Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.02.2014 ПО ДЕЛУ N А69-1815/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 февраля 2014 г. по делу N А69-1815/2013


Резолютивная часть постановления объявлена "20" февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "21" февраля 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Радзиховской В.В.,
судей: Бабенко А.Н., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Грищенко Ю.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы, государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от 03 октября 2013 года по делу N А69-1815/2013, принятое судьей Данзырын М.Д.,

установил:

Индивидуальный предприниматель Игитханян Араик Хачатурович обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва, об установлении кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Ровенская, 1 "а", общей площадью 8 433 кв. м, с назначением: под производственную территорию объекта незавершенного строительства производственной базы, равной рыночной стоимости.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата".
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 03 октября 2013 года исковые требования удовлетворены, судом установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 17:18:0105004:141, расположенного по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Ровенская, 1 "а", общей площадью 8 433 кв. м, равную его рыночной стоимости в размере 4247000 рублей.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой. Заявитель жалобы полагает, что иск рассмотрен в отсутствие надлежащих лиц (Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Министерства земельных и имущественных отношений по республике Тыва); дата на которую сделана рыночная оценка стоимость земельного участка не соответствует дате, на которую нужно было сделать оценку земельного участка; представленный отчет не содержит положительного заключения СРО, членом которого является оценщик, поскольку статья 24.16 Федерального закона об оценочной деятельности предусматривает обязательность экспертизы об определении кадастровой стоимости, в том числе в случае если в таком отчете представлены результаты определения рыночной стоимости, определенной индивидуально.
Определением суда апелляционной инстанции от 11.12.2013 апелляционная жалоба принята к производству, ее рассмотрение назначено на 23 января 2014 года.
Определением суда апелляционной инстанции от 23.01.2014 рассмотрение жалобы отложено на 20.02.2014 для предоставления Постановления Правительства Республики Тыва от 29.12.2012 N 736, на которое ссылка имеется в обжалуемом судебном акте
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копии определения об отложении рассмотрения апелляционной жалобы, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на портале сайта Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации www.kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направили. Дело рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле, на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктами 31, 37 Регламента арбитражных судов Российской Федерации, в связи с очередным отпуском судьи Магда О.В. произведена ее замена в судебном составе по настоящему делу на судью Юдина Д.В.
Апелляционным судом в соответствии с абзацем 2 части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворено ходатайство ответчика о приобщении к материалам дела дополнительных документов, а именно: постановление Правительства Республики Тыва от 29.12.2012 N 736 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Тыва", на которое имеется ссылка в обжалуемом судебном акте и которое отсутствует в материалах дела.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Игитханян Араик Хачатурович (ИНН 170102651714) зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в налоговом органе 03.03.2009 за ОГРН 309171906200040, что подтверждается свидетельством серии 17 N 000414887.
Игитханян А.Х. является собственником земельного участка с кадастровым номером 17:18:0105004:0141, площадью 8433 кв. м, находящегося по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Ровенская, д. 1 "а", о чем свидетельствует о государственной регистрации права на земельного участка от 23.07.2008 г. N 17-АВ 007801.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 17:18:0105004:0141, площадью 8433 кв. м, находящегося по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Ровенская, д. 1 "а" по состоянию на 2007 год составила 3204540 рублей.
С 01.01.2013 изменилась кадастровая стоимость земель населенных пунктов Республики Тыва. Кадастровая оценка используется для налогообложения земельных участков.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Тыва утверждены Постановлением Правительства Республики Тыва от 29.12.2012 N 736 и опубликованы в газете "Тувинская правда" от 12.01.2013.
С учетом указанного постановления кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 17:18:0105004:0141, площадью 8433 кв. м, находящегося по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Ровенская, д. 1 "а" по состоянию на 12.01.2013 д составила 10008368 рублей 73 копейки.
Согласно отчету об оценке от 25.07.2013, выполненный независимым оценщиком Серен Б.А. по заказу предпринимателя, рыночная стоимость оцениваемого земельного участка: общей площадью 8 433 кв. м, кадастровым N 17:18:0105004:0141, расположенного по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Ровенская, д. 1 "а" составила 4247000 рублей.
Истец, полагая, что кадастровая стоимость земельных участков должна быть установлена равной их рыночной стоимости, поскольку неоправданно завышена и негативно для собственника влияет на размеры обязательных платежей, обратился в арбитражный с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на момент утверждения правительством Республики Тыва результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Тыва, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель определяется Правительством Российской Федерации. Согласно постановлению Правительства Республики Тыва от 29.12.2012 N 736 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Тыва" утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов, состоящих на кадастровом учете, по состоянию на 01.01.2013.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, указанная норма Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования исходил из того, что представленный отчет об оценке N 3-26-13-020 от 08.06.2013 соответствует требованиям Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20.07.2007 N 254, не имеет противоречий и не вызывает сомнения в объективности и квалификации независимого оценщика при отсутствии представленных ответчиком доказательств недостоверности определенной по результатам судебной экспертизы рыночной стоимости земельного участка N 17:18:0105004:0141.
Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
В силу положений статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, истец, как собственник земельного участка и плательщик налога на имущество, для определения размера которого используется кадастровая стоимость земельного участка, вправе обращаться с требованием об установлении кадастровой стоимости земельного участка, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" содержит главу III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающую специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения. Данная глава была принята Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно абзаца первого статьи 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости находящихся в государственной или муниципальной собственности объектов недвижимости, могут быть оспорены физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в арбитражном суде. При этом согласно абзацу второму названной нормы права, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости. При этом Президиум исходил из того, что хотя установленная этим Законом административная процедура пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости и определения кадастровой стоимости в размере рыночной на спорные отношения не распространяется, кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером).
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Именно поэтому статьей 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку. Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11.
Из материалов дела следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N 17:18:0105004:0141 в размере 10008368 рублей 73 копейки, утверждена постановлением Правительства Республики Тыва от 29.12.2012 N 736 по состоянию на 01.01.2013, то есть после введения в действие главы III.1 "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Следовательно, к установлению кадастровой стоимости земельного участка подлежали применению положения статьи 24.19, содержащейся в названной главе Закона.
Учитывая, что рыночная стоимость земельного участка в сумме 4247000 рублей согласно отчету оценщика от 25.07.2013 установлена на 25.07.2013 (л.д. 46, 61), а не на дату установления кадастровой стоимости земельного участка, суд апелляционной инстанции полагает, что не может быть принята в качестве достоверного доказательства, подтверждающего рыночную стоимость земельного участка.
Иных надлежащих доказательств, подтверждающих рыночную стоимость земельного участка, по состоянию на дату установления кадастровой стоимости - на 01.01.2013 в материалы дела истцом не представлено, поэтому у суда не оснований для удовлетворения исковых требований.
Ссылка ответчика на то, что кадастровая стоимость земельного участка установлена на 30.05.2012, документально не подтверждена.
Исходя из изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права.
Согласно пункту 2 абзаца 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение иска (4000 рублей) и апелляционной жалобы (2000 рублей) возлагаются на истца. Учитывая, что истцом, государственная пошлина уплачена в размере 10000 рублей (чек-ордер от 11.07.2013), возврату подлежит излишне уплаченная сумма в размере 4000 рублей.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Тыва от 03 октября 2013 года по делу N А69-1815/2013 отменить. Принять новый судебный акт.
В удовлетворении иска отказать.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Игитханяну Араику Хачатуровичу 4000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по чеку-ордеру от 11.07.2013.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий
В.В.РАДЗИХОВСКАЯ

Судьи
А.Н.БАБЕНКО
Д.В.ЮДИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)