Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.06.2013 ПО ДЕЛУ N А55-28775/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июня 2013 г. по делу N А55-28775/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 05 июня 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Селиверстовой Н.А., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от заявителя - Богославцева В.Н., доверенность от 20.07.2011 г.,
от ответчиков:
Министерства строительства Самарской области - Литвинова И.Г., доверенность от 23.10.2012 г. N 3-49/226,
Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - Железнова О.В., доверенность от 21.11.2012 г. N Д05-01/2907,
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 29 мая 2013 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 06 марта 2013 года по делу N А55-28775/2012 (судья Черномырдина Е.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АВС групп", г. Самара,
к Министерству строительства Самарской области, г. Самара,
Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
третье лицо:
Муниципальное предприятие г. Самары "Архитектурно-планировочное бюро", г. Самара,
о признании незаконным бездействия, решения,
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "АВС групп" (далее - заявитель, ООО "АВС групп", Общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Самарской области к Министерству строительства Самарской области (далее - первый ответчик, Министерство), Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - второй ответчик, Департамент), с учетом изменения предмета требований, принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконным бездействия Департамента в отношении рассмотрения заявления, поданного Министерством в интересах Общества о предоставлении земельного участка по адресу: г. Самара, Советский район, Заводское шоссе, площадью 0,73 га, в аренду под строительство складов, о признании незаконным решения Министерства от 24.08.2012 г. N 3/5678 об отказе в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, Заводское шоссе, площадью 7030 кв. м, об обязании Департамента устранить нарушения путем подготовки и направления в адрес Министерства документов о выборе земельного участка и решения о предварительном согласовании мест размещения объектов, а также проведения работ по формированию земельного участка, взыскании расходов на оплату услуг представителя в сумме 45 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 06.03.2013 г. заявление удовлетворено частично.
Признано незаконным бездействие Департамента в отношении рассмотрения заявления, поданного Министерством в интересах Общества о предоставлении земельного участка по адресу: г. Самара, Советский район, Заводское шоссе, площадью 0,73 га, в аренду под строительство складов.
Признано незаконным решение Министерства от 24.08.2012 г. N 3/5678 об отказе в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, Заводское шоссе площадью 7030 кв. м.
Суд обязал Департамент по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "АВС групп" путем подготовки и направления в адрес Министерства документов о выборе земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, Заводское шоссе, площадью 0,73 га, в аренду под строительство складов в порядке, установленном ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд обязал Министерство по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "АВС групп".
В остальной части в удовлетворении требований отказано.
С Департамента в пользу Общества взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб., расходы на оплату услуг представителя в сумме 20 000 руб.
С Министерства в пользу Общества взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб., расходы на оплату услуг представителя в сумме 20 000 руб.
В остальной части в удовлетворении заявления о взыскании расходов на оплату услуг представителя отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, отказать в удовлетворении требований заявителя.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель второго ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель заявителя возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель первого ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы Департамента.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 10.01.1993 г. на основании постановления от 14.12.1992 г. N 1185 "О предоставлении Советско-Швейцарско-Болгарскому совместному предприятию "AWS" земельного участка в аренду и разрешения строительства складских помещений" между Советско-Швейцарско-Болгарским совместным предприятием "AWS" (арендатор) и Комитетом по земельным ресурсам и землепользованию г. Самары (арендодатель) подписан договор аренды земельного участка, находящегося по адресу: г. Самара, Советский район, в районе Комбината Керамических изделий, площадью 0,73 га, под строительство складских помещений (л.д. 15 - 16, 17, 30).
Обществом получено разрешение на строительство, разработан проект строительства. Общество осуществило строительство двух капитальных строения: лит. А площадью 451,7 кв. м и лит. Б площадью 37,5 кв. м по адресу: г. Самара, Советский район, юго-западнее Самарского комбината керамических материалов.
29.04.2002 г. на основании протокола N 3 Конференции членов Самарской городской общественной организации "Центр по делам молодежных жилых комплексов "Аверс" (единственный учредитель) принято решение о приведении правового статуса Советско-Швейцарско-Болгарского совместного предприятия "AWS" в соответствии с действующим законодательством ООО "АВС групп". Распоряжением администрации Куйбышевского района г. Самары 20.05.2002 г. ООО "АВС групп" зарегистрировано и является правопреемником статуса Советско-Швейцарско-Болгарского совместного предприятия "AWS" (л.д. 12).
09.12.2008 г. заявитель обратился в Министерство с заявлением о выборе земельного участка, предварительном согласовании места размещения объекта и предоставлении земельного участка в аренду (л.д. 76 - 78).
К заявлению приложены: свидетельство о государственной регистрации юридического лица, свидетельство о постановке на учет в качестве налогоплательщика по месту нахождения, копия устава, решения о приведении статуса общества в соответствии с законодательством, выписка из ЕГРЮЛ, выписка из ЕГРП, геодезический план границ земельного участка с приложением координат, копии технических паспортов на строения лит. А и лит. Б по адресу: г. Самара, Советский район, Юго-западнее Самарского комбината керамических материалов.
Обществом в Министерство представлены заключения ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области", сведения из "Ростехинвентаризации" о зданиях, строениях, сооружениях, находящихся на испрашиваемом земельном участке, технические условия о возможности подключения объектов строительства в будущем к инженерным коммуникациям, сведения из государственного кадастра недвижимости.
Считая, что Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области допускается незаконное бездействие по поданному заявлению, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия по предоставлению земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, в районе Заводское шоссе, площадью 7030 кв. м в отношении ООО "АВС групп", об обязании принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка в двухнедельный срок, принять решения о предоставлении земельного участка для строительства в месячный срок.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 19.01.2012 г. по делу N А55-18392/2011 признано незаконным бездействие Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, выразившееся в непринятии решения о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, в районе Заводское шоссе, площадью 7030 кв. м, в отношении ООО "АВС групп".
Суд обязал Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения по существу обращения ООО "АВС групп" от 09.12.2008 г. о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, в районе Заводское шоссе, площадью 7030 кв. м, в аренду под строительство складских помещений с предварительным согласованием места размещения объектов (л.д. 8 - 11).
24.08.2012 г. Министерство письмом N 3/5678 отказало заявителю в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, Заводское шоссе, площадью 7030 кв. м, поскольку уполномоченным органом (Департаментом) не представлены результаты выбора земельного участка (л.д. 73 - 75).
Полагая, что Департаментом допускается незаконное бездействие в отношении рассмотрения заявления, поданного Министерством в интересах Общества о предоставлении земельного участка, а решение Министерства об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя требования заявителя частично, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Порядок предоставления земельных участков для строительства закреплен в ст. ст. 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и Регламенте взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74.
Из положений указанных нормативных правовых актов следует, что заявитель предоставляет в Министерство строительства Самарской области заявление о предоставлении земельного участка, в котором должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Судом первой инстанции установлено, что заявление ООО "АВС групп", поданное в Министерство о предоставлении земельного участка в аренду, соответствует вышеуказанным требованиям.
В соответствии с п. 5 ст. 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В случаях, предусмотренных федеральным законом, допускается утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 6 ст. 31 ЗК РФ определено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 20.04.2011 г. между Обществом и МП г. Самары "Архитектурно-планировочное бюро" заключен договор оказания услуг, согласно которому предприятие обязалось оказать услуги по оформлению документов для рассмотрения возможности выбора земельного участка под строительство складских помещений по адресу г. Самара, Советский район, в районе Заводское шоссе, акт приема сдачи услуг подписан сторонами 20.04.2011 г.
Согласно ответу на претензию МП г. Самары "Архитектурно-планировочное бюро" подготовило ситуационный план, рассмотрело материалы по предварительному согласованию земельного участка, получило согласование и заключение от различных организаций, составило акт о выборе земельного участка под строительство, оформило графический материал для определения границ земельного участка. Пакет документов представлен Департаменту.
Как следует из материалов дела, Министерством письмом 11.12.2008 г. N СП-9/3610-0 направлено в Департамент обращение заявителя для обеспечения выбора земельного участка.
Довод Департамента о непроявлении им незаконного бездействия, поскольку обращение ООО "АВС групп" им было рассмотрено, по нему проводились мероприятия в соответствии с действующим законодательством, а в настоящее время работы по рассмотрению указанного обращения приостановлены в связи с отказом Министерства в инициативном порядке Обществу в предоставлении земельного участка в аренду для строительства складов, обоснованно отклонен судом первой инстанции.
Статьи 30 и 31 ЗК РФ не содержат норм, устанавливающих сроки рассмотрения заявлений по обеспечению выбора земельного участка органом местного самоуправления, в связи с чем в силу п. 1 ст. 6 Гражданского кодекса Российской Федерации по аналогии закона подлежит применению Федерального закона от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации" (далее - Закон о порядке рассмотрения обращений граждан)
В пунктах 1 и 2 ст. 12 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан предусмотрено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Статьей 31 ЗК РФ определена императивная обязанность уполномоченного органа местного самоуправления по обеспечению выбора земельного участка, оформлению акта о выборе земельного участка, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно - защитной зоны, а также обязанность по приложению утвержденных органом местного самоуправления схем расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с возможными вариантами их выбора.
Указанная обязанность Департаментом не исполнена, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Департамент проявил незаконное бездействие, а именно не исполнил установленные законом обязанности в установленный срок при отсутствии объективных причин, препятствующих их выполнению.
В обоснование отказа в предоставлении земельного участка Министерство ссылается на отсутствие акта о выборе земельного участка, распоряжения Департамента об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Однако указанные основания не соответствует положениям статьи 28 ЗК РФ и нарушают права заявителя.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74 утвержден Регламент взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства (далее - Регламент взаимодействия).
Указанным Регламентом взаимодействия распределены полномочия (обязанности) по формированию и распоряжению земельными участками на территории г.о. Самара между органами государственной власти Самарской области и органами местного самоуправления г.о. Самара.
Основанием принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта являются утвержденные органом местного самоуправления акт о выборе и схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории квартала.
Как правильно указал суд первой инстанции, незаконное бездействие Департамента в отношении рассмотрения заявления, поданного Министерством строительства в интересах ООО "АВС групп" о предоставлении земельного участка по адресу: г. Самара, Советский район, Заводское шоссе, площадью 0,73 га, в аренду под строительство складов, повлекло незаконное решение об отказе в предоставлении земельного участка Министерством строительства Самарской области.
Довод Министерства о том, что из содержания решения Арбитражного суда Самарской области от 19.01.2012 г. по делу N А55-18392/2011 следует, что направление Министерством обращения Общества в Департамент не рассматривается в качестве юридически значимых действий по вынесению одного из решений, предусмотренных п. 6 ст. 31 ЗК РФ, также обоснованно отклонен судом первой инстанции.
Министерство, получив обращение Общества о предоставлении земельного участка для целей, связанных со строительством, по результатам рассмотрения данного заявления обязано принять решение с учетом документов, представленных Департаментом в соответствии с требованиями, установленными статьями 30 - 32 ЗК РФ и Регламентом взаимодействия.
Кроме того, с заявлением о разъяснении решения Арбитражного суда Самарской области от 19.01.2012 г. по делу N А55-18392/2011 Министерство не обращалось.
Решение об отказе принято Министерством 24.08.2012 г., то есть по истечении шести месяцев после вступления решения суда в законную силу. При этом судам не представлено доказательств того, что Министерство, являясь уполномоченным органом на принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта и предоставлении земельного участка, направляло в адрес Департамента запросы о необходимости исполнения возложенной на него обязанности по оформлению выбора земельного участка.
Ссылка Министерства о невозможности удовлетворения требований заявителя в связи с принятием постановления Правительства Самарской области от 09.11.2012 г. N 639 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства исключительно на торгах", является несостоятельной, поскольку оспариваемый отказ имел место до принятия и вступления в силу данного нормативного правового акта.
Поскольку решение Министерства от 24.08.2012 г. N 3/5678 об отказе Обществу в предоставлении земельного участка не соответствует требованиям статей 30 - 32 ЗК РФ и нарушает права и законные интересы Общества, суд первой инстанции правомерно, в соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ, признал его незаконным.
Удовлетворяя требования о взыскании расходов на оплату услуг представителя частично, суд первой инстанции исходил из положений статей 106, 110 - 112 АПК РФ, разъяснений, изложенных в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2007 г. N 121 "Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах", обоснованно признал заявленную Обществом сумму по оплате услуг представителя в размере 45 000 руб. чрезмерной и снизил ее до 40 000 руб., взыскав с каждого ответчика в пользу Общества по 20 000 руб.
Доводы, приведенные Департаментом в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 06 марта 2013 года по делу N А55-28775/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.Ю.МАРЧИК
Судьи
Н.А.СЕЛИВЕРСТОВА
С.Т.ХОЛОДНАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)