Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 апреля 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барьяхтар И.Ю.,
судей Бармина Д.Ю., Поляшовой Т.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Турубановой Н.С.,
без участия представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесов Республики Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 23.12.2014 по делу N А29-6803/2014, принятое судом в составе судьи Кирьянова Д.А.,
по иску Комитета лесов Республики Коми (ИНН: 1101462123, ОГРН: 1071101000233)
к открытому акционерному обществу "Газпром" (ИНН: 7736050003, ОГРН: 1027700070518),
третье лицо: закрытое акционерное общество "Ямалгазинвест" (ИНН: 7728149400, ОГРН: 1027700154261),
о взыскании денежных средств,
установил:
Комитет лесов Республики Коми (далее - истец, заявитель, Комитет) обратился с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Республики Коми к открытому акционерному обществу "Газпром" (далее - ответчик, Общество) о взыскании 49 970 рублей 74 копеек задолженности по договору аренды лесного участка от 15.06.2010 N С0990517/24/10-АЗ по сроку оплаты на 20.06.2014 и расторжении указанного договора.
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено закрытое акционерное общество "Ямалгазинвест" (далее - третье лицо, ЗАО "Ямалгазинвест").
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 23.12.2014 в удовлетворении исковых требований Комитета отказано.
Комитет с принятым решением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований Комитета к Обществу о взыскании задолженности по арендной плате.
По мнению Комитета, факт ввода линейного объекта в эксплуатацию является недоказанным. Целью использования лесного участка по договору аренды является строительство подъездной автодороги от ст.Пожня до узла пуска ВТУ на резервной нитке через р.Ижма в составе объекта "Линейная часть, 1-я нитка. Участок км 860,5 - км 1074,0", входящего в стройку "Система магистральных газопроводов Бованенково-Ухта". Суд при принятии решения исходил из того, что распоряжением ОАО "Газпром" от 31.12.2013 N 710 утвержден акт приемки законченного строительством объекта, следовательно, объект введен в эксплуатацию. Вместе с тем форма КС-14 не может являться документом, подтверждающим факт ввода в эксплуатацию объекта для применения понижающего коэффициента. Кроме того, в договоре об использовании лесного участка в целях эксплуатации линейного объекта не упоминается. Соглашение об изменении условий договора между сторонами не заключалось. Следовательно, оснований для применения коэффициента 0,1 при расчете арендной платы не имелось.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Полагает, что акт приемки законченного строительством объекта (форма КС-14) не является разработанным внутренним документом предприятия, а является унифицированной формой первичной учетной документации, которая была разработана и утверждена органом государственной власти. При этом акт не является односторонним, поскольку подписан представителями проектного института, разработавшего проект построенного объекта, заказчика, генерального подрядчика, эксплуатирующей организации, управления по контролю за промышленной безопасностью, управления по контролю за эксплуатацией объектов энергохозяйства, Ростехинвентаризации, то есть службами, которые способны проверить на соответствие требованиям нормативов, стандартов, установленных законом, построенного объекта, а также обеспечить его безопасное функционирование. Доводы истца о непредставлении ответчиком свидетельства о регистрации права и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не имеют отношение к рассматриваемому спору, так как для применения коэффициента 0,1 к расчету арендной платы по договору имеют значение следующие факты: наличие линейного объекта и факт начала эксплуатации линейного объекта. Наличие указанных фактов судом установлено на основании полного, объективного, всестороннего исследования материалов дела. Применение коэффициента 0,1 к расчетам арендной платы по договорам лесных участков, согласно условиям, указанным в постановлении, не зависит от уведомления или неуведомления истца об окончании строительства Объекта. Аналогично на расчет арендной платы не влияет заключение дополнительного соглашения к договору о данном коэффициенте.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между Комитетом (арендодателем) и Обществом (арендатором) подписан договор аренды лесного участка земель лесного фонда в целях, не связанных с созданием лесной инфраструктуры от 15.06.2010 N С0990517/24/10-АЗ (л.д. 7-17), по условиям которого арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72, 74 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с приказом Комитета от 11.08.2010 N 567-АР передал, а арендатор принял лесной участок земель лесного фонда, находящийся по адресу: Республика Коми, Сосногорский район, ГУ РК "Сосногорское лесничество", Усть-Ухтинское участковое лесничество квартала NN 119, 215, 216, 217, 218, 227, 228, 235, 236, 237 (кадастровый номер ГКУ РК "Сосногорское лесничество" 11:19:0000000:0050), во временное пользование (аренду).
В пункте 1.3 договора стороны согласовали, что участок предоставляется для целей, не связанных с созданием лесной инфраструктуры с разрешенным видом использования лесов: строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередач, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов. Цель использования - для строительства подъездной автомобильной дороги от ст. Пожня до узла пуска ВТУ на резервной нитке через р. Ижма в составе объекта "Линейная часть, 1-я нитка. Участок км 860,5 - км 1074,0", входящего в стройку "Система магистральных газопроводов Бованенково-Ухта".
Согласно пункту 1.4 договора общая площадь арендуемого лесного участка составляет 17,53 га.
Лесной участок передан ответчику по акту приема-передачи (л.д. 16).
Срок действия договора установлен сторонами в пункте 3.1 договора - с 15.06.2010 до 09.06.2015. Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Республике Коми 09.04.2011 (оборотная сторона л.д. 16).
В пункте 5.2 договора стороны предусмотрели, что арендатор ежеквартально оплачивает арендную плату не позднее двадцатого числа последнего месяца квартала в соответствии с расчетом арендной платы, прилагаемым к настоящему договору и являющимся его неотъемлемой частью (приложение N 5). Сроки внесения арендной платы установлены 20 марта, 20 июня, 20 сентября, 20 декабря.
В силу пункта 5.4 договора размер арендной платы может быть изменен при изменении ставок арендной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации. При изменении нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих исчисление размера арендной платы, порядок и условия ее внесения, размер арендной платы исчисляются, а порядок и условия ее внесения определяются в соответствии с указанными нормативными правовыми актами.
Согласно расчету, подписанному сторонами, размер арендной платы в 2014 году составил 222 702 рубля 34 копейки, в том числе: по сроку на 20 марта - 54 912 рубля 91 копейку, по сроку на 20 июня - 55 523 рубля 05 копеек, по сроку на 20 сентября - 56 133 рублей 19 копеек, по сроку на 20 декабря - 56 133 рублей 19 копеек (л.д. 17).
Ответчик ненадлежащим образом выполнил обязательства по внесению арендных платежей по сроку оплаты на 20.06.2014. Претензией от 25.06.2014 N 100 (л.д. 18) истец уведомил ответчика об имеющейся задолженности и необходимости принятия мер по ее погашению.
Неисполнение ответчиком требований истца об оплате долга в сумме 49 970 рублей 74 копейки послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в Арбитражный суд Республики Коми.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу положений статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Обязательство ответчика по внесении арендной платы основано на подписанном между сторонами договоре.
Согласно пункту 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации, к договорам аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено этим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование, а арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
В силу пункта 2 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
Статьей 72 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что по договору аренды участок лесного фонда предоставляется лесопользователю (арендатору) за плату на определенный срок для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.
Согласно статье 94 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов в Российской Федерации является платным.
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации, размер арендной платы определяется на основании минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с пунктами 2 и 4 данной статьи. Пунктом 2 статьи 73 указанного Кодекса предусмотрено, что при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке. Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, арендная плата по данным договорам определяется на основании регулируемых цен.
Пунктом 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ставки платы для аренды лесов, находящихся в федеральной собственности, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации 22.05.2007 принято Постановление N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310).
Установление размера арендной платы за пользованием участком лесного фонда выше минимальных ставок арендной платы, предусмотренных Правительством Российской Федерации, может иметь место лишь при заключении договоров аренды на торгах, когда начальная цена за единицу формируется на основе минимальных ставок арендной платы, а конечная - по результатам торгов.
Только в этом случае размер годовой арендной платы за пользование лесным участком может быть выше минимального размера арендной платы, установленного Постановлением N 310, и только в этом случае установленная по результатам торгов плата за пользование лесным участком в части, превышающей минимальный размер арендной платы, подлежит зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации.
Статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации прямо установлено, что в случаях, предусмотренных статьями 36, 43 - 45 данного Кодекса, договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются без проведения аукциона.
Статья 45 Лесного кодекса Российской Федерации регулирует использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2011 N 109 Постановление N 310 дополнено примечанием N 9 к таблице N 16, согласно которому к ставкам в отношении лесных участков, находящихся в федеральной собственности, при эксплуатации линий электропередачи, связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов применяется поправочный коэффициент 0,1. Данное постановление вступило в законную силу с 13.03.2011.
Исходя из вышеизложенного, принимая во внимание, что 31.12.2013 распоряжением Общества N 710 утвержден акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (л.д. 49-50), при этом сам факт эксплуатации линейного сооружения на арендованном лесном участке истцом не оспаривается, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об обоснованности требований истца о взыскании задолженности, применив к размеру взыскиваемой арендной платы коэффициент 0,1.
Довод заявителя жалобы о том, что сторонами не заключалось соглашение об изменении условий договора, по мнению суда апелляционной инстанции, не является обстоятельством, подтверждающим обоснованность позиции истца в рассматриваемом случае.
Как указывалось выше, норма о применении поправочного коэффициента 0,1 к ставкам платы за единицу площади при эксплуатации линейных объектов введена в действие уже после подписания рассматриваемого договора аренды.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в том числе непосредственно применять изменения по ставкам платы (поправочный коэффициент) к правам и обязанностям, возникшим после введения соответствующих норм.
Из буквального толкования нормы примечания 9 таблицы 16 следует, что применение коэффициента связано непосредственно с фактом эксплуатации и не обусловлено моментом представления определенных документов, удостоверяющих данный факт.
Как указывалось выше, непосредственно сам факт эксплуатации линейного объекта Комитетом не оспаривается, что указывает на обоснованность применения поправочного коэффициента при расчете размера арендной платы.
По тем же основаниям отклоняется и довод заявителя о подписании сторонами расчета арендной платы на 2014 год без разногласий как основание для применения указанного в данном расчете размера арендной платы.
Довод апелляционной жалобы о том, что представленный ответчиком акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от 31.12.2013 не может рассматриваться в качестве доказательства ввода объекта в эксплуатацию, отклоняется, как несостоятельный, по следующим основаниям.
Указанный акт приемки законченного строительством объекта (форма КС-14) подготовлен применительно к унифицированной форме, утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве".
Акт содержит указание на то, что предъявленный к приемке объект выполнен в соответствии с проектом, отвечает санитарно-эпидемиологическим, экологическим, пожарным, строительным нормам и государственным стандартам и вводится в эксплуатацию.
Ссылки заявителя жалобы на то, что надлежащим доказательством ввода в эксплуатацию может являться только разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, полученное в порядке статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации отклоняется судом ввиду следующего.
Исходя из положений пунктов 1, 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации отношения по получению разрешения на ввод объекта в эксплуатацию относятся к публичной сфере отношений в области градостроительной деятельности; частные (договорные) отношения по поводу данного объекта непосредственно положениями статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации не затрагиваются.
Указанное соответствует, в том числе, правовой позиции, изложенной в пункте 11 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды".
Как указывает Общество, акт по форме КС-14 представлен им в подтверждение факта начала эксплуатации объекта.
В рамках настоящего дела в предмет его рассмотрения не входит установление обстоятельств соблюдения требований законодательства о градостроительной деятельности, равным образом, вопреки мнению заявителя, не имеет правового значения момент возникновения права собственности на построенный объект как на недвижимое имущество.
Поскольку применение поправочного коэффициента к ставкам связывается с фактом осуществления эксплуатации линейного объекта, то в рамках установления данного обстоятельства позиция заявителя о необходимости представления разрешения на ввод объекта в эксплуатацию как единственного возможного доказательства факта эксплуатации не является обоснованной На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 23.12.2014 по делу N А29-6803/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Комитета лесов Республики Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий
И.Ю.БАРЬЯХТАР
Судьи
Д.Ю.БАРМИН
Т.М.ПОЛЯШОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.04.2015 N 02АП-1046/2015 ПО ДЕЛУ N А29-6803/2014
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 апреля 2015 г. по делу N А29-6803/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 апреля 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барьяхтар И.Ю.,
судей Бармина Д.Ю., Поляшовой Т.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Турубановой Н.С.,
без участия представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесов Республики Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 23.12.2014 по делу N А29-6803/2014, принятое судом в составе судьи Кирьянова Д.А.,
по иску Комитета лесов Республики Коми (ИНН: 1101462123, ОГРН: 1071101000233)
к открытому акционерному обществу "Газпром" (ИНН: 7736050003, ОГРН: 1027700070518),
третье лицо: закрытое акционерное общество "Ямалгазинвест" (ИНН: 7728149400, ОГРН: 1027700154261),
о взыскании денежных средств,
установил:
Комитет лесов Республики Коми (далее - истец, заявитель, Комитет) обратился с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Республики Коми к открытому акционерному обществу "Газпром" (далее - ответчик, Общество) о взыскании 49 970 рублей 74 копеек задолженности по договору аренды лесного участка от 15.06.2010 N С0990517/24/10-АЗ по сроку оплаты на 20.06.2014 и расторжении указанного договора.
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено закрытое акционерное общество "Ямалгазинвест" (далее - третье лицо, ЗАО "Ямалгазинвест").
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 23.12.2014 в удовлетворении исковых требований Комитета отказано.
Комитет с принятым решением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований Комитета к Обществу о взыскании задолженности по арендной плате.
По мнению Комитета, факт ввода линейного объекта в эксплуатацию является недоказанным. Целью использования лесного участка по договору аренды является строительство подъездной автодороги от ст.Пожня до узла пуска ВТУ на резервной нитке через р.Ижма в составе объекта "Линейная часть, 1-я нитка. Участок км 860,5 - км 1074,0", входящего в стройку "Система магистральных газопроводов Бованенково-Ухта". Суд при принятии решения исходил из того, что распоряжением ОАО "Газпром" от 31.12.2013 N 710 утвержден акт приемки законченного строительством объекта, следовательно, объект введен в эксплуатацию. Вместе с тем форма КС-14 не может являться документом, подтверждающим факт ввода в эксплуатацию объекта для применения понижающего коэффициента. Кроме того, в договоре об использовании лесного участка в целях эксплуатации линейного объекта не упоминается. Соглашение об изменении условий договора между сторонами не заключалось. Следовательно, оснований для применения коэффициента 0,1 при расчете арендной платы не имелось.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Полагает, что акт приемки законченного строительством объекта (форма КС-14) не является разработанным внутренним документом предприятия, а является унифицированной формой первичной учетной документации, которая была разработана и утверждена органом государственной власти. При этом акт не является односторонним, поскольку подписан представителями проектного института, разработавшего проект построенного объекта, заказчика, генерального подрядчика, эксплуатирующей организации, управления по контролю за промышленной безопасностью, управления по контролю за эксплуатацией объектов энергохозяйства, Ростехинвентаризации, то есть службами, которые способны проверить на соответствие требованиям нормативов, стандартов, установленных законом, построенного объекта, а также обеспечить его безопасное функционирование. Доводы истца о непредставлении ответчиком свидетельства о регистрации права и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не имеют отношение к рассматриваемому спору, так как для применения коэффициента 0,1 к расчету арендной платы по договору имеют значение следующие факты: наличие линейного объекта и факт начала эксплуатации линейного объекта. Наличие указанных фактов судом установлено на основании полного, объективного, всестороннего исследования материалов дела. Применение коэффициента 0,1 к расчетам арендной платы по договорам лесных участков, согласно условиям, указанным в постановлении, не зависит от уведомления или неуведомления истца об окончании строительства Объекта. Аналогично на расчет арендной платы не влияет заключение дополнительного соглашения к договору о данном коэффициенте.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между Комитетом (арендодателем) и Обществом (арендатором) подписан договор аренды лесного участка земель лесного фонда в целях, не связанных с созданием лесной инфраструктуры от 15.06.2010 N С0990517/24/10-АЗ (л.д. 7-17), по условиям которого арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72, 74 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с приказом Комитета от 11.08.2010 N 567-АР передал, а арендатор принял лесной участок земель лесного фонда, находящийся по адресу: Республика Коми, Сосногорский район, ГУ РК "Сосногорское лесничество", Усть-Ухтинское участковое лесничество квартала NN 119, 215, 216, 217, 218, 227, 228, 235, 236, 237 (кадастровый номер ГКУ РК "Сосногорское лесничество" 11:19:0000000:0050), во временное пользование (аренду).
В пункте 1.3 договора стороны согласовали, что участок предоставляется для целей, не связанных с созданием лесной инфраструктуры с разрешенным видом использования лесов: строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередач, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов. Цель использования - для строительства подъездной автомобильной дороги от ст. Пожня до узла пуска ВТУ на резервной нитке через р. Ижма в составе объекта "Линейная часть, 1-я нитка. Участок км 860,5 - км 1074,0", входящего в стройку "Система магистральных газопроводов Бованенково-Ухта".
Согласно пункту 1.4 договора общая площадь арендуемого лесного участка составляет 17,53 га.
Лесной участок передан ответчику по акту приема-передачи (л.д. 16).
Срок действия договора установлен сторонами в пункте 3.1 договора - с 15.06.2010 до 09.06.2015. Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Республике Коми 09.04.2011 (оборотная сторона л.д. 16).
В пункте 5.2 договора стороны предусмотрели, что арендатор ежеквартально оплачивает арендную плату не позднее двадцатого числа последнего месяца квартала в соответствии с расчетом арендной платы, прилагаемым к настоящему договору и являющимся его неотъемлемой частью (приложение N 5). Сроки внесения арендной платы установлены 20 марта, 20 июня, 20 сентября, 20 декабря.
В силу пункта 5.4 договора размер арендной платы может быть изменен при изменении ставок арендной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации. При изменении нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих исчисление размера арендной платы, порядок и условия ее внесения, размер арендной платы исчисляются, а порядок и условия ее внесения определяются в соответствии с указанными нормативными правовыми актами.
Согласно расчету, подписанному сторонами, размер арендной платы в 2014 году составил 222 702 рубля 34 копейки, в том числе: по сроку на 20 марта - 54 912 рубля 91 копейку, по сроку на 20 июня - 55 523 рубля 05 копеек, по сроку на 20 сентября - 56 133 рублей 19 копеек, по сроку на 20 декабря - 56 133 рублей 19 копеек (л.д. 17).
Ответчик ненадлежащим образом выполнил обязательства по внесению арендных платежей по сроку оплаты на 20.06.2014. Претензией от 25.06.2014 N 100 (л.д. 18) истец уведомил ответчика об имеющейся задолженности и необходимости принятия мер по ее погашению.
Неисполнение ответчиком требований истца об оплате долга в сумме 49 970 рублей 74 копейки послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в Арбитражный суд Республики Коми.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу положений статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Обязательство ответчика по внесении арендной платы основано на подписанном между сторонами договоре.
Согласно пункту 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации, к договорам аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено этим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование, а арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
В силу пункта 2 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
Статьей 72 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что по договору аренды участок лесного фонда предоставляется лесопользователю (арендатору) за плату на определенный срок для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.
Согласно статье 94 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов в Российской Федерации является платным.
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации, размер арендной платы определяется на основании минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с пунктами 2 и 4 данной статьи. Пунктом 2 статьи 73 указанного Кодекса предусмотрено, что при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке. Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, арендная плата по данным договорам определяется на основании регулируемых цен.
Пунктом 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ставки платы для аренды лесов, находящихся в федеральной собственности, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации 22.05.2007 принято Постановление N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310).
Установление размера арендной платы за пользованием участком лесного фонда выше минимальных ставок арендной платы, предусмотренных Правительством Российской Федерации, может иметь место лишь при заключении договоров аренды на торгах, когда начальная цена за единицу формируется на основе минимальных ставок арендной платы, а конечная - по результатам торгов.
Только в этом случае размер годовой арендной платы за пользование лесным участком может быть выше минимального размера арендной платы, установленного Постановлением N 310, и только в этом случае установленная по результатам торгов плата за пользование лесным участком в части, превышающей минимальный размер арендной платы, подлежит зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации.
Статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации прямо установлено, что в случаях, предусмотренных статьями 36, 43 - 45 данного Кодекса, договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются без проведения аукциона.
Статья 45 Лесного кодекса Российской Федерации регулирует использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2011 N 109 Постановление N 310 дополнено примечанием N 9 к таблице N 16, согласно которому к ставкам в отношении лесных участков, находящихся в федеральной собственности, при эксплуатации линий электропередачи, связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов применяется поправочный коэффициент 0,1. Данное постановление вступило в законную силу с 13.03.2011.
Исходя из вышеизложенного, принимая во внимание, что 31.12.2013 распоряжением Общества N 710 утвержден акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (л.д. 49-50), при этом сам факт эксплуатации линейного сооружения на арендованном лесном участке истцом не оспаривается, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об обоснованности требований истца о взыскании задолженности, применив к размеру взыскиваемой арендной платы коэффициент 0,1.
Довод заявителя жалобы о том, что сторонами не заключалось соглашение об изменении условий договора, по мнению суда апелляционной инстанции, не является обстоятельством, подтверждающим обоснованность позиции истца в рассматриваемом случае.
Как указывалось выше, норма о применении поправочного коэффициента 0,1 к ставкам платы за единицу площади при эксплуатации линейных объектов введена в действие уже после подписания рассматриваемого договора аренды.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в том числе непосредственно применять изменения по ставкам платы (поправочный коэффициент) к правам и обязанностям, возникшим после введения соответствующих норм.
Из буквального толкования нормы примечания 9 таблицы 16 следует, что применение коэффициента связано непосредственно с фактом эксплуатации и не обусловлено моментом представления определенных документов, удостоверяющих данный факт.
Как указывалось выше, непосредственно сам факт эксплуатации линейного объекта Комитетом не оспаривается, что указывает на обоснованность применения поправочного коэффициента при расчете размера арендной платы.
По тем же основаниям отклоняется и довод заявителя о подписании сторонами расчета арендной платы на 2014 год без разногласий как основание для применения указанного в данном расчете размера арендной платы.
Довод апелляционной жалобы о том, что представленный ответчиком акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от 31.12.2013 не может рассматриваться в качестве доказательства ввода объекта в эксплуатацию, отклоняется, как несостоятельный, по следующим основаниям.
Указанный акт приемки законченного строительством объекта (форма КС-14) подготовлен применительно к унифицированной форме, утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве".
Акт содержит указание на то, что предъявленный к приемке объект выполнен в соответствии с проектом, отвечает санитарно-эпидемиологическим, экологическим, пожарным, строительным нормам и государственным стандартам и вводится в эксплуатацию.
Ссылки заявителя жалобы на то, что надлежащим доказательством ввода в эксплуатацию может являться только разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, полученное в порядке статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации отклоняется судом ввиду следующего.
Исходя из положений пунктов 1, 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации отношения по получению разрешения на ввод объекта в эксплуатацию относятся к публичной сфере отношений в области градостроительной деятельности; частные (договорные) отношения по поводу данного объекта непосредственно положениями статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации не затрагиваются.
Указанное соответствует, в том числе, правовой позиции, изложенной в пункте 11 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды".
Как указывает Общество, акт по форме КС-14 представлен им в подтверждение факта начала эксплуатации объекта.
В рамках настоящего дела в предмет его рассмотрения не входит установление обстоятельств соблюдения требований законодательства о градостроительной деятельности, равным образом, вопреки мнению заявителя, не имеет правового значения момент возникновения права собственности на построенный объект как на недвижимое имущество.
Поскольку применение поправочного коэффициента к ставкам связывается с фактом осуществления эксплуатации линейного объекта, то в рамках установления данного обстоятельства позиция заявителя о необходимости представления разрешения на ввод объекта в эксплуатацию как единственного возможного доказательства факта эксплуатации не является обоснованной На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 23.12.2014 по делу N А29-6803/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Комитета лесов Республики Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий
И.Ю.БАРЬЯХТАР
Судьи
Д.Ю.БАРМИН
Т.М.ПОЛЯШОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)