Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 11 февраля 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей Мищенко Е.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Ибрагимовым Э.А.,
при участии в заседании:
от заявителя Индивидуального предпринимателя Давыдова В.А. (ИНН: 773609993788, ОГРНИП: 312774610900150) - Цветкова О.А. - представитель по доверенности от 18 октября 2013 года,
представители заинтересованных лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ОГРН 1047727043561; ИНН 5030047703), Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757; ИНН 7705401340) в лице филиала по Московской области, третьих лиц Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области (ОГРН 1035008863746; ИНН 5044013302),
Закрытого акционерного общества Агропромышленная фирма "Лесные озера" (ОГРН 1035008852856, ИНН 5044004450), Министерства экологии и природопользования Московской области (ОГРН 1025002042009; ИНН 5018061444); Администрации муниципального образования сельского поселения Соколовское Солнечногорского района Московской области (ОГРН 1055008728994, ИНН 5044051139) в судебное заседание не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования сельского поселения Соколовское Солнечногорского района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 03 декабря 2013 года по делу N А41-47670/13, принятое судьей Федуловой Л.В., по заявлению Индивидуального предпринимателя Давыдова Валерия Анатольевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка, с участием третьих лиц Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области, Закрытого акционерного общества Агропромышленная фирма "Лесные озера", Министерства экологии и природопользования Московской области; Администрации муниципального образования сельского поселения Соколовское Солнечногорского района Московской области,
установил:
Индивидуальный предприниматель Давыдов Валерий Анатольевич обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, в котором просило:
1. Признать с момента внесения в Государственный кадастр недвижимости несоответствующей рыночной стоимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:09:0040106:48, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 697 067 кв. м, адрес объекта: Московская область, Солнечногорский район, с.п. Соколовское, д. Маслово, д. 7, участок находится примерно в 220 м по направлению на восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка.
2. Признать с момента внесения в Государственный кадастр недвижимости несоответствующим рыночной стоимости 1 (одного) кв. м удельный показатель кадастровой стоимости 1 (одного) кв. м земельного участка с кадастровым номером 50:09:0040106:48, составляющий 2 223,74 руб. за 1 кв. м.
3. Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения об экономических характеристиках удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2 223,74 руб. за 1 кв. м и рассчитанной по этому показателю общей кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:09:0040106:48, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 697 067 кв. м, адрес объекта: Московская область, Солнечногорский район, с.п. Соколовское, д. Маслово, д. 7, участок находится примерно в 220 м по направлению на восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка.
4. Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, указав с 26 сентября 2011 г. в качестве новой кадастровой стоимости - рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:09:0040106:48 в размере 159 809 580 (сто пятьдесят девять миллионов восемьсот девять тысяч пятьсот восемьдесят) рублей, и, указав с 26 сентября 2011 г. в качестве нового удельного показателя кадастровой стоимости - рыночную стоимость 1 (одного) квадратного метра земельного участка в размере 229,26 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Солнечногорского муниципального района Московской области, Закрытое акционерное общество Агропромышленная фирма "Лесные озера", Министерство экологии и природопользования Московской области, Администрация муниципального образования сельского поселения Соколовское Солнечногорского района Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 03 декабря 2013 года, с учетом определения об исправлении опечаток от 03 декабря 2013 года заявленные Индивидуальным предпринимателем Давыдовым В.А. требования удовлетворены (л.д. 15 - 20 т. 2).
Не согласившись с данным судебным актом, Администрация муниципального образования сельского поселения Соколовское Солнечногорского района Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права (л.д. 22 - 24 т. 2).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя Индивидуального предпринимателя Давыдова В.А. возражал по доводам апелляционной жалобы заявителя, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители заинтересованных лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, третьих лиц Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области, Закрытого акционерного общества Агропромышленная фирма "Лесные озера", Министерства экологии и природопользования Московской области; Администрации муниципального образования сельского поселения Соколовское Солнечногорского района Московской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В письменном ходатайстве, поступившем через канцелярию суда представитель Администрации муниципального образования сельское поселение Соколовское Солнечногорского муниципального района Московской области по доверенности N 1030 от 15 ноября 2013 года Бабий К.Д. просил судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы Администрации сельского поселения Соколовское провести в отсутствие представителя, доводы, изложенные в апелляционной жалобе поддерживает.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей заинтересованных лиц и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
Выслушав объяснения представителя заявителя, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Давыдову В.А. принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 59 800 кв. м с кадастровым номером 50:09:0040106:48, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общей площадью 697 067 кв. м, адрес объекта: Московская область, Солнечногорский район, с.п. Соколовское, д. Маслово, д. 7, участок находится примерно в 220 м по направлению на восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка (далее - земельный участок) (свидетельство о государственной регистрации права серии 50-АГ N 564639 выдано 25 мая 2012 года (л.д. 12).
Земельный участок приобретен Давыдовым В.А. на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 26 апреля 2012 года у ЗАО "Лесные озера" (л.д. 8 - 11 т. 1).
Постановлением Главы муниципального образования сельское поселение Соколовское Солнечногорского муниципального района Московской области от 02 июня 2011 г. N 224 изменен вид разрешенного использования земельного участка с "для сельскохозяйственного производства" на "для дачного строительства" (л.д. 23 т. 1).
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 29 марта 2013 года N МО-13/3В-317980 кадастровая стоимость земельного участка с указанным видом разрешенного использования "для дачного строительства" составляет 1 550 088 800 руб., удельный показатель кадастровой стоимости за 1 кв. м составляет 2 223,73 руб. (л.д. 13 т. 1).
Указанный средний уровень кадастровой стоимости за 1 кв. м земель садоводческих, огороднических и дачных объединений на территории Солнечногорского муниципального района в размере 2 223,74 руб. установлен распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23 декабря 2009 года N 121-РМ (ред. от 18.12.2012) "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области" (приложение 2).
Как следует из сведений, размещенных на официальном сайте Росреестра по состоянию на 01 августа 2013 г., кадастровая стоимость земельного участка составляет 1 550 088 800 руб., согласно изменениям, внесенным в Государственный кадастр недвижимости 26 сентября 2011 года (л.д. 24 т. 1).
Вместе с тем, согласно отчету от 21 июня 2013 г. N 2013-01/696-04 об оценке рыночной стоимости земельного участка, представленному истцом и выполненному профессиональным оценщиком - ООО "Центр поддержки бизнеса", по состоянию на 26 сентября 2011 г. рыночная стоимость земельного участка составляет 159 809 580 руб., рыночная стоимость за 1 кв. м составляет 229,26 руб. (л.д. 33 т. 1).
Правильность выводов оценщика в отчете от 21 июня 2013 N 2013-01/696-04 подтверждается в положительном экспертном заключении от 28 июня 2013 года N Э-210613-1/4, составленном Некоммерческим партнерством "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет". Согласно выводам эксперта отчет оценщика от 21 июня 2013 года N 2013-01/696-04 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (л.д. 95 т. 1).
Учитывая, что согласно результатам независимой оценки рыночная стоимость указанного выше земельного участка значительно ниже, чем их кадастровая стоимость, истец, считая кадастровую стоимость, содержащуюся в сведениях государственного кадастра объектов недвижимости, недостоверной с 26 сентября 2011 года, обратился арбитражный суд с настоящими требованиями.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно части 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных частью 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Так, согласно статье 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закона об оценочной деятельности), в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 июня 2013 года N 10761/11 Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости.
Между тем, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, лицо, заявляющее требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должно доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (Приказ Минэкономразвития РФ от 29 июля 2011 года N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
Согласно пунктам 5.1.4 и 5.2.1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года N 457, проведение государственной кадастровой оценки земель и ведение государственного кадастра недвижимости возложено на Росреестр.
Согласно пункту 2 Приказа Росреестра от 11 марта 2010 года N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имуществ, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, по соответствующим субъектам Российской Федерации наделяется, в том числе, Кадастровая палата по Московской области.
Определение кадастровой стоимости образуемых земельных участков осуществляется Кадастровой палатой в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года N 222.
Оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка была внесена кадастровой палатой в государственный кадастр недвижимости в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка на основании акта определения его кадастровой стоимости, который, в свою очередь, составлен на основании постановления Главы муниципального образования сельское поселение Соколовское Солнечногорского муниципального района Московской области от 02 июня 2011 г. N 224 об изменении вида разрешенного использования земельного участка с "для сельскохозяйственного производства" на "для дачного строительства" (л.д. 23 т. 1).
Согласно публичным сведениям, размещенным на официальном сайте Росреестра по состоянию на 01 августа 2013 г., кадастровая стоимость земельного участка в размере 1 550 088 800 руб. внесена в Государственный кадастр недвижимости 26 сентября 2011 г. (л.д. 24 т. 1), что не противоречит кадастровой выписке от 29 марта 2013 года N МО-13/3В-317980 (л.д. 13 т. 1).
Однако отчетом оценщика от 21 июня 2013 г. N 2013-01/696-04 установлено (л.д. 33 т. 1), что действительная рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 26 сентября 2011 года составляет 159 809 580 руб. и рыночная стоимость за 1 кв. м составляет 229,26 руб.
Данный факт подтвержден Некоммерческим партнерством Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет" в заключении от 28 июня 2013 года N Э-210613-1/4 на указанный отчет (л.д. 95 т. 1).
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11 указано, что часть 3 статьи 66 ЗК РФ допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости, кроме того, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
При этом, как указано в названном Постановлении, требование заявителей имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа, поэтому это требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами АПК РФ назначается экспертиза.
Поскольку в ходе судебного разбирательства ни заявитель, ни заинтересованные лица не ходатайствовали перед судом о проведении экспертизы обоих отчетов, судебная эксперта не была назначена судом первой инстанции.
Статьей 24.16 Закона об оценочной деятельности предусмотрено проведение экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости саморегулируемой организацией оценщиков, членами которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости; по результатам экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости саморегулируемая организация оценщиков дает экспертное заключение о соответствии или несоответствии этого отчета требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости.
Проведение экспертизы отчета оценщика предусмотрено статьей 17.1 Закона об оценочной деятельности, согласно которой под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации, в соответствии с видом экспертизы, в том числе проверки на: соответствие требованиям законодательства Российской Федерации; соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности; подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
Результатом экспертизы отчета является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков.
Положительным экспертным заключением для видов экспертизы, установленных указанной статьей, признается экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности или о подтверждении стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения устанавливаются федеральным стандартом оценки.
Таким образом, указанное соответствие нормативным требованиям представленного отчета оценщика было подтверждено в экспертном заключении саморегулируемой организации оценщиков (л.д. 33, 95 т. 1).
Рыночная стоимость участков должна определяться на момент определения кадастровой стоимости, а устанавливаться в качестве кадастровой стоимости может и с другой даты.
Указанная позиция не противоречит Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда от 25 июня 2013 года N 10761/11, согласно которому, то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
В связи с этим, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в качестве даты определения кадастровой стоимости земельного участка считается дата внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости на основании публичных сведений, размещенных на официальном сайте Росреестра (rosreestr.ru), согласно которым указанной датой является 26 сентября 2011 года (л.д. 24 т. 1).
Данный факт также не противоречит дате издания постановления Главы муниципального образования сельское поселение Соколовское Солнечногорского муниципального района Московской области от 02 июня 2011 г. N 224, на основании которого изменен вид разрешенного использования земельного участка с "для сельскохозяйственного производства" на "для дачного строительства" (л.д. 23 т. 1).
В связи с этим суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявленные требования к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области подлежат удовлетворению.
В качестве второго заинтересованного лица заявителем указано Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области. Однако, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области не имеет полномочий по внесению или изменению сведений в государственный кадастр недвижимости, в связи с чем является ненадлежащим лицом по настоящему делу.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно счел заявленные к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области требования не подлежащими удовлетворению.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Доводы, приведенные Администрацией сельского поселения Соколовское Солнечногорского района Московской области в апелляционной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению ввиду их несостоятельности, поскольку они являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили правильную правовую оценку, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 03 декабря 2013 года по делу N А41-47670/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
М.А.НЕМЧИНОВА
Судьи
Е.А.МИЩЕНКО
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.02.2014 ПО ДЕЛУ N А41-47670/13
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 февраля 2014 г. по делу N А41-47670/13
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 11 февраля 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей Мищенко Е.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Ибрагимовым Э.А.,
при участии в заседании:
от заявителя Индивидуального предпринимателя Давыдова В.А. (ИНН: 773609993788, ОГРНИП: 312774610900150) - Цветкова О.А. - представитель по доверенности от 18 октября 2013 года,
представители заинтересованных лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ОГРН 1047727043561; ИНН 5030047703), Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757; ИНН 7705401340) в лице филиала по Московской области, третьих лиц Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области (ОГРН 1035008863746; ИНН 5044013302),
Закрытого акционерного общества Агропромышленная фирма "Лесные озера" (ОГРН 1035008852856, ИНН 5044004450), Министерства экологии и природопользования Московской области (ОГРН 1025002042009; ИНН 5018061444); Администрации муниципального образования сельского поселения Соколовское Солнечногорского района Московской области (ОГРН 1055008728994, ИНН 5044051139) в судебное заседание не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования сельского поселения Соколовское Солнечногорского района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 03 декабря 2013 года по делу N А41-47670/13, принятое судьей Федуловой Л.В., по заявлению Индивидуального предпринимателя Давыдова Валерия Анатольевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка, с участием третьих лиц Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области, Закрытого акционерного общества Агропромышленная фирма "Лесные озера", Министерства экологии и природопользования Московской области; Администрации муниципального образования сельского поселения Соколовское Солнечногорского района Московской области,
установил:
Индивидуальный предприниматель Давыдов Валерий Анатольевич обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, в котором просило:
1. Признать с момента внесения в Государственный кадастр недвижимости несоответствующей рыночной стоимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:09:0040106:48, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 697 067 кв. м, адрес объекта: Московская область, Солнечногорский район, с.п. Соколовское, д. Маслово, д. 7, участок находится примерно в 220 м по направлению на восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка.
2. Признать с момента внесения в Государственный кадастр недвижимости несоответствующим рыночной стоимости 1 (одного) кв. м удельный показатель кадастровой стоимости 1 (одного) кв. м земельного участка с кадастровым номером 50:09:0040106:48, составляющий 2 223,74 руб. за 1 кв. м.
3. Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения об экономических характеристиках удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2 223,74 руб. за 1 кв. м и рассчитанной по этому показателю общей кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:09:0040106:48, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 697 067 кв. м, адрес объекта: Московская область, Солнечногорский район, с.п. Соколовское, д. Маслово, д. 7, участок находится примерно в 220 м по направлению на восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка.
4. Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, указав с 26 сентября 2011 г. в качестве новой кадастровой стоимости - рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:09:0040106:48 в размере 159 809 580 (сто пятьдесят девять миллионов восемьсот девять тысяч пятьсот восемьдесят) рублей, и, указав с 26 сентября 2011 г. в качестве нового удельного показателя кадастровой стоимости - рыночную стоимость 1 (одного) квадратного метра земельного участка в размере 229,26 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Солнечногорского муниципального района Московской области, Закрытое акционерное общество Агропромышленная фирма "Лесные озера", Министерство экологии и природопользования Московской области, Администрация муниципального образования сельского поселения Соколовское Солнечногорского района Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 03 декабря 2013 года, с учетом определения об исправлении опечаток от 03 декабря 2013 года заявленные Индивидуальным предпринимателем Давыдовым В.А. требования удовлетворены (л.д. 15 - 20 т. 2).
Не согласившись с данным судебным актом, Администрация муниципального образования сельского поселения Соколовское Солнечногорского района Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права (л.д. 22 - 24 т. 2).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя Индивидуального предпринимателя Давыдова В.А. возражал по доводам апелляционной жалобы заявителя, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители заинтересованных лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, третьих лиц Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области, Закрытого акционерного общества Агропромышленная фирма "Лесные озера", Министерства экологии и природопользования Московской области; Администрации муниципального образования сельского поселения Соколовское Солнечногорского района Московской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В письменном ходатайстве, поступившем через канцелярию суда представитель Администрации муниципального образования сельское поселение Соколовское Солнечногорского муниципального района Московской области по доверенности N 1030 от 15 ноября 2013 года Бабий К.Д. просил судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы Администрации сельского поселения Соколовское провести в отсутствие представителя, доводы, изложенные в апелляционной жалобе поддерживает.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей заинтересованных лиц и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
Выслушав объяснения представителя заявителя, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Давыдову В.А. принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 59 800 кв. м с кадастровым номером 50:09:0040106:48, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общей площадью 697 067 кв. м, адрес объекта: Московская область, Солнечногорский район, с.п. Соколовское, д. Маслово, д. 7, участок находится примерно в 220 м по направлению на восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка (далее - земельный участок) (свидетельство о государственной регистрации права серии 50-АГ N 564639 выдано 25 мая 2012 года (л.д. 12).
Земельный участок приобретен Давыдовым В.А. на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 26 апреля 2012 года у ЗАО "Лесные озера" (л.д. 8 - 11 т. 1).
Постановлением Главы муниципального образования сельское поселение Соколовское Солнечногорского муниципального района Московской области от 02 июня 2011 г. N 224 изменен вид разрешенного использования земельного участка с "для сельскохозяйственного производства" на "для дачного строительства" (л.д. 23 т. 1).
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 29 марта 2013 года N МО-13/3В-317980 кадастровая стоимость земельного участка с указанным видом разрешенного использования "для дачного строительства" составляет 1 550 088 800 руб., удельный показатель кадастровой стоимости за 1 кв. м составляет 2 223,73 руб. (л.д. 13 т. 1).
Указанный средний уровень кадастровой стоимости за 1 кв. м земель садоводческих, огороднических и дачных объединений на территории Солнечногорского муниципального района в размере 2 223,74 руб. установлен распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23 декабря 2009 года N 121-РМ (ред. от 18.12.2012) "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области" (приложение 2).
Как следует из сведений, размещенных на официальном сайте Росреестра по состоянию на 01 августа 2013 г., кадастровая стоимость земельного участка составляет 1 550 088 800 руб., согласно изменениям, внесенным в Государственный кадастр недвижимости 26 сентября 2011 года (л.д. 24 т. 1).
Вместе с тем, согласно отчету от 21 июня 2013 г. N 2013-01/696-04 об оценке рыночной стоимости земельного участка, представленному истцом и выполненному профессиональным оценщиком - ООО "Центр поддержки бизнеса", по состоянию на 26 сентября 2011 г. рыночная стоимость земельного участка составляет 159 809 580 руб., рыночная стоимость за 1 кв. м составляет 229,26 руб. (л.д. 33 т. 1).
Правильность выводов оценщика в отчете от 21 июня 2013 N 2013-01/696-04 подтверждается в положительном экспертном заключении от 28 июня 2013 года N Э-210613-1/4, составленном Некоммерческим партнерством "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет". Согласно выводам эксперта отчет оценщика от 21 июня 2013 года N 2013-01/696-04 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (л.д. 95 т. 1).
Учитывая, что согласно результатам независимой оценки рыночная стоимость указанного выше земельного участка значительно ниже, чем их кадастровая стоимость, истец, считая кадастровую стоимость, содержащуюся в сведениях государственного кадастра объектов недвижимости, недостоверной с 26 сентября 2011 года, обратился арбитражный суд с настоящими требованиями.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно части 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных частью 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Так, согласно статье 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закона об оценочной деятельности), в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 июня 2013 года N 10761/11 Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости.
Между тем, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, лицо, заявляющее требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должно доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (Приказ Минэкономразвития РФ от 29 июля 2011 года N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
Согласно пунктам 5.1.4 и 5.2.1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года N 457, проведение государственной кадастровой оценки земель и ведение государственного кадастра недвижимости возложено на Росреестр.
Согласно пункту 2 Приказа Росреестра от 11 марта 2010 года N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имуществ, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, по соответствующим субъектам Российской Федерации наделяется, в том числе, Кадастровая палата по Московской области.
Определение кадастровой стоимости образуемых земельных участков осуществляется Кадастровой палатой в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года N 222.
Оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка была внесена кадастровой палатой в государственный кадастр недвижимости в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка на основании акта определения его кадастровой стоимости, который, в свою очередь, составлен на основании постановления Главы муниципального образования сельское поселение Соколовское Солнечногорского муниципального района Московской области от 02 июня 2011 г. N 224 об изменении вида разрешенного использования земельного участка с "для сельскохозяйственного производства" на "для дачного строительства" (л.д. 23 т. 1).
Согласно публичным сведениям, размещенным на официальном сайте Росреестра по состоянию на 01 августа 2013 г., кадастровая стоимость земельного участка в размере 1 550 088 800 руб. внесена в Государственный кадастр недвижимости 26 сентября 2011 г. (л.д. 24 т. 1), что не противоречит кадастровой выписке от 29 марта 2013 года N МО-13/3В-317980 (л.д. 13 т. 1).
Однако отчетом оценщика от 21 июня 2013 г. N 2013-01/696-04 установлено (л.д. 33 т. 1), что действительная рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 26 сентября 2011 года составляет 159 809 580 руб. и рыночная стоимость за 1 кв. м составляет 229,26 руб.
Данный факт подтвержден Некоммерческим партнерством Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет" в заключении от 28 июня 2013 года N Э-210613-1/4 на указанный отчет (л.д. 95 т. 1).
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11 указано, что часть 3 статьи 66 ЗК РФ допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости, кроме того, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
При этом, как указано в названном Постановлении, требование заявителей имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа, поэтому это требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами АПК РФ назначается экспертиза.
Поскольку в ходе судебного разбирательства ни заявитель, ни заинтересованные лица не ходатайствовали перед судом о проведении экспертизы обоих отчетов, судебная эксперта не была назначена судом первой инстанции.
Статьей 24.16 Закона об оценочной деятельности предусмотрено проведение экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости саморегулируемой организацией оценщиков, членами которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости; по результатам экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости саморегулируемая организация оценщиков дает экспертное заключение о соответствии или несоответствии этого отчета требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости.
Проведение экспертизы отчета оценщика предусмотрено статьей 17.1 Закона об оценочной деятельности, согласно которой под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации, в соответствии с видом экспертизы, в том числе проверки на: соответствие требованиям законодательства Российской Федерации; соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности; подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
Результатом экспертизы отчета является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков.
Положительным экспертным заключением для видов экспертизы, установленных указанной статьей, признается экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности или о подтверждении стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения устанавливаются федеральным стандартом оценки.
Таким образом, указанное соответствие нормативным требованиям представленного отчета оценщика было подтверждено в экспертном заключении саморегулируемой организации оценщиков (л.д. 33, 95 т. 1).
Рыночная стоимость участков должна определяться на момент определения кадастровой стоимости, а устанавливаться в качестве кадастровой стоимости может и с другой даты.
Указанная позиция не противоречит Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда от 25 июня 2013 года N 10761/11, согласно которому, то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
В связи с этим, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в качестве даты определения кадастровой стоимости земельного участка считается дата внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости на основании публичных сведений, размещенных на официальном сайте Росреестра (rosreestr.ru), согласно которым указанной датой является 26 сентября 2011 года (л.д. 24 т. 1).
Данный факт также не противоречит дате издания постановления Главы муниципального образования сельское поселение Соколовское Солнечногорского муниципального района Московской области от 02 июня 2011 г. N 224, на основании которого изменен вид разрешенного использования земельного участка с "для сельскохозяйственного производства" на "для дачного строительства" (л.д. 23 т. 1).
В связи с этим суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявленные требования к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области подлежат удовлетворению.
В качестве второго заинтересованного лица заявителем указано Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области. Однако, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области не имеет полномочий по внесению или изменению сведений в государственный кадастр недвижимости, в связи с чем является ненадлежащим лицом по настоящему делу.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно счел заявленные к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области требования не подлежащими удовлетворению.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Доводы, приведенные Администрацией сельского поселения Соколовское Солнечногорского района Московской области в апелляционной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению ввиду их несостоятельности, поскольку они являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили правильную правовую оценку, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 03 декабря 2013 года по делу N А41-47670/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
М.А.НЕМЧИНОВА
Судьи
Е.А.МИЩЕНКО
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)