Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.12.2013 N 17АП-14422/2013-ГК ПО ДЕЛУ N А50-10768/2013

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 декабря 2013 г. N 17АП-14422/2013-ГК

Дело N А50-10768/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 декабря 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Никольской Е.О.
судей Виноградовой Л.Ф., Голубцовой Ю.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коржевой В.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания": Чудинова Е.Л. (доверенность N 49 от 07.05.2013),
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пермскому краю: Макарчук У.Ф. (доверенность от 04.06.2013),
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае: Обухова Т.А. (доверенность N 07 от 09.01.2013),
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы заинтересованного лица, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, и заинтересованного лица,
Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пермскому краю,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 11 октября 2013 года
по делу N А50-10768/2013,
принятое судьей Гусельниковой Н.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" (ОГРН 1075904022644, ИНН)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пермскому краю,
заинтересованное лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае,
о признании решений незаконными, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" (далее - ООО "ПСК", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пермскому краю (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", заинтересованное лицо) с заявлением о признании незаконными решений от 18.05.2012 N 5900/301/12-44099, 5900/301/12-44124 от 18.05.2012, 5900/301/12-48793 от 04.06.2012, 5900/301/12-48784 от 04.06.2012 о снятии с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами: 59:01:4410158:17, 59:01:4410192:6, 59:01:4410038:28, 59:01:4311903:23, 59:01:4311741:98, 59:01:4410057:22. В порядке восстановления просит обязать восстановить сведения о государственном кадастре недвижимости относительно данных земельных участков (с учетом принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ изменений).
Определением суда от 23.09.2013 из числа органа, чьи действия оспариваются исключено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, одновременно оно привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица в порядке ст. 200 АПК РФ (далее - ТУ ФАУГИ, заинтересованное лицо).
Решением суда от 11.10.2013 требования удовлетворены. Признаны незаконными решения Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пермскому краю (ОГРН 1085906001280, ИНН 5906080269) о снятии с государственного кадастрового учета объектов недвижимости от 18.05.2012 N 5900/301/12-44099, 5900/301/12-44124 от 18.05.2012, 5900/301/12-47059 от 04.06.2012, 5900/301/12-48740 от 04.06.2012, 5900/301/12-48793 от 04.06.2012, 5900/301/12-48784 от 04.06.2012 земельных участков:
- - с кадастровым номером 59:01:4410158:17, площадью 334 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Сибирская, 48;
- - с кадастровым номером 59:01:4410192:6, площадью 499 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Букирева, 15;
- - с кадастровым номером 59:01:4410038:28, площадью 120 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Советская, 24, участок N 1;
- - с кадастровым номером 59:01:4311903:23, площадью 368 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, б. Гагарина, 70, 74, 76, 72а;
- - с кадастровым номером 59:01:4311741:98, площадью 653 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Уинская, 1а;
- - с кадастровым номером 59:01:4410057:22, площадью 599 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Петропавловская, 115, 117, 121;
- Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пермскому краю обязано восстановить сведения в государственном кадастре недвижимости относительно земельных участков:
- - с кадастровым номером 59:01:4410158:17, площадью 334 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Сибирская, 48;
- - с кадастровым номером 59:01:4410192:6, площадью 499 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Букирева, 15;
- - с кадастровым номером 59:01:4410038:28, площадью 120 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Советская, 24, участок N 1;
- - с кадастровым номером 59:01:4311903:23, площадью 368 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, б. Гагарина, 70, 74, 76, 72а;
- - с кадастровым номером 59:01:4311741:98, площадью 653 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Уинская, 1а;
- - с кадастровым номером 59:01:4410057:22, площадью 599 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Петропавловская, 115, 117, 121;
- С федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пермскому краю (ОГРН 1085906001280, ИНН 5906080269) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" (ОГРН 1075904022644, ИНН 5904176536) взыскано 8 000 руб. 00 коп. государственной пошлины.
Обществу с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" (ОГРН 1075904022644, ИНН 5904176536) из федерального бюджета возвращена государственная пошлина 845 руб. 73 коп.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае и Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пермскому краю обжалуют решение суда от 11.10.2013, просят решение отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" ссылаясь на ч. 2 ст. 16 Закона о кадастре ГКУ, указывает, что решения о снятии спорных участков с ГКУ были приняты филиалом в соответствии с требованиями законодательства.
Считает, что судом при вынесении обжалуемого решения не был надлежащим образом исследован вопрос нахождения объектов недвижимого имущества, принадлежащего заявителю на праве собственности, в пределах спорных земельных участков.
По мнению Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ч. 4 ст. 24 Закона о кадастре предусматривает возможность снятия с ГКУ объектов недвижимости, сведения о которых носят временный характер при предоставлении собственником такого объекта недвижимости соответствующего заявления в орган кадастрового учета.
Также ссылается на то, что судом не дана оценка доводам о пропуске заявителем срока на обжалование решений о снятии с ГКУ спорных земельных участков.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае в жалобе ссылается на пропуск заявителем срока на обжалование решения и действий Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Также считает, что судом при принятии решения по настоящему делу неправильно были применены нормы материального права, а именно: в отношении земельных участков, имеющих статус временный, не подлежит применению ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ.
По мнению Территориального управления, действующим Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ предусмотрено право обращения иных лиц с заявлением о постановке на кадастровый учет объектов недвижимости и одновременно гарантировано право собственника земельного участка в течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости обратиться в орган кадастра с заявлением о снятии с кадастрового учета образованных земельных участков.
Полагает, что заявитель осуществил действия по разделу земельных участков самовольно, в отсутствие решения Территориального управления об образовании спорных земельных участков. ООО "ПСК" с заявлением о формировании спорных земельных участков не обращалось, границы спорных земельных участков не согласованы с Территориальным управлением.
Кроме того, согласно выпискам из реестра федерального имущества, приобщенным к материалам дела, земельные участки, из которых сформированы спорные земельные участки, предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование федеральным образовательным учреждениям, права которых нарушаются оспариваемым судебным актом.
ООО "ПСК" представило отзыв на апелляционные жалобы, в котором просит оставить обжалуемое решение суда без изменения.
В судебном заседании представители заинтересованных лиц доводы, изложенные в апелляционных жалобах, поддержали. Просят отменить решение суда первой инстанции и отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ООО "ПСК" поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве на жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, сведения о земельном участке с кадастровым номером 59:01:4410158:17 внесены в государственный кадастр недвижимости 21.07.2011 при постановке на кадастровый учет образованного земельного участка и носят временный характер. Часть земельного участка занята ЦТП (л.д. 42-45).
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 59:01:4410192:6 внесены 18.10.2011 Часть земельного участка занята ЦТП (л.д. 46-48).
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 59:01:4410038:28 внесены 21.07.2011 (л.д. 50-51).
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 59:01:4311903:23 внесены 31.05.2011 г. Часть земельного участка занята ЦТП (л.д. 52-54).
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 59:01:4311741:98 внесены 30.05.2011. Часть земельного участка занята ЦТП (л.д. 55-57).
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 59:01:4410057:22 внесены 21.07.2011. Часть земельного участка занята ЦТП (л.д. 59-62).
ООО "ПСК" является собственником:
1-этажного кирпичного здания ЦТП площадью 147,7 кв. м по ул. Сибирская, 48 г. Перми, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 06.05.2009 (л.д. 27).
1-этажного кирпичного здания ЦТП с антресольным этажом площадью 215,8 кв. м по ул. Уинская, 1а г. Перми, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 06.05.2009 (л.д. 28).
1-этажного кирпичного здания ЦТП площадью 137,2 кв. м по б. Гагарина, 72а г. Перми, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24.04.2009 (л.д. 29).
1-этажного кирпичного здания насосной площадью 27,0 кв. м по ул. Советская, 24а г. Перми, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 08.05.2009 (л.д. 30).
1-этажного кирпичного здания ЦТП площадью 108,4 кв. м по ул. Коммунистическая, 115 г. Перми, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 28.04.2009 (л.д. 31).
1-этажного кирпичного здания ЦТП площадью 128,8 кв. м по ул. Генкеля, 3 г. Перми, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22.04.2009 (л.д. 32).
Заявитель обратился с заявлениями в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае в порядке ст. 36 ЗК РФ в отношении земельных участков: 59:01:4410158:17, 59:01:4410192:6, 59:01:4410038:28 (03.05.2012, л.д. 63, 65, 67), 59:01:4311903:23 (26.04.2012, л.д. 69, 71), 59:01:4311741:98, 59:01:4410057:22 (13.04.2012, л.д. 72, 74, 75) с приложением пакета документов.
Письмами от 15.05.2012 (л.д. 85, 87), от 16.05.2012 (л.д. 83), от 23.05.2012 (л.д. 77, 79, 81) запросило у заявителя документы, указав, что основания для предоставления испрашиваемых земельных участков в собственность отсутствуют.
06.08.2012 заявителем в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае было представлено письмо от 03.08.2012 об отсутствии, с точки зрения заявителя, необходимости представления дополнительных документов (л.д. 89).
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пермскому краю приняты решения о снятии с учета объектов недвижимости: 5900/301/12-48793 от 04.06.2012 земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410192:6 (л.д. 101); от 04.06.2012 N 5900/301/12-48740 земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410158:17 (л.д. 106); от 04.06.2012 N 5900/301/12-48784 земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410038:28 (л.д. 110), от 29.05.2012 N 47059 земельного участка с кадастровым номером 59:01:4311903:23 (л.д. 115), от 18.05.2012 N 5900/301/12-44124 земельного участка с кадастровым номером 59:01:4311741:98 (л.д. 134), N 5900/301/12-44099, от 18.05.2012 земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410057:22 (л.д. 139) на основании ч. 5 ст. 24 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в связи с обращением собственника указанных земельных участков - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае.
18.04.2013 из письма ФГБУ "ФКП Росреестра" заявитель узнал, что сведения о вышеуказанных земельных участках аннулированы (л.д. 10), что послужило основанием для обращения в суд. Заявитель считает, что принятые решения противоречат закону, нарушают его права и законные интересы в сфере экономической деятельности по реализации им своих прав в отношении спорных земельных участков.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что пунктом 2 статьи 25 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости. Между тем доказательств того, что спорный земельный участок является преобразуемым, в материалы дела не представлены. Земельный участок с кадастровым номером 25:20:410101:411 площадью 629996 кв. м не отвечает признакам преобразуемого объекта недвижимости, указанным в пункте 2 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ.
Со ссылкой на правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.10.2010 N 6200/10 по делу N А56-50083/2008, суд первой инстанции также указал, что после подачи заявителем заявки на приобретение земельных участков по статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации эти участки не могли быть в административном порядке по заявке публичного собственника земли сняты с учета. Оспариваемые решения нарушают представленное статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации право заявителя на приобретение в собственность земельных участков, на котором находятся объекты недвижимого имущества, находящиеся в собственности заявителя. Подав заявление о снятии земельного участка с кадастрового учета, ТУ ФАУГИ тем самым нарушил исключительное право заявителя на приобретение права на спорные земельные участки, что противоречит статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции считает, что указанные выводы суда основаны на неправильном применении норм материального права, в связи с чем не могут быть признаны обоснованными.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом ненормативные правовые акты могут быть признаны недействительными, а решения, действия (бездействия) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Согласно ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Как следует из ст. 1, 7, 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), объекты недвижимого имущества, в том числе земельные участки, как объекты права возникают при постановке их на кадастровый учет и прекращают свое существование в таком качестве при снятии с кадастрового учета.
На основании ч. 5 ст. 4 Закона о кадастре сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном данным Законом порядке документов, если иное не установлено этим Законом.
В соответствии с ч. 4 ст. 24 Закона о кадастре внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости или иного момента, с которого право на образованный объект недвижимости считается возникшим. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в ч. 3 данной статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
При этом орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости, направляет в установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений порядке документы, представленные в соответствии со ст. 22 Закона о кадастре вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости, по указанному в данном заявлении почтовому адресу.
В течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости (ч. 5 ст. 24 Закона о кадастре.
Таким образом, является верным утверждение заявителей апелляционных жалоб о том, что действующим законодательством предусмотрено право обращения иных лиц с заявлением о постановке на кадастровый учет объектов недвижимости и одновременное гарантировано право собственника земельного участка в течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости обратиться в орган кадастра с заявлением о снятии с кадастрового учета образованных земельных участков.
При этом положения ч. 2 ст. 25 Закона о кадастре устанавливают исчерпывающий перечень случаев, предусматривающий возможность снятия земельного участка с государственного кадастрового учета, если внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке не носят временный характер.
Следовательно, в данном случае к спорным земельным участкам, имеющим статус временный, ч. 2 ст. 25 Закона о кадастре применению не подлежит.
В силу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Имеющимися в материалах дела свидетельствами о праве собственности 59 БА N 327981 от 19.09.2006, 59 А 0510405 от 10.04.2007, 59 БА N 327980 от 19.09.2006, 59 БА 0654759 от 31.07.2007, 59-БГ N 918362 от 21.06.2013 (т. 2 л.д. 7-12) подтверждено и не оспаривается участвующими в деле лицами, что спорные земельные участки, образованные из земельных участков с кадастровыми номерами 59:01:0010000:0075, 59:01:4410158:6, 59:01:4311903:0003, 59:01:4410057:0001, 59:01:4410038:0021, 59:01:4311741:12, являются собственностью Российской Федерации.
Заявителем не отрицается тот факт, что действия по разделу земельных участков с кадастровыми номерами 59:01:4410158:17, 59:01:4410192:6, 59:01:4410038:28, 59:01:4311903:23, 59:01:4311741:98, 59:01:4410057:22, осуществлены им самовольно, в отсутствие решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае об образовании спорных земельных участков, без согласования границ спорных земельных участков ни с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, ни с другими заинтересованными лицами, согласование границ с которыми является необходимым в силу закона. При этом из имеющихся в материалах дела выписок из реестра федеральной собственности кадастровых паспортов земельных участков (т. 2 л.д. 13-57) следует, что земельные участки, из которых сформированы спорные земельные участки, предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование федеральным образовательным учреждениям.
Именно указанные обстоятельства явились Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае основанием для принятия решений о снятии участков с кадастрового учета.
В соответствии с пунктом 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса,
Согласно пункту 2 указанной статьи решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, необходимы следующие документы: 1) кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; 2) правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Исходя из приведенных выше в тексте настоящего постановления положений действующего законодательства, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае как уполномоченный орган, осуществляющим функции собственника земельных участков - Российской Федерации (п. 1 Приказа Росимущества от 29.09.2009 N 278 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом"), вправе был обратиться с соответствующим заявлением о снятии участков с кадастрового учета. Таким образом, действия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, на основании которых были сняты с кадастрового учета земельные участки, совершены им в соответствии с требованиями закона и в пределах его компетенции.
Следовательно, в силу ч. 2 ст. 16 Закона о кадастре являются законными и обоснованными решения Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пермскому краю (ОГРН 1085906001280, ИНН 5906080269) о снятии с государственного кадастрового учета спорных земельных участков.
Ссылку суда первой инстанции на правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.10.2010 N 6200/10 по делу N А56-50083/2008, суд апелляционной инстанции считает необоснованной. Указанная правовая позиция не применима к рассматриваемым отношениям, поскольку одним из значимых с правовой точки зрения обстоятельств, установленным в рамках дела N А56-50083/2008, явилось наличие на момент снятия земельного участка с кадастрового учета решения государственного органа об утверждении границ спорного земельного участка. В рассматриваемом же деле данное обстоятельство отсутствует - решение об утверждении границ спорных участков Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае не принималось.
Более того на момент аннулирования сведений в отношении спорных участков у заявителя имелся отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае в предоставлении в собственность земельных участков, который в установленном порядке не обжалован, незаконным не признан.
Доводы заинтересованных лицо пропуске заявителем срока на обжалование принятых решений не могут быть признаны судом апелляционной инстанции обоснованными в силу ч. 4 ст. 198 АПК РФ, исходя из обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции (о том, что сведения об участках аннулированы заявитель узнал 18.04.2013 из письма ФГБУ "ФКП Росреестра" - т. 1 л.д. 10-11, в суд обратился 11.05.2013 - т. 1 л.д. 4).
С учетом изложенного решение от 16.10.2013 подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права (п. 3 ч. 2 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от 11 октября 2013 года по делу N А50-10768/2013 отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий
Е.О.НИКОЛЬСКАЯ

Судьи
Л.Ф.ВИНОГРАДОВА
Ю.А.ГОЛУБЦОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)