Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ СМОЛЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 10.04.2013 N 3-20/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 апреля 2013 г. по делу N 3-20/2013


Смоленский областной суд в составе:
судьи Смоленского областного суда Штейнле А.Л.,
при секретаре М.Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Смоленской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими части 4 статьи 1, статьи 2 закона Смоленской области от 28.09.2012 N 66-з "О предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства на территории Смоленской области",
установил:

Смоленской областной Думой 27 сентября 2012 года принят закон Смоленской области N 66-з "О предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан на территории Смоленской области", подписанный Губернатором области 28 сентября 2012 года и официально опубликованный в "Вестнике Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области" 29 сентября 2012 года.
Прокурор Смоленской области обратился в суд с заявлением о признании недействующими с момента вступления решения суда в силу части 4 статьи 1 закона Смоленской области от 28.09.2012 N 66-з в части, исключающей предоставление земельных участков отдельным категориям граждан в аренду с последующим предоставлением их в собственность бесплатно на территории административного центра Смоленской области - города-героя Смоленска, и статьи 2 данного закона, устанавливающей порядок предоставления отдельным категориям граждан в собственность бесплатно земельных участков.
По мнению прокурора Смоленской области, нормативные положения части 4 статьи 1 указанного закона противоречат статье 1 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", ограничивают право на свободный выбор места жительства и места пребывания. Ссылается на превышение Смоленской областной Думой нормотворческой компетенции в части установления в статье 2 областного закона порядка предоставления земельных участков отдельным категориям граждан на территории Смоленской области.
В судебном заседании представитель прокурора Смоленской области Н.И.С. поддержала заявленные требования.
Представитель Смоленской областной Думы Г.В.В. просила суд в удовлетворении заявленных требований отказать, указав, что оспариваемые положения областного закона основаны на нормах действующего федерального законодательства и вопросы выбора гражданами места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации не являются предметом правового регулирования областного закона, поэтому оспариваемые положения закона не могут ограничивать право граждан на свободу передвижения и выбор места жительства.
Представитель Губернатора Смоленской области Г.Е.А. указала на отсутствие правовых оснований для удовлетворения заявления прокурора Смоленской области.
Выслушав объяснения представителя прокурора Смоленской области, представителей Смоленской областной Думы и Губернатора Смоленской области, проверив материалы дела, Смоленский областной суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В части 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.
В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 72 (пункты "в" и "к" части 1) Конституции Российской Федерации, а также пункта 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации определение оснований, круга лиц и условий для бесплатного предоставления земли относится к компетенции федерального законодателя и законодателя субъекта Российской Федерации, которые располагают достаточно широкой свободой усмотрения при разрешении указанного вопроса.
Оспариваемые положения части 4 статьи 1 закона Смоленской области от 28.09.2012 N 66-з "О предоставлении земельных участков отдельным категориям гражданам на территории Смоленской области", исключающие возможность предоставления отдельным категориям граждан земельных участков в аренду с последующим предоставлением их в собственность бесплатно в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске, определяют случаи, при которых приобретение в льготном порядке прав на земельные участки на территории Смоленской области не допускается.
Таким образом, установив подобное ограничение, представительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации воспользовался предоставленным ему пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации правом установления соответствующего исключения из перечня возможных случаев бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков путем установления запрета на реализацию упомянутого права в отношении земельных участков определенного муниципального образования.
Статьей 1 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" предусмотрено, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.
Закон Смоленской области не ставит возможность бесплатного предоставления гражданам земельного участка в зависимость от места их постоянного жительства на территории Смоленской области (гражданин, проживающий на территории одного муниципального образования вправе приобрести земельный участок на территории другого муниципального образования).
Исходя из того, что оспариваемые положения части 2 статьи 1 закона ограничивают право определенной категории граждан на приобретение земельных участков в собственность только в льготном порядке (бесплатно), но не устанавливают законодательный запрет на приобретение гражданами права собственности на земельные участки в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске в ином порядке (за плату), оспариваемые положения, вопреки утверждению прокурора, при реализации права отдельных категорий граждан на получение земельных участков в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства конституционное право на свободу передвижения, выбор места жительства и пребывания в пределах Смоленской области не нарушают.
Статьей 2 закона Смоленской области от 28.09.2012 N 66-з "О предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства на территории Смоленской области" определен порядок предоставления земельных участков в собственность граждан бесплатно в случаях, указанных в части 1 статьи 1 данного закона.
Утверждение прокурора о том, что Смоленской областной Думе федеральным законодательством не предоставлено право устанавливать порядок предоставления земельных участков отдельным категориям граждан на территории Российской Федерации, не основано на правильном понимании и толковании закона.
Поскольку в Земельном кодексе Российской Федерации или в иных нормативных правовых актах, принятых на федеральном уровне, отсутствует правовое регулирование порядка предоставления земельных участков в собственность граждан бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства (с возведением жилого дома), а также для индивидуального жилищного строительства, принимая во внимание, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленное пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса РФ право субъекта Российской Федерации определять случаи предоставления земельного участка предполагает право субъекта Российской Федерации урегулировать и порядок бесплатного предоставления земельного участка, основанный на общих принципах земельного законодательства и не противоречащий Земельному кодексу Российской Федерации, что служит достижением цели обеспечения прав граждан при реализации нормативного правового акта.
При таком положении, суд приходит к выводу о правомерности действий Смоленской областной Думы по принятию закона N 66-з, поскольку оспариваемые положения закона Смоленской области приняты законодательным органом субъекта Российской Федерации в пределах предоставленных ему федеральным законодательством полномочий; нормативный правовой акт официально опубликован в "Вестнике Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области" 29 сентября 2012 года.
С учетом изложенного, доводы прокурора о противоречии оспариваемых положений закона Смоленской области законодательству Российской Федерации, в частности статье 1 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и абзацу 1 части 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, являются необоснованными, и в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении требования надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194 - 199 и статьей 253 ГПК РФ, Смоленский областной суд
решил:

в удовлетворении заявления прокурора Смоленской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими положений части 4 статьи 1, исключающей предоставление земельных участков отдельным категориям гражданам, в аренду с последующим предоставлением в собственность бесплатно на территории административного центра Смоленской области - города-героя Смоленска, и статьи 2 закона Смоленской области от 28.09.2012 N 66-з "О предоставлении земельных участков отдельным гражданам на территории Смоленской области", отказать.
В течение месяца со дня принятия в окончательной форме настоящее решение может быть обжаловано, а прокурором подано представление в Верховный Суд Российской Федерации через Смоленский областной суд.
Решение принято в окончательной форме 12 апреля 2013 года.
Судья
А.Л.ШТЕЙНЛЕ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)