Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.08.2014 N 08АП-6888/2014 ПО ДЕЛУ N А70-13013/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 августа 2014 г. N 08АП-6888/2014

Дело N А70-13013/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 августа 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричек Ю.Н.,
судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Самовичем А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6888/2014) индивидуального предпринимателя Крицкого Александра Владимировича на решение Арбитражного суда Тюменской области от 11.06.2014 по делу N А70-13013/2013 (судья Минеев О.А.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Крицкого Александра Владимировича к Департаменту земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени о признании незаконными действий и обязании совершить действия,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрации города Тюмени, Управы Центрального административного округа администрации города Тюмени,
судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,

установил:

Индивидуальный предприниматель Крицкий Александр Владимирович (далее - заявитель, ИП Крицкий А.В.) 02.12.2013 обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Департаменту земельных ресурсов Администрации г. Тюмени (в настоящее время Департамент земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени), (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218004:61, изложенного в письме Департамента земельных ресурсов Администрации г. Тюмени от 07.11.2013 N 14-39-704. Определением от 09.12.2013 заявление принято к производству, делу присвоен N А70-13013/2013.
28.01.2014 ИП Крицкий А.В. обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании приказа Департамента земельных ресурсов Администрации г. Тюмени от 09.09.2013 N 401. Определением от 03.02.2014 заявление принято к производству, делу присвоен N А70-676/2014.
Определением от 10.02.2014 дела N А70-13013/2013 и N А70-676/2014 объединены в одно производство с присвоением объединенному делу N А70-13013/2013, в котором рассматривались уточненные в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования ИП Крицкого А.В. о признании незаконными действий Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени, выраженных в форме письма от 07.11.2013 N 14-39-704 "О невозможности предоставления земельного участка", подписанного "и.о.директора О.В.Паршукова" от имени Администрации города Тюмени, содержащего волеизъявление Администрации города Тюмени об отказе в предоставлении в собственность Крицкому А.В. земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218004:61 для целей, не связанных со строительством, - организации платной автостоянки; об обязании Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени в порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя - принять решение о предоставлении Крицкому А.В. земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218004:61, с адресным описанием: в г. Тюмень, ул. Максима Горького, 61, для целей, не связанных со строительством, - организации автостоянки для организованной стоянки транспортных средств на платной основе; в недельный срок с момента вынесения Арбитражным судом Тюменской области судебного акта по результатам рассмотрения дела N А70-13013/2013 вручить лично Крицкому А.В. заверенную копию такого решения с приложением подписанного уполномоченным лицом договора купли-продажи земельного участка в трех экземплярах с предложением о его заключении.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация города Тюмени, Управа Центрального административного округа администрации города Тюмени.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 11.06.2014 по делу N А70-13013/2013 в удовлетворении заявленных предпринимателем требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ИП Крицкий А.В. обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы предприниматель указал на несоответствие причины оспариваемого отказа статьям 2, 9, 18, 19, 34, 36, 55 Конституции Российской Федерации, статьям 15, 28 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
ИП Крицкий А.В., Департамент, Администрация города Тюмени, Управа Центрального административного округа администрации города Тюмени, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об его отложении не заявили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.
ИП Крицкий Александр Владимирович 31.10.2013 обратился в Департамент земельных ресурсов Администрации города Тюмени с заявлением о предоставлении в собственность в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218004:61, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Максима Горького, 61, для целей, не связанных с капитальным строительством (организация автостоянки для организации стоянки транспортных средств на платной основе).
По результатам рассмотрения данного заявления Департамент земельных ресурсов Администрации г. Тюмени направил ИП Крицкому А.В. письмо от 07.11.2013 N 14-39-704 "О невозможности предоставления земельных участков", в котором сообщил, что на основании приказа Департамента от 09.09.2013 N 401 испрашиваемый земельный участок предоставлен Управе Центрального административного округа администрации города Тюмени в безвозмездное срочное пользование сроком на 11 месяцев для благоустройства территории, что является основанием для отказа в предоставлении земельных участков Крицкому А.В.
Полагая, что отказ в предоставлении в собственность земельного участка, изложенный в письме от 07.11.2013 N 14-39-704, и приказ Департамента от 09.09.2013 N 401 являются незаконными, ИП Крицкий А.В. обратился в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
01.06.2014 Арбитражный суд Тюменской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительным ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Исходя из части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом лицо, обратившееся в арбитражный суд, на основании части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязано доказать факт нарушения его прав и законных интересов оспариваемыми актами, действиями (бездействием).
Таким образом, применительно к рассматриваемому спору требования ИП Крицкого А.В. подлежат удовлетворению в случае, если будет установлено несоответствие изложенного в письме от 07.11.2013 N 14-39-704 решения об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218004:61, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Максима Горького, 61, для целей, не связанных с капитальным строительством (организация автостоянки для организации стоянки транспортных средств на платной основе), а также приказа Департамента земельных ресурсов Администрации города Тюмени от 09.09.2013 N 401 о предоставлении спорного земельного участка Управе Центрального административного округа администрации города Тюмени в безвозмездное срочное пользование сроком на 11 месяцев для благоустройства территории, закону или иному нормативному правовому акту, и оспариваемые отказ и приказ повлекли нарушение прав и законных интересов предпринимателя.
Условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, регламентируются Земельным кодексом Российской Федерации.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. При этом указанная норма не предусматривает порядка действия уполномоченного органа в случае установления оснований для отказа в предоставлении земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Согласно статье 14 Закона Тюменской области от 05.10.2001 N 411 "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (включая выбор земельного участка и утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории), в муниципальном образовании городской округ город Тюмень, являющемся административным центром Тюменской области, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области на основании решения совместной комиссии, образованной при данном органе.
Полномочия Департамента как органа муниципальной власти по принятию решений о продаже спорного земельного участка предусмотрены статьями 11, 29 Земельного кодекса Российской Федерации и участвующими в деле лицами не оспариваются.
Постановлением Правительства Тюменской области от 02.07.2007 N 144-п утверждено Положение о порядке принятия решения о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Тюменской области, а также расположенных на территории муниципального образования городской округ город Тюмень земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (далее - Положение N 144-п).
Пунктом 1.2 названного акта предусмотрено, что принятие решений о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также совершение иных предусмотренных настоящим Положением действий, связанных с распоряжением указанными земельными участками, осуществляется Департаментом на основании соответствующих решений совместной комиссии по выработке решений о предоставлении и передаче земельных участков юридическим лицам и гражданам (далее - Совместная комиссия).
В соответствии с пунктом 9.12 Положения N 144-п в случае отсутствия у заявителя права на предоставление земельного участка Департамент в течение тридцати календарных дней со дня поступления заявления направляет заявителю письменный отказ в предоставлении земельного участка, содержащий причины такого отказа.
Как усматривается из материалов дела, основанием для отказа предпринимателю в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218004:61 послужило предоставление данного земельного участка в безвозмездное срочное пользование сроком на 11 месяцев Управе Центрального административного округа администрации города Тюмени.
Таким образом, испрашиваемый предпринимателем земельный участок на момент его обращения к Департаменту уже был передан в безвозмездное срочное пользование третьему лицу на основании приказа от 09.09.2013 N 401, в связи с чем не мог быть предоставлен предпринимателю.
Оспариваемый отказ Департамента в полной мере соответствует положениям Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 11 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
- В Административном регламенте предоставления муниципальных услуг в сфере земельных отношений, утв. Постановлением Администрации г. Тюмени от 1 августа 2011 г. N 81-пк, определен порядок и стандарт предоставления муниципальных услуг, в том числе по рассмотрению заявлений и принятию решений о предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта;
- по предоставлению земельных участков для индивидуального жилищного строительства в аренду, без проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды такого земельного участка;
- по предоставлению земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства;
- по рассмотрению заявлений и принятию решений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, - для садовых, огородных или дачных земельных участков, а также земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, для ведения личного подсобного хозяйства;
- по рассмотрению заявлений и принятию решений о предоставлении земельных участков, на которых расположены временные объекты (постройки, киоски, навесы, летние кафе и другие подобные постройки), а также для возведения данных объектов;
- по рассмотрению заявлений об обследовании земельных участков, затопляемых паводковыми и (или) грунтовыми водами, в целях освобождения от налогообложения;
- по рассмотрению заявлений и принятию решений о предоставлении земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения.
Порядок организации работы Администрации города Тюмени по реализации полномочий по предоставлению земельных участков, на которых расположены временные объекты (постройки, киоски, навесы, летние кафе и другие подобные постройки), а также для возведения данных объектов определен Положением об управлении и распоряжении земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города Тюмени, утвержденным Постановлением Администрации города Тюмени от 06.07.2007 N 16-пк.
Согласно подпункту "б" пункта 4.1.6 указанного Положения N 16-пк основаниями для отказа в предоставлении земельного участка под временный объект являются: нахождение испрашиваемого земельного участка в собственности, аренде, постоянном (бессрочном) пользовании, безвозмездном (срочном) пользовании третьих лиц, в том числе согласование предоставления указанного земельного участка Совместной комиссией по выработке решений о предоставлении и передаче земельных участков юридическим лицам и гражданам.
При наличии оснований, предусмотренных пунктом 4.1.6 настоящего Положения, уполномоченный орган в месячный срок со дня поступления заявления письменно уведомляет заявителя об отказе в предоставлении земельного участка под временный объект посредством направления уведомления по почте на адрес, указанный в заявлении, либо на электронный адрес, указанный в заявлении (в случае поступления заявления в электронном виде) (пункт 4.1.3.1 Положения N 16-пк).
Как следует из системного толкования положений земельного законодательства, в частности статей 28, 29, 34 Земельного кодекса РФ, а также вышеназванного Положения, в аренду для целей, не связанных со строительством, не могут быть предоставлены земельные участки, не свободные от прав третьих лиц.
Как следует из материалов дела и было установлено судом первой инстанции, испрашиваемый земельный участок в настоящее время находится в муниципальной собственности, на основании муниципального контракта за счет средств местного бюджета на данном земельном участке в рамках решения вопросов местного значения, предусмотренных пунктом 5 статьи 7 Устава города Тюмени и в целях обеспечения нужд населения города Тюмени были выполнены работы по благоустройству указанной территории. При таких обстоятельствах, предоставление земельного участка предпринимателю в целях извлечения прибыли не отвечает принципу справедливости.
При этом, вопреки позиции ИП Крицкого А.В., действующее законодательство, в том числе перечисленные предпринимателем в апелляционной жалобе статьи Конституции Российской Федерации, и Земельного кодекса Российской Федерации не содержат запрет на предоставление земельных участков органам местного самоуправления того же муниципального образования.
Согласно пункту 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (далее -Закон N 131-ФЗ) органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу пункта 2 статьи 51 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Аналогичная норма закреплена в части 2 статьи 66 Устава города Тюмени.
Согласно пункту 4.1 Положения о порядке управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города Тюмени, утвержденного решением Тюменской городской Думы от 31.05.2007 N 575, земельные участки из земель, находящихся в собственности города Тюмени, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, юридическим лицам - в постоянное (бессрочное) пользование, гражданам и юридическим лицам - в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Таким образом, возможность Департамента земельных ресурсов Администрации г. Тюмени передать муниципальное имущество (земельные участки) в пользование Управе Центрального административного округа администрации города Тюмени, следует из вышеприведенных норм нормативных правовых актов.
По убеждению суда апелляционной инстанции, оспариваемый предпринимателем приказ от 09.09.2013 N 401 соответствует требованиям действующего законодательства и издан Департаментом в рамках предоставленных ему полномочий с соблюдением действующего законодательства, а также для целей, направленных на реализацию задач местного уровня.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны в том числе уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган.
Распоряжением Администрации города Тюмени от 09.04.2009 N 576 "О департаменте земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени" утверждено Положение о департаменте, которым установлено, что заинтересованное лицо является отраслевым органом Администрации города Тюмени и создан с целью реализации механизма регулирования земельных отношений и решения вопросов градостроительной деятельности на территории города Тюмени.
Данным Положением, в том числе определены функции Департамента по эффективному управлению и распоряжению муниципальными землями, а также государственными землями в случаях, предусмотренных действующим законодательством:
- - осуществляет прием и регистрацию обращений юридических лиц по вопросам земельных отношений, выдает заявителям необходимый пакет документов (пункт 3.2.1 Положения);
- - рассматривает заявления и обеспечивает выбор земельных участков, издает приказы о предварительном согласовании места размещения объекта или сообщает об отказе в размещении объекта (пункт 3.1.4);
- - издает приказы о предоставлении земельных участков гражданам и юридически лицам на определенном праве (пункт 3.1.6);
- - подготавливает и заключает договоры безвозмездного срочного пользования, купли-продажи земельных участков (3.1.11).
Изложенные нормы свидетельствуют о полномочиях Департамента как по рассмотрению заявлений граждан и юридических лиц на предоставление земельных участков на каком-либо праве, так и принятию по ним решения, в том числе путем издания приказов о предоставлении в безвозмездное срочное пользование, что имеет место быть в рассматриваемом случае (спорные приказы заинтересованного лица).
Для реализации указанных полномочий никаких иных актов Администрации города Тюмени, в том числе главы администрации, не требуется.
Поскольку в рассматриваемом случае совокупность условий, необходимых для признания изложенного в письме от 07.11.2013 N 14-39-704 решения об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218004:61, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Максима Горького, 61, для целей, не связанных с капитальным строительством (организация автостоянки для организации стоянки транспортных средств на платной основе), а также приказа Департамента земельных ресурсов Администрации города Тюмени от 09.09.2013 N 401 о предоставлении спорного земельного участка Управе Центрального административного округа администрации города Тюмени в безвозмездное срочное пользование сроком на 11 месяцев для благоустройства территории, отсутствует, оснований для удовлетворения заявленных р предпринимателем требований у суда первой инстанции не имелось.
Таким образом, выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ее подателя, т.е. на Крицкого А.В На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Тюменской области от 11.06.2014 по делу N А70-13013/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
Ю.Н.КИРИЧЕК

Судьи
Е.П.КЛИВЕР
О.Ю.РЫЖИКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)