Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.12.2014 N 11АП-17732/2014 ПО ДЕЛУ N А55-14352/2014

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 декабря 2014 г. по делу N А55-14352/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2014 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 17 декабря 2014 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Кувшинова В.Е., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
- от Департамента управления имуществом городского округа Самара - Воронина Е.А., доверенность от 27.12.2013 г. N 3773;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - извещен, не явился;
- от ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области - извещен, не явился;
- от Министерства имущественных отношений Самарской области - извещен, не явился;
- от Министерства строительства Самарской области - извещен, не явился;
- от Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области - извещен, не явился;
- рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 09 октября 2014 года по делу N А55-14352/2014 (судья Агеенко С.В.),
по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заинтересованного лица:
- ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, г. Самара,
- Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
- Министерства строительства Самарской области, г. Самара,
- Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным отказа,

установил:

Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, в котором просил:
- - признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 28.03.2014 г. N 01/555/2014-417 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, занимаемый объектом дорожного хозяйства - улица Комсомольская, с кадастровым номером 63:01:0000000:23944, площадью 23721 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, ул. Комсомольская;
- - обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, занимаемый объектом дорожного хозяйства - улица Комсомольская, с кадастровым номером 63:01:0000000:23944, площадью 23721 кв. м, расположенный по адресу: самарская область, г. Самара, Самарский район, ул. Комсомольская.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 09 октября 2014 года заявленные требования удовлетворены
Не согласившись с выводами суда, Министерство имущественных отношений Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что арбитражным судом первой инстанции не учтено, что согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, -защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Податель жалобы ссылается на то, что доказательств формирования земельного участка с кадастровым номером 63:01:0000000:23944, площадью 23721 кв. м в соответствии с документацией по планировке территории, а также с учетом норм отвода земель для размещения автомобильных дорог Департаментом в материалы дела не было представлено.
По мнению подателя жалобы, учитывая, что в целях разграничения государственной собственности на землю правовое значение имеет наличие на соответствующем земельном участке здания, строения, сооружения, статья 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ, закрепляющая исчерпывающий перечень объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности соответствующему публичному образованию, не позволяет осуществить признание права собственности на земельный участок, на котором располагается улица.
В судебное заседание представитель Министерства имущественных отношений Самарской области не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие представителя Министерства имущественных отношений Самарской области.
Представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара считает решение суда законным и обоснованным, по доводам, изложенным в отзыве.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Департамента управления имуществом городского округа Самара, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, муниципальному образованию городской округ Самара принадлежит на праве собственности объект дорожного хозяйства - улица Комсомольская, с кадастровым номером 63:01:0000000:24084, протяженностью 964 м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, ул. Комсомольская, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 63-АЛ N 312736 (л.д. 22).
Статус ул. Комсомольская, протяженностью 964 м, расположенной по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, ул. Комсомольская, в качестве сооружения (объекта дорожного хозяйства) подтверждается кадастровым паспортом (л.д. 23-24).
Под указанным сооружением в установленном законом порядке сформирован земельный участок площадью 23721 кв. м с видом разрешенного использования - объект дорожного хозяйства - Комсомольская, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка (л.д. 16-21).
13.02.2014 года заявитель обратился к заинтересованному лицу с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, занимаемый объектом дорожного хозяйства - улица Комсомольская, с кадастровым номером 63:01:0000000:23944, площадью 23721 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, ул. Комсомольская (л.д. 31-32).
Сообщением от 28.03.2014 года N 01/555/2014-417 Департаменту управления имуществом городского округа Самара отказано в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, занимаемый объектом дорожного хозяйства - улица Комсомольская, с кадастровым номером 63:01:0000000:23944, площадью 23721 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, ул. Комсомольская (л.д. 11-15).
При принятии решения об удовлетворении заявленных Департаментом требований о признании указанного отказа в государственной регистрации незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
По мнению заинтересованного лица, заявителем не представлено на государственную регистрацию документов, позволяющих однозначно установить факт нахождения объекта недвижимого имущества - сооружения ул. Комсомольская, право собственности на которое зарегистрировано за Муниципальным образованием городской округ Самара, на земельном участке с кадастровым номером N 63:01:0000000:23944. Данный довод суд считает необоснованным.
Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц (пункт 12 статьи 6 Закона N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и автомобильной деятельности").
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Право собственности Муниципального образования городской округ Самара на сооружение - объект дорожного хозяйства ул. Комсомольская зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
В силу пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружения, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона N 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход прав на недвижимое имущество должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона N 122-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем.
Согласно статье 30.1 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.
В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404 утвержден перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю.
Указанным Перечнем предусмотрено представление на государственную регистрацию правоустанавливающих документов на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке, - в случае если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Право собственности Муниципального образования городской округ Самара на сооружение - объект дорожного хозяйства - улица Комсомольская зарегистрировано в установленном законом порядке.
Кроме того, согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 63:01:0000000:23944, площадью 23 721 кв. м от 03.06.2013 года вид разрешенного использования земельного участка определен под объект дорожного хозяйства - ул. Комсомольская.
Факт нахождения на спорном земельном участке указанного объекта подтверждается также сравнительным анализом сведений содержащихся в кадастровом паспорте сооружения и межевом плане земельного участка.
С учетом указанных обстоятельств судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что довод заинтересованного лица о не предоставлении на государственную регистрацию документов, позволяющих однозначно установить факт нахождения объекта недвижимого имущества - сооружения ул. Комсомольская, право собственности на которое зарегистрировано за Муниципальным образованием городской округ Самара, на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0000000:23944, является необоснованным.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что заявителем на государственную регистрацию представлены документы, по форме и содержанию соответствующие требованиям Закона для регистрации и достаточные для проведения регистрации права собственности муниципального образования на спорный земельный участок.
Поэтому судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что заявленные Департаментом требования подлежат удовлетворению.
Данный вывод соответствует позиции Арбитражного суда Поволжского округа по делу N А55-28460/2013.
Доводы подателя жалобы отклоняются апелляционным судом в связи со следующим.
Довод Министерства, о том, что судом первой инстанции не учтен пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ, а именно Департаментом не предоставлены доказательства формирования земельного участка с учетом норм отвода земель для размещения автомобильных дорог (Постановление Правительства РФ от 02.09.2009 N 717) является ошибочным, ввиду следующего.
Испрашиваемый земельный участок не является вновь образуемым, планировка данной территории и формирование земельного участка в городе Самара, были произведены задолго до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 02.09.2009 N 717, вследствие чего установленные им нормы отвода земель не могут быть применены в данном случае.
Кроме того, требования, установленные в данном Постановлении, распространяют свое действие только на те земельные участки, которые формируются для ведения строительства автомобильных дорог.
В рассматриваемом случае объект дорожного хозяйства - улица Комсомольская, введен в эксплуатацию в 1961 году, что подтверждается кадастровым паспортом сооружения от 16.07.2013.
В соответствии с пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса РФ работами по формированию земельного участка являются: выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка.
Следовательно, земельный участок, занимаемый объектом дорожного хозяйства - улица Комсомольская, является сформированным, что подтверждается постановкой его на государственный кадастровый учет и присвоением ему кадастрового номера.
Министерство в жалобе указывает, что в целях разграничения государственной собственности на землю правовое значение имеет наличие на соответствующем земельном участке здания, строения сооружения, принадлежащих на праве собственности соответствующему публичному образованию, и что не позволяет осуществить признание права собственности на земельный участок, на котором располагается улица, в качестве самостоятельного объекта права.
Однако Муниципальному образованию городскому округу Самара принадлежит на праве собственности объект дорожного хозяйства - улица Комсомольская, назначение: нежилое, с кадастровым номером: 63:01:0000000:24084, протяженностью 964 м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, ул. Комсомольская, а не самостоятельный объект права - улица Комсомольская, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права муниципальной собственности серия 63-АЛ N 312736 от 17.18.2013.
Из содержания кадастрового паспорта земельного участка от 03.06.2013 N 63-00-102/13-254283 также следует, что земельный участок образован для размещения объекта дорожного хозяйства, а не - улицы Комсомольская.
В силу пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137 -ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружения находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
Положениями статей 16, 54 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 6, 13, 15, 27 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ определены: вопросы местного значения, к которым относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них; полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности; общие требования к использованию автомобильных дорог, согласно которым право использования автомобильных дорог общего пользования имеют физические и юридические лица.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления, и к их полномочиям относится утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 09 октября 2014 года по делу N А55-14352/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА

Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
В.В.КУЗНЕЦОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)