Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 августа 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Кашиной Т.А.
судей Баркановой Я.В., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: Трушляковой Е.А.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен,
от ответчика (должника): не явился, извещен,
от 3-х лиц: не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14349/2015) Индивидуального предпринимателя Павленко И.В. на решение Арбитражного суда Калининградской области от 22.04.2015 по делу N А21-5743/2014 (судья Лобанова Е.А.), принятое
по заявлению Индивидуального предпринимателя Павленко И.В.
к Агентству по имуществу Калининградской области
3-и лица: Министерство развития инфраструктуры Калининградской области, Правительство Калининградской области, Невско-Ладожское бассейновое водное управление в лице отдела водных ресурсов по К/о, Администрация МО "Переславское сельское поселение", Министерство сельского хозяйства Калининградской области
о признании незаконным решения,
установил:
Индивидуальный предприниматель Павленко Игорь Викторович (ОГРН 312392627500125, далее - ИП Павленко И.В., заявитель, Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным решения Агентства по имуществу Калининградской области (ОГРН 1023900767186, далее - Агентство, заинтересованное лицо) от 08.05.2014 г. (исх. N НМ-2171), обязании Агентства устранить допущенные нарушения и заключить с Предпринимателем Павленко И.В. договор о передаче в аренду земельного участка с кадастровым номером 39:05:061128:14 (с учетом изменения заявленных требований в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Калининградской области, Администрация муниципального образования "Переславское сельское поселение", Невско-Ладожское бассейновое водное управление в лице Отдела водных ресурсов по Калининградской области (далее - Отдел водных ресурсов), Министерство сельского хозяйства Калининградской области, Министерство развития инфраструктуры Калининградской области.
Решением суда от 22.04.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприниматель обратился с апелляционной жалобой на указанное решение, в которой просит его отменить. Как указывает в жалобе Предприниматель, при рассмотрении обращения Павленко И.А. Агентство не обеспечило принятие решения о водопользовании, что противоречит порядку рассмотрения обращений о предоставлении земельных участков сельскохозяйственного назначения, и не применило порядок межведомственного взаимодействия в сфере оформления права водопользования.
Лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу ст. 156 АПК РФ не является процессуальным препятствием для рассмотрения жалобы по существу.
Законность и обоснованность решения проверены апелляционным судом.
Как следует из материалов дела, 09.04.2014 г. Предприниматель Павленко И.В. обратился в Агентство с заявлением о предоставлении ему на праве аренды земельного участка площадью 20,98 га с кадастровым номером 39:05:061128:14 сроком на три года для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства без проведения торгов в соответствии с пунктом 4 статьи 30 ЗК РФ.
Письмом от 08.05.2014 г. исх. N НМ-2171 заявителю было отказано в предоставлении земельного участка в связи с тем, что данный земельный участок не имеет границ, установленных в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также был сформирован без учета наличия на нем водного объекта (пруд).
Обращаясь с настоящим заявлением в суд, Предприниматель указывает на то, что отказ в предоставлении названного земельного участка в аренду нарушает его права и законные интересы.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктами 6, 7 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) определено, что оборот земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельных участков, предоставленных из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Кодексом и регулируется Федеральным законом от 24.07.2001 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ). Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 1 Закона N 101-ФЗ оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков.
Пунктом 1 статьи 9 Закона N 101-ФЗ установлено, что в аренду могут быть переданы прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельные участки, находящиеся в долевой собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона N 101-ФЗ передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
Из изложенного выше следует, что в случае наличия одной заявки, единственный претендент в силу пункта 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно пункту 5 исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 39:05:061128:14 площадью 209800 кв. м, расположенный по адресу: Калининградская область, Зеленоградский район, район п. Логвино, поставлен на государственный кадастровый учет 11.02.2004 г., имеет разрешенное использование для сельскохозяйственного производства, является собственностью субъекта Российской Федерации - Калининградской области, при этом границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Из отзыва Отдела водных ресурсов следует, что находящийся на земельном участке пруд расположен на водотоке, не является замкнутым водоемом, имеет гидравлическую связь с другими водными объектами, в силу чего относится к федеральной собственности, однако сведения по водным объектам, расположенным на указанном земельном участке, отсутствуют в государственном водном реестре.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований предоставляются в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 названной статьи, для строительства причалов.
В силу частей 1, 6 статьи 23 Водного кодекса Российской Федерации физическое лицо, юридическое лицо, заинтересованные в получении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в пользование, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 названного Кодекса, с заявлением о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование с обоснованием цели, вида и срока водопользования.
Как обоснованно указал в решении суд, поскольку в установленном порядке водный объект, находящийся на земельном участке с кадастровым номером 39:05:061128:14, Предпринимателю не предоставлялся, при этом возможность отчуждения земельного участка под водным объектом отдельно от самого водного объекта действующим законодательством не предусмотрена, отказ Агентства является правомерным.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Оценив указанные выше обстоятельства, апелляционный суд полагает, что нарушение законных прав и интересов заявителя отсутствует, отказ Агентства соответствует закону, что является основанием для отказа в удовлетворении заявления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 22.04.2015 по делу N А21-5743/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Т.А.КАШИНА
Судьи
Я.В.БАРКАНОВА
Н.С.ПОЛУБЕХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.08.2015 N 13АП-14349/2015 ПО ДЕЛУ N А21-5743/2014
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 августа 2015 г. по делу N А21-5743/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 августа 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Кашиной Т.А.
судей Баркановой Я.В., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: Трушляковой Е.А.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен,
от ответчика (должника): не явился, извещен,
от 3-х лиц: не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14349/2015) Индивидуального предпринимателя Павленко И.В. на решение Арбитражного суда Калининградской области от 22.04.2015 по делу N А21-5743/2014 (судья Лобанова Е.А.), принятое
по заявлению Индивидуального предпринимателя Павленко И.В.
к Агентству по имуществу Калининградской области
3-и лица: Министерство развития инфраструктуры Калининградской области, Правительство Калининградской области, Невско-Ладожское бассейновое водное управление в лице отдела водных ресурсов по К/о, Администрация МО "Переславское сельское поселение", Министерство сельского хозяйства Калининградской области
о признании незаконным решения,
установил:
Индивидуальный предприниматель Павленко Игорь Викторович (ОГРН 312392627500125, далее - ИП Павленко И.В., заявитель, Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным решения Агентства по имуществу Калининградской области (ОГРН 1023900767186, далее - Агентство, заинтересованное лицо) от 08.05.2014 г. (исх. N НМ-2171), обязании Агентства устранить допущенные нарушения и заключить с Предпринимателем Павленко И.В. договор о передаче в аренду земельного участка с кадастровым номером 39:05:061128:14 (с учетом изменения заявленных требований в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Калининградской области, Администрация муниципального образования "Переславское сельское поселение", Невско-Ладожское бассейновое водное управление в лице Отдела водных ресурсов по Калининградской области (далее - Отдел водных ресурсов), Министерство сельского хозяйства Калининградской области, Министерство развития инфраструктуры Калининградской области.
Решением суда от 22.04.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприниматель обратился с апелляционной жалобой на указанное решение, в которой просит его отменить. Как указывает в жалобе Предприниматель, при рассмотрении обращения Павленко И.А. Агентство не обеспечило принятие решения о водопользовании, что противоречит порядку рассмотрения обращений о предоставлении земельных участков сельскохозяйственного назначения, и не применило порядок межведомственного взаимодействия в сфере оформления права водопользования.
Лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу ст. 156 АПК РФ не является процессуальным препятствием для рассмотрения жалобы по существу.
Законность и обоснованность решения проверены апелляционным судом.
Как следует из материалов дела, 09.04.2014 г. Предприниматель Павленко И.В. обратился в Агентство с заявлением о предоставлении ему на праве аренды земельного участка площадью 20,98 га с кадастровым номером 39:05:061128:14 сроком на три года для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства без проведения торгов в соответствии с пунктом 4 статьи 30 ЗК РФ.
Письмом от 08.05.2014 г. исх. N НМ-2171 заявителю было отказано в предоставлении земельного участка в связи с тем, что данный земельный участок не имеет границ, установленных в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также был сформирован без учета наличия на нем водного объекта (пруд).
Обращаясь с настоящим заявлением в суд, Предприниматель указывает на то, что отказ в предоставлении названного земельного участка в аренду нарушает его права и законные интересы.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктами 6, 7 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) определено, что оборот земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельных участков, предоставленных из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Кодексом и регулируется Федеральным законом от 24.07.2001 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ). Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 1 Закона N 101-ФЗ оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков.
Пунктом 1 статьи 9 Закона N 101-ФЗ установлено, что в аренду могут быть переданы прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельные участки, находящиеся в долевой собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона N 101-ФЗ передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
Из изложенного выше следует, что в случае наличия одной заявки, единственный претендент в силу пункта 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно пункту 5 исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 39:05:061128:14 площадью 209800 кв. м, расположенный по адресу: Калининградская область, Зеленоградский район, район п. Логвино, поставлен на государственный кадастровый учет 11.02.2004 г., имеет разрешенное использование для сельскохозяйственного производства, является собственностью субъекта Российской Федерации - Калининградской области, при этом границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Из отзыва Отдела водных ресурсов следует, что находящийся на земельном участке пруд расположен на водотоке, не является замкнутым водоемом, имеет гидравлическую связь с другими водными объектами, в силу чего относится к федеральной собственности, однако сведения по водным объектам, расположенным на указанном земельном участке, отсутствуют в государственном водном реестре.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований предоставляются в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 названной статьи, для строительства причалов.
В силу частей 1, 6 статьи 23 Водного кодекса Российской Федерации физическое лицо, юридическое лицо, заинтересованные в получении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в пользование, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 названного Кодекса, с заявлением о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование с обоснованием цели, вида и срока водопользования.
Как обоснованно указал в решении суд, поскольку в установленном порядке водный объект, находящийся на земельном участке с кадастровым номером 39:05:061128:14, Предпринимателю не предоставлялся, при этом возможность отчуждения земельного участка под водным объектом отдельно от самого водного объекта действующим законодательством не предусмотрена, отказ Агентства является правомерным.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Оценив указанные выше обстоятельства, апелляционный суд полагает, что нарушение законных прав и интересов заявителя отсутствует, отказ Агентства соответствует закону, что является основанием для отказа в удовлетворении заявления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 22.04.2015 по делу N А21-5743/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Т.А.КАШИНА
Судьи
Я.В.БАРКАНОВА
Н.С.ПОЛУБЕХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)