28.02.2014 (судья Савина Е.В.) удовлетворил требования Общества.
Апелляционный суд постановлением от 04.07.2014 отменил решение от 28.02.2014 и отказал в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие его выводов имеющимся в деле доказательствам, просит отменить постановление от 04.07.2014 и оставить в силе решение от 28.02.2014.
Податель жалобы указывает на следующее: апелляционный суд пришел к неправильному выводу об отсутствии полученного в установленном порядке разрешения на условно-разрешенный вид использования спорного земельного участка; суд не учел, что публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 78:10:5209А:16 были проведены в феврале 2010 года; по результатам проведения землеустроительных работ была уточнена площадь названного участка в сторону его уменьшения, в связи с чем этот участок был поставлен на кадастровый учет под новым номером 78:10:5209А:22; поскольку к моменту утверждения границ участка меньшей площади (на 212 кв. м) в отношении прежнего участка было предоставлено разрешение на условно разрешенный вид пользования, не требовалось проведение новых публичных слушаний и получение разрешение на условно разрешенный вид пользования измененного участка; неверен вывод апелляционного суда о том, что предоставление спорного участка для строительства не могло быть осуществлено по процедуре предварительного согласования места размещения объекта, поскольку на момент утверждения акта выбора испрашиваемый земельный участок был поставлен на кадастровый учет; апелляционный суд не учел, что указанный участок был поставлен на кадастровый учет в связи с заявлением Общества о предоставлении этого участка в аренду для проведения проектно-изыскательских работ в целях определения возможности проектирования и строительства гостиницы.
В отзыве на кассационную жалобу Правительство и Комитет по строительству просят оставить постановление апелляционного суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представители Правительства и Комитета - доводы, приведенные в отзыве на нее.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании обращения Общества с заявлением о предоставлении ему земельного участка для строительства Правительство приняло постановление от 25.08.2009 N 971 "О проведении изыскательских работ на земельном участке с площадью 13 366 кв. м с кадастровым номером 78:10:5209А:16, расположенном по адресу: Калининский район, ул. Бутлерова, участок 1 (напротив дома 13, лит. А, по ул. Бутлерова)". Данным постановлением Правительство разрешило Обществу проведение изыскательских работ на указанном участке в целях определения возможности проектирования и строительства гостиницы и предписало Комитету по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга заключить с Обществом договор аренды земельного участка для проведения изыскательских работ.
На основании постановления от 25.09.2009 и заключенного во исполнение этого постановления договора аренды от 20.10.2009 N 04-ЗКИ02896 Общество стало арендатором земельного участка с площадью 13 366 кв. м с кадастровым номером 78:10:5209А:16 и провело на нем изыскательские работы с целью определения возможности проектирования и строительства гостиницы.
В соответствии со статьей 9 Закона Санкт-Петербурга от 20.07.2006 N 400-61 "О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге" в период с 05.02.2010 по 15.02.2010 население проинформировано о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка для размещения гостиницы по адресу: Калининский р-н, ул. Бутлерова, участок 1 (напротив дома 13, лит. А, по ул. Бутлерова). Заключение о результатах публичных слушаний опубликовано в газете "Невское время" от 25.02.2010 (т.д. 1, л. 94 - 95).
По окончании проектно-изыскательских работ Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга (далее - КГА) распоряжением от 16.04.2010 N 1242 "О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка" предоставил Обществу разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка площадью 13 366 кв. м с кадастровым номером 78:10:5209А:16 - "для размещения гостиницы".
По результатам проведения землеустроительных работ уточнена площадь земельного участка - 13 124 кв. м.
КГА распоряжением от 13.08.2010 N 162-пр утвердил проект границ земельного участка площадью 13 124 кв. м по указанному адресу для строительства гостиницы, а распоряжением от 27.08.2010 N 2690 - акт выбора данного земельного участка для строительства гостиницы.
В акте указано, что выбор земельного участка выполнен на основании комплекта инженерно-градостроительной документации, представленного в соответствии с действовавшим в указанный период Положением о порядке принятия решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства и реконструкции, утвержденным постановлением Правительства от 21.09.2004 N 1592 (далее - Положение 2004 года). В составе данной документации представлены заключения КГА от 20.08.2010 N 1-1-47752/5, Комитета по энергетике и инженерному обеспечению (далее - Комитете по энергетике) от 04.06.2010 N 310, Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее - КГИОП) от 25.08.2010 N 11-1055-1, распоряжения КГА от 16.04.2010 N 1242 и от 13.08.2010 N 162-пг. Данный акт подписан представителями КГА, КГИОП, Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга (далее - КЗРиЗ), Комитетом по строительству.
После утверждения акта о выборе земельный участок площадью 13 124 кв. м 20.06.2011 поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 78:10:5209А:22.
В связи уточнением характеристик названного земельного участка КГА распоряжением от 30.01.2012 N 57 внес изменения в пункт 1 распоряжения от 16.04.2010 N 1242 и указал, что вместо кадастрового номера 78:10:5209А:16 следует читать номер 78:10:5209А:22 и вместо площади участка 13 366 кв. м - 13 124 кв. м.
Общество 22.07.2011 обратилось в Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Управление инвестиций" (далее - Управление инвестиций), осуществлявшее в соответствии с Положением 2004 года прием и регистрацию заявлений о предоставлении участков для строительства, с заявлением о предоставлении спорного участка для строительства гостиницы и подготовки проекта соответствующего постановления Правительства. Вместе с заявлением Общество представило акт о выборе участка, кадастровый паспорт участка, заключение Комитета по энергетике, санитарно-эпидемиологическое заключение Управления по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Санкт-Петербургу Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 15.06.2011 N 78.01.02.000.Т.000416.06.11, сведения КЗРиЗ от 14.07.2011 N 53893/к и отчет об оценке рыночной стоимости от 04.06.2011 N 31-1-0650/2011.
Общество 20.05.2013 обратилось в Управление инвестиций с заявлением об ускорении согласования проекта постановления Правительства.
Управление инвестиций 10.06.2013 подготовило и согласовало с Обществом проект постановления Правительства о предоставлении испрашиваемого земельного участка для строительства гостиницы.
Проект постановления Правительства о предоставлении Обществу испрашиваемого земельного участка для строительства на инвестиционных условиях был рассмотрен на совещании Правительства 13.06.2013. По итогам совещания рассмотрение данного проекта постановления было отложено до предоставления инвестором документов, подтверждающих соблюдение установленного статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) порядка предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.
Общество 05.08.2013 направило в адрес Комитета по строительству заявление о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении объекта недвижимости для строительства с приложением документов, предусмотренных пунктом 3.13 постановления Правительства от 30.12.2010 N 1813 "Об утверждении Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования" (далее - Положение 2010 года).
В дополнение к ранее представленным документам Общество приложило к заявлению актуализированные заключения отраслевых комитетов администрации Санкт-Петербурга и Правительства, в том числе заключения Комитета по энергетике, Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, КЗРиЗ, отчет об оценке рыночной стоимости комплекса прав на спорный участок от 26.03.2013 N 31-1-0716/2012 и другие документы.
Общество 06.08.2013 представило в Комитет по строительству еще ряд документов, а также распоряжение КГА от 30.01.2012 N 57.
Однако Правительство не приняло постановления о предоставлении Обществу испрашиваемого земельного участка для строительства. Комитет по строительству письмом от 07.08.2013 возвратил документы заявителю с требованием представить документы, подтверждающие соблюдение порядка предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования испрашиваемого земельного участка.
Общество, ссылаясь на то, что представило в Правительство все документы, необходимые для принятия решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка для строительства в порядке статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а Правительство, не принимая решения по данному вопросу, незаконно бездействует и нарушает права и законные интересы Общества, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
По смыслу статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив доводы участвующих в деле лиц, пришел к выводу о наличии предусмотренных названными нормами права оснований для удовлетворения требований Общества. Суд установил, что Общество при обращении в Комитет по строительству с заявлением о предоставлении спорного земельного участка для строительства гостиницы по процедуре предварительного согласования места размещения гостиницы, предусмотренной статьей 31 ЗК РФ, представило все необходимые документы, поэтому Правительство было обязано было принять решение о предоставлении земельного участка Обществу путем издания постановления о проектировании и строительства объекта недвижимости.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, отменил решение от 28.02.2014 и отказал в удовлетворении заявления Общества. Апелляционный суд посчитал, что Общество не представило надлежащих документов о выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования "для размещения гостиницы" в отношении земельного участка с кадастровым номером 78:10:5209А:22, а распоряжение КГА от 16.04.2010 N 1242 не может быть принято во внимание, поскольку оно издано в отношении земельного участка с иным кадастровым номером - 78:10:5209А:16. Кроме того, апелляционный суд указал, что поскольку на момент утверждения акта о выборе земельного участка на соответствующей территории существовал земельный участок с кадастровым номером 78:10:5209А:16, то предоставление земельного участка для строительства не должно было осуществляться по процедуре предварительного согласования места размещения объекта.
Кассационная инстанция считает, что выводы апелляционного суда не соответствуют нормам материального права и имеющимся в деле доказательствам, поэтому постановление от 04.07.2014 следует отменить.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
Согласно пункту 5 названной статьи порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 6 статьи 31 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В силу абзаца первого пункта 8 той же статьи решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Пунктом 2 статьи 32 ЗК РФ предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
В настоящее время порядок предоставления земельных участков для строительства на территории Санкт-Петербурга регулируется Законом Санкт-Петербурга от 17.06.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции" (далее - Закон N 282-43) и Положением 2010 года.
Статьей 5 Закона N 282-43 предусмотрена возможность целевого предоставления земельных участков для строительства, то есть без проведения торгов, в соответствии с земельным и градостроительным законодательством с предварительным согласованием места размещения объекта.
В период оформления акта выбора спорного земельного участка правоотношения по предоставлению земельных участков для строительства в Санкт-Петербурге регулировались Положением 2004 года.
Суд первой инстанции установил и материалами дела подтверждается, что Общество обратилось с заявлением о предоставлении спорного земельного участка для строительства по процедуре предварительного согласования места размещения объекта в Управление инвестиций, в полномочия которого входили прием, регистрация и рассмотрение заявлений заинтересованных лиц о предоставлении объектов недвижимости для строительства и реконструкции в Санкт-Петербурге; Обществом соблюдена процедура выбора земельного участка для строительства, предусмотренная статьей 31 ЗК РФ и указанными нормативными правовыми актами, акт выбора земельного участка утвержден уполномоченным органом, получены все необходимые разрешения и согласования, оплачены и проведены работы по формированию земельного участка и постановке его на кадастровый учет; все необходимые документы переданы в Правительство для решения вопроса о предоставлении участка для строительства.
Пунктами 3.16, 3.16.1 и 3.16.2 Положения 2010 года предусмотрено, что Комитет по строительству в течение двух рабочих дней со дня регистрации заявления о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для целей строительства на инвестиционных условиях проверяет переданные документы на соответствие составу и требованиям действующего законодательства и Положению 2010 года; в случае несоответствия указанным критериям документы возвращаются потенциальному инвестору в течение двух рабочих дней; в случае отсутствия основания для возврата документов Комитет по строительству в течение семи рабочих дней осуществляет подготовку проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для строительства на инвестиционных условиях; инвестиционные условия, содержащиеся в проекте постановления Правительства, устанавливаются в соответствии с Законом N 282-43 и формируются в соответствии с пунктом 1.3 Положения 2010 года.
Согласно пункту 3.17 Положения 2010 года согласование проекта постановления Правительства производится на совещании у вице-губернатора Санкт-Петербурга в течение десяти рабочих дней со дня подготовки проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для строительства на инвестиционных условиях в порядке, установленном постановлением Правительства от 16.12.2003 N 100 "Об утверждении Регламента Правительства Санкт-Петербурга".
Поскольку Общество представило все необходимые документы, предусмотренные статьей 32 ЗК РФ и Положением 2010 года, но Правительство не приняло решения о предоставлении Обществу испрашиваемого земельного участка для строительства и не доказало наличие законных оснований для отказа в предоставлении этого участка, суд первой инстанции обоснованно признал оспариваемое бездействие незаконным и обязал Правительство принять соответствующее решение.
Неверен вывод суда апелляционной инстанции, основанный на несостоятельных доводах Правительства и Комитета по строительству, об отсутствии разрешения на условно разрешенный вид использования испрашиваемого участка "для размещения гостиницы". Согласно материалам дела испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 78:10:5209А:22 площадью 13 124 кв. м находится в границах земельного участка с кадастровым номером 78:10:5209А:16 площадью 13 366 кв. м, предоставленного Обществу для проведения проектно-изыскательских работ, в отношении которого КГА по результатам публичных слушаний и в порядке статьи 39 ГрК РФ распоряжением от 16.04.2010 N 1242 выдал указанное разрешение. Данное обстоятельство подтверждено письмом федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 25.10.2011 N 2839 (т.д. 1, л. 43), письмом КГА от 12.07.2013 N 1-4-34541/5 (т.д. 1, л. 36), распоряжением КГА от 30.01.2012 N 57 о внесении изменений в распоряжение от 16.04.2010 N 1242 (т.д. 1, л. 96). Тот факт, что в связи с уточнением характеристик земельного участка по результатам проведенных Обществом проектно-изыскательских работ площадь участка уменьшилась на 212 кв. м и был изменен его кадастровый номер, не свидетельствует о необходимости получения нового разрешения на тот же условно разрешенный вид использования испрашиваемого участка "для размещения гостиницы", который уже был определен в установленном порядке.
Неверен вывод апелляционного суда о том, что спорный участок не подлежал предоставлению для строительства по процедуре предварительного согласования места размещения объекта, поскольку на момент утверждения акта о выборе земельного участка на соответствующей территории существовал земельный участок с кадастровым номером 78:10:5209А:16. Как видно из материалов дела, на основании заявления Общества о выборе земельного участка по указанному адресу для строительства гостиницы Правительство предоставило земельный участок, которому был присвоен кадастровый номер 78:10:5209А:16, для проведения изыскательских работ в целях определения принципиальной возможности проектирования и строительства гостиницы.
Следует отметить, что Общество в течение трех лет выполняло все предписания государственных органов для осуществления процедуры предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, получило согласование всех необходимых отраслевых комитетов администрации Санкт-Петербурга, провело требуемые экспертизы. На протяжении трех лет уполномоченные органы не указывали на невозможность предоставления испрашиваемого участка для строительства по процедуре предварительного согласования; сведений о наличии иных претендентов на предоставление спорного участка не представлено; ни Правительство, ни Комитет по строительству не привели никаких доводов о наличии каких-либо установленных законодательством препятствий для строительства гостиницы на спорном земельном участке.
При таком положении постановление апелляционного суда следует отменить, а решение суда первой инстанции оставить в силе.
В связи с принятием настоящего постановления с Правительства надлежит взыскать в пользу Общества 1000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе.
Ввиду того, что кассационная жалоба Общества поступила в электронном виде и оригинал платежного поручения от 28.08.2014 N 50 в суд не представлен, не подлежат возврату из федерального бюджета 1000 руб., излишне уплаченных Обществом в качестве государственной пошлины по кассационной жалобе.
В соответствии с пунктом 2 параграфа 2 раздела I Порядка подачи документов в арбитражный суды Российской Федерации в электронном виде, утвержденного постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.11.2013 N 80, данный вопрос может быть разрешен после представления Обществом оригинала документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2014 по делу N А56-65103/2013 отменить.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.02.2014 оставить в силе.
Взыскать с правительства Санкт-Петербурга в пользу общества с ограниченной ответственностью "КАМЕЛОТ", место нахождения: 190013, Санкт-Петербург, Серпуховская ул., д. 19, лит. А, пом. 4-Н, ОГРН 1027810263491, ИНН 7826152585, 1000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе.
Председательствующий
И.Л.ГРАЧЕВА
Судьи
А.В.КАДУЛИН
И.В.СЕРГЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)