Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 28.01.2015 N 25-АПГ14-6

Разделы:
Земли особо охраняемых территорий и их объектов; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 января 2015 г. N 25-АПГ14-6


Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Александрова В.Н., Горчаковой Е.В.
при секретаре Акулове Д.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Тенчурина Д.Р. о признании недействующим в части постановления Правительства Астраханской области от 6 декабря 2010 г. N 532-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов на территории Астраханской области" по апелляционной жалобе Тенчурина Д.Р. на решение Астраханского областного суда от 9 октября 2014 г., которым отказано в удовлетворении заявления.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Тенчурин Д.Р. обратился в Астраханский областной суд с заявлением о признании недействующим постановления Правительства Астраханской области от 6 декабря 2010 г. N 532-П в части утверждения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> в размере <...> рублей.
Решением Астраханского областного суда от 9 октября 2014 г. в удовлетворении заявления Тенчурина Д.Р. отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, заявление удовлетворить. В обоснование своих доводов указывает на применение ненадлежащего метода определения кадастровой стоимости земельного участка, наличие кадастровой ошибки и необходимость ее исправления с учетом вступившего в законную силу решения Астраханского арбитражного суда от 7 мая 2014 г. об изменении кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка на рыночную и стоимости его удельного показателя.
В возражениях Правительство Астраханской области просит оставить без изменения обжалуемое решение суда, как законное, обоснованное, вынесенное при правильном применении норм материального права и норм процессуального права.
Прокуратура Астраханской области также представила возражения, в которых не соглашается с доводами апелляционной жалобы и просит оставить решение суда без изменения.
В судебное заседание заявитель, представители Правительства Архангельской области, федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Астраханской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, регулируются Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 28 Закона о государственном кадастре недвижимости ошибкой в государственном кадастре недвижимости является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (кадастровая ошибка в сведениях).
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Закона о государственном кадастре недвижимости кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 названного Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки (пункт 5 статьи 28 Закона о государственном кадастре недвижимости).
Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
В случае изменения характеристик земельного участка, влияющих на кадастровую стоимость (отнесение земельного участка к другой категории земель, изменение вида разрешенного использования земельного участка или уточнение площади земельного участка), определение кадастровой стоимости проводится в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 г. N 222.
Согласно пункту 2.1.7 Методических указаний в случае образования нового земельного участка или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в составе земель особо охраняемых территорий и объектов, отнесенных Методическими указаниями к первой или второй группе, а также в случае перевода земельного участка в состав земель особо охраняемых территорий и объектов указанных групп кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) (в случае отсутствия - субъекта Российской Федерации) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель особо охраняемых территорий и объектов первой или второй групп на площадь земельного участка.
Как следует из материалов дела, постановлением главы муниципального образования "Приволжский район" Астраханской области от 20 августа 2001 г. N 828 Тенчурину Д.Р. предоставлено в бессрочное (постоянное) пользование из категории земель особо охраняемых территорий земельный участок площадью <...>, расположенный в 1,7 км юго-западнее с. <...>, по левому берегу р. Волги, для рекреационных целей под базу отдыха.
Тенчурин Д.Р. обратился в кадастровый орган с заявлением о проведении государственного кадастрового учета указанного земельного участка.
На основании представленных заявителем межевых документов (описание земельного участка, план земельного участка) в отношении указанного земельного участка внесены изменения сведений в государственный кадастровый учет. Постановлением главы муниципального образования "Приволжский район" Астраханской области от 12 октября 2004 г. N 848 земельный участок с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м предоставлен Тенчурину Д.Р. в собственность под базу отдыха.
Постановлением от 6 декабря 2010 г. N 532-П Правительство Астраханской области утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов на территории Астраханской области.
Принятию указанного постановления предшествовали проведение государственной кадастровой оценки земель, составление отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков, его проверка и утверждение результатов, опубликованных 16 декабря 2010 г. в издании "Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области", N 54.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что установленный законодательством порядок оценки земель особо охраняемых территорий в Астраханской области соблюден, является правильным.
Реализуя свое право на установление рыночной стоимости земельного участка, предусмотренное частью 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Тенчурин Д.Р. в 2014 году обратился в арбитражный суд с заявлением.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Астраханской области от 7 мая 2014 г. кадастровая стоимость принадлежащего Тенчурину Д.Р. земельного участка установлена равной его рыночной стоимости в размере <...> рублей.
В ходе проведения кадастровых работ по уточнению местоположения границ и площади земельного участка кадастровым инженером выявлена кадастровая ошибка.
Кадастровая ошибка по заявлению Тенчурина Д.Р. исправлена 5 июня 2014 г. на основании решения Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) N 3015/116/201426606.
Принимая во внимание, что федеральным законодательством установлена соответствующая процедура устранения кадастровой ошибки и данная процедура проведена, суд обоснованно пришел к выводу, что оснований для признания недействующим оспариваемого нормативного правового акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердившего результаты государственной кадастровой оценки земель, не имеется.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда, они приводились в заседании суда первой инстанции, в том числе довод о применении ненадлежащего метода определения государственной кадастровой стоимости земельного участка, и им дана надлежащая правовая оценка.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 327, 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Астраханского областного суда от 9 октября 2014 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Тенчурина Д.Р. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)